Аммон (народ в древности)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:40, 31 марта 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Аммон (עַמּוֹן) - одно из многих племен, вышедших из Сирийско-Аравийской пустыни в течение второго тыс. до н. э. и основавших государство в Заиорданье.

Содержание

Происхождение

Аммонитяне истребили великанов замзумимов и взяли их страну, на восток от Иудеи Втор.2:19-21, между реками Арноном и Иавоком, и поселились к востоку от Иордана и Мертвого моря до самой Аравии. Их столица Равва (Равва Амонитская), была расположена близ реки Иавока.

При завоевании Ханаана евреи, вышедшие из Египта, не сталкивались с аммонитянами, но раньше того ещё соседние амореи отняли у них часть их владений до реки Иавок, а евреи при Моисее, победив амореев, завладели и прежними аммонитскими городами, которые в числе других достались двум с половиною коленам.


Это послужило причиною возникшей между аммонитянами и евреями вековой вражды и постоянных столкновений. В столкновениях с евреями аммонитяне всегда терпели поражение.

Побеждённые аммонитяне платили дань победителям, но окончательно не покорились и при удобных случаях прибегали к мести.


В Библии

Согласно Библии аммонитяне — потомки младшей дочери Лота, имевшей кровосмесительную связь с отцом (Быт. 19:38). Эта легенда также говорит о их родстве с израильтянами. Однако Второзаконие (23:3) запрещает вводить аммонитян и моавитян (см. Моав) в «общество Господне», то есть приобщать их к культово-религиозной общине Израиля, вероятно, из-за неприязни к этим народностям, берущей своё начало в глубокой древности.



Расселение

Наиболее значительным поселением аммонитян был Раббат-Аммон (см. Амман), где находилась столица страны, известная грекам и римлянам под именем Филадельфии. Государство аммонитян было организовано по принципу централизованной национальной династической монархии. Племенным богом Аммона был Мильком. Главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы. В Библии имеются указания на существовавшую вражду между аммонитянами и израильтянами, возникшую на почве территориальных споров. Вражда началась после того, как Израиль завоевал территории Сихона с его главным городом Хешбоном, на которую претендовал Аммон.



Период Судей

В течение периода Судей аммонитяне пытались вытеснить израильтян из Гилада. В одном случае Аммон заключил союз с Моавом против Израиля, в другом ему удалось поработить «всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана, в земле Амморейской, которая в Гиладе» (Суд. 10:8). Победа Ифтаха над Аммоном не сломила его окончательно. В конце периода Судей царь Аммона завоевал израильские территории, граничившие с его землями, и даже перешел через реку Яббок на север и осадил город Явеш-Гилад. Неожиданное появление Саула во главе объединенного израильского войска совершенно изменило соотношение сил между Аммоном и Израилем и привело к отступлению Аммона в Гиладе.


Период Царей

Оскорбительное отношение аммонитян, подстрекаемых арамеями, к делегации царя Давида, привело к войне между Аммоном и Давидом. Арамеи слабо помогали Аммону, и Давид захватил всю страну. Аммон оставался подчиненным Израилю и в дни царствования Соломона. Матерью Рехавама, сына Соломона и его наследника, была аммонитянка, но это оказалось недостаточным для создания прочного союза с Иудеей или с Израилем, и после разделения царства Соломона Аммон стал независимым.

Во время правления Иехошафата в Иудее Аммон использовал сильное давление арамеев на Израиль, чтобы расширить за его счет свои границы в Гиладе. Уззия подчинил аммонитян и заставил их платить подати и дань ему и его сыну Иотаму.


Под властью Ассирии

Походы ассирийского царя Тиглатпаласара III в Эрец-Исраэль (734–732 гг. до н. э.) привели все государства этого района, включая Аммон, в сферу влияния Ассирии. Однако вполне возможно, что под покровительством Ассирии Аммон еще более расширил свои границы в Гиладе. Нет свидетельств тому, что с переходом от ассирийского к вавилонскому владычеству в конце 7 в. до н. э. произошли коренные перемены в политическом или экономическом положении Аммона.

Аммонитяне помогали ассирийцам при разрушении Израильского царства (720 г. до н. э.); когда Гедалия стал собирать вокруг себя остатки разгромленного народа, Ваалис, царь аммонитян, подослал к нему убийц (Иер.40:14) и после его убийства скрыл их у себя (Иер.41:15). Далее, аммонитяне были в числе враждебных народов, противившихся реставрации Иерусалима (в 585 г. до н. э.) по возвращении евреев из Вавилона (Неем.4:7) и сражались с евреями еще во время Маккавеев (1Мак.1:6).

Отряды Аммона участвовали вместе с халдеями в подавлении восстания иудейского царя Иехоякима против Вавилонии. Однако несколько лет спустя один из царей Аммона упоминается среди правителей, направивших послов в 594–593 гг. до н. э. к Цидкияху в связи с организацией всеобщего антивави­лонского восстания.

Распад Ассирийской империи

Распад Ассирийской империи (конец VII в. до н. э.) и политические неурядицы в Эрец-Исраэль в нововавилонский период привели к развалу оборонительной системы вдоль границы с пустыней. В Заиорданье вторглись арабские племена, разрушившие поселения Аммона. Археологическое исследование Заиорданья, произведенное Н. Глюком, показало, что существование осед­лых поселений Аммона прекращается в середине VI в. до н. э.


Язык

При раскопках в Аммоне обнаружены разрушенные дома и гробницы с керамическими изделиями, похожими на древнеизраильские, каменные статуи, печати с вырезанными на них именами владельцев и несколько кратких надписей, показывающих, что язык аммонитян был похож на древнееврейский.


Торговля

Через Аммон проходила главная дорога Заиорданья — Царский путь, по которому купцы везли свои товары из Дамаска к Акабскому заливу и обратно. Торговля была источником богатства аммонитских царей и проводником иноземных культурных и религиозных влияний.


Имя аммонитян упоминается еще во II веке н. э. неоднократно в Мишне и у Иустина Мученика в его Dialogus cum Tryphone ludaeo, 272; затем имя аммонитян исчезает из истории и уже ОригенИов.1) обозначает страну аммонитян общим именем Аравии.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АММОН в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация