Айзман, Давид Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Писатели и поэты - деятели диаспоры» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
'''Дави́д Я́ковлевич А́йзман''' ([[26 марта|14 (26) марта]] [[1869]], [[Николаев (Николаевская область)|Николаев]] — [[26 сентября]] [[1922]], [[Пушкин (город)|Детское Село]]) — [[Русско-еврейская литература|русско-еврейский]] прозаик и драматург. | '''Дави́д Я́ковлевич А́йзман''' ([[26 марта|14 (26) марта]] [[1869]], [[Николаев (Николаевская область)|Николаев]] — [[26 сентября]] [[1922]], [[Пушкин (город)|Детское Село]]) — [[Русско-еврейская литература|русско-еврейский]] прозаик и драматург. | ||
+ | |||
+ | |||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Родился в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель [[Моисей Айзман]]. Окончил [[Николаевское реальное училище]] ([[1886]]), учился в Одесской рисовальной школе, с [[1896 год]]а в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в [[Петербург]]е использовал фиктивный патент [[приказчик]]а. В [[1907 год]]у уехал в [[Италия|Италию]], два года спустя вернулся в Россию. | + | Родился в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель [[Моисей Айзман]]. Окончил [[Николаевское реальное училище]] ([[1886]]), учился в Одесской рисовальной школе, с [[1896 год]]а в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в [[Петербург]]е использовал фиктивный патент [[приказчик]]а. В [[1907 год]]у уехал в [[Италия|Италию]], два года спустя вернулся в Россию. Дебютировал как литератор рассказом на еврейскую тему «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, №5). |
== Творчество == | == Творчество == | ||
С конца [[1880-е|1880-х]] годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» ([[Русское богатство (журнал)|«Русское богатство»]], [[1901]], № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый [[сборник]] «Чёрные дни» вышел в [[1904 год]]у (издательство «Русское богатство», СПб.). | С конца [[1880-е|1880-х]] годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» ([[Русское богатство (журнал)|«Русское богатство»]], [[1901]], № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый [[сборник]] «Чёрные дни» вышел в [[1904 год]]у (издательство «Русское богатство», СПб.). | ||
- | В период [[1905 год|1905]]—[[1907 год]]ов примыкал к писателям-[[реализм (литература)|реалистам]], связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего [[евреи|еврейская]] среда; его [[повесть|повести]] и [[рассказ]]ы: «Ледоход», «Чёрные дни» ([[1904]]), «Кровавый разлив» ([[1908]]), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением | + | В период [[1905 год|1905]]—[[1907 год]]ов примыкал к писателям-[[реализм (литература)|реалистам]], связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего [[евреи|еврейская]] среда; его [[повесть|повести]] и [[рассказ]]ы: «Ледоход», «Чёрные дни» ([[1904]]), «Кровавый разлив» ([[1908]]), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением), выдержанная в [[либерал]]ьно-[[народник|народническом]] духе. |
Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину. | Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину. | ||
Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является [[Юшкевич, Семён Соломонович|С. Юшкевич]]), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй [[еврейский язык|еврейской речи]]. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым». | Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является [[Юшкевич, Семён Соломонович|С. Юшкевич]]), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй [[еврейский язык|еврейской речи]]. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым». | ||
+ | |||
+ | С 1906 г. творчество Айзмана отмечено влиянием символизма («Утро ангела», 1906; «Кровавый разлив», 1908; пьеса-сказка «Светлый бог», 1914). Как мастер диалога, передающего языковые особенности «русско-еврейского наречия», Айзман предвосхитил стилистические достижения [[Юшкевич, Семен Соломонович|С. Юшкевича]] и [[Бабель, Исаак Эммануилович|И. Бабеля]]. Лучшие произведения Айзмана отличаются напряженностью действия и острым сюжетом. | ||
Автор трагедии «Терновый куст» ([[1905]]), пьесы «Жёны» ([[1906]]), пьесы-сказки «Светлый бог» ([[1914]]), комедии «Консул Гранат» ([[1923]]). | Автор трагедии «Терновый куст» ([[1905]]), пьесы «Жёны» ([[1906]]), пьесы-сказки «Светлый бог» ([[1914]]), комедии «Консул Гранат» ([[1923]]). | ||
Строка 73: | Строка 77: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Еврейские писатели]] | [[Категория:Еврейские писатели]] | ||
+ | [[Категория:Русско-еврейская литература]] | ||
Версия 09:43, 11 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Давид Яковлевич Айзман | |
Дата рождения: |
14 (26) марта 1869 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
26 сентября 1922 |
Место смерти: |
Детское Село |
Гражданство: |
Российская империя |
Род деятельности: |
прозаик и драматург |
Дави́д Я́ковлевич А́йзман (14 (26) марта 1869, Николаев — 26 сентября 1922, Детское Село) — русско-еврейский прозаик и драматург.
Содержание |
Биография
Родился в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман. Окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию. Дебютировал как литератор рассказом на еврейскую тему «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, №5).
Творчество
С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», СПб.).
В период 1905—1907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением), выдержанная в либерально-народническом духе.
Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину.
Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С. Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым».
С 1906 г. творчество Айзмана отмечено влиянием символизма («Утро ангела», 1906; «Кровавый разлив», 1908; пьеса-сказка «Светлый бог», 1914). Как мастер диалога, передающего языковые особенности «русско-еврейского наречия», Айзман предвосхитил стилистические достижения С. Юшкевича и И. Бабеля. Лучшие произведения Айзмана отличаются напряженностью действия и острым сюжетом.
Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923).
Сочинения
- Айзман Д. Я. Собрание сочинений. Т. 1—8. — СПб — М. 1911—1919.
- Айзман Д. Я. Редактор Солнцев. Сборник рассказов. — Л. 1926.
- Собр. сочинений Айзман в 7 тт. (изд. «Просвещение», продолжено изд. «Жизнь и знание», СПБ., 1911—1916).
- Айзман Давид
- Сочинения Айзмана на сайте Lib.ru: Классика
Литература, ссылки
- Айзман, Давид Яковлевич — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
- Максимович А., М. Горький и Д. Я. Айзман, в книге: М. Горький. Материалы и исследования, т. 2, М. — Л., 1936.
- История русской литературы конца XIX — начала XX веков.
- Библиографический указатель. — М. — Л. 1963.
- Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904.
- Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913.
- Горнфельд Айзман, статья в «Еврейской энциклопедии». I.
- Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1: А—Г. Москва: 1992. С. 26—27.
Это незавершённая статья о писателе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.