Альтерман, Натан (поэт)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
(Перенаправление на ej:Альтерман, Натан (поэт))
 
(16 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Альтерман, Натан (поэт)]]
-
| АВТОР1 = Л.Гроервейдл
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
-
[[Файл:Alterman0.JPG|200px|thumb|right|Натан Альтерман (1910, Варшава – 1970, Тель-Авив)]]
+
-
'''Альтерман Натан''' (Alterman, Nathan; 1910, [[Варшава]], – 1970, [[Тель-Авив]]), израильский поэт. Писал на иврите.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Родившись в Варшаве, в семье одного из организаторов первого в Польше "ивритского" детского сада, Н. Альтерман знал этот язык с детства.
+
-
Учился в религиозной гимназии "Маген Давид" в Кишиневе.
+
-
 
+
-
В Израиле с 1925 г. Окончил гимназию «Герцлия» в [[Тель-Авив]]е и затем учился в сельскохозяйственном институте в Нанси, Франция.
+
-
 
+
-
Стихи на иврите он начал писать еще в Кишиневе, но это были пробы пера. Лишь после Франции начинается поэзия.
+
-
 
+
-
== Поэзия Альтермана ==
+
-
Свое первое стихотворение Альтерман опубликовал в 1931 г. С самого начала творчество Альтермана развивается в двух направлениях. С одной стороны, Альтерман рано получил известность как автор популярных злободневных стихов, выражавших политические устремления [[Ишув|ишува]] в борьбе против британских колониальных властей в 30–40 гг. С другой — он выступает как утонченный поэт-лирик, один из признанных лидеров литературного авангарда своего времени.
+
-
 
+
-
=== Общественно-политическая поэзия ===
+
-
В 1934 г. Альтерман начал систематически печатать свои политические стихи на страницах газеты «[[Ха-Арец]]», сотрудником которой оставался до 1943 г. Тогда он перешел в рабочую газету «[[Давар]]», где вел еженедельную колонку, публикуя актуальные, часто сатирические, стихи под рубрикой «Ха-тур ха-шви‘и» («Седьмая колонка»). В них он выступал против британских властей, запрещавших репатриацию евреев в Палестину, поддерживал действия [[Хагана|Хаганы]] и [[Палмах]]а в области [[Алия Бет|нелегальной алии]]) и борьбу еврейского народа за национальное возрождение на родине.
+
-
 
+
-
Многие из этих стихов стали неотъемлемой частью литературы, отражающей историю [[ишув]]а, [[Сионизм|сионистского движения]] и [[Война за независимость Израиля|Войны за независимость ИзраиляВойны за независимость Израиля]]. Стихи, запрещенные английской цензурой, размножали и передавали из рук в руки. Альтерман написал немало стихов так называемого «легкого жанра», затем положенных на музыку и вошедших в репертуар эстрадных исполнителей и завоевавших популярность у слушателей.
+
-
 
+
-
Альтерман всегда в своем творчестве откликался на общественные проблемы Израиля. После Шестидневной войны он '''стал энергичным сторонником движения за неделимую Страну Израиля''', всецело посвятив свою публицистическую деятельность идеям этого движения.
+
-
 
+
-
=== Лирика ===
+
-
При всей духовной цельности Альтермана кажется, что совершенно независимо от его политического литературного творчества развивалась его сложная образная лирическая поэзия. Примкнув к группе поэтов-модернистов во главе с [[Шлёнский, Авраам|А. Шлёнским]] и развивая традиции французских и русских символистов, Альтерман стал одним из ведущих поэтов своего поколения. Стихи его отличаются виртуозностью и разнообразием ритмики, образностью, богатой звуковой аранжировкой и глубокой лирической проникновенностью.
+
-
 
+
-
Фантастический мир поэзии Альтермана основан на двух противоположных началах. Это, с одной стороны, — первобытная земля, потерянный рай, где царят изначальные силы природы в ликующем блеске цвета и звука; из этого мира поэт изгнан за неведомый первородный грех, но он не потерял надежды вернуться в это царство.
+
-
 
+
-
С другой стороны, этой стихии противопоставлен современный город, мир технологии, механизированный, холодный и враждебный, проникнутый предчувствием катастрофы и смерти, но обладающий в то же время каким-то болезненным обаянием и зловещей привлекательностью. Все эти контрастные элементы ярко выражены в первом сборнике стихов Альтермана «Кохавим ба-хуц» («Звезды на улице», 1938). В этих стихах уже заметен поиск просвета, путей разрешения конфликта. Одним из таких путей было утверждение существования закономерности во вселенной: порядка, симметрии, ритма, что воплощено и в структуре стихов Альтермана.
+
-
 
+
-
== Философская поэзия ==
+
-
Поэма «Симхат аниим» («Радость бедняков», 1941) ознаменовала новый период в творчестве Альтермана, связанный с обращением к древним источникам, элементам фольклора, к обрядовой традиции. Первобытный лес и вечный город заменены образами, взятыми из восточноевропейской еврейской традиции. Лирическое ощущение смерти принимает апокалиптические формы. Поиски избавления переносятся из этической сферы в социальную. Глубокая вера в будущее и нетленная любовь способны сломать барьеры, отделяющие жизнь от смерти.
+
-
 
+
-
В «Ширей маккот Мицраим» («Песни о казнях египетских», 1944) Альтерман дальше развивает свои идеи. Опыт еврейской истории он переносит на все человечество. Десять казней, поразившие Египет, толкуются как символ неизменной цикличности человеческой истории, проходящей в чередовании добра и зла, кровопролития и мира, разрушения и возрождения. Последний сборник стихов Альтермана «Ир hа-иона» («Город плача», 1957) передает мироощущение поэта в связи с двумя историческими событиями в жизни еврейского народа — Катастрофой европейского еврейства и возрождением Государства Израиль. В большинстве стихов этого сборника сохранены основные черты лирики Альтермана с ее яркой образностью и изощренной символикой, некоторые же из них близки по стилю злободневным политическим строкам из «Ха-тур ха-шви‘и».
+
-
 
+
-
К контрасту между современным городом и сказочным миром Альтерман возвращается и в последней написанной им поэме «Хагигат каиц» («Летнее празднество», 1965). Драматические произведения Альтермана включают:
+
-
* «Киннерет, Киннерет» (1962), посвящен второй алие (поставлен Камерным театром);
+
-
* «Пундак hа-рухот» («Гостиница духов», 1963), поэтическая драма о художнике;
+
-
* «Мишпат Питагорас» («Теорема Пифагора», 1965) о роботе, обладающем чувствительностью человека;
+
-
* «Эстер hа-малка» («Царица Эсфирь», 1966).
+
-
 
+
-
Альтерман написал также ряд критических статей, собранных в книге «Ха-масеха hа-ахарона» («Последний слиток», 1968) и многочисленные стихи для детей.
+
-
 
+
-
== Переводы и сборники ==
+
-
Альтерман — один из самых значительных переводчиков мировой художественной литературы на иврит. Среди его работ — комедии Мольера, трагедии Шекспира, баллады Бернса и многие другие. Собрание сочинений Альтермана в четырех томах вышло в 1961–62 гг. Второе многотомное издание полного собрания сочинений вышло в свет в 1971–79 гг.
+
-
 
+
-
'''Сборник стихов Альтермана в русском переводе''' издан в 1974 г. в [[Тель-Авиве]].
+
-
 
+
-
== Награды ==
+
-
В 1968 г. Альтерман был награжден Государственной премией Израиля.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/10182 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Альтерман Натан" на основании КЕЭ, том 1, кол. 99–101]
+
-
* [http://heblit.org/text.php?ge=poetry&ac=na&tc=_bio Я. Либерман "Натан Альтерман" на сайте "Книжная полка Марка Блау"]
+
-
* [http://www.rjews.net/sifrut/ogl-alt.htm Натан Альтерман на сайте "Ивритская литература 20-го века в переводах на русский язык"]
+
-
* [http://zhurnal.lib.ru/t/tamir/ Тамир: Оловянный век на сайте журнала "Самиздат"]
+
-
* [http://www.vcisch1.narod.ru/ALTERMAN/Alterman.htm Натан Альтерман - стихи]
+
-
* [http://www-r.openu.ac.il/radio/rus-sofer10.html Зоя Копельман. "Натан Альтерман" на сайте "Открытый радиоуниверситет"]
+

Текущая версия на 21:58, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Альтерман, Натан (поэт)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация