Амстердам (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Немецкая оккупация)
(Перенаправление на ej:Амстердам (еврейская община))
 
(18 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Амстердам (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
{{также|Евреи в Нидерландах}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 10214_L.jpg|thumb|250px|left|[[Амстердам]] Ашкеназская синагога в Амстердаме. Гравюра И. Байера. Еврейская энциклопедия (СПб.]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Амстердам''', крупнейший город в [[Нидерланды|Нидерландах]].
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Первые евреи ==
+
-
 
+
-
После создания независимого государства Нидерланды в 1579–81 гг., основным юридическим документом которого стала Утрехтская уния (1579), предоставившая право каждой провинции самостоятельно решать различные вопросы, [[Марраны|марраны]] из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] стали селиться в Амстердаме, где они могли открыто исповедовать [[Иудаизм|иудаизм]].
+
-
== Семнадцатый век ==
+
-
 
+
-
В начале 17 в. в Амстердаме существовали две общины [[Сефарды|сефардов]], которые вместе создали школу и фонд, обеспечивавший приданое для неимущих невест.
+
-
 
+
-
Конфликт между ортодоксальным руководством и свободомыслящими интеллектуалами привел к расколу одной из общин (1619), однако в 1693 г. раскол был ликвидирован.
+
-
 
+
-
Прекрасная [[Синагога|синагога]], построенная в 1675 г., послужила образцом для многих сефардских синагог. Амстердам стал центром духовной жизни марранской [[Диаспора|диаспоры]].
+
-
 
+
-
В школе [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]] изучали грамматику [[Иврит Язык|иврита]] и поэзию на иврите, а в старших классах иврит был разговорным языком.
+
-
 
+
-
Выпускники этой школы стали раввинами во многих сефардских общинах. Некоторые из них стали писателями и поэтами, писавшими на иврите.
+
-
 
+
-
Большая часть религиозной литературы на испанском и португальском языках для сефардов была написана и напечатана в Амстердаме.
+
-
 
+
-
Первым еврейским печатником в Амстердаме был [[Менашше|Менашше бен Исраэль]], который начал выпускать книги в 1627 г.
+
-
 
+
-
В Амстердаме жили многие выдающиеся люди своего времени: раввины Менашше бен Исраэль и [[Саспортас Яаков|Яаков Саспортас]], философы [[Акоста|Уриэль Акоста]] и [[Спиноза, Барух|Барух Спиноза]], врачи Авраhам Закутус Лузитанус и Эфраим Буэно, поэт Даниэль Леви де Барриос, известные каббалисты (см. [[Каббала]]) и писатели.
+
-
 
+
-
Во второй половине 17 в. большинство евреев Амстердама стало приверженцами [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]]. Сторонники Саббатая Цви в течение долгого времени руководили общиной Амстердама.
+
-
 
+
-
После войны с Испанией (1648) в Амстердаме поселилось большое число бывших марранов, многие из которых вскоре стали состоятельными людьми.
+
-
 
+
-
Еврейские купцы и предприниматели в Амстердаме торговали со многими странами, занимались биржевыми операциями, производством табачных изделий, книгопечатанием, обработкой алмазов (последняя отрасль со временем целиком перешла в руки евреев).
+
-
 
+
-
Первая еврейская газета «Газета де Амстердам» издавалась на испанском языке в 1675–90 гг. Большой интерес представляют изданные в это время в Амстердаме произведения на [[Идиш Язык|идиш]], в том числе первая газета на идиш «Динстагишер унд фрайтагишер курант» (1686–87), выходившая дважды в неделю, а также переводы [[Библия|Библии]].
+
-
== Восемнадцатый век ==
+
-
 
+
-
Однако позднее евреи Амстердама сильно пострадали от экономических кризисов, особенно в 1763 г.
+
-
 
+
-
После завоевания Нидерландов французами (1794) община сефардов, насчитывавшая три тысячи человек, совсем обеднела.
+
-
 
+
-
Первые поселенцы-[[Ашкеназы|ашкеназы]] прибыли в Амстердам в 20-е гг. 17 в. В 1640 г. они открыли свою первую синагогу. Вскоре община ашкеназов стала более многочисленной, чем община сефардов. В Амстердаме нашли убежище евреи из [[Польша|Польши]] (главным образом из её украинской части), бежавшие от погромов [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] (1648–49) и от нашествия шведов (1655).
+
-
 
+
-
Ашкеназы установили торговые связи с Восточной Европой и Германией. Многие из них стали менялами, посредничали при заключении кредитных соглашений между немецкими государствами и голландскими банками, а также при продаже бриллиантов. В 18 в. положение ашкеназской общины улучшилось, хотя она также пострадала от экономического кризиса, поразившего Нидерланды в 1763 г. В конце 18 в. в Амстердаме было 18 200 ашкеназов. В 1799 г. 87 % из них получали общественные пособия.
+
-
 
+
-
В 1795 г. войска революционной [[Франция|Франции]] вступили в Нидерланды. Была провозглашена сильно зависимая от Франции Батавская республика.
+
-
 
+
-
Руководители обеих еврейских общин в Амстердаме выступали против предоставления революционными властями гражданских прав евреям, так как это повело бы к потере [[Автономия|автономии]] общины.
+
-
 
+
-
Сторонники [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] основали революционное еврейское общество (1795).
+
-
 
+
-
Ашкеназская община раскололась. В 1796 г. евреи получили равные с другими гражданами права.
+
-
== Девятнадцатый век ==
+
-
 
+
-
С созданием Голландского королевства (1806) ашкеназская община была воссоединена по приказу короля Людовика (брата [[Наполеон I|Наполеона I]]).
+
-
 
+
-
После разгрома наполеоновской Франции и создания Нидерландского королевства (1815) Вильгельм I (1815–40) подтвердил предоставленное ранее евреям равноправие.
+
-
 
+
-
Вильгельм I признал еврейскую общину в качестве религиозной организации и упорядочил ее структуру, которая с тех пор почти не менялась вплоть до Второй мировой войны.
+
-
 
+
-
После получения гражданского равноправия усилилась [[Ассимиляция|ассимиляция]] высших слоев еврейского населения.
+
-
 
+
-
Некоторые евреи получили важные общественные и государственные посты. Часть евреев достигла значительного благосостояния.
+
-
 
+
-
Однако большинство евреев Амстердама находилось в тяжелом экономическом положении, которое улучшилось лишь после 1867 г. благодаря развитию алмазошлифовальной промышленности.
+
-
 
+
-
Работники этой отрасли создали сильный профсоюз — первый в своем роде в Голландии. Среди еврейского пролетариата Амстердама стали распространяться социалистические идеи.
+
-
== Двадцатый век ==
+
-
 
+
-
В начале 20 в. сионистское (см. [[Сионизм]]) движение в Амстердаме охватывало только интеллигенцию и ортодоксальных (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) евреев.
+
-
 
+
-
После Первой мировой войны значительно усилилось сионистское юношеское движение. После прихода к власти нацистов в Германии в Амстердам хлынул поток беженцев.
+
-
 
+
-
Еврейское население Амстердама увеличилось с 65 523 человек в 1930 г. до 79 352 человек в 1941 г. (из них 10 241 человек не были голландскими гражданами).
+
-
=== Немецкая оккупация ===
+
-
 
+
-
Во время оккупации Нидерландов Германией (1940) голландские нацисты при поддержке немецких солдат начали провоцировать антиеврейские демонстрации и [[Погромы|погромы]] в еврейских кварталах Амстердама.
+
-
 
+
-
Возникло еврейское движение Сопротивления (см. [[Сопротивление Антинацистское|Сопротивление антинацистское]]).
+
-
 
+
-
В феврале 1941 г. участники Сопротивления убили голландского нациста. В ответ на это немцы расстреляли еврейского трактирщика, обвинив его в сопротивлении патрулю (это был первый случай расстрела голландского гражданина немецкими оккупантами).
+
-
 
+
-
Власти Амстердама создали еврейский совет, важнейшей задачей которого было убедить евреев сдать оружие.
+
-
 
+
-
22–23 февраля были арестованы 452 еврея, которые впоследствии были уничтожены в [[Маутхаузен|Маутхаузене]].
+
-
 
+
-
25 февраля в знак протеста против этих репрессий работники почти всех государственных и частных предприятий Амстердама и его окрестностей объявили забастовку.
+
-
 
+
-
Частичная забастовка продолжалась и на следующий день, но нацистам при помощи репрессий удалось прекратить ее.
+
-
 
+
-
В мае–июне 1943 г. приблизительно двенадцать тысяч евреев было арестовано и отправлено в лагеря смерти. Немцы конфисковали все имущество еврейских учреждений, в том числе известную библиотеку «Розенталиана» (возвращена после войны). Однако синагоги не были разрушены.
+
-
=== Вторая половина двадцатого века ===
+
-
 
+
-
В 1974 г. в Амстердаме было приблизительно четырнадцать тысяч евреев (из них пять тысяч являлись членами ашкеназской общины, шестьсот — сефардской и семьсот пятьдесят — так называемой либеральной).
+
-
 
+
-
В Амстердаме существуют еврейский приют для инвалидов, больница и несколько частных еврейских школ и детских садов.
+
-
 
+
-
Единственный в Нидерландах еврейский еженедельник «Ньейв исраэлитиш веекблад» печатается в Амстердаме (тираж приблизительно восемь тысяч экземпляров).
+
-
 
+
-
Много евреев работает в текстильной и алмазошлифовальной промышленности, многие являются врачами или лицами свободных профессий.
+
-
 
+
-
Библиотека «Розенталиана», отделы иудаистики (см. [[Наука О Еврействе|Наука о еврействе]]) и [[Гебраистика|гебраистики]] при библиотеке Амстердамского университета, а также издаваемая ими «Студиа Розенталиана» (с 1966 г.) не находятся под еврейским попечительством.
+
-
 
+
-
Под охраной муниципалитета находится здание бывшего театра, являющееся памятником депортированным евреям (восемьдесят тысяч человек), для которых оно служило местом сбора, а Музей [[Франк, Анна|Анны Франк]] (дом, где семья Франк скрывалась от нацистов), содержится на средства частного фонда.
+
-
 
+
-
По данным [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]], численность еврейского населения Амстердама составила в 1990 г. около семнадцати тысяч человек (65% всего еврейского населения Нидерландов).
+
-
 
+
-
В 1970–80-х гг. многие евреи переехали из центральных районов города в его пригороды (Амстелвен, Амерсфорт и другие), где стали селиться представители среднего класса; здесь были построены новые синагоги и общинные центры, сюда же переместились многие еврейские организации, социальные службы и благотворительные учреждения.
+
-
 
+
-
Ортодоксальная ашкеназская община Амстердама насчитывала в начале 1990-х гг. около трех тысяч активных участников, сефардская — около 600 (включая недавних эмигрантов из [[Марокко]], [[Египет|Египта]] и [[Ирак|Ирака]]), либеральная (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) — несколько сотен.
+
-
 
+
-
Город является местом пребывания одного из двух главных раввинатов Нидерландов (второй главный раввинат — в [[Антверпен|Антверпене]]).
+
-
 
+
-
В Амстердаме действуют Еврейская ассоциация социальных служб, сионистские организации, общество молодежи и студентов «Ийяр», еврейская больница и дом престарелых.
+
-
 
+
-
Работает лицей имени [[Маймонид|Маймонида]], который долгое время был единственным средним еврейским учебным заведением в стране (в 1978 г. — 140 учащихся).
+
-
 
+
-
В лицей принимают только детей, считающихся евреями согласно [[Галаха|Галахе]], что вызвало крупный конфликт, нашедший разрешение лишь в Верховном суде Нидерландов, который подтвердил право дирекции лицея вводить подобные ограничения.
+
-
 
+
-
В середине 1970-х гг. религиозные ортодоксы открыли в Амстердаме школу «Хейдер» (с детским садом при ней), где преподавание частично ведется на идиш; в конце 1980-х гг. «Хейдер» была преобразована в среднее учебное заведение (около 300 учащихся).
+
-
 
+
-
Школа и детский сад имени [[Бек, Лео|Л. Бека]], основанные в 1982 г. под эгидой либеральной общины, закрылись в 1991 г. из-за недостатка учеников. В 1983 г. прекратил свое существование еврейский сиротский приют Амстердама. В 1967 г. любавичские хасиды (см. [[Хабад]]) создали в городе Академию [[Иудаизм|иудаизма]], в рамках которой действуют курсы истории и культуры еврейского народа. В Амстердамском университете работают кафедры иудаистики и исследования [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]], в римско-католической теологической академии изучается [[Талмуд]]. Еврейский музей (являющийся частью городского музея и субсидируемый муниципалитетом и правительством Нидерландов) с мая 1987 г. занимает отреставрированный комплекс из четырех зданий синагог 17–18 вв.; при нем работают библиотека, Центр еврейской документации, магазин еврейской книги. Библиотека действует также при сефардской синагоге Амстердама. В 1991 г. в городе прошел фестиваль культуры идиш.
+
-
 
+
-
В начале 1980-х гг. (в связи с [[Ливанская Война|Ливанской войной]]) и особенно в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Амстердам неоднократно становился местом проведения антиизраильских демонстраций, активное участие в которых в последнее время принимают арабские землячества Нидерландов. В октябре 1987 г. Амстердамская школа драмы объявила о намерении организовать показ выпускного спектакля своих студентов по пьесе В. Фассбиндера «Мусор, город и смерть», пронизанной антисемитскими мотивами (см. [[Антисемитизм в 1970–1980-е гг. Германия]]); в ряде городов страны бурные протесты со стороны еврейских организаций, поддержанные многими неевреями, заставили руководство школы отказаться от этого намерения.
+
-
 
+
-
В конце 1980-х – начале 2000-х гг. в Нидерландах, особенно в Амстердаме, поселились тысячи евреев из [[Советский Союз|Советского Союза]], государств, образованных после его распада, и [[Государство Израильсм|Израиля]]. В 2002 г. еврейское население Амстердама составляло около двадцати тысяч человек. В городе функционировали десять ашкеназских, две сефардские и одна либеральная синагоги. Взрослые евреи изучали иудаизм в [[Колел|колеле]]. При Амстердамском университете проводятся исследования по иудаике в Институте имени И. Палахе.
+
-
 
+
-
В середине 1990-х гг. Американская ассоциация еврейских общинных центров открыла в Амстердаме два центра, в которых живут евреи в основном из государств, образовавшихся после распада Советского Союза, в ожидании разрешения властей Нидерландов официально остаться в стране.
+
-
 
+
-
После начала интифады ал-Акса в конце сентября 2000 г. в Амстердаме, как и во многих других городах Нидерландов и других стран Европы, возросло число антиеврейских демонстраций, произошел ряд инцидентов, связанных с нападениями на евреев, с осквернением еврейских кладбищ. Основными участниками этих инцидентов являлись мусульманские фанатики, выходцы из [[Марокко]]. Мэр Амстердама еврей Ж. Коэн пытается улучшить еврейско-мусульманские отношения. Нужно подчеркнуть, что число антиеврейских инцидентов в Амстердаме, как и вообще в Нидерландах, значительно уступает числу подобных инцидентов в [[Бельгия|Бельгии]], Франции и других европейских странах.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10214|АМСТЕРДАМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
+

Текущая версия на 22:00, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Амстердам (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация