Антонин Пий

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 33: Строка 33:
В правление Антонина евреи были лишены права иметь собственные суды, что было, по мнению фарисеев, необходимым условием для практики религии (Иер. Санг. VII. § 2, 24б). Те, которые осмеливались критиковать меры императора, были изгнаны или казнены (Шаббат 33б).  
В правление Антонина евреи были лишены права иметь собственные суды, что было, по мнению фарисеев, необходимым условием для практики религии (Иер. Санг. VII. § 2, 24б). Те, которые осмеливались критиковать меры императора, были изгнаны или казнены (Шаббат 33б).  
-
Понятно, что евреи попытались сбросить римское иго<ref>[http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Antoninus_Pius*.html "Scriptores Historiæ Augustæ, Antoninus Pius," ch. v.</ref>(«Scriptores Historiae Augustae, Антонин Пий", гл. V.]). Напряженные отношения между парфянами и римлянами могли побудить евреев к восстанию в ожидании помощи от парфян. Но такая помощь не была оказана, и восстание было, вероятно, подавлено в зародыше: еврейские источники даже не намекают на него.
+
Понятно, что евреи попытались сбросить римское иго.<ref>[http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Antoninus_Pius*.html "Scriptores Historiæ Augustæ, Antoninus Pius," ch. v.]</ref> Напряженные отношения между парфянами и римлянами могли побудить евреев к восстанию в ожидании помощи от парфян. Но такая помощь не была оказана, и восстание было, вероятно, подавлено в зародыше: еврейские источники даже не намекают на него.
 +
 
 +
== Антонин в Талмуде ==
 +
Об Антонине существуют еврейские легенды, которые рассказывают удивительные вещи о его отношении к евреям и [[иудаизм]]у, и, в частности о его дружбе с [[раввин]]ом. Его называют "отцом ('''<big>אסוירוס</big>''' Северуса)" в [[Вавилонский Талмуд|Вавилонском Талмуде]], но какой именно римский император подразумевается под этим названием, вряд ли может быть определено. Он отождествляется с Марком Аврелием (Рапопорт и Бодек), Септимием Севером (Грец, который идентифицирует раввин с [[Йеhуда hа-Наси|Иеhудой hа-Наси II]]), Каракаллой (Йост и Н. Крохмаль), Элагабалом (Кассель) и Луцием Вером (Френкель).
 +
 
 +
Перечисление в [[Талмуд]]е легендарное, а не историческое, и никакого внимания не уделяется деталям или хронологическим и психологическим трудностям. Традиционные религиозные дискуссии между [[Адриан]]ом и [[Йеhошуа бен Ханания]], между [[Рабби Акива|Акивой]] и Тинниусом Руфусом, между Шабуром I и Шмуэлем Ярхинаи, а также легендарный разговор между [[Александр Македонский|Александром Великим]] и первосвященником Шимоном, или между Птолемеем и священником Елеазаром может служить параллелью с различными  легендами про Антонина. Еврейский фольклор любил олицетворять отношения [[иудаизм]]а с язычеством в облике разговоров между еврейскими мудрецами и языческими властителями.
 +
 
 +
Легенда про Антонина начинается с раннего детства. Мать [[раввин]]а подменила своего сына вскоре после его рождения Антонином - ребенком её близкой знакомой. Таким образом она и её ребенок сумели избежать офицеров Адриана, преследовавших женщину за то, что она сделала сыну обрезание. Как следствие, Антонин впитал с молоком матери любовь к евреям и иудаизму (Toсефта "Aвода Зара", 10б.). И это был раввин, сын этой приёмной матери, который был другом и учителем Антонина, и в дальнейшем побудил его принять иудаизм (Иер. Мег. I 72b; Bав. Х. VI 130, 131).
 +
<!--
 +
 
 +
Antoninus and Rabbi.
 +
 
 +
However, Antoninus, the "king," did not positively accept Judaism in its entirety until he had, with the help of his Jewish friend, thoroughly investigated its fundamental principles. Thus he challenged the Jewish conception of punishment after death by alleging that it was very easy for both body and soul to exculpate themselves. The body could say, "It is the soul that transgresses, for just as soon as it leaves me I am inert as a stone." The soul on its part could reply, "The fault is in the body, for since I have separated from it I hover like a bird in the air" (Sanh. 91a et seq.; a shorter form, Mek. Beshallaḥ, Shirah ii.). Rabbi's answer explained the right relationship between body and soul by the parable of the blind man and the lame one ("Monatsschrift," 1873, p. 75). Rabbi also instructed Antoninus concerning the resurrection, which would take place quite differently from the usual belief which included even the intact condition of the grave-clothes (Yer. Kil. ix. 32b, Yer. Ket. xii. 35a, where the name appears as Antolinus). Antoninus puts questions to Rabbi concerning the cosmos—as, for instance, what meaning there is in the sun's setting in the west (Sanh. 91b)—as well as questions concerning Judaism proper.
 +
 
 +
In like manner Antoninus could not see why the Jewish law appointed certain hours for prayer, since the latter should be offered at any time that the impulse to devotion was felt (Tan. ed. Buber i. 196); Rabbi accordingly showed him by an apt illustration. But sometimes, on the other hand, it was Antoninus who instructed Rabbi, making, for instance, the statement that while the unborn child receives its vital principle at conception, the germ of mentality and its concomitant, evil inclination, are received at birth only (Sanh. l.c.).
 +
Intimacy of Antoninus and Rabbi.
 +
 
 +
Legend has many details concerning the personal relations between the two. There were sumptuous banquets given in honor of each other, of which the menus have been preserved (Gen. R. xi. 4, Esther R. i. 3). The emperor would take counsel of his friend prior to any warlike enterprise, as, for instance, concerning his intended campaign against Alexandria (this is told regardless of the absurdity of a war at that period between Rome and Egypt). He is said to have undertaken this expedition relying upon Rabbi's assurance, based upon Ezek. xxix. 15, that he had nothing to fear from the Egyptians (Mek., Beshallaḥ, Shirah 6). It appears that, owing to political circumstances, the exchange of views between these friends was attended with positive danger, although it was arranged that there should be no third person present when Antoninus visited Rabbi, and that upon each occasion the emperor should slay with his own hand the two servants that knew of the conference ('Ab. Zarah, 10a). The friends were also compelled to have recourse to a species of sign language. Thus the emperor's emissary brought Rabbi the question as to what he shoulddo to better the financial condition of the state. Rabbi led the messenger into his garden, and without saying a word pulled up some of the large radishes and replaced them with young ones. The emperor understood the intimation; and by the removal of the heads of his financial administration he effected a wholesome change (Gen. R. lxvii.). Antoninus had two wishes most at heart: one was the elevation of Tiberias to the rank of a "colony"—probably because it was a Jewish town; and the second was to assure the succession of his son to the throne. He could obtain either but not both of these requests from the Senate; and he applied to Rabbi for counsel. Rabbi brought two men into the presence of the messenger, put a dove in the hand of one of them and bade him mount the back of his fellow. Then he said to him that supported the other, "See that he whom thou carriest lets the dove go free!" Antoninus understood the intimation: his son, once emperor, would have it in his power to raise Tiberias to the position of a colony ('Ab. Zarah, 10b). A similar answer was returned to the emperor by Rabbi in reply to his inquiry as to what he should do concerning his unprincipled daughter, whose name was Gira. The inquiry came in the shape of a plant called Gargira; that is, "Gar Gira": Gira hath gone astray. Rabbi's answer consisted of the plant Kusbarta (meaning "Kus," slay, "brata," the daughter). Antoninus replied again by sending the plant Karrathe, which word means "my extinction"; whereupon Rabbi, appreciating the emperor's unwillingness to cut off his posterity, replied by sending the plant Ḥasa, "Have mercy" (ib. 10b).
 +
 
 +
The emperor's appreciation of Rabbi took the form of the richest presents, tracts of land (Yer. Sheb. vi. 36d), even sacks of gold, the mouths of which were covered with grain in order not to excite the jealousy of the Romans. Rabbi did not wish to accept these presents until Antoninus pointed out to him that the time would come when his posterity would be very glad of the gold in order to appease the greed of those that should be descended from him (Antoninus) ('Ab. Zarah, 10b).
 +
His Alleged Conversion.
 +
 
 +
The earlier legend sees in Antoninus only the Godfearing non-Jew, so well inclined toward Judaism that he erected an altar to the Jewish God, without actually becoming a Jew (Yer. Meg. i. 72b; thus also probably Midr. Teh. xxii. 24). The later legend, however, regards him as the type of the true proselyte, , and it is affirmed that at the resurrection he will arise and be the leader of all proselytes (Yer. Meg. l.c., Lev. R. iii.). The cause of his conversion is said to have been his inquiry of Rabbi whether he would be entitled to partake of Leviathan in the future world. Rabbi assured him he would be considered worthy, but Antoninus would not believe him, because the law concerning the paschal lamb (Ex. xii. 48) states distinctly that no uncircumcised one shall partake of that. He accordingly entered the covenant of Abraham and became a Jew (Yer. Meg. l.c.).
 +
 
 +
 
 +
Антонина и раввин.
 +
 
 +
Тем не менее, Антонина, "король", не положительно принимают иудаизм в полном объеме, пока у него не было, с помощью своего друга-еврея, тщательно расследованы фундаментальных ее принципов. Таким образом, он бросил вызов еврейской концепции наказания после смерти, утверждая, что это было очень легко для души и тела, чтобы снять с себя ответственность. Тело мог сказать: "Это душа, которая грешит, потому что как только он оставляет меня Я инертным, как камень." Душа в свою очередь успел ответить, "неисправность в организме, для, так как я отделен от него я парить, как птица в воздухе" (Синедрион 91а и далее,.. Более короткую форму, Мек Beshallaḥ, Шира II .). Ответ раввина объяснили правильные отношения между телом и душой в притче о слепой и хромой ("Monatsschrift", 1873, с. 75). Раввин также поручил Антонину о воскресении, которое состоится совсем по-другому от обычной веры, которая включала даже неповрежденную состояние погребальные одежды (Иер. Кил. IX. 32b, Ер. Рынка. XII. 35а, где появляется имя как Antolinus). Антонина ставит вопросы раввину о Космос-как, например, какой смысл есть в настройки солнца на западе (Синедрион 91b), а также вопросы, касающиеся надлежащей иудаизма.
 +
 
 +
Подобным образом Антонина не могла понять, почему еврейский закон назначила определенные часы для молитвы, так как последняя должна быть предложена в любое время, что импульс к преданности ощущалось (Tan. Эд Бубера я 196..); Раввин соответственно показал ему наглядный пример. Но иногда, с другой стороны, это была Антонина который поручил раввина, что делает, например, утверждение, что в то время еще не родившегося ребенка получает свой жизненный принцип в момент зачатия, зародыш психики и сопутствующими, злое, получены только при рождении (Sanh. LC).
 +
 
 +
Интим Антонина и раввин.
 +
 
 +
Легенда гласит, многие детали, касающиеся личных отношений между ними. Были роскошных банкетах в честь друг друга, из которых меня сохранились (Быт. Р. XI. 4, Эстер Р. я. 3). Император бы совету своего друга до любого воинственные предприятия, как, например, по поводу его предполагаемой кампании против Александрии (это сказали независимо от абсурдности войны в тот период между Римом и Египтом). Говорят, что он предпринял эту экспедицию опираясь на уверенность раввина, основанные на Иез. XXIX. 15, что ему нечего бояться, у египтян (Mek., Beshallaḥ, Шира 6). Похоже, что, в силу политических обстоятельств, обмен мнениями между этими друзьями приняли участие с положительной опасности, хотя было решено, что не должно быть никакого третьего настоящего человека Антонина посетил раввин, и что по каждому случаю император должен умертвить его собственноручно двух слуг, которые знали конференции ('AB. Зара, 10а). Друзья были также вынужден прибегать к виду язык жестов. Таким образом эмиссар императора принес раввину вопрос о том, что он shoulddo, чтобы улучшить финансовое состояние государства. Раввин привел посланник в сад свой, и не говоря ни слова подъехали некоторые крупные редис и заменил их молодыми. Император понял намек, и отстранения от должности руководителей своей финансовой администрации он осуществляется полезные изменения (Быт. Р. LXVII.). Антонина было два пожелания самых на сердце: один был высотой Тверии в ранг «колония», вероятно, потому что это был еврейский город, а второй был обеспечить преемственность его сына на трон. Он мог получить любой, но не обе эти просьбы от Сената, и он обратился к раввину за советом. Раввин принесли двое мужчин в присутствии Посланника, положил голубя в руках одного из них и попросил его установить обратно из его товарищей. Тогда он сказал ему, что поддержал друга: "Смотрите, что кого ты carriest позволяет голубя выйти на свободу!" Антонина поняла намек: его сын, как только император, было бы это в его силах поднять Тверия на должность колонии ('AB Зара, 10б.). Аналогичный ответ был возвращен к императору раввином в ответ на его запрос относительно того, что он должен делать, касающиеся его беспринципным дочь, которую звали Gira. Запрос пришел в виде растения, называемого Gargira, то есть "Гар Gira»: Gira имеет заблудилась. Ответ раввина состоял из завода Kusbarta (что означает "Кус," убить "Брата", дочь). Антонина снова ответил, отправив завода Karrathe, какое слово означает "моя вымирания»; после чего раввин, оценивая нежеланием императора, чтобы отрезать его потомкам, ответил, отправив завода Хаса, "помилуй" (ib. 10б).
 +
 
 +
Признательность императора раввина принял форму самых богатых подарков, участки земли (Иер. Sheb. VI. 36d), даже мешки золота, устами которого были покрыты зерна, чтобы не возбуждать зависть римлян. Раввин не хотят принимать эти подарки, пока Антонина не указал ему, что придет время, когда его потомки были бы очень рады золота, чтобы успокоить жадности тех, которые должны быть спустились от него (Антонина) ('AB. Зара, 10б).
 +
Его предполагаемые преобразования.
 +
 
 +
Чем раньше видит в легенде Антонина только богобоязненных неевреев, так хорошо склонны к иудаизму, что он воздвиг жертвенник еврейского Бога, но не становятся еврей (Иер. Мэг я 72b;.... Таким образом, также, вероятно, MIDR Teh XXII . 24). Более поздние легенды, однако, считает его тип истинного прозелитом, и он подтвердил, что в воскресение он встану и быть лидером всех прозелитов (Иер. Мэг. LC, Лев. Р. III.). Причину своего обращения, как говорят, был его запрос раввина, будет ли он иметь право на участие Левиафана в будущем мире. Раввин уверял его, что бы считаться достойным, но Антонина не поверили ему, потому что закон о пасхального агнца (Исх. XII. 48) говорится, отчетливо, что никакой необрезанный одно лицо не может принимать участие в этом. Соответственно, он вошел в завет Авраама и стал еврей (Иер. Мэг. LC).
 +
 
 +
-->
== См. также ==
== См. также ==
Строка 40: Строка 80:
== Литература ==
== Литература ==
-
* Grätz, Geschichte der Juden, 2d ed., iv. 184-186, 206, 207, 470-473;
+
* Bacher, Ag. Tan. ii. 458.
-
* Vogelstein and Rieger, Geschichte der Juden in Rom, i. 31.  
+
* Bodek, Marcus Aurelius Antoninus, Leipsic, 1868;
 +
* S. Cassel, in Ersch and Gruber, Encyclopedia xxvii. 17 et seq.;
 +
* Z. Frankel, Mebo, p. 192;
 +
* Grätz, Geschichte der Juden, 2d ed., iv. 184-186, 206, 207, 470-473, 485 et seq.;
 +
* там же, in Monatsschrift, i. 236, 401, 430;
 +
* D. Hoffmann, in Magazin, xix. 33, 245 - сборник всех легенд об Антонине;
 +
* Jost, Geschichte der Israeliten, iv. 97 et seq., and appendix, p. 232;
 +
* там же, in Zion, 1841, pp. 10, 27, 41;
 +
* там же, Literaturblatt des Orients, 1849, p. 11;
 +
* Vogelstein and Rieger, Geschichte der Juden in Rom, i. 31.
 +
* Krochmal, He-Haluẓ, ii. 72;
 +
* Rapoport, 'Erek Millin, s. v.;
 +
* там же, in Kerem Ḥemed, iv. 215-239, vii. 138-214;
== Источники ==
== Источники ==
* [http://www.jewishencyclopedia.com/articles/1618-antoninus-pius-titus-aurelius-fulvus-boionius-arrius-antoninus ANTONINUS PIUS (Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus):]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/articles/1618-antoninus-pius-titus-aurelius-fulvus-boionius-arrius-antoninus ANTONINUS PIUS (Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus):]
 +
* [http://www.jewishencyclopedia.com/articles/1617-antoninus-in-the-talmud ANTONINUS IN THE TALMUD:]
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/rabbi.html Rabbinic Jewish Period of Talmud Development (70-500 C.E.)]
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/History/rabbi.html Rabbinic Jewish Period of Talmud Development (70-500 C.E.)]
* [http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Antoninus_Pius*.html Historia Augusta. The Life of Antoninus Pius.]
* [http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Historia_Augusta/Antoninus_Pius*.html Historia Augusta. The Life of Antoninus Pius.]

Версия 08:33, 24 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 22.04.2013



Антонин Пий - римский император(138-161), наследник Адриана.

Отменил многие из ранее введённых притеснений по отношению к евреям. Подавил восстание в Иудее. Держал под контролем наместников, запрещая им взимать лишние поборы.[1]

Содержание

Краткая биография

Родился в 86 г., умер в 161, правил со 138 г. до конца. Известен малым количеством войн, позволившим накопить огромные деньги в казне, а также строительством защитного вала в Британии.

След в еврейской истории

Он ослабил давление на население Страны Израиля, введённое Адрианом, из-за которых происходила массовая эмиграция евреев из Страны Израиля и всей Римской империи.

Как только евреи знали о смене правителя, они отправили в Рим посольство во главе с раби Йеhудой бен Шаму́а, чтобы договориться об улучшение их состояния (Мег. Таанит, XII.). Они нашли ход к какой-то влиятельной матроне, которая позаботилась об их интересах. 15 Ава (в августе 138 или 139 года) император разрешил захоронение еврейских солдат и мучеников, которые пали в битве против римлян, которых до того не разрешали хоронить по еврейским правилам (Иер. Таанит, IV. § 5, 69а; Таанит, 31а).

Через полгода (март 139 или 140 г.) Антонин отменил указы Адриана, мешавшие евреям исполнять предписания религии при условии, что они не должны принимать прозелитов (Meг. Таанит, XII; "Список" из Модестин, XLVIII. 8, 11). Кроме того, им был запрещён, под страхом смерти, въезд в Иерусалим.

Евреи, которые бежали в другие страны, чтобы избежать гонений Адриана постепенно вернулись в свои дома. Интеллектуальная стагнация еврейского народа подошла к концу, и ученики раби Акивы основали новый центр еврейской культуры в Уше, куда также вошёл глава Сангедрина Шимон бен Гамлиэль II.

В правление Антонина евреи были лишены права иметь собственные суды, что было, по мнению фарисеев, необходимым условием для практики религии (Иер. Санг. VII. § 2, 24б). Те, которые осмеливались критиковать меры императора, были изгнаны или казнены (Шаббат 33б).

Понятно, что евреи попытались сбросить римское иго.[2] Напряженные отношения между парфянами и римлянами могли побудить евреев к восстанию в ожидании помощи от парфян. Но такая помощь не была оказана, и восстание было, вероятно, подавлено в зародыше: еврейские источники даже не намекают на него.

Антонин в Талмуде

Об Антонине существуют еврейские легенды, которые рассказывают удивительные вещи о его отношении к евреям и иудаизму, и, в частности о его дружбе с раввином. Его называют "отцом (אסוירוס Северуса)" в Вавилонском Талмуде, но какой именно римский император подразумевается под этим названием, вряд ли может быть определено. Он отождествляется с Марком Аврелием (Рапопорт и Бодек), Септимием Севером (Грец, который идентифицирует раввин с Иеhудой hа-Наси II), Каракаллой (Йост и Н. Крохмаль), Элагабалом (Кассель) и Луцием Вером (Френкель).

Перечисление в Талмуде легендарное, а не историческое, и никакого внимания не уделяется деталям или хронологическим и психологическим трудностям. Традиционные религиозные дискуссии между Адрианом и Йеhошуа бен Ханания, между Акивой и Тинниусом Руфусом, между Шабуром I и Шмуэлем Ярхинаи, а также легендарный разговор между Александром Великим и первосвященником Шимоном, или между Птолемеем и священником Елеазаром может служить параллелью с различными легендами про Антонина. Еврейский фольклор любил олицетворять отношения иудаизма с язычеством в облике разговоров между еврейскими мудрецами и языческими властителями.

Легенда про Антонина начинается с раннего детства. Мать раввина подменила своего сына вскоре после его рождения Антонином - ребенком её близкой знакомой. Таким образом она и её ребенок сумели избежать офицеров Адриана, преследовавших женщину за то, что она сделала сыну обрезание. Как следствие, Антонин впитал с молоком матери любовь к евреям и иудаизму (Toсефта "Aвода Зара", 10б.). И это был раввин, сын этой приёмной матери, который был другом и учителем Антонина, и в дальнейшем побудил его принять иудаизм (Иер. Мег. I 72b; Bав. Х. VI 130, 131).

См. также

Литература

  • Bacher, Ag. Tan. ii. 458.
  • Bodek, Marcus Aurelius Antoninus, Leipsic, 1868;
  • S. Cassel, in Ersch and Gruber, Encyclopedia xxvii. 17 et seq.;
  • Z. Frankel, Mebo, p. 192;
  • Grätz, Geschichte der Juden, 2d ed., iv. 184-186, 206, 207, 470-473, 485 et seq.;
  • там же, in Monatsschrift, i. 236, 401, 430;
  • D. Hoffmann, in Magazin, xix. 33, 245 - сборник всех легенд об Антонине;
  • Jost, Geschichte der Israeliten, iv. 97 et seq., and appendix, p. 232;
  • там же, in Zion, 1841, pp. 10, 27, 41;
  • там же, Literaturblatt des Orients, 1849, p. 11;
  • Vogelstein and Rieger, Geschichte der Juden in Rom, i. 31.
  • Krochmal, He-Haluẓ, ii. 72;
  • Rapoport, 'Erek Millin, s. v.;
  • там же, in Kerem Ḥemed, iv. 215-239, vii. 138-214;

Источники

  1. Historia Augusta. The Life of Antoninus Pius. p113:6
  2. "Scriptores Historiæ Augustæ, Antoninus Pius," ch. v.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация