Амос, библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Иудаизм

п·о·р


Книга пророка Амоса — (עָמוֹס) книга ТаНаХа, написанная пророком Амосом. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати Пророков малых в еврейском каноне и второй в Септуагинте. Амос считается самым ранним из «письменных пророков» (см. Пророки и пророчество).



Содержание

Время написания

Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Яровама II (Яровама бен Йоаша) и Узии царя Иудеи, когда оба царства достигли вершины процветания, т. он жил живший в Израильском царстве в 8 в. до н. э. Он был старшим современником Ѓошеа. Вероятнее всего его деятельность относится к 750 или 749 гг. до н.э. В это время Ассирия вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству со стороны Дамаска. В это время оно почти достигло границ времен Давида. Кроме того, пророчество совершалось за два года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.

Личность пророка Амоса

Об Амосе мы узнаем из 1:1 и 7:10-14, где написано, что он был пастухом (нокед) из Текоа. (По всей вероятности, его родиной был не известный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в Талмуде), и обрабатывал сикоморы. Он был призван Господом от своих стад, для того чтобы обратиться с пророчеством против элиты, что он с мужеством и исполняет.

Местом его деятельности являлись Самария, столица Израильского царства и, в особенности, святилище в Бет-Эле.

Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его «от овец», чтобы пророчествовать «к Израилю» (7:15), его изысканный и высокохудожественный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока.

Нельзя точно сказать, где Амос почерпнул свою эрудицию, но нет никакого сомнения, что его пророческое творчество опиралось на литературную традицию, и его превосходный лапидарный стиль наводит на мысль о предшественниках. Однако Амос был первый, чье имя сохранилось и чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста.


Содержание книги

Гюстав Доре, "Амос"

Первая и вторая главы книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для Иудеи и Израиля, за моральное разложение, за преступления их правителей. Главы 3-6 посвящены непосредственно грехам Израиля.

Основные обвинения в данном отрывке это социальная справедливость и притеснение бедных (2:6-8, 3:10, 4:1-3), которое рассматривается как нарушения завета с Богом, Его заповедей.

В 5:4-5 Амос обращается к религиозной практике израильтян – религиозность без преданности заповедям и закону неугодна Богу. Это находит свое отражение в 5:21-27, где Господь отвергает ритуалы и жертвоприношения, которые не сопровождаются исполнением Его заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. В связи с этим День Господень всеми ожидаемый с надеждой обернется тьмой, а не светом 5:18-20. Каким образом можно избегнуть наказания, пророком объясняется там же 5:4-7, 5:14-15: «Взыщите Господа – и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».

Последняя часть книги Амоса, главы 7-9, зачастую называются Книгой Видений. Три видения: саранча (7:1-3), огонь (7:4-6), отвес (7:7-9) — символ возрастающей ярости Бога, отказ его миловать народ Божий, то же самое — корзина со спелыми плодами 8:1-3. Он предвещает голод слова Господня (8:11-12).

В последней главе Амос приводить последнее видение — Господь, стоящий над жертвенником (9:1-4). В этой главе подчеркивается равенство перед Богом всех народов (9:7). Предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов.


Моральное содержание пророчеств Амоса

Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоровама, когда Дамаск и Хаммат находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце сиване 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью.

Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые — предупреждал он — должны были кончиться ничем.

Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога, что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после исхода из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами (5:25).

Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской литературе.

В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они опирались в своих этических требованиях.

Амос — один из создателей библейской эсхатологии. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол «изгнать», «отправить в изгнание» — см. Галут.) Амос пользовался также эсхатологическим термином «день Господень». В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АМОС в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация