"hалаха ле-Моше ми-Синай" ("закон от Моше с Синая")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
'''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6; </ref>
 
 +
{{также|Галаха}}
-
== Неоднозначность источника ==
+
'''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6.</ref>
 +
== Классификация заповедей ==
-
Однако иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта<ref>Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7</ref>. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд<ref>Шабат 1:3.</ref> называет его "закон от Моше с Синая".
+
См. [[Деорайта#Классификация заповедей]]
-
В агаде, приведённой в Талмуде<ref>Менахот, 29б</ref>, рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".
+
{{также|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}}
 +
== Законы, относящиеся к этой категории ==
-
К законам от Моше с Синая относятся правила написания свитка Торы<ref>Софрим, 1</ref>
+
К законам от Моше с Синая относятся, в частности:
 +
* правила написания [[свитка Торы]]<ref>Софрим, 1</ref>,
 +
* величины единиц длины, веса, объёма, а также размеры некоторых предметов, требуемые hалахой,
 +
* законы [[тфилин]],
 +
* законы [[шхиты]],
 +
* некоторые законы отделения [[пеа]] и [[килаим]],
 +
* и многие другие<ref>Шабат, 28б; предисловие Рамбама к Мишне</ref>.
-
{{также|Деорайта|Дерабанан}}
+
== Неоднозначность источника ==
-
== Классификация заповедей ==
+
Иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта<ref>Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7</ref>. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд<ref>Шабат 1:3.</ref> называет его "закон от Моше с Синая".
-
См. [[Деорайта#Классификация заповедей]]
+
В агаде, приведённой в Талмуде<ref>Менахот, 29б</ref>, рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".
-
 
+
{{также|Деорайта|Дерабанан}}
-
 
+
-
{{также|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}}
+
== Источники ==
== Источники ==
Строка 40: Строка 46:
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".]
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".]
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9C%D7%9B%D7%94_%D7%9C%D7%9E%D7%A9%D7%94_%D7%9E%D7%A1%D7%99%D7%A0%D7%99 hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)]
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9C%D7%9B%D7%94_%D7%9C%D7%9E%D7%A9%D7%94_%D7%9E%D7%A1%D7%99%D7%A0%D7%99 hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)]
 +
 +
== Примечания ==
 +
<references/>
<references/>
[[Категория:Устный Закон]]
[[Категория:Устный Закон]]

Текущая версия на 08:19, 28 мая 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 27/06/2011



См. также статью: Галаха

hалаха ле-Моше ми-Синай (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные деорайта, но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.[1]

Содержание

Классификация заповедей

См. Деорайта#Классификация заповедей

Законы, относящиеся к этой категории

К законам от Моше с Синая относятся, в частности:

  • правила написания свитка Торы[2],
  • величины единиц длины, веса, объёма, а также размеры некоторых предметов, требуемые hалахой,
  • законы тфилин,
  • законы шхиты,
  • некоторые законы отделения пеа и килаим,
  • и многие другие[3].

Неоднозначность источника

Иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта[4]. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд[5] называет его "закон от Моше с Синая".

В агаде, приведённой в Талмуде[6], рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".

См. также статьи: Деорайта, Дерабанан

Источники

Примечания

  1. Например, Мишна Пеа, 2:6.
  2. Софрим, 1
  3. Шабат, 28б; предисловие Рамбама к Мишне
  4. Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7
  5. Шабат 1:3.
  6. Менахот, 29б
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация