Ангел

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация-1)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление, викификация)
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
'''А́нгел''' ({{lang-grc|ἄγγελος}}, ''ангелос'' — «вестник, посланник» — дословный перевод c ивритa {{lang-he|מַלְאָך}} ''мал’а́х'' с тем же значением, от архаичного корня {{lang-he2|לאכ}}, «посылать», засвидетельствованного в [[Угаритский язык|угаритском]] языке; напрямую из [[иврит]]а заимствано [[арабский язык|арабское]] слово {{lang-ar2|ملاك}} ''мала́к'') - существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему.
+
'''А́нгел''' (от. {{lang-grc|ἄγγελος}}, ''ангелос'' — «вестник, посланник»; {{lang-he|מַלְאָך}} ''мал’а́х'' - "посланец") - существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему.
-
 
+
 +
== Этимология ==
 +
Слово {{lang-he|מַלְאָך}} ''мал’а́х'' ("посланец") происходит от архаичного корня {{lang-he2|לאכ}}, «посылать», засвидетельствованного в [[Угаритский язык|угаритском]] языке. Из [[иврит]]а заимствано [[арабский язык|арабское]] слово {{lang-ar2|ملاك}} ''мала́к''. Из этого же слова путём дословного перевода образованы и греческое ἄγγελος, и латинское angelus, и слово angel в современных европейских языках.
== Определение ==
== Определение ==
-
[[Библия]] не содержит единого термина для обозначения этого понятия. Чаще всего ангел — это `посланец`<ref>Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1</ref>, как и греческое ангелос, использованное в греческом переводе Библии; отсюда же и латинское angelus и слово angel в современных европейских языках. Когда используется в религиозном тексте без добавления чей именно посланник, имеется ввиду Посланник Бога. Ангел может выполнять одновременно только одно задание, при этом может совершать любые действия для ее достижения.
+
[[ТаНаХ]] не содержит единого термина для обозначения этого понятия, чаще всего ангел — это `посланец`<ref>Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1</ref>. Когда используется в религиозном тексте без добавления чей именно посланник, имеется ввиду Посланник Бога. Ангел может выполнять одновременно только одно задание, при этом может совершать любые действия для ее достижения.
-
Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев<ref>см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33</ref>. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения [[Тетраграмматон|тетраграмматон]] или какое-либо другое обозначение Бога (см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9). Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия ([[Хагай]] 1:13; Мал. 2:7). Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.
+
Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев<ref>см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33</ref>. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения [[тетраграмматон]] или какое-либо другое обозначение Бога<ref>см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9</ref>. Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия<ref>[[Хагай]] 1:13; Мал. 2:7</ref>. Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.
-
Иногда ангелы называются в Библии элохим (буквально `боги`; I Сам. 28:13), бней элохим (`сыны Бога`; Быт. 6:24; Иов 1:6) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`; Пс. 89:6, 8; Иов 5:1) или просто анашим (`мужи`; Быт. 18:2; 16; 22). Библия упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых [[Херувим|херувимами]] (Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2) или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.
+
Иногда ангелы называются в Библии элохим (буквально `боги`<ref>I Сам. 28:13</ref>), бней элохим (`сыны Бога`<ref>Быт. 6:24; Иов 1:6</ref>) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`<ref>Пс. 89:6, 8; Иов 5:1</ref>) или просто анашим (`мужи`<ref>Быт. 18:2; 16; 22</ref>). ТаНаХ упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых [[херувим]]ами<ref>Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2</ref> или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.
-
В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо ([[Авраам]] и три ангела /Быт. 18/, [[Акеда|акеда]] /Быт. 22:11–18/, сон [[Иаков|Иакова]] /Быт. 28:12/, возложение на [[Гидон|Гидона]] миссии править Израилем /Суд. 6:11–22/, гибель армии [[Санхерив|Санхерива]] /II Ц. 19:35/ и т. д.).
+
В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо ([[Авраам#Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры (Быт.18, 19)|Авраам и три ангела]]<ref>Быт. 18</ref>, [[акеда]]<ref>Быт. 22:11–18</ref>, [[лестница Иакова]]<ref>Быт. 28:12</ref>, возложение на [[Гидон]]а миссии править Израилем<ref>Суд. 6:11–22</ref>, гибель армии [[Санхерив]]а<ref>II Ц. 19:35</ref> и т. д.).
В обиходном языке Ангел обычно означает любое [[дух]]овное [[разум]]ное бесполое, а иногда и бесплотное [[существо]], выражающее волю каких-то высших сил или [[Бог]]а и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.
В обиходном языке Ангел обычно означает любое [[дух]]овное [[разум]]ное бесполое, а иногда и бесплотное [[существо]], выражающее волю каких-то высших сил или [[Бог]]а и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.
-
В Христианстве Ангелов называют служебными [[дух]]ами {{Библия|Евр|1:14}} и изображают в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.
+
== В ТаНаХе (Библии) ==
-
== В Священных Писаниях ==
+
=== В [[Тора|Торе]] (Пятикнижии) ===
-
=== В [[Тора|Пятикнижии]] ===
+
Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к [[Авраам]]у ({{Библия|Быт|18}}).
Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к [[Авраам]]у ({{Библия|Быт|18}}).
-
Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить [[Авраам]]у о рождении [[Исаак|Ицхака]], второй вывести семью [[Лот]]а, а третий, уничтожить [[Сдом|Сдом]].
+
Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить [[Авраам]]у о рождении [[Исаак|Ицхака]], второй вывести семью [[Лот]]а, а третий, уничтожить [[Сдом]].
Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом {{Библия|Быт|32:28}}
Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом {{Библия|Быт|32:28}}
-
Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью Ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:
+
Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:
{{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
{{ВЗ|Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.|Быт|22:11|-12}}
Строка 46: Строка 46:
Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка [[Иезекииль|Иехезкеля (Иезекииля)]]. В его книге Ангелы представляют из себя не "посланников", но "существа из Небесных Сфер". Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: [[Херувимы|Крувим]], [[Серафимы|Срафим]], [[Офаним]], [[Хайот]].
Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка [[Иезекииль|Иехезкеля (Иезекииля)]]. В его книге Ангелы представляют из себя не "посланников", но "существа из Небесных Сфер". Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: [[Херувимы|Крувим]], [[Серафимы|Срафим]], [[Офаним]], [[Хайот]].
-
=== [[Пророки (раздел ТаНаХа)|Пророки]] ===
+
=== [[Невиим]] (Пророки) ===
-
Пророки, за исключением [[Иехезкель|Иехезкеля]] и [[Зхария|Зхарии]], мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении [[Исайя|Исайи]] (Ис. 6:2), когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что Хаггай называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка [[Мал’ахи]] (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом.  
+
Пророки, за исключением [[Иехезкель|Иехезкеля]] и [[Зхария|Зхарии]], мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении [[Исайя|Исайи]]<ref>Ис. 6:2</ref>, когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что [[Хагай]] называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка [[Малахи]] (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом.  
-
Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю (Иех. 1:26, 27) огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами (хайот; `живые существа`). Впоследствии (Иех. 8–11) эти существа отождествляются с херувимами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение Иерусалима и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей (Иех. 9–10). В видениях о восстановленном Храме (Иех. 40–48) пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.
+
Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю<ref>Иех. 1:26, 27</ref> огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами ([[хайот]]; `живые существа`). Впоследствии<ref>Иех. 8–11</ref> эти существа отождествляются с [[херувим]]ами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение [[Иерусалим]]а и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей<ref>Иех. 9–10</ref>. В видениях о восстановленном [[Храм]]е <ref>Иех. 40–48</ref> пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.
-
В книге [[Зхария|Зхарии]] ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании [[Первосвященник|первосвященника]] Иехошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.
+
В книге [[Зхария|Зхарии]] ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании [[первосвященник]]а Иеhошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.
-
=== [[Ктувим]] ===
+
=== [[Ктувим]] (Писания) ===
В книге [[Псалмы|Псалмов]] упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания.  
В книге [[Псалмы|Псалмов]] упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания.  
-
В книге [[Иов|Иова]] друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства.  
+
В книге [[Иов]]а друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства.  
Книга [[Даниэль|Даниэля]] повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.
Книга [[Даниэль|Даниэля]] повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.
Строка 66: Строка 66:
В [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]] ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В [[Юбилеев Книга|книге Юбилеев]] народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).
В [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]] ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В [[Юбилеев Книга|книге Юбилеев]] народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).
-
Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха ([[Ханох|Ханоха]]). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов или архангелов:  
+
Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха ([[Ханох]]а). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов (из них только первые три упоминались в ТаНаХе):  
-
# Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира Шеола;
+
# [[Архангел Михаил|Михаэль]] (Михаил) — архангел евреев;
-
# Рефаэль (Рафаил) — властелин над душами людей;
+
# [[Гавриэль]] (Гавриил) смотритель рая;
-
# Реуэль подвергающий наказаниям мир светил;
+
# [[Архангел Рафаил|Рефаэль]] (Рафаил) — властелин над душами людей;
-
# Михаэль (Михаил) архангел евреев;
+
# [[Уриэль]] (Уриил) властелин светил и загробного мира — Шеола;
-
# Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей;
+
# [[Реhуэль]] подвергающий наказаниям мир светил;
-
# Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая;
+
# [[Сариэль]] — владыка сил, соблазняющих людей;
-
# Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых.  
+
# [[Иерахмиэль]], который будет надзирать за воскресением из мертвых.  
-
Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (кохав — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (матар — `дождь`).
+
Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (`кохав` — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (`матар` — `дождь`).
== В устной Традиции ==
== В устной Традиции ==
-
Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в [[ТаНаХ]]е (Ветхом Завете) по имени: [[Архангел Михаил|Михаэль]], [[Гавриэль]] и [[Архангел Рафаил|Рафаэль]]. Еще четверо, [[Ориэль]], [[Регуэль]], [[Сариэль]] и [[Иерахмиэль]], упоминаются в неканонической литературе ([[Книга Еноха|Книге Еноха]]). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: [[Михаэль]], [[Гавриэль]], [[Уриэль]] и [[Архангел Рафаил|Рафаэль]].
+
Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: [[Михаэль]], [[Гавриэль]], [[Уриэль]] и [[Архангел Рафаил|Рафаэль]].
-
В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в [[Мишна|Мишне]] нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних [[Аггада|аггадических]] текстах Талмуда, особенно в [[Мидраш|Мидраше]], ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (мал’ахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.
+
В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в [[Мишна|Мишне]] нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних [[Аггада|аггадических]] текстах Талмуда, особенно в [[мидраш]]е, ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (малахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов [[Метатрон]]у. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово ''памалъя'' (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.
В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической [[Эсхатология|эсхатологии]] преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был [[Маймонид]].
В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической [[Эсхатология|эсхатологии]] преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был [[Маймонид]].
Строка 86: Строка 86:
Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди [[Ессеи|ессеев]]. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. [[Фарисеи]] мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, [[Саддукеи|саддукеи]], однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.
Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди [[Ессеи|ессеев]]. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. [[Фарисеи]] мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, [[Саддукеи|саддукеи]], однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.
== В Каббале ==
== В Каббале ==
-
{{нет источников в разделе}}
+
В [[Каббала|Каббале]] ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то каббалистических миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв [[алфавит]]а языка [[Иврит]].
-
В [[Каббала|Каббале]] ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то [[Каббала|Каббалистических ]]миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв [[алфавит]]а языка [[Иврит]].
+
-
[[Каббала]] различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола ([[Зоhар]]). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (мал’ахей хаббала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.
+
[[Каббала]] различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола ([[Зоhар]]). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей hабала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.
== "Тёмные ангелы" ==
== "Тёмные ангелы" ==
-
Ангелы "Темной стороны" тем не менее тоже считаются ангелами. Например, [[Самаэль]] - Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения — мал’ахей хаббала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`). В Талмуде<ref>ББ. 16а</ref> ангел смерти идентичен [[Сатана|Сатане]] (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию (Быт. 6) о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов. Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.
+
Ангелы "Темной стороны" тем не менее тоже считаются ангелами. Например, [[Самаэль]] - Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения — малахей hабала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`).  
 +
 
 +
В Талмуде<ref>ББ. 16а</ref> ангел смерти идентичен [[Сатана|Сатане]] (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию<ref>Быт. 6</ref> о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов.  
 +
 
 +
Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.
== В философии ==
== В философии ==
[[Филон Александрийский]] (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахама Ибн Эзры]] (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.
[[Филон Александрийский]] (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахама Ибн Эзры]] (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.
 +
== В христианстве ==
 +
В Христианстве Ангелов называют служебными [[дух]]ами {{Библия|Евр|1:14}} и изображают в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.
== Ангелы сегодня ==
== Ангелы сегодня ==
-
В современном иудаизме в таких его течениях как [[Реформизм В Иудаизме|реформизм]] и [[Консервативный Иудаизм|консервативный иудаизм]] наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма. Отношение к ангелам среди большинства евреев, исповедующих ортодоксальный иудаизм, двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди хасидов (см. [[Хасидизм]]) и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.
+
В современном иудаизме в таких его течениях как [[Реформизм В Иудаизме|реформизм]] и [[Консервативный Иудаизм|консервативный иудаизм]] наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма.  
-
=== Как стать Ангелом ===
+
 
 +
Отношение к ангелам среди большинства [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных]] евреев двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди [[хасид]]ов и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.
 +
=== Как стать ангелом ===
Известно несколько человек, которые стали Ангелами, то есть существами "Высших Миров".
Известно несколько человек, которые стали Ангелами, то есть существами "Высших Миров".
-
Пророк [[Илия_(пророк)|Илиягу]] вознесся и стал [[Архангел]]ом [[Сандальфон]]ом.
+
 
-
[[Энох]] был взят на небо при жизни и по некоторым мнениям стал [[Метатрон]]ом.
+
Пророк [[Илия_(пророк)|Илиягу]] вознесся и стал [[Архангел]]ом [[Сандальфон]]ом. Энох был взят на небо при жизни и по некоторым мнениям стал [[Метатрон]]ом.
В повседневной жизни, если человек идет выполнять заповедь вместо другого человека, то он считается "посланником заповеди" и с ним ничего не может случиться потому, что он - ангел (посланник).
В повседневной жизни, если человек идет выполнять заповедь вместо другого человека, то он считается "посланником заповеди" и с ним ничего не может случиться потому, что он - ангел (посланник).
-
В День Искупления ([[Йом_Киппур|Йом Киппур]]) все молящиеся евреи считаются подобными ангелам и есть несколько мест в молитве, которые в этот день читаются несколько иначе именно по этой причине.
+
В День Искупления ([[Йом Киппур]]) все молящиеся евреи считаются подобными ангелам и есть несколько мест в молитве, которые в этот день читаются несколько иначе именно по этой причине.
== См. также ==
== См. также ==
Строка 141: Строка 148:
{{ElevenCopyRight|10221|Ангелы}}
{{ElevenCopyRight|10221|Ангелы}}
<!--
<!--
-
<ref>* [http://www.angelstoday.net/?lang=ru Ангелы: картинки и изображения ангелов, архангелов, серафимов и херувимов]
+
<ref>* [http://www.angelstoday.net/?lang=ru Ангелы: изображения и фильмы об ангелах]
* [http://www.ofiel.ru/ Ангелы — все об ангелах, ангелах-хранителях, архангелах, все о Боге и небесной иерархии]
* [http://www.ofiel.ru/ Ангелы — все об ангелах, ангелах-хранителях, архангелах, все о Боге и небесной иерархии]
* [http://www.carelinks.net/languages/russian/angels/angelsindex.htm Естество Ангелов]
* [http://www.carelinks.net/languages/russian/angels/angelsindex.htm Естество Ангелов]

Версия 15:48, 21 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

А́нгел (от. др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланник»; ивр. מַלְאָךмал’а́х - "посланец") - существа, обладающие сверхчеловеческими знаниями и силой, но сотворенные Богом и подчиненные Ему.

Содержание

Этимология

Слово ивр. מַלְאָךмал’а́х ("посланец") происходит от архаичного корня לאכ, «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке. Из иврита заимствано арабское слово ملاكмала́к. Из этого же слова путём дословного перевода образованы и греческое ἄγγελος, и латинское angelus, и слово angel в современных европейских языках.

Определение

ТаНаХ не содержит единого термина для обозначения этого понятия, чаще всего ангел — это `посланец`[1]. Когда используется в религиозном тексте без добавления чей именно посланник, имеется ввиду Посланник Бога. Ангел может выполнять одновременно только одно задание, при этом может совершать любые действия для ее достижения.

Однако этим же словом называются иногда в Библии и люди в функции посланцев[2]. Поэтому для уточнения того, что речь идет именно об ангелах, Библия часто присоединяет к данному слову в качестве уточняющего определения тетраграмматон или какое-либо другое обозначение Бога[3]. Впрочем, иногда и это сочетание выступает лишь в качестве обозначения человека, исполняющего функцию вестника или посланца Божия[4]. Только в послебиблейском иврите слово мал’ах стало терминологическим обозначением понятия ангел.

Иногда ангелы называются в Библии элохим (буквально `боги`[5]), бней элохим (`сыны Бога`[6]) или бней элим (буквально `сыны богов`; Пс. 29:1; 89:7), кдошим (`священные существа`[7]) или просто анашим (`мужи`[8]). ТаНаХ упоминает также о крылатых существах со свойствами ангелов, называемых херувимами[9] или серафимами (Ис. 6:2, 3). Выражением «воинство небесное» называются группы ангелов, сопровождающие Бога и прислуживающие Ему. Последнее можно рассматривать как отрицание языческой идеи независимых от Бога сверхчеловеческих существ.

В повествовательных книгах Библии часто упоминается один ангел, редко два или более, передающие послание или совершающие определенное действие, причем появляются они в образе человека, и в них не сразу можно распознать небесное существо (Авраам и три ангела[10], акеда[11], лестница Иакова[12], возложение на Гидона миссии править Израилем[13], гибель армии Санхерива[14] и т. д.).

В обиходном языке Ангел обычно означает любое духовное разумное бесполое, а иногда и бесплотное существо, выражающее волю каких-то высших сил или Бога и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями.

В ТаНаХе (Библии)

В Торе (Пятикнижии)

Самое известное упоминание об Ангелов в Пятикнижии это визит трех Ангелов к Аврааму (Быт.18). Мудрецы говорят, что один из них должен был возвестить Аврааму о рождении Ицхака, второй вывести семью Лота, а третий, уничтожить Сдом.

Еще показательно место, где Яков ночью борется с ангелом Быт.32:28

Также широко известно место в Торе, где Бог с помощью ангела останавливает Авраама в момент когда он уже готов был совершить жертвоприношение:

« Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
»


Незадолго до Всемирного потопа, некоторые Ангелы под предводительством Азазела скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим) Быт.6:2-4. Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Быт.6:4

В Торе, когда Ангелы появляются в осязаемом облике их описание отсутствует и подразумевается человеческий облик. Жители Сдома видимо даже путают их с людьми, когда требуют у Лота их выдачи.

Описаний внешнего вида Ангелов в бесплотном облике немного. Самое основное из них это книга пророка Иехезкеля (Иезекииля). В его книге Ангелы представляют из себя не "посланников", но "существа из Небесных Сфер". Характерным для них является наличие крыльев и большое количество глаз. Там же перечисляются некоторые их виды: Крувим, Срафим, Офаним, Хайот.

Невиим (Пророки)

Пророки, за исключением Иехезкеля и Зхарии, мало говорят об ангелах. Крылатые серафимы играют значительную роль в видении Исайи[15], когда он посвящается в пророки, но в дальнейшем о них больше не упоминается. Примечательно, что Хагай называет себя посланцем Господним к людям, то есть смертным (хотя и пророком), а не сверхъестественным существом. Вероятно, об этом свидетельствует и само имя другого пророка Малахи (буквально `мой посланец`), которое, по-видимому, было псевдонимом.

Божественное присутствие представляется пророку Иехезкелю[16] огненным подобием человека, которое восседает на престоле, поддерживаемом четырьмя фантастическими существами (хайот; `живые существа`). Впоследствии[17] эти существа отождествляются с херувимами. К категории ангелоподобных представляется возможным отнести шестерых мужей, на которых возложено разрушение Иерусалима и одному из которых, одетому в льняную одежду, Бог повелевает помечать особым знаком чела праведников, подлежащих спасению, и бросить на Иерусалим пригоршни горящих углей[18]. В видениях о восстановленном Храме [19] пророка сопровождает человек, блистающий, как медь, в котором также следует видеть ангелоподобное существо.

В книге Зхарии ангелы присутствуют почти постоянно: ангел Господень заступается перед Богом за Израиль, от имени Бога возвещает об оправдании первосвященника Иеhошуа, порицает Сатану за клевету на него. В книге Зхарии ангелы впервые появляются как самостоятельно существующие личности, а не только как существа, действия которых обусловлены определенной ситуацией.

Ктувим (Писания)

В книге Псалмов упоминания об ангелах встречаются по всему тексту. В ряде мест ангелы призываются славить Господа, как славят Его и другие Божьи создания.

В книге Иова друзья утешают его, говоря, что даже ангелы не безупречны, а человек, естественно, тем более далек от совершенства.

Книга Даниэля повествует о бесчисленных служителях вокруг Божественного престола и об ангеле, который спас трех отроков из печи, а Даниэля — от львов. В этой же книге ангелы не только выполняют приказания, они проявляют также некоторую инициативу. Они обладают собственными именами. Это единственная библейская книга, в которой ангелы приобретают совершенно отчетливую индивидуальность. Здесь впервые высказывается мысль, что каждый народ имеет своего ангела-покровителя.

Апокрифы

Более подробно об схождении ангелов на землю можно почитать в Книге Эноха.

Христианская Традиция считает это иносказанием, считая, что под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии — это потомки Сифа, а дочери человеческие — потомки Каина.

В апокрифах и псевдоэпиграфах ангелы также предстают часто как существа, имеющие индивидуальные черты и даже собственные имена. Отчетливо ощущается в них воздействие мифов народов, с которыми евреи находились в постоянных контактах, и прежде всего ряда мифологических концепций вавилонян и персов-зороастрийцев. В книге Юбилеев народ Израиля, благодаря своему союзу с Богом, приравнивается к ангелам (талмудическая трактовка этого взгляда утверждает, что Израиль обладает привилегией участия в небесном хоре).

Весьма разработанная ангелологическая система представлена в книге Эноха (Ханоха). Согласно этой книге, существуют семь высших ангелов (из них только первые три упоминались в ТаНаХе):

  1. Михаэль (Михаил) — архангел евреев;
  2. Гавриэль (Гавриил) — смотритель рая;
  3. Рефаэль (Рафаил) — властелин над душами людей;
  4. Уриэль (Уриил) — властелин светил и загробного мира — Шеола;
  5. Реhуэль — подвергающий наказаниям мир светил;
  6. Сариэль — владыка сил, соблазняющих людей;
  7. Иерахмиэль, который будет надзирать за воскресением из мертвых.

Ангелы властвуют над всеми стихиями и силами природы, и имена многих ангелов образованы от имен тех сил природы или стихий, которые им подвластны, например Барадиэль — ангел града (барад — `град`), Галгалиэль — ангел солнечного круга (галгал — `кольцо`, `колесо`), Кохавиэль — ангел звезд (`кохав` — `звезда`), Метариэль — ангел дождя (`матар` — `дождь`).

В устной Традиции

Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рафаэль.

В талмудический период не только простонародье, но и ученые верили в существование ангелов. Но в Мишне нет упоминания о них, ибо ученые того времени умаляли значение ангелов и их роль в человеческой жизни. В более поздних аггадических текстах Талмуда, особенно в мидраше, ангелы неоднократно упоминаются. Они делятся на множество добрых и злых, высших и низших. Как и апокрифы и псевдоэпиграфы, Аггада рассматривает Гавриэля, Михаэля, Рефаэля и Уриэля как архангелов и называет их ангелами служения (малахей hа-шарет). Мидраш придает большое значение в иерархии ангелов Метатрону. Обязанности ангелов дифференцированы, одни ведают молитвами, другие градом, дождем, гневом, беременностью и рождением, адом и т. п. Аггада развивает далее представление об ангелах — хранителях народов и отдельных царей. Начиная с 3 в. н. э. в источниках встречается слово памалъя (буквально `свита`), обозначающее целую группу ангелов, творящих небесный суд.

В Аггаде высказываются разные мнения о том, следует ли считать ангелов высшими существами по сравнению с простыми смертными. По одним высказываниям, праведники выше ангелов, а по другим — и те, и другие занимают одинаковое положение в иерархии бытия. Некоторые законоучители высказывали мнение, что каждый человек способен стать равным ангелу; другие — приписывали эту способность только исповедующим иудаизм. Однако и последние могут достигнуть этого равенства лишь после смерти. В аггадической эсхатологии преобладает мнение, согласно которому в «конце дней» праведники будут возведены на более высокую ступень, чем ангелы. Развитые в Аггаде ангелологические представления были также включены и в литургию. Однако в среде еврейских религиозных авторитетов существовала и противоположная тенденция, стремившаяся полностью исключить упоминания ангелов из литургии. В средние века одним из самых резких противников почитания ангелов был Маймонид.

Ессеи

Ангелологическая доктрина нашла широчайшее распространение среди ессеев. Кумранские рукописи свидетельствуют о стройной ангелологической системе, согласно которой «князь света» и прочие небесные князья должны были в «последний день» сражаться на стороне «сыновей света». В этой борьбе за власть между силами добра и зла можно распознать определенный дуализм. Фарисеи мало интересовались ангелологией. Будучи противниками всякой мистики, саддукеи, однако, едва ли всецело отрицали само существование ангелов.

В Каббале

В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов. Правда, когда идет разговор о большом числе ангелов то имеются ввиду либо безымянные обитатели каких-то каббалистических миров, либо наоборот одно имя, полученное перестановками букв алфавита языка Иврит.

Каббала различает несколько категорий ангелов: ангелы служения и разрушения, ангелы милосердия и наказания и даже ангелы мужского и женского пола (Зоhар). Сила ангелов, по мнению каббалистов, основывается на проявляющейся в них эманации божественного света. В каждом человеческом существе, по их мнению, живут добрый и злой ангел, и каждый шаг человека сопровождается добрыми и злыми духами. Огромная армия ангелов разрушения (малахей hабала), в противоположность доброму окружению Бога, составляет семью Нечистого, дьявола — олицетворение оборотной, «левой» стороны божественного бытия.

"Тёмные ангелы"

Ангелы "Темной стороны" тем не менее тоже считаются ангелами. Например, Самаэль - Ангел Смерти (Малах ha-Мавет). Из злых ангелов (ангелов разрушения — малахей hабала) он играет особую роль. Он отождествляется со страшными великанами и демонами, бытующими в устных легендах, в литературе древнего Ближнего Востока и средневековой Европы (`дьявол`, `сатана`).

В Талмуде[20] ангел смерти идентичен Сатане (Самаэлю) и иецер hа-ра (злому помыслу). В фольклоре ангел смерти часто изображается аллегорически: у него множество глаз, он усердный жнец или старик с мечом, с которого стекает яд, и т. д. Но чаще всего ангел смерти является в образе беглеца и бродяги, нищего, странствующего торговца или араба-кочевника. В еврейской ангелологии встречается также мотив падших ангелов. Истоки его восходят к библейскому повествованию[21] о сынах Божьих (бней элохим), которые, прельстившись красотой дочерей человеческих, спустились на землю. Там они познали дев земных, и от этой связи родилось поколение исполинов.

Однако библейское предание не содержит при этом элемента морального обличения, характерного для более поздних легенд о павших ангелах. Впервые этот элемент выступает в упомянутой выше книге Эноха. Здесь исполины, потомки падших ангелов, стали беспощадно истреблять людей и обучать их употреблению оружия и другим изобретениям, способствующим распространению безнравственности и злодейства. Архангелы, вняв жалобам людей, обратились к Богу, и им было велено наказать падших ангелов. Легенда о падших ангелах, прельщенных смертными женщинами и творивших зло на земле, повторяется в той или иной вариации в апокрифической и талмудической литературе и в еще более красочной форме — в мидрашах.

В философии

Филон Александрийский (1 в. н. э.) отождествлял ангелов, упомянутых в Библии, с демонами греческой философии. Для Саадии Гаона (10 в.) ангелы являлись телесными существами, хотя и более совершенной субстанции, чем человек. По мнению Аврахама Ибн Эзры (12 в.), ангелы тождественны нематериальным или простейшим формам идеального бытия, постулируемым неоплатонической онтологией. В целом в средние века в еврейской философии превалирует аристотелевская концепция, наиболее ярким представителем которой был Маймонид. Ее приверженцы рассматривали ангелов как «обособленные разумы» (схалим нифрадим), существующие отдельно от человеческой плоти. Однако Маймонид считал, что термином ангел обозначается не только обособленный разум, но и все природные и физические силы.

В христианстве

В Христианстве Ангелов называют служебными духами Евр.1:14 и изображают в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Ангелы сегодня

В современном иудаизме в таких его течениях как реформизм и консервативный иудаизм наблюдается тенденция рассматривать традиционные описания ангелов как поэтические символы. Упоминания ангелов почти полностью изъяты из реформистской литургии и из литургии некоторых групп приверженцев консервативного иудаизма.

Отношение к ангелам среди большинства ортодоксальных евреев двойственно: хотя существование их полностью не отрицается, имеется тенденция к демифологизации представлений об ангелах и к интерпретации их как символов. Тем не менее, степень веры в ангелов различается среди различных групп ортодоксов. Вера в ангелов в полном соответствии с традиционными представлениями о них сохраняется лишь среди хасидов и традиционалистов из среды членов восточных еврейских общин.

Как стать ангелом

Известно несколько человек, которые стали Ангелами, то есть существами "Высших Миров".

Пророк Илиягу вознесся и стал Архангелом Сандальфоном. Энох был взят на небо при жизни и по некоторым мнениям стал Метатроном.

В повседневной жизни, если человек идет выполнять заповедь вместо другого человека, то он считается "посланником заповеди" и с ним ничего не может случиться потому, что он - ангел (посланник).

В День Искупления (Йом Киппур) все молящиеся евреи считаются подобными ангелам и есть несколько мест в молитве, которые в этот день читаются несколько иначе именно по этой причине.

См. также

Примечания

  1. Быт. 19:1; Ис. 63:9; Зх. 1:9, 13, 14, 19; Мал. 3:1
  2. см. Быт. 32:4, 7; Суд. 9:31; II Ц. 6:32, 33
  3. см. Быт. 32:2; Зх. 1:11, 12; 12:9
  4. Хагай 1:13; Мал. 2:7
  5. I Сам. 28:13
  6. Быт. 6:24; Иов 1:6
  7. Пс. 89:6, 8; Иов 5:1
  8. Быт. 18:2; 16; 22
  9. Быт. 3:24; I Сам. 4:4; Пс. 80:2
  10. Быт. 18
  11. Быт. 22:11–18
  12. Быт. 28:12
  13. Суд. 6:11–22
  14. II Ц. 19:35
  15. Ис. 6:2
  16. Иех. 1:26, 27
  17. Иех. 8–11
  18. Иех. 9–10
  19. Иех. 40–48
  20. ББ. 16а
  21. Быт. 6

Литература

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ангелы в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация