Анархизм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:42, 31 марта 2012; Граф (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Моше Гончарок
Дата создания: 16/02/2011

В статье описывается влияние анархизма на еврейство, подход анархистских идеологов к еврейскому вопросу, зарождение и развитие еврейской ветви анархистского движения, отношение анархизма к сионизму и Государству Израиль.

Содержание

Еврейский анархизм

Международное еврейское анархистское движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки в среде иммигрантов — выходцев из Российской империи. Еврейские анархисты использовали идиш, который был в то время языком широких еврейских масс Европы и Америки и оставался таковым в значительной части Восточной Европы вплоть до Катастрофы, — сначала в основном в целях пропаганды идей анархизма. С 1940-х гг. еврейское анархистское движение фактически стало представлять собой специфическое ответвление идишизма, хотя стремление еврейских анархистов развивать культуру на языке идиш начало проявляться значительно раньше, еще в 1890-х гг.

Участники и организации

Среди участников еврейского анархизма были сторонники всех основных течений международного анархизма — анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-индивидуалисты. Наибольшее влияние на еврейский анархизм оказывали идеи П. Кропоткина и Р. Рокера (анархист-нееврей, активно поддерживавший идишистов, изучивший идиш и писавший на нем), значительно меньшее — М. Бакунина и П. Ж. Прудона. После Второй мировой войны идеологические различия между разными группами еврейского анархизма стали постепенно стираться.

Абсолютное большинство еврейских анархистов были противниками тактики индивидуального террора и сторонниками культурного просвещения масс (исключение составляли несколько еврейских анархистских групп на территории Российской империи).

Первыми организациями еврейского анархизма были Пионире дер фрайхайт («Пионеры свободы», основана в 1886 г., действовала в Нью-Йорке и Филадельфии) и Ритер дер фрайхайт («Рыцари свободы», основана в 1889 г., действовала в Филадельфии).

Анархистская журналистика на идиш

История еврейского анархизма неразрывно связана с историей журналистики на идиш. В период с 1889 по 1991 гг. в мире издавалось более 30 анархистских газет и журналов на языке идиш.

Файл:Zsherminal.jpg
«Жерминаль»
«Фрайе арбетер штиме»

Первой еврейской газетой, в редакцию которой вошли анархисты, был ежемесячник «Арбетер фрайнд» (Лондон, 1885, чисто анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г., тираж — четыре тысячи экземпляров, главный редактор — Р. Рокер), являвшийся органом основанной в 1902 г. Федерации говорящих на идиш анархистов Великобритании и Франции. При редакции «Арбетер фрайнд» существовало издательство, публиковавшее в 1904–14 гг. еврейскую литературу, анархистскую классику и произведения американских, европейских и русских писателей в переводе на идиш (общий тираж — 80 тыс. экземпляров). В Англии на идиш издавался также теоретический журнал международного еврейского анархизма — «Жерминаль» (1900–1909, редактор — Р. Рокер).

Первой чисто анархистской еврейской газетой был еженедельник «Вархайт» (1889, Н.-Й., орган Пионире дер фрайхайт). В 1889–1977 гг. в США выходило до 20 еврейских анархистских газет и журналов, некоторые из них внесли заметный вклад в развитие языка и культуры идиш. Среди них — издававшиеся в Нью-Йорке газета «Абенд-цайтунг» (1906), журналы «Ди фрайе гезелшафт» (1895–1900, 1910–11), «Ди фрайхайт» (1913–14), «Дер штурм» (1917–18). Главным органом международного еврейского анархизма являлся еженедельник (впоследствии ежемесячник) «Фрайе арбетер штиме» (1890–1977, Н.-Й.; в начале 20 в. тираж достигал 12–14 тыс. экземпляров), ставший органом еврейской анархистской федерации США, существовавшей в 1910–66 гг.

«Фрайе арбетер штиме» был очень популярен в кругах интеллигенции. В 1920 г. в США насчитывалось около двухсот еврейских анархистских организаций, групп и кружков, некоторые из них выпускали книги, брошюры, сборники статей об анархизме и еврейской литературе. Самым известным еврейским анархистским издательством в США было «Кропоткин литератур-гезелшафт» (1913–75, Лос-Анджелес). В 1936–57 гг. в США функционировало общество Идиш-этишер гезелшафт, издававшее журнал «Идише шрифтн». Основатель общества — А. Гордин (1887–1964), эмигрант из России, бывший лидер российского движения пананархизма, участник революций 1917 г., в 1925–58 гг. живший в Нью-Йорке, был автором около 40 книг на идиш, иврите , английском и русском языках. А. Гордин обращался в своих трудах к писаниям библейских пророков и стремился синтезировать классический анархизм и иудаизм. В 1948–51 гг. был также редактором журнала на английском языке «Проблемс». Еврейские анархисты активно участвовали в деятельности международной идишистской рабочей организации Арбетер ринг (США, Канада, Великобритания) с момента ее создания в 1900 г. Анархистские секции при этой организации существовали до второй половины 1960-х гг.

В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908–29 гг. выходили семь анархистских газет на идиш, действовала библиотека имени Д. Эдельштадта, популярная среди еврейских рабочих. В 1936–75 гг. издавался ежемесячник «Дос фрайе ворт» (последний редактор — И. Городисский, 1895–1977), при котором в 1930–60-х гг. существовало Идише рационалистише гезелшафт (Еврейское рационалистическое общество), публиковавшее анархистскую литературу и мемуары на идиш. Это общество было активным членом аргентинского отделения Всемирного конгресса еврейской культуры (центр — в Нью-Йорке) и Идиш-лиги (Нью-Йорк).

Во Франции самой известной группой еврейского анархизма было общество Дер фрайер геданк, связанное с одноименным ежемесячным журналом на идиш (1949–65, Париж), редактор которого Д. Штетнер (Стеттнер, 1920-2002) активно сотрудничал с французским отделением Бунда в популяризации светской культуры на идиш.

Активисты еврейского анархизма

Многие активисты еврейского анархизма были интеллектуалами, известными в литературных, научных и журналистских кругах, авторами работ по истории, социологии и философии, писателями и поэтами, среди них — А. Беркман (1870–1936), Эмма Голдман (1869-1940), Д. Эдельштат (1886-1892), И. Бовшовер (1873–1915), М. Розенфельд (Моше Я‘аков Алтер, 1862–1923), Ш. И. Яновский (1864–1939), Г. Золотарев (1865–1921), Я. А. Мэрисон (1866–1941), Р. Луис (186?—1918), М. Леонтьев (Леон Моисеев, 1872–19?), Й. Каhан (1878–1953), М. Кац (1864–1941), И. Яффа (1853 – около 1915), А. Фрумкин (1873–1946), Г. Франк (1892–195?), Л. Млотек (Финкельштейн, около 1874 г. – 19?), И. Кон (1867–19?), И. И. Копелев (Копелоф, 1858–1933), Моше (Моррис) Майер (1879–19?), Б. Ривкин (Барух-Аврахам Вайнриб, 1883–19?), Ш. Шварцбард (1886-1938), М. Мрачный (Кливанский, 1892–1975), Э. Альми (Элияху-Хаим Шепс, 1892–1963), Аhарон (Арн) Торн (1904–85). Большинство идеологов еврейского анархизма проживало в Нью-Йорке, почти все они были выходцами из России.

Активисты еврейского анархизма участвовали также в деятельности нееврейских анархистских организаций и движений (А. Беркман, много лет являвшийся секретарем международного анархистского Красного Креста; Э. Голдман, А. Шапиро (18??–1946), С. Долгов (1902 - 1990), и другие).

Анархо-сионисты

С начала 1900-х гг. в движении еврейского анархизма стало постепенно увеличиваться число сторонников сионизма, так называемых анархо-сионистов, идеологом которых был Г. Золотарев (см. выше). Организационно движение не было оформлено, многие его участники публиковали статьи на страницах журналов «Фрайе арбетер штиме», «Арбетер фрайнд». Единой идеологии у анархо-сионистов не было. Утверждая, что только в Эрец-Исраэль евреи смогут принять участие в строительстве свободного общества, Г. Золотарев полагал, что в Палестине будет создан союз самоуправляющихся еврейских общин, причем был уверен, что осуществление этой идеи не вызовет протеста со стороны арабов. Почти все анархисты, жившие в Эрец-Исраэль, были сионистами. Некоторые активисты еврейского анархизма в разное время участвовали в деятельности движений Ховевей Цион и Поалей Цион или идеологически были близки к ним (М. Розенфельд, Я. А. Мэрисон, М. Леонтьев, М. Кац, Б. Ривкин). Первым, кто вынес тему сионизма на обсуждение анархистских нееврейских кругов, был М. Ярблюм (1887–1972), вступивший в открытую дискуссию с Кропоткиным на страницах русского анархистского эмигрантского журнала «Хлеб и воля» (1907).

В целом еврейский анархизм благожелательно отнесся к созданию Государства Израиль. Неприятие рядом ассимиляторски настроенных активистов движения идей еврейского национализма постепенно сменилось симпатией к еврейскому национальному очагу. С интересом к сионистскому эксперименту, в частности к опыту киббуцов, относились ветераны еврейского анархизма Сэм Дрин (1884-1979) и Милли Виткоп-Рокер (1877-1955). С глубоким сочувствием к Израилю относилась также еврейская анархистская федерация США. Газета федерации «Фрайе арбетер штиме» сравнила нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. с «гитлеровской попыткой окончательного решения еврейского вопроса». Многие деятели еврейского анархизма посещали Израиль.

Еврейский анархизм в Российской империи

Первой еврейской анархистской группой в России была Южная группа анархистов-коммунистов, основанная в 1900 г. в Кишинёве (руководитель — М. Ханжи). Весной 1903 г. в Белостоке возникла еврейская анархистская группа «Борьба» (руководитель — Г. Брумер). Среди белостокских евреев-анархистов были Н. Фарбер (Н. Черный, 1886–1904), М. Шпиндлер (Гроднер), А. Елин (Гелинкер). Анархистские группы, почти полностью состоявшие из евреев, появились в 1904 г. в Житомире, Екатеринославе (руководитель — Ф. Штейнберг), Одессе (руководители — М. Мец, Й. Бронштейн, Бронислава Шершевская-Вейсбром). Быстро распространялся анархизм среди еврейских рабочих Польши (например, варшавская группа «Интернационал»), Литвы и Украины. Однако с еврейским анархизмом на Западе эти группы не успели установить почти никаких контактов. В целом в начале 20 в. процент евреев-анархистов был очень высок. По подсчетам некоторых историков, в 1900–1916 гг. евреи составляли около 36% участников анархистского движения, то есть находились на втором месте после русских (около 38%).

Анархисты в первой русской революции

Анархисты играли активную роль в первой русской революции (1905–1907). Так, в 1905–1906 гг. екатеринославские рабочие-анархисты совершили много террористических актов, целью которых были убийства представителей администрации заводов, жандармских офицеров, тюремных надзирателей, казаков. Многие акты террора были направлены против людей, совершенно невиновных даже с точки зрения революционеров (так называемый безмотивный террор). Например, 3 мая 1906 г. под Екатеринославом террористы бросили бомбы в вагон первого класса курьерского поезда, так как «в нем ездят не рабочие, а одна буржуазия». В декабре 1905 г. в результате взрыва бомб в кофейне Либмана в Одессе погибло несколько человек. Члены анархистских групп осуществляли многочисленные экспроприации, жертвами которых нередко становились мелкие лавочники, владельцы маленьких магазинов, аптекари (разница между экспроприацией и грабежом часто стиралась).

Участие евреев в нееврейских анархистских движениях

Процент евреев в нееврейских анархистских движениях в конце 19 в. – первой четверти 20 в. был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики российского анархизма: И. Блейхман (Солнцев, 1874–1921) — лидер Петроградской федерации анархо-коммунистов, Д. Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский) — руководитель Южнорусской группы анархо-синдикалистов, И. Гроссман (Рощин), А. Ге (Голберг; 1879–1919), П. Гейцман — идеологи анархо-коммунизма, Ольга Таратута (Элька Голда Рувинская, 1876–1938?), А. Канторович, Д. Коган, С. Флешин (1894–1981), И. Гутман — руководители конфедерации анархистских организаций Украины «Набат», поддерживавшей тесные связи с украинской повстанческой армией Н. Махно. Культурно-просветительский отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации «Набат» был В. Эйхенбаум (Волин, старший брат известного советского литературоведа Б. Эйхенбаума). В разведке махновской армии также были евреи — А. Шнайдер, М. Чередняк (1883–?), Л. Задов (Лейб Зиньковский, 1893–1938), его брат Д. Задов, Я. Глагзон, Х. Цинципер.

В деятельности русских эмигрантских анархистских организаций в 1920–50-е гг. также участвовало много евреев, среди них — Н. Лазаревич (1895–1975), Ида Метт (Гильман, 1901–73), Молли Штайнер (1897–1980), М. Корн (Мария Исидоровна Гольдшмит, 1858–1936).

В нееврейских анархистских организациях в Западной Европе и США евреи часто играли роль идеологов «либертарного социализма», близкого к анархизму: в Германии — Г. Ландауэр (1870–1919), Э. Мюзам, отчасти Ф. Оппенхеймер (1864–1943), Г. Штайн, Э. Толлер; во Франции — Б. Лазар (Мариус); в США — П. Гудман (1911–72), философ, последователь Кропоткина, С. Соломон — один из ветеранов американского анархистского движения.

Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль

Известные теоретики П. Ж. Прудон и М. Бакунин выражали в своих произведениях юдофобские взгляды, приравнивая иудаизм к капитализму. Прудон писал: «Евреи и вновь евреи! В дни республики, как во время правления Луи-Филиппа... мы отдаем в руки евреев право казнить и миловать... Еврей не крестьянин, не рабочий и не настоящий торговец. Он лишь посредник и всегда мошенник... Евреи всегда остаются евреями, паразитической расой... одной рукой они создают королей, грабят богатство народов и правят нациями посредством банков и бирж, другой грабят королей и императоров». М. Бакунин высказывал схожие идеи: «Весь еврейский мир, который является одной бандой эксплуататоров, пиявок и паразитов, который лишь обжирается за чужой счет, не считаясь с государственными границами и политическими мнениями, находясь сегодня с одной стороны в распоряжении Маркса, а с другой стороны в распоряжении Ротшильда. Можно спросить, что общего имеет коммунизм с крупным банком. Так вот, коммунизм Маркса ставит целью создать огромную политическую концентрацию, где бы ни была такая концентрация, там в наше время обязательно должен быть центральный государственный банк, а где бы ни находился такой банк, найдут себе средства к существованию евреи, паразитическая нация, которая живет трудом народа».

Начиная с 1880-х гг., в связи с развитием еврейского рабочего движения, нееврейские анархисты несколько изменили свою позицию. Идеологи анархизма — неевреи П. Кропоткин, Э. Реклю, С. Фор, Луиза Мишель — были интернационалистами и боролись с антисемитизмом. Во время дела Дрейфуса французские анархисты находились в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста анархистов вызвал Кишиневский погром. Кропоткин называл антисемитов «сволочью». Часть русских (Л. Черный), французских и американских анархистов-космополитов была против поддержки национально-освободительных движений и даже национальных культур, так как это означало бы поддержку «национализма». М. Неттлау утверждал, что «политический национализм является могилой национальной культуры». П. Кропоткин, напротив, был сторонником развития национальных культур, в частности, еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке национально-освободительных движений (например, писал, что «чураться национальных движений нам не приходится... Где бы люди ни восставали против гнета... тем более национального — мы должны быть с ними»). Кропоткин положительно оценивал культурную программу Бунда. При этом он был противником сионизма, так как не верил в возможность построения еврейского национального очага в неблагоприятных географических условиях Палестины. Некоторые анархисты-неевреи активно поддерживали идишистов (см. выше), Вольтарина де Клер изучала идиш и писала на нем.

После Катастрофы европейского еврейства антисионизм нееврейских анархистов в основном сошел на нет, возросли симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально отличается от антисионистской и часто антисемитской позиции новых левых. Другом Израиля был немецкий анархист Августин Зухи (1898-1984), неоднократно посещавший еврейское государство в 1962 - 1979 гг., опубликовавший серию просионистских статей в еврейской анархистской прессе и выступавший с произраильскими речами на международных анархистских конгрессах. В 1980-х гг. немецкий анархистский журнал «Фрайе гезелшафт» печатал статьи, выражавшие симпатии к Израилю. Европейских анархистов интересовал опыт киббуцов, в 1950–80-х гг. они публиковали статьи на эту тему в журналах «СНТ» (Испания) и «Фридом» (Англия). Идеологии сионизма и философским концепциям иудаизма отведено значительное место в Энциклопедии анархизма, выходящей с 1994 г. в Германии. Со второй половины 1990-х гг. отмечается рост интереса к языку идиш в среде нееврейских анархистов. Анархистский архивный библиотечный центр (Кембридж, Массачусетс) и Библиотека Кэт Шарплей (Лондон) совместно издали справочник «Идиш-анархистская библиография» (1998).[1] Эти организации находятся в постоянном контакте с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейские анархистские издательства в 1998 г. выпустили книги об участии идишистов в международном анархистском движении (Ж. М. Изрин «Анархисты — сторонники идиш», Тулуза, 1998; Ф. Биоджини «Еврейское анархистское движение», Пиза, 1998). Итальянские анархисты из организации «Чентро студи либертари» (Милан) провели международную конференцию на тему «Анархизм и иудаизм» (Венеция, 2000).

Анархизм в Израиле

«Проблемен»
«Фрайе штиме»

Анархистская идеология проникла в Эрец-Исраэль в период второй алии. Среди теоретиков, так или иначе связанных с анархизмом и повлиявших на формирование идеологических взглядов ишува того периода, были Б. Лазар, Г. Ландауэр, Ф. Оппенхеймер, П. Кропоткин. Теории анархо-синдикализма наложили определенный отпечаток на идеологию Поалей Цион, Цеирей Цион, Хе-халуц, Гдуд ха-авода, киббуцного движения и на мировоззрение таких деятелей, как И. Табенкин, Б. Кацнельсон, Й. Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы в группы и жили в основном в киббуцах. Почти никто из них не имел контактов с еврейским анархистским движением в Западной Европе и Америке. В ходе гражданской войны в Испании многие анархисты из Эрец-Исраэль воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев в Эрец-Исраэль поселился испанский анархист Йосеф Ротем (настоящее имя – Хосе Рибас), ставший киббуцником. Анархистское влияние было заметным в киббуцах Тель-Йосеф, Эйн-Харод, Афиким. Среди анархистов-киббуцников в 1930–40-х гг. выделялись И. Тавор, Н. Хофши, И. Рубин, а также один из основателей квуцы Киннерет А. Шидловский (1892–1979). В 1933 г. в Хайфе поселился Я. М. Залкинд (1875–1937), один из религиозных активистов анархо-идишизма.

После окончания Второй мировой войны в страну прибыло некоторое число анархистов — беженцев из стран Восточной Европы (в основном из Польши). В начале 1950-х гг. в Тель-Авиве действовала группа Э. Гиршауге (1911-1954). В 1958 г. в Израиль из США переехал А. Гордин, который наладил связи с западноевропейским и американским еврейским анархистским движением. Анархизм в Израиле приобрел ярко выраженные идишистские черты. В 1959–60 гг. А. Гордин основал в Тель-Авиве всеизраильский клуб анархистов-идишистов — Агуддат шохрей хофеш (существовал до середины 1980-х гг.), издававший ежемесячный литературно-философский журнал «Проблемот-Проблемен» на двух языках — иврите и идиш. После смерти Гордина (1964) редакцию возглавлял Ш. Абарбанель, а с 1971 г. и до закрытия журнала в 1989 г. — И. Люден (1908–2002), писатель, поэт и журналист-идишист, участник международных анархистских конгрессов. С 1971 г. журнал стал называться «Проблемен» и выходил только на идиш. При редакции журнала существовало издательство, в 1960–90-х гг. выпустившее около 15 книг на идиш (поэзия, проза, анархистская публицистика). Несколько книг издательства были переведены на иврит, две монографии (М. Гончарок «Очерки по истории еврейского анархистского движения», Иер., 1998, М. Гончарок «Пепел наших костров. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)», Иер., 2002) изданы на русском языке. Участники этой анархистской группы позиционировали себя как сионисты. После закрытия «Проблемен» И. Люден предпринял попытку возродить анархистскую прессу в Израиле: в 1991 г. вышел один номер журнала «Фрайе штиме» — последнее в мире анархистское издание на идиш.

Примечания

  1. Электронный вариант библиографии: [1]

См. также

Литература

  • Avrich Paul. An American Anarchist: The Life of Voltarine de Cleyre. Princeton: Princeton Univ. Press, 1978.
  • Avrich Paul. Anarchist Portraits. Princeton: Princeton Univ. Press, 1988.
  • Avrich Paul. Anarchist Voices: An Oral History of Anarchism in America. Princeton: Princeton Univ. Press, 1995.
  • Bloom Bernard H. Yiddish Speeaking Socialists in America: 1892-1905. - «American Jewish Archives», April 1960.
  • Berrol Selma C. East Side/East End: Eastern European Jews in London and New York, 1870-1920. Westport, CT: Praeger Publishers, 1994.
  • Biagini Furio. Nati Altrove. Il movimento anarchico ebraico tra Mosca e New York. (Prefazione di Nathan Weinstock). Pisa, Biblioteca di storia dell' anarchismo, 1998.
  • Biagini Furio. Tora e liberta. Studio sulle corrispondenze tra ebraismo e anarchismo. Lecce, i Libri di Icaro, 2008.
  • Goncharok Moshe. Anarchizm i evreiskij vopros (O perepiske P.A. Kropotkina s M. Yarblumom. Anarcho-sionizm). - Petr Alekseevich Kropotkin i problemy modelirovaniya istoriko-kulturnogo razvitiya civilizacii. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. SPb, Solart, 2005, pp. 378-400.
  • Goncharok Moshe. Iz istorii pressy evreyskogo anarchistskogo dvizhenija. - Vestnik evreyskogo universiteta v Moskve, №2(18). Moskva-Jerusalim, 1998, pp.135-156.
  • Goncharok Moshe. K voprosu o vzaimosvyazi nekotorykh aspektov iudaizma i anarchizma. - Zeitshrift, zhurnal po izucheniyu evreiskoi istorii, demografii i ekonomiki, literatury, yazyka i etnografii. T. 6(1). Minsk - Vilnius, 2011, pp. 8-22.
  • Goncharok Moshe. Ocherki po istorii evreyskogo anarchistskogo dvizhenija (idish-anarchizm). Jerusalem, «Problemen», 1998.
  • Goncharok Moshe. Pepel nashikh kostrov. Ocherki istorii evreyskogo anarchistskogo dvizhenija (idish-anarchizm). Jerusalem, «Problemen», 2002.
  • Gordin Abba. S.Yanovsky, his Life, Struggles and Achievement, 1864-1939. S.Yanovsky Memorial Committee, Los Angeles, 1957.
  • Graur Mina. An Anarchist "Rabbi". The Life and Teachings of Rudolf Rocker. St. Martin`s Press, New York. The Magnes Press, The Hebrew University, Jerusalem, 1997.
  • Graur Mina. Anarcho-Nationalism: Anarchist Attitudes Towards Jewish Nationalism and Zionism. - «Modern Judaism» 14 (1994).
  • Grinberg Daniel. Ruch Anarchictyczny w Europie zachodniej 1870-1914. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa, 1994.
  • Epstein Melech. The Anarchists. Jewish Labor in U.S.A. 1882-1914. New-York, 1950.
  • Izrine Jean-Marc. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse, Alternative libertaire le coquelicot, 1998.
  • Yassur Avraham. Vliyanie Petra Kropotkina na evreiskuyu obshestvennuyu mysl' i kooperativnoe dvizhenie. - Trudy mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii, posvyashennoi 150-letiyu so dnya rozhdeniya P.A. Kropotkina. M., 1997, pp. 155-173.
  • Yiddish Anarchist Bibliography. Editor: John Patten. A Kate Sharpley Library project in co-operation with «The Anarchist Archives Project». London, England - Cambridge, MA, USA, 1998.
  • Fishman William J. Jewish Radicals: from Czarist Stetl to London Ghetto. New York, 1974.
  • Fishman William J. East End Jewish Radicals 1875-1914. London, 1975.
  • Howe Irving (Edit.). Voices from the Yiddish. Essays, Memoirs, Diaries. The University of Michigan Press, 1972.
  • Howe Irving. World of Our Fathers. New York and London, 1976.
  • L'anarchico e l'Ebreo, storia di un incontro. Centro studi libertari di Milano, Questo volume e stato pubblicato con il contributo del Comune di Venezia, 2001.
  • Levin Nora. Jewish Socialist Movements, 1870-1917. London, 1978.
  • Rocker Rudolf. The London Years. London, R.Rocker Book Committee, 1956.
  • Lexikon der Anarchie / Encyclpaedia of Anarchy. Deutschland/Germany. Verlag Schwarzer Nachtschatten, 1994 - ...
  • אַלגעמייַנע ענציקלאָפּעיִע. דובנאָוו-פאָנד און ענציקלאָפּעדיִע-קאָמיטעט, ניו-יאָרק. - Альгемайне энциклопедие (Всеобщая энциклопедия). В 7-и томах. Издание фонда им.Ш.Дубнова и ЦИКО (Централ-идиш-культур-организацие), Нью-Йорк, 1950-1966.
  • אלמי א. חשבון און סך-הכל. קאַפּיטל פון מייַן ספר החיים (זחרונות און חשבונות). בוענאָס-אייַרעס, 1959. - Альми А. Хэшбн ун сах-акл.Капитл фун майн сефер-а-хаим (Подведение итогов. Глава из книги моей жизни).Буэнос-Айрес, 1959.
  • א.אלמי-בוך (לכבוד א.אלמיס ווערן אַ בן-שביעים). צענטראַל-פאַרבאַנד פון פּוילישע ייִדן אין אַרגענטינע. בוענאָס-אייַרעס, 1962. - А.Альми-бух. Ликовэд А.Альмис верн а-бен-швиим (Книга, посвящённая семидесятилетию А.Альми). Буэнос-Айрес, Центр.союз польских евреев в Аргентине, 1962.
  • בורגין הערץ. די געשיכטע פון דער אידישער אַרבייטער באַוועגונג אין אַמעריקאַ, רוסלאַנד און ענגלאַנד, 1888-1913, ניו-יאָרק, 1915. - Бургин Герц. Ди гешихте фун дер идишер арбейтер бавегунг ин Америка, Русланд ун Энгланд, 1888-1913 (История еврейского рабочего движения в Америке, России и Англии, 1888-1913 гг.). Нью-Йорк, 1915.
  • ביאַלאָסטאָצקי ב.י. דוד עדעלשטאַט געדענק-בוך: צום זעכציקסטן יאָרצייַט, 1892-1952. סאַן-פראַנציסקאָ, 1953. - Бялостоцкий Б.Я. Давид Эдельштат геденк-бух: цум зехцикстн йорцайт 1892-1952 (Сборник памяти Давида Эдельштадта, изданный к шестидесятой годовщине со дня его смерти). Сан-Франциско, «Комитет Д.Эдельштадта», 1953.
  • גאָנטשאַראָק משה. צו דער געשיכטע פון דער אַנאַרכיסטישער פּרעסע אויף ייַדיש. ירושלים, "פּראָבלעמען", 1997. - Гончарок Моше. Цу дер гешихте фун дер анархистишер пресе ойф идиш (К истории анархистской прессы на идиш). Иерусалим, «Проблемен», 1997.
  • גאָרדין אַבאַ. דרייַסיק יאָר אין ליטע און פּוילן. (אויטאָביאָגראַפיִע). בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישע ראַציאָנאַליסטישע געזעלשאַפט", 1958. - Аба Гордин. Драйсик йор ин Лите ун Пойлн (Тридцать лет в Литве и Польше, - автобиография). Буэнос-Айрес, издание «Идише рационалистише гезелшафт», 1958.
  • אַ. גאָרדין. זכרונות און חשבונות (מעמואַרן פון דער רוסישער רעוואָליוציִע 1919-1924). צווייטער באַנד.בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישע ראַציאָנאַליסטישע געזעלשאַפט", 1955. - Аба Гордин. Зихройнес ун хэшбойнэс. Мемуарн фун дер русишер революцие 1919-1924. Цвейтер банд. - Времена и счёты. Воспоминания о русской революции, 1919-1924 гг. Часть вторая. Буэнос-Айрес, издание «Идише рационалистише гезелшафт», 1955.
  • גאָרדין אַבאַ. ש.יאַנאָווסקי - זייַן לעבן, קעמפן און שאַפן 1864-1939. לאָס-אַנזשעלעס, 1957. - Аба Гордин. Шауль Яновский - зайн лэбн, кемфн ун шафн (Ш.Яновский - его жизнь, борьба и творчество). Лос-Анжелес, 1957.
  • גדליה פ. קעמפער און דענקער. תל-אביב, אשו"ח, 1963. - Гедалья П. Кемфер ун денкер (Борцы и мыслители). Тель-Авив, АШУАХ, 1963.
  • גונצ'רוק צשה. מאה שנים של עתונות אנרכיסטית יהודית. "קשר", מס'.22, נובמבר 1997. - Гончарок Моше. Меа шаним шель итонут анархистит йеhудит (Сто лет еврейской анархистской прессы). - «Кешер» (Тель-Авив) №22, ноябрь 1997.
  • געשיכטע פון דער ייִדישער אַרבעטער-באַוועגונג אין די פאַראייניקטע שטאַטן. צווייטער באַנד. פון די אָנהייבן ביז 1890. ניו-יאָרק, ייִוואָ, 1945. - Гешихте фун дер идишер арбетер-бавегунг ин ди Фарейникте Штатн (История еврейского рабочего движения в Соединённых Штатах).Под ред. Чериковера. Т.2, Нью-Йорк, ИВО, 1945.
  • גראור מינה. העתונות האנרכיסטית ביידיש באנגליה, 1885-1914. - "קשר" מס.6, נובמבר 1989. - Граур Мина. ha-итонут hа-анархистит бе-идиш бе-Англия (Анархистская журналистика на идиш в Англии, 1885-1914 гг.). - «Кешер», журнал Института исследований еврейской прессы при Тель-Авивском университете, №6, ноябрь 1989 г.
  • הירשאַוגע אליעזר. טרוים און פאַרוויקלעכונג: זכרונות-פאַרציַיכענונגען און באַמערקונגען וועגן דער אַנאַרכיסטישער באַוועגונג אין פּוילן. תל-אביב, 1953. - Гиршауге Элиэзер. Тройм ун фарвиклехунг: зихройнес-фарцайхенунген ун бамеркунген вегн дер анархистишер бавегунг ин Пойлн (Мечта и реализация: очерки воспоминаний об анархистском движении в Польше). Тель-Авив, издано Диной Хузарска-Гиршауге, 1953.
  • ווייִנבערג ח.ל. פערציק יאָר אין קאַמף פאַר סאָציאַלער באַפרייאונג. לאָס-אַנזשעלעס, 1952. - Вайнберг Х.Л. Ферцик йор ин камф фар социалер бафрайунг (Сорок лет в борьбе за социальное освобождение). Лос-Анжелес, 1952.
  • ווייַנשטיין ב. פערציג יאָהר אין דער אידישער אַרבייטער באַוועגונג. ניו-יאָרק, 1924. - Вайнштейн Б. Ферциг йор ин дер идишер арбейтер бавегунг (Сорок лет в еврейском рабочем движении). Нью-Йорк, 1924.
  • ווינטשעווסקי מאָריס. געזאַמלטע ווערק. צענטער באַנד, צווייטער טייל. ניו-יאָרק, 1927. - Винчевский Морис. Гезамлте верк. Центер банд, цвейтер тейл (Избранные сочинения, часть вторая). Нью-Йорк, 1927.
  • זאָלאָטאַראָוו הלל. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1924. - Золотарёв Гиллель. Геклибене шрифтн (Избранные сочинения). Нью-Йорк, 1924.
  • זאַקס א.ש. די געשיכטע פון אַרבייטער רינג 1925-1892 . ערשטער טהייל. ניו-יאָרק, אַרבייטער רינג, מאי 1925. - Закс А.Ш. Ди гешихте фун Арбейтер-Ринг 1892-1925. Эрштер тейл (История Арбетер-Ринг 1892-1925. Первая часть). Нью-Йорк, «Арбетер ринг», май 1925.
  • זילברנר אדמונד. הסוציאליזם המערבי ושאלת היהודים. תרגום נ.רוגל. ירושלים, 1955. - Зильбернер Эдмунд. Социализм маарави ве-шеелат йеhудим (Западный социализм и еврейский вопрос). Пер. Накдимон Рогель. Книгоиздат-во Еврейского Агенства (Сохнут). Институт им. Х.-Н.Бялика (Мосад Бялик). Иерусалим, 1955.
  • זשיטלאָווסקי חיים. ד"ר הלל זאָלאָטאַראָוו און זייַן נאַציאָנאַליסטישער אַנאַרכיזם. ניו-יאָרק, 1923. - Житловский Хаим. Д-р Гиллель Золотарёв ун зайн националистишер анархизм (Д-р Гиллель Золотарёв и его националистический анархизм). Нью-Йорк, 1923. (25 с.).
  • יאַנאָווסקי שאול-יוסף. ערשטע יאָרן פון ייִדישן פרייַהייַטלעכן סאָציאַליזם. ניו-יאָרק, 1948. - Яновский Шауль-Йосеф. Эрште йорн фун идишн фрайhайтлехн социализм (Первые годы еврейского либертарного социализма). Нью-Йорк, 1948.
  • ייִדן אין ענגלאַנד, שטודיִעס און מאַטעריאַלן, 1880-1940. ייִוואָ, ניו-יאָרק, 1966. - Идн ин Энгланд, штудиес ун материалн, 1880-1940 (Евреи в Англии, исследования и материалы, - 1880-1940гг.). Издание ИВО, Нью-Йорк, 1966.
  • לזר, לנדאואר, מיהזם - אנרכיסטים יהודים. עורכים: חיים זליגמן, יעקב גורן. יד טבנקין, רמת אפעל, 1997. - Лазар, Ландауэр, Мюзам - анархистим йеhудим (Б.Лазар, Г.Ландауэр, Э.Мюзам - евреи-анархисты). Под ред. Хаима Зелигмана и Яакова Горена. Издание Яд-Табенкин, научно-исследовательского центра при киббуцном движении ТАКАМ, Рамат-Эфаль, 1997.
  • לודען יוסף. קורצע געשיכטע פון אַנאַרכיסטישן געדאַנק. "פּראָבלעמען", תל-אביב, 1984. - Йосеф Люден. Курце гешихте фун анархистишн геданк (Краткая история анархистской мысли). Издат-во «Проблемен», Тель-Авив, 1984.
  • עובד יעקב. מאתיים שנות קומונה בארצות-הברית. תל-אביב, "הקבוץ המאוחד", 1986. - Овед Яаков. Матаим шнот коммуна бе-Арцот hа-Брит (Двести лет коммун в Соединённных Штатах Америки). Гл. «Санрайз» и анархистские общины. Тель-Авив, «hа-Киббуц hа-Меухад», 1986.
  • מעריסאָן יעקב-אברהם. די טעאָריע און פּראַקטיק פון אַנאַרכיזם, געקליבענע שריפטען. ניו-יאָרק, 1927. - Мэрисон Яаков-Авраам. Ди теорие ун практик фун анархизм, геклибене шрифтен (Теория и практика анархизма, избранные сочинения). Нью-Йорк, «Найе гезелшафт ун Ферер Сентер брентчес фун Арбетер Ринг», 1927.
  • מרמור קלמן. דוד עדעלשטאַט. ניו-יאָרק, "ייִדישער קולטור-פאַרבאַנד", 1950. - Мармор Калман. Давид Эдельштадт. Нью-Йорк, издание ИКУФ (Идишер-Культур Фарбанд), 1950.
  • פינף און זיבעציק יאָר ייִדישער פּרעסע אין אַמעריקע 1870-1945. ניו-יאָרק, 1945. - Финф ун зибецик йор идишер пресе ин Америке 1870-1945 (Семьдесят пять лет еврейской прессы в Америке, 1870-1945 гг.). Сборник. Нью-Йорк, 1945.
  • פראַנק הערמאַן. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1954. - Франк Герман. Геклибене шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1954.
  • פראַנק הערמאַן. אַנאַרכאָ-סאָציאַליסטישע אידייען און באַוועגונגען בייַ ייִדן. פּאַריז, 1951. - Франк Герман. Анархо-социалистише идеен ун бавегунген бай идн (Анархо-социалистические идеи и движения у евреев). Париж, 1951.
  • פרומקין אברהם. אין פרילינג פון ייִדישן סאָציאַליזם. ניו-יאָרק, 1940. - Фрумкин Авраам. Ин фрилинг фун идишн социализм (Весной еврейского социализма). Нью-Йорк, 1940.
  • קאַהאַן יוסף. די ייִדיש-אַנאַרכיסטישע באַוועגונג אין אַמעריקע (היסטאָרישער איבערבליק און פּערזענלעכע איבערלעבונגען). ראַדיקאַל לייברערי, אַרבעטער רינג, פילאַדעלפיִע, 1945. - Каhан Йосеф. Ди идиш-анархистише бавегунг ин Америке (Идиш-анархистское - еврейско-анархистское - движение в Америке). Юбилейное издание «Радикал лейбрэри» - «Арбетер Ринг», Филадельфия, 1945.
  • קאָפּעלאָוו ישראל. אַמאָל אין אַמעריקע (זכרונות פון דעם ייִדישן לעבן אין אַמעריקע אין די יאָרן 1883-1904). וואַרשאַ, 1928. - Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ин Америке (Зихройнес фун дем идишн лэбн ин Америке, 1883-1904) - Когда-то в Америке (Воспоминания из еврейской жизни в Америке, 1883-1904 гг.). Варшава, 1924.
  • קאָפּעלאָוו ישראל. אַמאָל און שפּעטער. ווילנאַ, 1932. - Копелов (Копелев) Исраэль. Амол ун шпетер (Когда-то - и позднее). Вильна, 1932.
  • קאַטץ משה. געקליבענע שריפטן. ניו-יאָרק, 1939. - Кац (Катц) Моше. Геклибенэ шрифтн (Избранные произведения). Нью-Йорк, 1939.
  • קראָפּאָטקין-זאַמלבוך. געווידמעט דעם 25 -טן יאָרצייַט זינט דעם טויט פון פּ.אַ.קראָפּאָטקין (1921-1842). בוענאָס-אייַרעס, גרופּע "דוד עדעלשטאַט", 1947. - Кропоткин-замлбух (Кропоткинский сборник). Посв. 25-летию со дня смерти П.А.Кропоткина. Под ред. Яакова Сигала. Буэнос-Айрес, издат-во группы «Давид Эдельштат», 1947.
  • ראָקער רודאָלף. אין שטורעם. לאָנדאָנער גרופּע "פרייַע אַרבעטער שטימע", לאָנדאָן, 1952. - Рудольф Рокер. Ин штурэм (В буре). Лондон, издание Лондонской группы «Фрайе арбетер штиме», 1952.
  • ראָקער רודאָלף. נאַציאָנאַליזם און קולטור. בוענאָס-אייַרעס, "ייִדישער ראַציאָנאַליסטישער געזעלשאַפט", 1949. - Рудольф Рокер. Национализм ун культур (Национализм и культура). Буэнос-Айрес, «Идише рационалистише гезелшафт», 1949.
  • רייַזען זאַלמאַן. לעקסיקאָן פון דער ייִדישער ליטעראַטור, פּרעסע און פילאָלאָגיִע. ווילנאַ, 1926-1929. - Райзен, Залман. Лексикон фун дер идишер литератур, пресе ун филологие (Лексикон еврейской литературы, прессы и филологии, в 4-х частях). - Вильна, 1926-1929.
  • שטיינבערג יצחק נחמן. אין קאַמף פאַר ייִד און מענטש. בוענאָס-אייַרעס, 1952. - Штейнберг Ицхак-Нахман. Ин камф фар ид ун ментш (В борьбе за еврея и человека). Буэнос-Айрес, 1952.

Основные архивы и библиотеки

  • ИВО (ייִדישער וויסנשאַפטלעכער אינסטיאוט - Идишер висншафтлехер институт, - Еврейский научный институт), - США, г. Нью-Йорк, и центральный Архив Бунда при ИВО.
  • CIRA (Centre de recherche international sur l'anarchisme, - Международный центр исследований анархизма), г. Лозанна, Швейцария.
  • Institut Internationaal voor Soziale Geschiedenis, - Международный институт социальной истории, г. Амстердам, Нидерланды (Личные архивы Р. Рокера, А. Беркмана, Э. Голдман и др.).
  • Library of Congress (Washington), P. Avrich Collection. - Личный архив Поля Аврича при Библиотеке Конгресса США.
  • The Central Archives for the History of the Jewish People, - Центральный архив истории еврейского народа при Еврейском университете в Иерусалиме, Гиват-Рам, Израиль (Личные архивы Германа Франка, Абы Гордина, частично - Йосефа Людена).
  • CZA (Central Zionist Archives,ארכיון ציוני מרכזי - Центральный сионистский архив, Иерусалим, Израиль (фонды Йосефа Лефтвича, М. Гончарка и др.).

Основные издания анархистской прессы на идиш

  • «Дер арбейтер фрайнд», Лондон, 1885-1932.
  • «Дос фрайе ворт», Буэнос-Айрес, 1936-1976.
  • «Ди фрайе арбетер штиме», Нью-Йорк, 1890-1977.
  • «Дер фрайер геданк», Париж, 1949-1965.
  • «Жерминаль», Лондон, 1900-1909.
  • «Идише шрифтн», Нью-Йорк, 1941-1958.
  • «Проблемот»/«Проблемен», Тель-Авив, 1960-1989.

Ссылки


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АНАРХИЗМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация