Ѓалеви, Иеhуда

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(Биография)
(Перенаправление на ej:Ѓалеви, Иеhуда)
 
(20 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Ѓалеви, Иеhуда]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=20/11/2010
+
-
}}
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Философ
+
-
|имя            = Иеhуда Галеви
+
-
|изображение    =
+
-
|размер          =
+
-
|подпись        =
+
-
|имя при рождении=
+
-
|оригинал имени  = {{lang-he|יהודה הלוי}}
+
-
|дата рождения  = ок. [[1075]]
+
-
|место рождения  = [[Тудела]]?, [[Испания]]
+
-
|дата смерти    = {{ДатаСмерти|||1141}}
+
-
|место смерти    = [[Египет]]
+
-
|школа          =
+
-
|период          =
+
-
|направление    =
+
-
|интересы        =
+
-
|идеи            =
+
-
|предшественники =
+
-
|последователи  =
+
-
|гражданство    =
+
-
|сайт            =
+
-
}}
+
-
'''Иеhуда Галеви''' ({{lang-he|יהודה הלוי}}, ок. [[1075]], [[Тудела]]?, [[Испания]] — [[1141]], [[Египет]]) — средневековый [[евреи|еврейский]] [[поэт]] и [[философ]], автор книги "Кузари".
+
-
{{История иудаизма|Иеhуда Галеви=|1075|66}}
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
 
+
-
=== Жизнь в Испании  ===
+
-
Раби Иеhуда Галеви родился до 1075 года , в городе Тудела на севере Испании, в образованной и богатой семье , получил разностороннее еврейское и арабское образование. был учеником толкователя Торы и законоучителя раби Ицхака [[Альфаси, Иеhуда|Альфаси]].Покинул в юности родной город, перебрался в Гранаду — в то время один из крупных еврейских культурных центров, — где завязал дружеские отношения с братьями [[Ибн Эзра , Иеhуда|Ибн Эзра ]]и вошел в круг виднейших представителей так называемого золотого века еврейской культуры в мусульманской Испании. Среди многочисленных дружеских связей Иеhуды Галеви его дружба с Аврахамом Ибн Эзрой была особенно тесной и продолжительной. В своих комментариях к Торе Авраам Ибн Эзра многократно цитирует Иеhуду Галеви.
+
-
 
+
-
Вторжение Альморавидов (после 1090 г.) положило конец благополучному для евреев Андалусии периоду, и Иеhуда Галеви покинул Гранаду. В дальнейшем его жизнь проходила в постоянных странствиях, во время которых он завязал отношения со многими видными людьми своего времени, как евреями, так и неевреями. Некоторое время Иеhуда Галеви жил в Толедо, занимаясь врачебной практикой (по-видимому, на службе у короля Альфонсо VI). В 1108 г. христианскими солдатами был убит покровитель и благодетель Иеhуды Галеви Шломо ибн Фарузиэль, достигший высокого положения при дворе; Иеhуда Галеви покинул Толедо и, по-видимому, вновь начал странствовать. Жил в Севилье, Лусене и, очевидно, продолжительное время в Кордове. Слава Иеhуды Галеви продолжала распространяться, и круг его почитателей и друзей, многим из которых он посвящал свои стихи, непрерывно увеличивался. Медицинская практика и торговые связи Иеhуды Галеви с еврейскими купцами в Египте обеспечивали его материальное благополучие. Он принимал активное участие в делах еврейских общин и помогал в сборе денег для выкупа евреев, захваченных в плен иноверцами.
+
-
 
+
-
=== Переселение в Страну Израиля ===
+
-
 
+
-
Страстным желанием Иеhуды Галеви было переселение в Страну Израиля. Оно сформировалось под воздействием целого ряда обстоятельств — осознания невозможности безопасного существования евреев в галуте, политических соображений, жажды позитивного искупительного акта, мессианских чаяний, охвативших Иеhуду Галеви после того, как однажды ему было видение, что избавление придет в 4890 (1130) г. Решение Иеhуды Галеви о переселении в Эрец-Исраэль подкреплялось его собственным философским учением о связи Бога Израиля с народом Израиля и Страной Израиля.
+
-
+
-
Осуществление этого решения было связано с огромными трудностями: помимо опасностей, сопряженных с длительным путешествием, и тяжелых жизненных условий в стране, бывшей тогда под властью крестоносцев, Иехуде ха-Леви предстояло преодолеть свою привязанность к единственной дочери и зятю, ученикам и многочисленным друзьям, отказаться от почета и высокого положения, которых он достиг в Испании. Преодолев колебания и отвергнув увещевания друзей, Иеhуда Галеви отправился в путь и 24 элула (8 сентября) 1140 г. прибыл в Александрию; спустя несколько месяцев Иеhуда Галеви приехал в Каир и остановился у своего друга, еврейского купца Халфона hа-Леви. Дружеский прием и почет, которым поклонники окружили Иеhуду Галеви, задерживали отъезд, так что он начал опасаться, что умрет, не достигнув цели. Считалось, что эти опасения сбылись, так как корабль, на который сел Иехуда ха-Леви, чтобы плыть из Александрии в Эрец-Исраэль, задержался из-за непогоды, и поэт умер в Египте, прожив там шесть месяцев. Согласно позднейшей публикации, этот корабль покинул Александрию, но отплыл ли на нем Иеhуда Галеви, осталось неизвестным. По общераспространенному преданию, впервые упоминаемому в «Шалшелет hа-каббала» («Цепь предания», Венеция, 1587) Гдалии бен Иосефа ибн Яхья (1515–78), поэт достиг Иерусалима, и в тот момент, когда он целовал камни священного города, распевая свою элегию «Сион, неужто ты не спросишь...» («Цион хало тиш’али...»), его растоптал конь сарацина. Однако эта легенда ничем не подтвердена.
+
-
Из опублекованных недавно отрывков, найденных в Каирской генизе, видно, что он  умер в Дамаске.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Поэзия ==
+
-
 
+
-
Сохранилось около 800 поэтических произведений Иеhуды Галеви, написанных в традициях религиозной и светской испано-еврейской средневековой поэзии, находившейся под влиянием арабского стихосложения тех времен, с одной стороны, и библейского стиля — с другой. В творчестве Иеhуды Галеви эта поэзия достигает своей вершины, поражая виртуозностью, цельностью и совершенством; ее отличительные черты — пластичность и яркость образов, виртуозность и тщательная отделка стиха.
+
-
+
-
Основными мотивами светской поэзии Иеhуды Галеви являются любовь, дружба, вино, скорбь о кончине друзей. В его секулярной поэзии описаны женская красота и страдания влюбленного; в ней содержатся свадебные песни, гимны вину и веселью, цикл стихов о море, размышления о всесилии смерти и т. п. Большинство стихотворений представляет собой виртуозные композиции, использующие мотивы и приемы, общие для всей средневековой арабо-еврейской поэзии, однако, отражая личные переживания поэта, они исполнены глубокой эмоциональности и своеобразия.
+
-
+
-
Среди 350 пиютов (литургических гимнов) Иеhуды Галеви особое место занимает тематический цикл, который может быть назван «Ширей hа-галут» («Песни изгнания»). Глубина религиозного и национального чувства сочетается здесь с образностью поэтических и пророческих книг Библии, что делает «Ширей hа-галут» одним из самых совершенных образцов еврейской поэзии всех времен.
+
-
 
+
-
Наряду с пиютами, вобравшими общенациональный религиозный опыт, поэзия Иеhуды Галеви содержит стихи (главным образом слихот), в которых поэт выражает свои личные религиозные переживания. Эти стихи, уступающие в художественном отношении лишь библейским псалмам, стоят в ряду величайших произведений еврейской религиозной поэзии. Иеhуда Галеви пишет о глубоком благоговении перед Богом, о блаженстве сближения с Ним, пронизывающем все существо поэта, и о бесконечной любви к Богу, озаряющей душу, облегчающей ее страхи и предохраняющей ее от зла.
+
-
 
+
-
Наибольшую славу Иеhуде Галеви снискали его «Ширей Цион» («Сиониды», буквально `Песни Сиона`). Уже сама тема этого цикла, создававшегося на протяжении десятилетий, была новой и необычной в средневековой еврейской поэзии. В «Ширей Цион» находят выражение как страстное стремление поэта в Страну Израиля, так и нерешительность и страх перед тем, что ожидает его там; стихотворения цикла отражают душевное напряжение поэта — противоречие между любовью и страданием, мечтой и реальностью. Иеhуда Галеви видит в переселении в Эрец-Исраэль исполнение Божественной воли, подчинение которой и есть истинная свобода и избавление от рабства в галуте. Многие из стихотворений этого цикла представляют собой описание путешествия поэта в Эрец-Исраэль. Самым известным стихотворением цикла является уже упомянутая элегия «Сион, неужто ты не спросишь /О судьбах узников твоих...» Многие поколения евреев оплакивают разрушение Храма и выражают упование на избавление словами этой элегии, включенной в состав кинот (см. Кина), читаемых в день ава девятого.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Книга Кузари ==
+
-
 
+
-
Свое философское учение Иехуда ха-Леви изложил в написанном по-арабски сочинении «Китаб ал-хиджджа в-ад-далил фи наср ад-дин аз-залил» («Книга доказательства и довода в защиту униженной веры»), переведенном на иврит в середине 12 в. под названием «Сефер hа-hохаха ве-hа-реая ле-hаганат hа-дат hа-бзуя». Однако это сочинение более известно как «Сефер hа-кузари» («Книга хазара»), так как его сюжетной канвой служит обращение в иудаизм хазарского царя (см. Хазария). Книга "Кузари" является не столько систематическим философским трактатом, сколько апологией иудаизма, которой придана форма полемики с аристотелевой философией, а также с христианством и исламом. В первой части сочинения философ-аристотелик, христианин и мусульманин излагают перед хазарским царем свои учения; четыре последующие части представляют собой диалог между царем и евреем, который в конце концов убеждает царя в истинности иудаизма.
+
-
 
+
-
Религиозно-философское учение Иеhуды Галеви основано на идее превосходства непосредственного религиозного опыта над дедуктивным знанием. (При этом Иеhуда Галеви не отрицает полностью спекулятивного познания, признавая, что там, где непосредственный религиозный опыт отсутствует, единственным средством познания является дедукция.) Пророк, непосредственно переживающий присутствие Бога, стоит гораздо ближе к истине, то есть к Богу, нежели философ, знание которого о Боге получено дедуктивным путем, то есть является опосредованным. Миссия пророка — не обучать людей вечным истинам, но наставлять их в делах, творя которые они начинают познавать присутствие Бога. Именно такова цель Торы, и иудаизм является единственной религией, которая стремится наставить людей не в спекулятивных истинах, но в этичных и праведных действиях. Пророческий дар непостижим для ординарного человеческого разума и так же отличается от него, как он сам отличается от разума животных. Дар пророчества является наследственным уникальным достоянием народа Израиля; только через народ Израиля другие народы могут приблизиться к Богу, подобно тому как сам народ Израиля может приблизиться к Богу лишь через своих пророков. Еврейский народ и Земля Израиля в своей совокупности составляют совершенное и единое целое. Связь между ними была прервана, когда избранный народ был изгнан из Земли обетованной, и тем самым была нарушена Божественная цельность человеческой истории. Восстановление этой цельности — задача будущих поколений, однако и в настоящем каждый еврей обретает цельность в стремлении возвратиться на родину.
+
-
+
-
«Кузари» оказала огромное влияние на историческое развитие иудаизма. Особенно популярным сочинение Иеhуды Галеви было в кругах каббалистов  в 13 в. и среди противников аристотелизма в 14–15 вв.; в более позднее время «Кузари» пользовалась признанием у хасидов. Многие еврейские философы 19–20 вв. (Ш. Д. Луццатто, Ф. Розенцвейг, А. И. Кук) видели в «Кузари» наиболее глубокое религиозное понимание специфического характера иудаизма.
+
-
 
+
-
== Творчество ==
+
-
+
-
Творчество Галеви, особенно его светские произведения, как и вся гебраистская поэзия того времени, отмечено влиянием [[арабская литература|арабской литературы]]; это влияние сказывается в [[лиризм]]е, в [[романтизм|романтичности]] образов, в [[Гипербола (риторика)|гиперболических сравнениях]], в тяготении к [[аллегория|аллегорическим намекам]], в [[эпиграмма|эпиграммности]] и в игре слов.
+
-
 
+
-
Арабская поэзия стимулировалась разными изречениями из [[Коран]]а или более древними поэтическими документами, гебраистская — отдельными библейскими фразами или отрывками из [[Библия|Библии]] и произведениями более древней гебраистской поэзии. Постоянная ссылка на библейский текст особенно характерна для гебраистской поэзии того времени, так как [[древнееврейский язык]] уже в течение многих столетий не был разговорным и оставался лишь языком книги.
+
-
 
+
-
Тематика произведений Галеви очень сходна с тематикой арабских поэтов данной эпохи: песни дружбы, любви, хвалебные [[гимн]]ы, [[панегирик]]и знати, [[меценат]]ам, жизнерадостность, национальные песни, траурные песни в память умерших друзей и близких, [[эпиграмма|эпиграммы]], [[загадка|загадки]], шутки. Несмотря на то, что в произведениях Галеви немало трафаретного и книжного, его поэзия не лишена простоты выражений и задушевного лиризма. Галеви писал также религиозные стихи, часть которых канонизирована [[литургия|литургией]].
+
-
 
+
-
Жизнь и деятельность поэта протекала в магометанской части Испании. [[Евреи]] занимали там должности сборщиков податей, полицейских чиновников, служащих и также составляли значительный контингент лиц интеллигентных профессий. Знать и городское население относились к ним враждебно, вели против них борьбу, стремясь вытеснить их из сферы влияния на общую государственную жизнь. Приближение гонений на евреев уже давало себя чувствовать в разных областях жизни страны. В [[1147]]—[[1148]] произошёл государственный переворот — одна [[династия]] сменила другую; начался период сильных гонений евреев.
+
-
 
+
-
Почти в таком же положении находилось еврейское население в [[христианство|христианской]] [[Кастилия|Кастилии]], где евреи играли такую же роль, являясь опорой [[монарх]]а против претензий со стороны городского населения и в особенности знати. Перелом в положении еврейства, занимавшего промежуточную позицию между враждовавшими — монархом, с одной стороны, знатью и городским населением — с другой, конечно отразился на творчестве Галеви: отсюда мотивы беспомощности и безнадёжности в его поэзии. Этим переломом также объясняется обращение поэта к [[утопизм|утопически]]-[[романтизм|романтическому]] идеалу возрождения еврейского народа «на обетованной земле», идеалу, созвучному эпохе крестового рыцарства с его стремлениями в [[Палестина|Палестину]].
+
-
 
+
-
Галеви также написал [[философия|философско]]-[[теология|теологическую]] книгу на арабском языке, более известную в переводе на древнееврейский язык. под заглавием «[[Кузари]]». Это произведение является [[апология|апологией]] [[религия|религии]] в [[неоплатонизм|неоплатоническом]] разрезе и направлено против последователей [[Аристотель|Аристотеля]].
+
-
 
+
-
В «Кузари» Галеви изложил свою историко-философскую националистическую концепцию, сильно влиявшую на средневековую гебраистскую философию, [[теология|теологию]] и [[каббала|каббалу]]. Эта книга была переведена на [[латинский язык]] ([[1660]]), [[испанский язык|испанский]] ([[1663]]), а впоследствии и на [[немецкий язык|немецкий]]. [[Сионизм|Сионистское движение]] нередко пользовалось националистической концепцией Галеви и его националистическими стихами для своих целей. Галеви считается самым крупным гебраистским поэтом послебиблейского периода. Стихи его издавались и переводились почти на все европейские языки. Образ Галеви использован [[Гейне]] в одной из «Еврейских мелодий»<ref>См. [[:s:Иеhуда бен-Галеви (Гейне/Вейнберг)|Иеhуда бен-Галеви]] ({{lang-de|Jehuda ben Halevy}}) в переводе [[Вейнберг, Пётр Исаевич|П.&nbsp;И.&nbsp;Вейнберга]]</ref>. Иеhуда Галеви стал, очевидно, прототипом героя книги «Хазарский словарь» [[Павич, Милорад|Милорада Павича]] — Иуды Халеви.
+
-
 
+
-
В честь Галеви назван [[Иеhуда Галеви (кратер)|кратер]] на [[Меркурий (планета)|Меркурии]].
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Divan etc., [[1901]]—[[1910]], Berlin, hrsg. von H. Brody
+
-
* Al-Chazarî, übers. von H. Hirschfeld, Breslau, [[1885]];
+
-
* Das Buch «Kusari» des J. Halevi, nach dem Texte d. Jehuda-ibn-Tibbon, Cassel, [[1853]]
+
-
* «Cuzary», tr. del árabe por Jehuda Abentibbon y del hebreo por J. Abendana. Publ. A. Bonilla y San Martin, con un apénd. de M. Menendez y Pelayo, [[1910]].
+
-
* Гаркави Р. Иеhуда Галеви. «Восход». [[1881]], IV.
+
-
* Brody H., Studien zu den Dichtungen J. Halevis, Berlin, [[1895]].
+
-
* Neumark D., Geschichte der judischen Philosophie des Mittelalters, I, 510. «Heatid» (на древнееврейском), I, Berlin, [[1908]].
+
-
 
+
-
{{ИТОД|[[М. Винер]]а}}
+
-
 
+
-
{{ЛЭ}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|11695|Иеhуда ха-Леви}}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
{{DEFAULTSORT:Галеви, Иеhуда}}
+
-
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Еврейские философы]]
+
-
[[Категория:Еврейские философы]]
+
-
[[Категория:Поэты на иврите]]
+
-
+
-
[[Категория:Ришоним]]
+
-
[[Категория:Раввины Испании]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[ca:Yehudà ha-Leví]]
+
-
[[cs:Jehuda ha-Levi]]
+
-
[[cy:Jehuda Halevi]]
+
-
[[de:Jehuda ha-Levi]]
+
-
[[en:Judah Halevi]]
+
-
[[es:Yehudah Halevi]]
+
-
[[eu:Yehuda Halevi]]
+
-
[[fa:یهودا هلوی]]
+
-
[[fi:Yehuda Halevi]]
+
-
[[fr:Juda Halevi]]
+
-
[[he:יהודה הלוי]]
+
-
[[hu:Jehuda Halévi]]
+
-
[[id:Judah Halevi]]
+
-
[[ja:イェフダ・ハレヴィ]]
+
-
[[ka:იუდა ჰალევი]]
+
-
[[nl:Jehoeda HaLevi]]
+
-
[[oc:Juda Haleví]]
+
-
[[sk:Jehuda ha-Levi]]
+
-
[[sv:Yehuda Halevi]]
+
-
[[yi:יהודה הלוי]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:48, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Ѓалеви, Иеhуда
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация