Кирсанов, Семен Исаакович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на ej:Кирсанов, Семен Исаакович)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Кирсанов, Семен Исаакович]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Писатель
+
-
| Имя              = Семён Крисанов
+
-
| Оригинал имени  =
+
-
| Фото            =
+
-
| Ширина          =
+
-
| Подпись          =
+
-
| Имя при рождении =
+
-
| Псевдонимы      =
+
-
| Дата рождения    = {{ДатаРождения|18|9|1906|5}}
+
-
| Место рождения  = {{МестоРождения|Одесса|в Одессе}}
+
-
| Дата смерти      = 10.12.1972
+
-
| Место смерти    = Москва
+
-
| Гражданство      = {{Флагификация|СССР}}
+
-
| Род деятельности = поэт
+
-
| Годы активности  =
+
-
| Направление      = [[футуризм]]
+
-
| Жанр            =
+
-
| Язык произведений= русский
+
-
| Дебют            =
+
-
| Премии          = {{Сталинская премия}}
+
-
| Награды          =
+
-
| Lib              =
+
-
| Сайт            =
+
-
| Викитека        =
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Семён Исаа́кович Кирса́нов''' (настоящая фамилия '''Кортчик'''; 5 ([[18 сентября|18]]) сентября [[1906]], [[Одесса]] — [[10 декабря]] [[1972]], [[Москва]]) — русский советский [[поэт]].
+
-
 
+
-
== Биография и литературная деятельность ==
+
-
 
+
-
Родился в [[Одесса|Одессе]], в семье портного.
+
-
 
+
-
Начал печататься в 1922 г.
+
-
 
+
-
В 1925 г. окончил филологический факультет Одесского института народного образования.
+
-
 
+
-
Футурист, ученик [[Маяковский, Владимир Владимирович|Маяковского]] и [[Хлебников, Велимир|Хлебникова]]. Участник объединения "Юго-Леф". В 1926 г. переселился в Москву. Вступил в [[ЛЕФ]]. Первые книги — «Прицел» ([[1926]]), «Опыты» ([[1927]]), поэма «Моя именинная»([[1928]]). Наиболее известное раннефутуристическое стихотворение «Мэри — наездница» и «Буква эР». После разгрома русского [[футуризм]]а долгое время находился в кризисе, пытаясь вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой [[чахотка|чахотки]], написал лиричную футуристическую исповедь «Твоя поэма»(1937).
+
-
В своей поэтической и публицистической деятельности находился под влиянием В. Маяковского и Н. Асеева. В начале 1930-х гг. пишет много агитационных стихов на тему советского строительства (сб. «Строки стройки», 1930; «Стихи в строю», «Ударный квартал» — оба 1932; поэмы «Пятилетка», 1931, «Актив», 1933, и др.).
+
-
 
+
-
Написал «Товарищ [[Маркс, Карл|Маркс]]» ([[1933]]). Менее удачны предвоенная «Золушка» и военная [[Поэзия|поэтическая]] повесть «Макар Мазай» ([[1947]]—[[1950]]).
+
-
 
+
-
=== Военные годы ===
+
-
 
+
-
Автор антифашистской поэмы «Война — чуме!» (1937), Кирсанов в годы Второй мировой войны был корреспондентом армейских газет, руководителем бригады, выпускавшей «Окна ТАСС», автором солдатского лубка «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата». В 1945 г. присутствовал на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими преступниками и освещал его в прессе.
+
-
 
+
-
=== Послевоенные годы ===
+
-
 
+
-
После войны вышли его книги:
+
-
* «Чувство нового»
+
-
* «Советская жизнь»
+
-
* «Товарищи стихи»
+
-
Также опубликовал поэмы «Эдем» и «[[Матросов, Александр Матвеевич|Александр Матросов]]» ([[1946]]).
+
-
 
+
-
[[1951]] — лауреат [[Сталинская премия|Сталинской премии]]  третьей    степени    за    поэму      "Макар  Мазай" , но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза писателей ([[1954]]) высту­пил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на фантазию в лири­ческих произведениях.
+
-
 
+
-
В годы «хрущёвской оттепели» снова стал печататься уже как признанный мэтр поэзии. Поэма «Вершина» ([[1954]]) была подвергнута резкой критике за формализм (страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в ярость асонансные рифмы типа ''«над Индией — заиндевел»'', хотя речь шла о штурме вершины «[[Пик Исмаила Самани|Пик коммунизма]]» советскими [[альпинист]]ами. Вышли в свет «Поэма поэтов» и «Следы на песке» (популярным становится стихотворение на музыку [[Таривердиев, Микаэл Леонович|Таривердиева]] «У тебя такие глаза, как у самых новых машин…») — значимые явления в русской лирике второй половины [[XX век]]а. Философская поэма "Однажды завтра" (1962).
+
-
Продолжал отстаивать право на словотворчество («Свояси»), навлекая на себя огонь критики и недружественные [[эпиграмма|эпиграммы]]. «Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в приготовительном классе…». Отвечая своим критикам, поэт восклицал:
+
-
::: Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.
+
-
::: А вы меня упрекаете в неосторожности!
+
-
 
+
-
Публикует в журнале «Наука и жизнь» свои [[палиндром]]ы. В советское время палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.
+
-
 
+
-
В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы «Зеркала» и «Дельфиниада». Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно остается отпечаток тех, кто смотрелся в них.
+
-
 
+
-
Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова «Эти летние дожди» из последнего цикла «Больничная тетрадь». Вопреки ранненигилистическим установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.
+
-
 
+
-
Умер в больнице от рака горла.
+
-
 
+
-
== Особенности творчества и его влияние на современников ==
+
-
 
+
-
На протяжении всего творчества поэзию Кирсанова отличало тяготение к фантастике и сказочности («Поэма о Роботе», 1934; «Золушка», 1936; «Сказание про царя Макса-Емельяна...», 1964, и др.). Он использовал для создания аллегорических образов фольклорные, мифологические, а также библейские мотивы и сюжеты (поэма «Эдем», 1945). Его увлечение экспериментом, словесной игрой, омонимическими рифмами, виртуозной техникой версификации (венок сонетов «Весть о мире», 1945; стихотворение «Черновик», 1956; сборник «Искания. Стихи и поэмы 1923–1965», 1967) нередко вызывало в советской критике упреки в формализме. Как «политически незрелую» она расценила и философско-лирическую поэму «Семь дней недели» (1956), в которой Кирсанов восставал против привилегий для партийной бюрократии.
+
-
 
+
-
Кирсанов также много переводил [[Арагон, Луи|Луи Арагона]], [[Неруда, Пабло|Пабло Неруду]], [[Хикмет, Назым|Н. Хикмета]] и других поэтов. Широко применял в стихах [[анаграмма|анаграмму]], [[палиндром]], [[словотворчество]]. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых шестидесятников [[Вознесенский, Андрей Андреевич|А. Вознесенского]], [[Ахмадулина, Белла Ахатовна|Б. Ахмадулину]], [[Евтушенко, Евгений Александрович|Е. Евтушенко]], [[Мориц, Юнна Петровна|Ю. Мориц]], [[Рождественский, Роберт Иванович|Р. Рождественского]]. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский поэт [[Ладыгин, Николай Иванович (поэт)|Николай Ладыгин]]. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике основателя метаметафоризма [[Кедров, Константин Александрович|Кедрова]]. Именно Кирсанов изобрёл стремительный ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую половину [[XX век]]а.
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
 
+
-
Его поэзия часто аллегорична, он связывает актуальные политические темы с фи­лософскими и историческими, комические и игровые элементы — с серьёзным замыслом.
+
-
 
+
-
{{конец цитаты|источник=[[Вольфганг Казак]]}}
+
-
 
+
-
{| width=70%
+
-
|
+
-
<center>'''АД'''</center>
+
-
<pre>
+
-
 
+
-
                        Иду
+
-
                        в аду.
+
-
                      Дороги -
+
-
                      в берлоги,
+
-
                    топи, ущелья
+
-
                    мзды, отмщенья.
+
-
                  Врыты в трясины
+
-
                  по шеи в терцинах,
+
-
                губы резинно раздвинув,
+
-
                одни умирают от жажды,
+
-
              кровью опившись однажды.
+
-
              Ужасны порезы, раны, увечья,
+
-
            в трещинах жижица человечья.
+
-
            Кричат, окалечась, увечные тени:
+
-
          уймите, зажмите нам кровотеченье,
+
-
          мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,
+
-
        к вам, на земле, мы приходим и снимся.
+
-
        Выше, спирально тела их, стеная, несутся,
+
-
      моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.
+
-
      Огненный ветер любовников кружит и вертит,
+
-
    по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.
+
-
    За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,
+
-
  надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.
+
-
  Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?
+
-
И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?
+
-
 
+
-
Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!
+
-
  К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.
+
-
  Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,
+
-
    он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.
+
-
    Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.
+
-
      Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!
+
-
      О, пытки моей беспощадная ежедневность!
+
-
        Слежу, осужденный на вечную ревность.
+
-
        Ревную, лететь обреченный вплотную,
+
-
          вдыхать их духи, внимать поцелую.
+
-
          Безжалостный к грешнику ветер
+
-
            за ними волчком меня вертит
+
-
            и тащит к их темному ложу,
+
-
              и трет меня об их кожу,
+
-
              прикосновенья — ожоги!
+
-
                Нет обратной дороги
+
-
                в кружащемся рое.
+
-
                  Ревнуй! Эти двое
+
-
                  наказаны тоже.
+
-
                    Больно, боже!
+
-
                    Мука, мука!
+
-
                      Где ход
+
-
                      назад?
+
-
                        Вот
+
-
                        ад.
+
-
</pre>
+
-
|
+
-
|}
+
-
 
+
-
== Сочинения ==
+
-
 
+
-
* Прицел, 1926
+
-
* Моя именинная, 1928
+
-
* Золушка, 1935
+
-
* Три поэмы, 1937
+
-
* Небо над Родиной // «Октябрь», 1947, №8 (военная поэма)
+
-
* Макар Ма­зай, 1951 (поэма о стахановце, получила [[Сталинская премия|Сталинскую премию третьей степени]])
+
-
* Товарищи стихи, 1953
+
-
* Семь дней недели // «Новый мир», 1956, №9 (поэма)
+
-
* Однажды завтра, 1964
+
-
* Книга лирики, 1965
+
-
* Искания, 1967
+
-
* Зеркала, 1970, 2-е изд. — 1972
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* {{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
* [http://www.litera.ru/stixiya/authors/kirsanov.html Семен Кирсанов. Стихи]
+
-
* [http://snz.vega-int.ru/Html/litra/10/kirsas/POBOT.htm Семен Кирсанов. ПОЭМА О РОБОТЕ]
+
-
* [http://www.kreschatik.nm.ru/coll/kirsanov.htm Семен Кирсанов. ПОСЛЕДНИЙ СОВРЕМЕННИК. Поэма ''(не издавалась с 1930 года)'']
+
-
* [http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1974 Семён Кирсанов читает 8 стихотворений, mp3]
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
{{ElevenCopyRight|12089|КИРСАНОВ Семен Исаакович}}
+

Текущая версия на 21:41, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Кирсанов, Семен Исаакович
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация