"hошаана Раба"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (консолидация)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{О_статье
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  = Raphael
| АВТОР1  = Raphael
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 14: Строка 15:
-
'''"hошаана́ Раба́"''' (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה,  "Ошана Раба", "большая hошана", "Великая Осанна") – седьмой день праздника [[Суккот]], [[последний день холь hа-моэд]].  Это последний день, когда исполняются заповеди о [[сукка|суке]] и о «четырех видах растений».
+
'''"hошаана́ Раба́"''' (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה - "большая hошана"), "Великая Осанна" – седьмой день праздника [[Суккот]], последний день [[холь hа-моэд]], когда исполняются заповеди о [[сукка|сукке]] и о «четырех видах растений».
-
Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день читают несколько Ошанот, возносят ветки аравы, также называемые Гошанот, и обходят свиток Торы.
+
Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день в [[Шахарит|утренней службе]] читают сразу все [["hошанот"]] (распределенные, во время предшествующих дней Суккота, по одной на каждый день), а также проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава").
-
 
+
-
в который все хоша‘нот произносят во время одной службы, а также особая церемония произнесения хоша‘на, совершаемая в этот день. День Хоша‘на Рабба воспринимался как граница между сезонами: временем без дождей и дождливой зимой. Считалось, что в этот день в высших сферах выносят решение о том, сколько выпадет дождей в грядущем году.  
+
 +
День "hошаана Раба" воспринимается как граница между сезонами: кончается летнее время без дождей и начинается зима - которая, для успеха сельского хозяйства, должна быть максимально дождливой . Еврейская традиция относит к этому дню выносение в высших сферах решения о том, сколько выпадет дождей в грядущем году - и поэтому молитву о дожде.
== Обоснование праздника ==
== Обоснование праздника ==
-
Хотя [[Тора]] никак не выделяет Гошана Раба из числа дней [[хол гамозд]], издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер.
+
Хотя [[Тора]] никак не выделяет "hошаана Раба" из числа дней [[холь hа-моэд]], издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер.
-
К пророкам Захарие, Хаггаю и Малахи восходит обычай возносить с молитвой ветви аравы, а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами. Ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь.
+
Традиция относит к [[пророк]]ам начала [[Второго Храма]] (Захарии, Хаггаю и Малахи) установление обычая возносить с молитвой ветви "[[арава]]", а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами, - ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь.
-
== Обычаи праздника ==
+
== В традиции Каббалы ==
-
Принято бодрствовать всю ночь перед Oшана Раба, читать [[Тикун]] (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года) и учить Книгу [[Дварим]]. В эту ночь завершают чтение Книги [[Тегилим]] (Псалмов). Многие Бoгобоязненные люди на рассвете окунаются в [[миква|микву]].
+
В текстах [[Хасидей Ашкеназ]] и в книге [[Зоhар]] "hошаана Раба" трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день [[Рош hа-Шана]], согласно этому мнению, не завершается в [[Йом-Киппур]], а продолжается; в "hошаана Раба", по образному выражению книги Зоhар, «последние записки выносят из дома Царя», то есть суд завершается.  
-
В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в [[Йом Кипур]].
+
Поэтому обычаи "hошаана Раба" отчасти напоминают [[Йом Кипур]]; и в этот день особенно важны раскаяние и [[молитва]].
-
В большинстве [[сефард]]ских общин молитвы в Oшана Раба не отличаются от обычных молитв в хол гамоэд.
+
-
В [[ашкеназ]]ских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в Псукей Дезимра, читаемые перед молитвой [[Шахарит]], включают все Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам, кроме Псалма «...песнь субботнего дня» (его произносят только в [[Шаббат]] и в праздники, установленные Торой – дни, когда в Храме приносились только общественные жертвы [но не жертвы частных лиц]). Вместо него читают «Благодарственный псалом».
+
== Обычаи праздника ==
 +
В средние века в общинах Европы возник обычай выходить в полночь Хошана Рабба на улицу и при свете луны пытаться увидеть собственную тень: отсутствие тени считалось признаком близкой смерти, а ее ущербность — болезни. В те времена в Европе это [[Суеверие|суеверие]] было распространено даже среди неевреев.  
-
Однако многие считают нужным произносить «...песнь субботнего дня» и в Oшана Раба, и обычай этот весьма распространен.
+
В новое время в виде дани обычаю принято посвящать эту ночь учению, с этой целью устраивают лекции и обсуждения. Для этого дня существует специальный "Тикун" (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года).
-
Кроме того, пропускают отрывок Нешмат Кол Хай («Душа всего живого»), ибо Oшана Раба все же не настоящий йом тов. Однако некоторые произносят и этот отрывок. Каждый человек должен следовать в этом вопросе обычаю своих отцов.
+
В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в [[Йом Кипур]].
-
После Галлеля (или после [[Мусаф]]а) произносят Oшана в том порядке, который указан в молитвенниках, и семь раз обходят вокруг свитка Торы. Дойдя до слов «Ответь верным», собравшиеся откладывают [[лулав]] и [[этрог]] и берут в руки араву, завершая Oшанот.
+
В большинстве [[сефард]]ских общин молитвы в "hошаана Раба" не отличаются от обычных молитв в [[холь hа-моэд]]. В [[ашкеназ]]ских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в [[Псукей Де-Зимра]], читаемые перед молитвой [[Шахарит]], включают также и те Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам.
-
В Мусафе читают (согласно ашкеназскому обычаю) полную молитву [[Кдуша Раба]], не сокращая ее, как в другие дни [[хол гамоэд]].
+
После [["hалель"]] (или после [[Мусаф]]а) произносят "hошанот", и семь раз обходят вокруг [["бима"]]. После этого проводят особую церемонию произнесения [["hошанот"]] с ветками ивы ("арава").
-
В этот день устраивают праздничную трапезу и стараются не совершать даже той работы, которая дозволена в хол гамоэд.
+
По некоторым обычаям устраивают праздничную трапезу.
-
== Суть праздника ==
+
== Источники ==
-
 
+
-
 
+
-
В Ошана Раба на Небесах «закрываются» все личные дела, начатые в [[Рош Ха-Шана]]. Когда в Рош Ха-Шана и [[Йом Кипур]] все живые существа предстают перед Судом, их дела рассматриваются каждое отдельно. В [[Сукот]] Всeвышний судит весь мир сразу, решая, сколько дождя выпадет в этом году, сколько плодов принесут деревья, каким будет урожай.
+
-
 
+
-
В седьмой день праздника, Ошана Раба, окончательный приговор скрепляется печатью. А поскольку жизнь человека зависит от обилия воды больше, чем от чего бы то ни было другого, Oшана Раба отчасти напоминает [[Йом Кипур]].
+
-
 
+
-
Как и в Йом Кипур, в этот день особенно важны раскаяние и [[молитва]].
+
 +
{{ElevenCopyRight|15463|Хоша‘на Рабба}}
{{Еврейские праздники}}
{{Еврейские праздники}}
-
 
[[Категория:Календарь и праздники]]
[[Категория:Календарь и праздники]]
 +
[[Категория:Литургия, молитвы и благословения]]

Текущая версия на 20:44, 27 сентября 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Raphael
Дата создания: 25/09/2011


"hошаана́ Раба́" (הוֹשַׁעְנָה רַבָּה - "большая hошана"), "Великая Осанна" – седьмой день праздника Суккот, последний день холь hа-моэд, когда исполняются заповеди о сукке и о «четырех видах растений».

Он назван "hошаана Раба" так потому, что в этот день в утренней службе читают сразу все "hошанот" (распределенные, во время предшествующих дней Суккота, по одной на каждый день), а также проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава").

День "hошаана Раба" воспринимается как граница между сезонами: кончается летнее время без дождей и начинается зима - которая, для успеха сельского хозяйства, должна быть максимально дождливой . Еврейская традиция относит к этому дню выносение в высших сферах решения о том, сколько выпадет дождей в грядущем году - и поэтому молитву о дожде.

Содержание

Обоснование праздника

Хотя Тора никак не выделяет "hошаана Раба" из числа дней холь hа-моэд, издавна существовали обычаи, отличающие этот день и придающие ему особый, праздничный характер.

Традиция относит к пророкам начала Второго Храма (Захарии, Хаггаю и Малахи) установление обычая возносить с молитвой ветви "арава", а после этого стряхивать с ветвей листья. При этом не произносят благословения, как делают, исполняя заповедь, установленную мудрецами, - ибо было с самого начала определено: это обычай, а не заповедь.

В традиции Каббалы

В текстах Хасидей Ашкеназ и в книге Зоhар "hошаана Раба" трактуется как день окончательного суда, который Бог вершит над сотворенным миром. Суд, начинающийся в день Рош hа-Шана, согласно этому мнению, не завершается в Йом-Киппур, а продолжается; в "hошаана Раба", по образному выражению книги Зоhар, «последние записки выносят из дома Царя», то есть суд завершается.

Поэтому обычаи "hошаана Раба" отчасти напоминают Йом Кипур; и в этот день особенно важны раскаяние и молитва.

Обычаи праздника

В средние века в общинах Европы возник обычай выходить в полночь Хошана Рабба на улицу и при свете луны пытаться увидеть собственную тень: отсутствие тени считалось признаком близкой смерти, а ее ущербность — болезни. В те времена в Европе это суеверие было распространено даже среди неевреев.

В новое время в виде дани обычаю принято посвящать эту ночь учению, с этой целью устраивают лекции и обсуждения. Для этого дня существует специальный "Тикун" (сборник молитв и отрывков из Торы, составленный для чтения в тот или иной день года).

В этот день надевают праздничные одежды, причем некоторые придерживаются обычая одеваться, как в Йом Кипур, в белое, и зажигать огарки свечей, не догоревших в Йом Кипур.

В большинстве сефардских общин молитвы в "hошаана Раба" не отличаются от обычных молитв в холь hа-моэд. В ашкеназских общинах в молитву вносятся некоторые изменения: в Псукей Де-Зимра, читаемые перед молитвой Шахарит, включают также и те Псалмы, которые принято читать только по субботам и праздникам.

После "hалель" (или после Мусафа) произносят "hошанот", и семь раз обходят вокруг "бима". После этого проводят особую церемонию произнесения "hошанот" с ветками ивы ("арава").

По некоторым обычаям устраивают праздничную трапезу.

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Хоша‘на Рабба в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация