Ангел

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:14, 2 февраля 2010; Mliris (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Rafael - Ressurreição de Cristo (detalhe - anjo).jpg
Ангел (деталь картины Рафаэля «Воскресение Христа», 1499—1502 годы)

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец») в авраамических религиях — духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю каких-то высших сил или Бога и обладающее сверхчеловеческими и сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами Евр.1:14. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Содержание

Этимология названия

Греческое слово ἄγγελος ангелос — прямой перевод ивр. מלאךмал’а́х с тем же значением, от архаичного корня לאכ, «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствано арабское слово ملاكмала́к.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Существует мнение, основывающееся на Быт.6:2-4, по которому грешные ангелы некогда скрещивались с людьми порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Быт.6:4

Однако, под «сынами Божиими» в Библии подразумеваются не только Ангелы, но и праведные люди, тем самым, согласно еврейской и христианской традиции, смысл этого стиха заключается в том, что праведные люди стали вступать в брак с безнравственными, поддались их влиянию, и сами морально опустились. С точки зрения церковного богословия, сыны Божии — это потомки Сифа, а дочери человеческие — потомки Каина.

В Новом Завете

…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

— Евр.1:14

В большинстве переводов Библии при упоминаниях о падших и всяких согрешивших (выступивших против Бога) ангелах используют строчную букву, а при упоминании святых Ангелов — прописную.

Файл:Angel in Basilica of Santa Croce.jpg
Ангел с цветком. 14 век

В Коране

Мир ангелов параллелен миру людей, вера в них является неотъемлемым атрибутом веры в Исламе. Шаблон:Коран/Цитата Ангелы невероятно сильны, имеют по два и более крыльев, могут принимать облик людей: Шаблон:Коран/Цитата Ангелы абсолютно покорны повелениям Аллаха, так как не обладают волей в отличие от людей. Шаблон:Коран/Цитата

В религиозной традиции

В буддизме

В Буддизме картина мира очень схожа с ангельской иерархией. В результате медитации Ади-будды (Бога) возникает космическое тело джармакайа, проявляющееся в образе Дьхьяни-будд (1-й чин ангельской иерархии). Дьхьяни-ботхисатвы, не воплощающиеся, но участвующие в создании мира соответствуют ангелам 2-го чина. Мануша-будды имеют параллели с ангелами третьего чина, несущими божественную волю непосредственно человечеству и человеку. В Индии Вселенная понимается как иерархия активных сил, ангельских и демонических, божественных и героических. Этот мир состоит из 7 планов — от невидимого начала до конкретного проявления, — которые населены мириадами божеств, ангелов, демонов, вместе составляющих армию служения «Дхарме», Великому Универсальному Закону посредством «Кармы», закона действия и противодействия.

В исламе

Вера в ангелов является неотъемлемой частью веры мусульманина (Коран 2:177), это один из столпов веры мусульманина. По исламским представлениям ангелы сотворены из стихии света, бесполы, невероятно сильны. Смысл их существования заключается в служении Аллаху.(Коран 2:34). Ангелы безгрешны, так как не наделены Аллахом способностью делать выбор, беспрекословно выполняют Его приказы.

  • Ангел Джабраил — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам.
  • Ангел Михаил возглавляет небесное войско.
  • Ангел Исрафил является Ангелом Смерти, ему поручено подуть в Рог в Судный день
  • Ангелы Харут и Марут — дают людям магическое знание о колдовстве, но не для его использования, а лишь для испытания людей, подобно яблоку в раю (запретный плод). За использование этих знаний человек будет гореть в Аду. (Коран 2:102).
  • Ангел Малик, охраняющий Ад.
  • Ангелы Мункар и Накир — будут допрашивать людей в могилах.

Также, в Коране и в достоверной сунне Пророка Мухаммада описывается и другие ангелы, без называния их имён:

  • ангелы-хранители — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости.
  • ангелы-писари — ангелы, находящиеся по правое и левое плечо от человека, и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день.
  • ангелы, управляющие природными явлениями и силами. Среди них ангел-хранитель гор, ангел, водящий солнце и т.п. Как было сказано раньше, все свои действия они совершают лишь по велению Бога.
  • ангел, наблюдающий за утробами матерей и записывающий ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу.
  • ангелы, несущие Трон Аллаха.
  • ангелы-стражи Рая и Ада.
  • ангелы-воины — ангелы, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллахом этими людьми.
  • ангелы, странствующие по дорогам в поисках людей, поминающих Аллаха и помогающие им. Они же передают приветствия всех мусульман Пророку Мухаммаду

В иудаизме

Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь трое названы в Танахе (Ветхом Завете) по имени: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль. Остальные четверо, Ориэль, Регуэль, Сариэль и Иерахмиэль, упоминаются в неканонической литературе (Книге Еноха). Считается, что четыре ангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света: Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль.

В Каббале


В Каббале ангелов насчитывается от 100 тысяч до 49 миллионов.

Каббала — руководство, описывающее путь к Богу. А путь этот ведёт через дворцы или несчётные залы, где нужна помощь ангелов. Существуют четыре мира:

  1. Материальный, физический мир, в котором мы живём.
  2. Мир, которым повелевают 10 ангельских войск. У каждого ангела есть своё имя. Во главе их ангел наивысшего чина Метатрон.
  3. Мир света, который открывается из наивысшего, Божьего мира.
  4. Божий мир, который совмещается с женской ипостасью Бога Шехина.

В Каббале есть десять сефирот, или ангелов. Это главные проводники божественной энергии. Каждый расцветает подобно светящейся розе, в каждом лепестке которой открывается крылатый контур. Имена сефирот отвлечённы: утверждение, красота, вечность, прекрасное, сила, милость, знание, мудрость, понимание и корона, венец.

Располагаются они в обращённой вершиной вниз пирамиде.

В основании находится ангел Сандальфон, это ангел-хранитель.

У Бога есть восемь главных ангелов, они считаются Его «воплощениями»:

  • Анаэль, Внемли мне Бог
  • Гавриэль, Сила Бога
  • Самуэль, Яд Бога
  • Михаэль, Подобный Богу, предводитель небесного воинства
  • Сашиэль, Справедливость Бога
  • Рафаэль, Бог Исцелитель
  • Кассиэль, Престол Бога
  • Ориэль(Урии́л), Свет Бога

Выше всех Метатрон, Глас Божий

Духи (человеческая душа, освободившаяся от тела):

  • Паваель, Дух Святого Иосифа
  • Кафаель, Дух Сопуствующий Иоанну Крестителю в пустыне
  • Рафаэль, Дух Соломона
  • Гетатия, Дух Моисея
  • Уриель, Дух Ездры
  • Заимель, Дух Моисеева жезла
  • Гетаель, Дух Иисуса Навина
  • Гимель, Дух змея Евы
  • Камаель, Дух личного мужества
  • Офиль, Дух благочестия
  • Алепта, Дух Авраама
  • Гавриель, Дух Илии
  • Самаель, Дух Иоанна Крестителя
  • Михаель, Дух Елессея
  • Во-Аель, Дух призраков
  • Тетатиа, Дух добродетели
  • Анаель, Дух познания
  • Фалет, Дух счастья (земного рая)

У дьявола есть семь главных демонов, они также считаются обличиями дьявола:

  • Самаэль, Владыка воздуха и Ангел Загробного Суда
  • Вельзевул, Владыка Тьмы и Демонов
  • Питон, Дух Прорицания
  • Белиал, Дух Вероломства
  • Асмодей, Демон Истребитель
  • Люцифер, Дух астрального света
  • Сатана, Противящийся Богу

Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов.

Наивысшим творением из всего являются заповеди Торы, изучение, познание Торы, молитвы и покаяния. Каждая заповедь, который совершает человек, это не только акт духовного созерцания, сам по себе священный, но это также акт преобразования материального, физического мира.

Согласно еврейской традиции, являются существами мужского пола и не имеют крыльев.

В христианстве

Файл:Angel khitrovo.jpg
«Ангел Рублёва» (миниатюра Евангелия Хитрово)

По христианскому учению все ангелы — суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они — великая помощь спасающимся), их удел — славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их — как струящиеся потоки благодати) и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.). В писании порой называются птицами Небесными.

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Денница — самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется ввиду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы — бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть, в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).

Файл:Meister von Mileseva 001.jpg
Белый ангел (фреска XII века, монастырь Милешева)

Впрочем, имя духа — не то же, что имя человека. Бог — дух, и как дух — называет существо не по преходящему (кто будет называть человека по марке его пиджака?), но по славе. Имя Ангела — имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции — семи[1]) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания[2].

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, третьи — тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов - хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.

Чины ангелов

Файл:Synaxis of Archangel Michael.jpg
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века)

В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.

В своем комментарии «Правила святых апостолов» св. Григорий Богослов (Нисский) (ум. ок. 394) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).

Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».

Св. Афанасий Великий (ум. 373) выделял «…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов».

В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века.

Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:

Первый лик (высшая иерархия)

  • Серафимы (ивр. שׂרפים‎ — горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) — шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
  • Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.
  • Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик (средняя иерархия)

  • Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
  • Власти, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
  • Силы, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) — имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик (низшая иерархия)

  • Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) — им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
  • Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι — Михаил (Откр 12:7) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
  • Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

В других источниках

В мифологии Розы мира

Ангелы низшего круга:

  • Херувимы — хранители светлых миссий,
  • Серафимы — хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
  • Престолы — хранители наций.

Ангелы высшего круга:

  • Астралы или Власти — творцы материальности Энрофа,
  • Силы — творцы материальности сакуалы даймонов,
  • Господства — творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
  • Начала — творцы материальности затомисов,
  • Архангелы — творцы материальности миров Высокого Долженствования.

Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством, и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

В Книге Урантии

В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.

« Ангелы — это духовные попечители и товарищи восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также являются коллегами и партнерами вышестоящего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности. »

Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:

  • 1. Супернафимы.
  • 2. Секонафимы.
  • 3. Тертиафимы.
  • 4. Омниафимы.
  • 5. Серафимы.
  • 6. Херувимы и сановимы.

Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.

Файл:Happy Christmas Ukr stamps Angels 2007.jpg
Ангелы в виде детей на почтовой марке, 2007

Ангел в чувашской мифологии

Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — в чувашской мифологии антропоморфное и зооморфное существо, включено в полисистемность божеств и духов, обладает многочисленными функциями и выступает в различных образах: человекоподобный вестник, передающий через Кепе или Пулех Верховному богу Турă просьбы людей, или, наоборот, от богов небесного мира доносящий до людей добрые вести; ангел-защитник человека, сидящий на его плечах, часто их двое; дух-хранитель души, в виде неопределенной птицы; божество дома, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное делать только добро; покровитель лошадей, вообще скота.

Образ и функции Пирешти восходят к древнеиранской культуре: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в облике птиц; перс. Фереште — ангел, вестник.

Изображения ангелов

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Способности ангелов

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического зрения;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

Правда, р. Саадия Гаон (IX—X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.[1]

Аналоги в других традициях

  • Для буддистов — бодхисаттвы.
  • Для последователей зороастризма — Амеша Спента, язаты.

См. также

  • Ангел в исламе
  • Ангел в иудаизме
  • Ангел в древнегреческой религии
  • Ангел в средневековой астрологии
  • Аггел
  • Архангел
  • Серафимы

Примечания

  1. О семи Архангелах Божиих
  2. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт 1990). С. 340

Литература

  • Иван Бенчев Иконы ангелов. Образы небесных посланников. — М.: Интербук-Бизнес, 2005.
  • Андреев И. Апокрифы. Христианство: Энциклопедический словарь.
  • Аверинцев С. Ангелы, Архангелы: Мифы народов мира.
  • Дорин Верче писатель в стиле Нью-Эйдж и метафизик: Послания от ангелов, воплощенные ангелы, Ангельская медицина, Исцеления тела и души с помощью ангелов.
  • Софи Бернхэм Книга об ангелах: Размышления об ангелах от прошлого до нынешних дней, и как они касаются нашей жизни. М.: Покупки на дом, 2001.

Ссылки

ace:Malaikat

ang:Engel ar:ملاكaz:Mələk bat-smg:Aniuols bg:Ангел br:Ael bs:Anđeo ca:Àngel chr:ᎠᏂᏓᏪᎯ cs:Anděl da:Engelel:Άγγελοςeo:Anĝeloet:Ingel fa:فرشته fi:Enkelify:Ingel gd:Aingeal gl:Anxo (cristianismo)hi:फ़रिश्ता hr:Anđeo hu:Angyal id:Malaikat io:Anjeloja:天使 jv:Malaékat ka:ანგელოზი kg:Wanzio ko:천사 kv:Идӧг la:Angelus ln:Anjelu lt:Angelas ml:മാലാഖ ms:Malaikat nl:Engel nn:Engel no:Engel pl:Anioł pt:Anjo qu:Killki ro:Înger scn:Àncilu (spìritu) sh:Anđeosk:Anjel sl:Angel sq:Engjëlli sr:Анђео sv:Ängel sw:Malaika tl:Anghel tr:Melekvi:Thiên sứ wa:Andje zh:天使 zu:IngelosiУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация