Авраам бен-Хия

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Авраам бен-Хия''' ({{lang-he|אברהם בר חייא}}, {{lang-la|Abraham Judaeus}}; [[1065]][[1136]]) — [[евреи|еврейский]] математик и астроном, живший в [[Барселона|Барселоне]]. Латинизированное имя '''Савасорда''', под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей ''сахиб аш-Шурта''.
+
{{Учёный
 +
|Имя                  = Авраам бен-Хия
 +
|Оригинал имени      = אברהם בר חייא
 +
|Фото                =
 +
|Ширина              =
 +
|Подпись              =
 +
|Дата рождения        = 1065?
 +
|Место рождения      = {{МестоРождения|Барселона}}
 +
|Дата смерти          = 1136?
 +
|Место смерти        = {{МестоСмерти|Прованс}}
 +
|Гражданство          =
 +
|Научная сфера        = [[математика]], [[астрономия]]
 +
|Место работы        =
 +
|Учёная степень      =
 +
|Учёное звание        =
 +
|Альма-матер          =
 +
|Научный руководитель =
 +
|Знаменитые ученики  =
 +
|Известен как        =
 +
|Известна как        =
 +
|Награды и премии    =
 +
|Роспись              =
 +
|Ширина росписи      =
 +
|Сайт                =
 +
}}
-
Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» ({{lang-he2|יסוד התבונה ומגדל האמונה}}) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. К сожалению, он него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» ({{lang-he2|חבור המשיחה והתשבורת}}) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» ({{lang-he2|צורת הארץ}}) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» ({{lang-he2|חשבון מהלכות הכוכבים}}).  
+
'''Авраам бен-Хия''' ({{lang-he|אברהם בר חייא}}, {{lang-la|Abraham Judaeus}}; [[1065]]—[[1136]]) — [[евреи|еврейский]] математик и астроном, живший в [[Барселона|Барселоне]]. Латинизированное имя '''Савасорда''', под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей ''сахиб аш-Шурта''. По-видимому, бывал в Южной Франции{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}, так как в его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите{{sfn|M.Margaliot|1973|}}.
 +
 
 +
== Творчество ==
 +
Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на [[иврит]]е, которые пользовались в дальнейшем еврейские философы средневековья, такие как [[Ибн Эзра]] и [[Маймонид]]{{sfn|M.Margaliot|1973|}}{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}. В частности, явился первым автором, описавшим систему [[Птолемей|Птолемея]] на иврите{{sfn|Колетт Сират|2003|p=158}}. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» ({{lang-he2|יסוד התבונה ומגדל האמונה}}) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» ({{lang-he2|חבור המשיחה והתשבורת}} («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение длин и площадей»)) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» ({{lang-he2|צורת הארץ}}) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» ({{lang-he2|חשבון מהלכות הכוכבים}}).
Книга «Размышления о душе» ({{lang-he2|הגיון הנפש}}) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.
Книга «Размышления о душе» ({{lang-he2|הגיון הנפש}}) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.
-
Совместно с [[Платон из Тиволи|Платоном из Тиволи]] в период 1134–1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» [[Клавдий Птолемей|Птолемея]], «Сферика» [[Феодосий|Феодосия]], трактат «О движении звёзд» [[ал-Баттани]].
+
Совместно с [[Платон из Тиволи|Платоном из Тиволи]] в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» [[Клавдий Птолемей|Птолемея]], «Сферика» [[Феодосий|Феодосия]], трактат «О движении звёзд» [[ал-Баттани]].
 +
 
 +
В книге «Свиток открывающего» ({{lang-he2|מגילת המגלה}}) содержаться философское размышления, а также вычисления прихода [[Мессия|мессии]] на основании толкования Библии, особенно [[Книга пророка Даниила|книги Даниила]], а также астрологии{{sfn|Колетт Сират|2003|p=166}}. Мессия ожидался в [[1358 год]]у<ref name="Efron">[http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/01-1/415.htm Авраам бар-Хия Ганаси], [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона]</ref>, в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как [[Бен Гершом, Леви|Леви Бен Гершом]]{{sfn|B. R. Goldstein, D. Pingree|1967|}}.
 +
 
 +
== Математика ==
 +
[[Файл:Avraam ben hiya theorem.JPG|right|thumb|Разрезание круга по Аврааму]]
 +
Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида ''x''<sup>2</sup> - ''ax'' + ''b'' = 0 и оказал влияние на [[Фибоначчи]]. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием<ref name="Complete Dictionary of Scientific Biography">{{cite web|url=http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830900023.html|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=Complete Dictionary of Scientific Biography|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=en}}</ref> и даже становились основными учебниками, особенно «{{lang-la|Liber embadorum}}» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»)<ref name="Complete Dictionary of Scientific Biography">{{cite web|url=http://www.britannica.com/EBchecked/topic/1572/Abraham-bar-Hiyya|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=Encyclopedia Britannica|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=en}}</ref>.
 +
 
 +
В трактате Авраама бен-Хия впервые встречается доказательство связи между площадью круга S  и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как L x R/2 = S. Сейчас это непосредственно вытекает из формул 2πRxR/2 = π R<sup>2</sup>. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами<ref name="Yair Tzaban">{{cite web|url=http://u.cs.biu.ac.il/~tsaban/Circles.html|title=The proof of Rabbi Abraham Bar Hiya Hanasi|author=Boaz Tsaban and David Garber|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-03-28|lang=en}}</ref>. Это доказательство довольно часто цитируется [[Ришоним|ранними комментаторами]] [[Талмуд]]а<ref>Например, [[Тосфот]] {{lang-he|Kama meruba yter al igul rvia}} к Сука, 8А на сайте [http://www.e-daf.com/index.asp?ID=1112&size=1 e-daf]</ref>.
 +
 
 +
Авраам внёс также вклад в теорию музыки<ref name="musicologie">{{cite web|url=http://www.musicologie.org/Biographies/a/abraham_bar_hiyya.html|title=Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi|author=|date=|work=musicology.org|publisher=|accessdate=2011-03-27|lang=fr}}</ref>.
 +
 
 +
== Философия ==
 +
Философия Авраама бен-Хия является смесью [[неоплатонизм]]а и [[аристотелизм]]а, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — [[Тора]], из которой философы будто бы и черпали свои знания{{sfn|Колетт Сират|2003|p=159}}.
 +
 
 +
Авраам бен-Хия утверждает, что материя и форма существовали до сотворения Мира{{sfn|Колетт Сират|2003|p=159}} и отождествляет их с {{lang-he|תוהו ובוהו}} («tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в {{Библия|Быт|1:2}}). Все последующие предметы были созданы в результате актуализации и сочетаний первобытных материи и форм{{sfn|Колетт Сират|2003|p=160}}. На четвёртой ступени иеррахии стоит человек{{sfn|Колетт Сират|2003|p=161}}, а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и [[Галеви, Иехуда|Иехуда Галеви]]. Впрочем, по Аврааму бен-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине{{sfn|Колетт Сират|2003|p=162}}.
 +
 
 +
Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. {{sfn|Колетт Сират|2003|pp=163-165}}.
 +
 
 +
Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются [[реинкарнация|реинкарнации]], неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти{{sfn|Колетт Сират|2003|pp=165-166}}.
 +
 
 +
Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности [[Моше бен Нахман|Нахманида]]<ref name="Efron" />.
== Литература ==
== Литература ==
 +
* Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. ''Jewish Studies Quarterly'', 13, 2006, p. 128—158.
 +
* {{книга
 +
|автор        = Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой
 +
|часть        =
 +
|заглавие      = История средневековой еврейской философии.
 +
|оригинал      = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages
 +
|ссылка        =
 +
|издание      = 1-е изд
 +
|ответственный = У. Гершович, Д. Фролов
 +
|место        = Иерусалим-М.
 +
|издательство  = Гешарим-Мосты культуры
 +
|год          = 2003
 +
|том          = 1
 +
|страницы      = 157-166
 +
|страниц      = 712
 +
|isbn          = 5-93273-101-X
 +
|ref          = Колетт Сират
 +
}}
 +
* {{книга
 +
|автор        = Под редакцией др. Мордехая Марголиoта
 +
|часть        =
 +
|заглавие      = Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь)
 +
|оригинал      = {{lang-he|אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel)}}
 +
|ссылка        =
 +
|издание      =
 +
|ответственный =
 +
|место        = Тель-Авив
 +
|издательство  = Явне
 +
|год          = 1973
 +
|том          = 1
 +
|страницы      = 49-53
 +
|страниц      =
 +
|isbn          =
 +
|ref          = M.Margaliot
 +
}}
 +
*{{статья
 +
| автор = Bernard Raphael Goldstein and David Pingree
 +
| заглавие = Предсказание Герсонида о [[Парад планет|сближении планет]] в [[1345 год]]у
 +
| оригинал = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345
 +
| ссылка = http://www.jstor.org/stable/1006565
 +
| язык = en
 +
| ответственный =
 +
| автор издания = American Philosophical Society
 +
| издание = Transactions of the American Philosophical Society
 +
| тип =
 +
| место = Philadelphia
 +
| издательство =
 +
| год = 1967
 +
| выпуск =
 +
| том = 80
 +
| номер = 6
 +
| страницы = 1-60
 +
| isbn =
 +
| issn = 1538-4586
 +
| ref = B. R. Goldstein, D. Pingree
 +
}}
 +
* {{книга
 +
|автор        = Авраам бен-Хия
 +
|часть        =
 +
|заглавие      = Книга размышления души
 +
|оригинал      = {{lang-he|ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyion haNefesh )}}
 +
|ссылка        = http://www.amazon.com/Sefer-Hegyion-haNefesh-Hebrew-Avraham/dp/B00166SCOI/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1301243227&sr=1-1
 +
|издание      =
 +
|ответственный =
 +
|место        =
 +
|издательство  = PublishYourSefer.com
 +
|год          = 2007
 +
|том          =
 +
|страницы      =
 +
|страниц      = 152
 +
|isbn          =
 +
|ref          =
 +
}}
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* {{ВТ-ЭСБЕ|Авраам бен-Хия}}
 +
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/01-1/415.htm Авраам бар-Хия Ганаси], [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона], 1908-1913.
 +
* [http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-2830900023.html Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi], Complete Dictionary of Scientific Biography.
-
* Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya's astrological work and thought. ''Jewish Studies Quarterly'', 13, 2006, p. 128-158.
+
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
+
[[Категория:История Испании]]
-
[[Категория: Учёные по алфавиту]]  
+
[[Категория:Учёные Средневековья]]
-
+
[[Категория:Астрономы по алфавиту]]
-
+
[[Категория:Астрономы Испании]]
[[Категория:Математики по алфавиту]]
[[Категория:Математики по алфавиту]]
-
+
[[Категория:Математики Испании]]
-
+
[[Категория:Родившиеся в 1065 году]]
-
+
[[Категория:Умершие в 1136 году]]
 +
[[Категория:Переводчики с арабского языка]]
[[ca:Abraham Bar Hiyya]]
[[ca:Abraham Bar Hiyya]]
 +
[[cs:Avraham bar Chija]]
 +
[[de:Abraham bar Chija]]
[[en:Abraham bar Hiyya]]
[[en:Abraham bar Hiyya]]
[[es:Abraham Bar Hiyya]]
[[es:Abraham Bar Hiyya]]
Строка 45: Строка 175:
[[sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi]]
[[sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi]]
[[sl:Abraham Hija]]
[[sl:Abraham Hija]]
 +
[[sv:Abraham bar Hiyya]]
{{изолированная статья}}  {{WikiCopyRight}}
{{изолированная статья}}  {{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 22:14, 9 апреля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Авраам бен-Хия
אברהם בר חייא
Дата рождения:

1065?

Место рождения:

Барселона

Дата смерти:

1136?

Место смерти:

Прованс

Научная сфера:

математика, астрономия

Авраам бен-Хия (ивр. אברהם בר חייא‎, лат. Abraham Judaeus; 1065—1136) — еврейский математик и астроном, живший в Барселоне. Латинизированное имя Савасорда, под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей сахиб аш-Шурта. По-видимому, бывал в Южной Франции[1], так как в его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите[2].

Содержание

Творчество

Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на иврите, которые пользовались в дальнейшем еврейские философы средневековья, такие как Ибн Эзра и Маймонид[2][1]. В частности, явился первым автором, описавшим систему Птолемея на иврите[1]. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» (יסוד התבונה ומגדל האמונה) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» (חבור המשיחה והתשבורת («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение длин и площадей»)) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» (צורת הארץ) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» (חשבון מהלכות הכוכבים).

Книга «Размышления о душе» (הגיון הנפש) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.

Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея, «Сферика» Феодосия, трактат «О движении звёзд» ал-Баттани.

В книге «Свиток открывающего» (מגילת המגלה) содержаться философское размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила, а также астрологии[3]. Мессия ожидался в 1358 году[4], в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как Леви Бен Гершом[5].

Математика

Файл:Avraam ben hiya theorem.JPG
Разрезание круга по Аврааму

Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида x2 - ax + b = 0 и оказал влияние на Фибоначчи. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием[6] и даже становились основными учебниками, особенно «лат. Liber embadorum» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»)[6].

В трактате Авраама бен-Хия впервые встречается доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как L x R/2 = S. Сейчас это непосредственно вытекает из формул 2πRxR/2 = π R2. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами[7]. Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда[8].

Авраам внёс также вклад в теорию музыки[9].

Философия

Философия Авраама бен-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора, из которой философы будто бы и черпали свои знания[10].

Авраам бен-Хия утверждает, что материя и форма существовали до сотворения Мира[10] и отождествляет их с ивр. תוהו ובוהו‎ («tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в Быт.1:2). Все последующие предметы были созданы в результате актуализации и сочетаний первобытных материи и форм[11]. На четвёртой ступени иеррахии стоит человек[12], а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и Иехуда Галеви. Впрочем, по Аврааму бен-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине[13].

Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. [14].

Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации, неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти[15].

Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида[4].

Литература

  • Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. Jewish Studies Quarterly, 13, 2006, p. 128—158.
  • Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой История средневековой еврейской философии. = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — С. 157-166. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X
  • Под редакцией др. Мордехая Марголиoта Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) = ивр. אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel)‎. — Тель-Авив: Явне, 1973. — Т. 1. — С. 49-53.
  • Bernard Raphael Goldstein and David Pingree Предсказание Герсонида о сближении планет в 1345 году (англ.) = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 // American Philosophical Society Transactions of the American Philosophical Society. — Philadelphia: 1967. — Т. 80. — № 6. — С. 1-60. — ISSN 1538-4586.
  • Авраам бен-Хия Книга размышления души = ивр. ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyion haNefesh )‎. — PublishYourSefer.com, 2007. — 152 с.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Колетт Сират, 2003, p. 158
  2. 2,0 2,1 M.Margaliot, 1973
  3. Колетт Сират, 2003, p. 166
  4. 4,0 4,1 Авраам бар-Хия Ганаси, Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона
  5. B. R. Goldstein, D. Pingree, 1967
  6. 6,0 6,1 Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (англ.). Complete Dictionary of Scientific Biography. Проверено 27 марта 2011.
  7. Boaz Tsaban and David Garber The proof of Rabbi Abraham Bar Hiya Hanasi (англ.). Проверено 28 марта 2011.
  8. Например, Тосфот ивр. Kama meruba yter al igul rvia‎ к Сука, 8А на сайте e-daf
  9. Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (фр.). musicology.org. Проверено 27 марта 2011.
  10. 10,0 10,1 Колетт Сират, 2003, p. 159
  11. Колетт Сират, 2003, p. 160
  12. Колетт Сират, 2003, p. 161
  13. Колетт Сират, 2003, p. 162
  14. Колетт Сират, 2003, pp. 163-165
  15. Колетт Сират, 2003, pp. 165-166

ca:Abraham Bar Hiyya

cs:Avraham bar Chijafa:ابراهیم برحیاja:サヴァソルダ nl:Abraham Bar Hiyya sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi sl:Abraham Hija sv:Abraham bar Hiyya


  Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная  статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA,  http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках