Аксельрод, Любовь Исааковна

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Sneg1 (Обсуждение | вклад)
(Биография)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Писатель
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  {{Писатель
| Имя              = Любовь Исааковна Аксельрод
| Имя              = Любовь Исааковна Аксельрод
| Оригинал имени  =  
| Оригинал имени  =  
Строка 21: Строка 33:
}}
}}
{{значения|Аксельрод}}
{{значения|Аксельрод}}
-
'''Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д''' ([[1868]] — [[5 февраля]] [[1946]]), литературный [[псевдоним]] ''Ортодокс'', — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» ([[1906]]) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] занимала оборонческую позицию. В начале революции [[1917]] была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».<ref>При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.</ref>.
+
'''Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д''' ([[1868]] — [[5 февраля]] [[1946]]), литературный [[псевдоним]] ''Ортодокс'', революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» ([[1906]]) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] занимала оборонческую позицию. В начале революции [[1917]] была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».<ref>При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.</ref>.
== Биография ==
== Биография ==
Строка 28: Строка 40:
В [[1892]], окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г.В Плеханова]] при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с [[Ленин, Владимир Ильич|В. Лениным]].
В [[1892]], окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г.В Плеханова]] при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с [[Ленин, Владимир Ильич|В. Лениным]].
-
В [[1900]] окончила [[Берн]]ский университет со степенью доктора философии (её [[диссертация]] о мировоззрении [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».
+
В [[1900]] окончила [[Берн]]ский университет со степенью доктора философии (её [[диссертация]] о мировоззрении [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».
-
В [[1906]] вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]] эксперт по вопросам марксистской философии.
+
В [[1906]] вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]] эксперт по вопросам марксистской философии.
-
В [[1906]] вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки [[Бердяев, Николай Александрович|Н. А. Бердяева]], [[Струве, Пётр Бернгардович|П. Б. Струве]] и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию [[Кант, Иммануил|И. Канта]] и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против [[Богданов, Александр Александрович|A. A. Богданова]] и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
+
В [[1906]] вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки [[Бердяев, Николай Александрович|Н. А. Бердяева]], [[Струве, Пётр Бернгардович|П. Б. Струве]] и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию [[Кант, Иммануил|И. Канта]] и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против [[Богданов, Александр Александрович|A. A. Богданова]] и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
-
В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в [[Институт красной профессуры|Институте красной профессуры]], затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.
+
В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.
    
    
-
Аксельрод обвиняли (в частности [[Деборин, Абрам Моисеевич|А. М. Деборин]]) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы [[Спиноза, Бенедикт|Б. Спинозы]].
+
Аксельрод обвиняли (в частности [[Деборин, Абрам Моисеевич|А. М. Деборин]]) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы [[Спиноза, Бенедикт|Б. Спинозы]].
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 42: Строка 54:
= Ссылки =
= Ссылки =
-
* ''Аксельрод Л. И.'' [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar]
+
* В Библиотке [[АМК]]: [http://amkob113.narod.ru/axrd/ Аксельрод Л. (Ортодокс), сб. статей «Против идеализма»]
-
* ''Л. Аксельрод (Ортодокс).'' [http://scepsis.ru/library/id_396.html Господин Бердяев и моя бабушка] // Против идеализма: критика некоторых идеалистических течений философской мысли. — М.-Л.: Гос. соц.-экономич. изд-во, 1933. — С. 109-118.
+
* [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar]
-
* ''А. Боев.'' [http://scepsis.ru/library/id_395.html Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса] // «Скепсис»
+
-
[[Категория:Философы России]]
+
-
[[Категория:Марксисты]]
+
-
[[Категория:Меньшевики]]
+
-
[[Категория:Литературоведы России]]
+
-
[[Категория:Революционерки Российской империи]]
+
-
[[Категория:Философы СССР]]
+
-
[[de:Ljubow Issaakowna Axelrod]]
+
:[[en:Lyubov Axelrod]]
-
[[en:Lyubov Axelrod]]
+
:[[sv:Ljubov Axelrod]]
-
[[sv:Ljubov Axelrod]]
+
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Версия 17:00, 23 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Любовь Исааковна Аксельрод
Файл:L Ortodox.JPG
Псевдонимы:

Ортодокс

Дата рождения:

1868

Место рождения:

Виленковичи, Виленская губерния

Дата смерти:

5 февраля 1946

Гражданство:

Флаг России Российская империя, Флаг СССР СССР

Род деятельности:

публицист, философ, литературовед

Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д (1868 — 5 февраля 1946), литературный псевдоним Ортодокс, — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» (1906) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время Первой мировой войны занимала оборонческую позицию. В начале революции 1917 была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».[1].

Биография

В 1887 после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III и провала народовольческой организации в Вильне спешно эмигрировала во Францию, затем переехала в Швейцарию.

В 1892, окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Г.В Плеханова при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с В. Лениным.

В 1900 окончила Бернский университет со степенью доктора философии (её диссертация о мировоззрении Л. Н. Толстого в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».

В 1906 вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии.

В 1906 вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).

В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.

Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы.

Примечания

  1. При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.

Ссылки




sv:Ljubov Axelrod

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках