"hалаха ле-Моше ми-Синай" ("закон от Моше с Синая")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 06:49, 27 июня 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 27/06/2011



hалаха ле-Моше ми-Синай (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные деорайта, но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.[1]


Неоднозначность источника

Однако иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта[2]. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд[3] называет его "закон от Моше с Синая".

В агаде, приведённой в Талмуде[4], рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".

К законам от Моше с Синая относятся правила написания свитка Торы[5]

См. также статьи: Деорайта, Дерабанан

Классификация заповедей

См. Деорайта#Классификация заповедей


Источники

  1. Например, Мишна Пеа, 2:6;
  2. Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7
  3. Шабат 1:3.
  4. Менахот, 29б
  5. Софрим, 1
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация