Антропоморфизм в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Библии)
Строка 61: Строка 61:
[[Аггада]] изобилует такими выражениями, как «Тот, Кто Свят, да будет Он благословен, изучает закон» (Хаг. 15б), «налагает [[Тфиллин|тфиллин]]» (Бр. 6а), «плачет над разрушением [[Храм|Храма]]» и т. п.  
[[Аггада]] изобилует такими выражениями, как «Тот, Кто Свят, да будет Он благословен, изучает закон» (Хаг. 15б), «налагает [[Тфиллин|тфиллин]]» (Бр. 6а), «плачет над разрушением [[Храм|Храма]]» и т. п.  
-
 
+
== Оправдание антропоморфизации ==
 +
Иногда оправданием антропоморфизации Бога служит стремление сделать Божественную истину доступной для человеческого понимания: «[[Тора]] говорит на языке людей».  
Иногда оправданием антропоморфизации Бога служит стремление сделать Божественную истину доступной для человеческого понимания: «[[Тора]] говорит на языке людей».  
 +
== Смягчение антропоморфизма ==
В то же время применяются различные способы смягчения антропоморфизма, среди которых, например, использование выражения кивяхол (`так сказать`, `как бы`, `якобы`).
В то же время применяются различные способы смягчения антропоморфизма, среди которых, например, использование выражения кивяхол (`так сказать`, `как бы`, `якобы`).
-
 
== В средние века ==
== В средние века ==
-
В средние века объяснение антропоморфических описаний и выражений в библейских и аггадических текстах стало важной проблемой еврейской теологической мысли. Основными тенденциями были: толкование их как аллегорических образов; традиционное (талмудическое) толкование (см. выше); мистическая теория о существовании промежуточных инстанций между Богом и миром, или этапов в Божественном самопроявлении, в значительной степени опиравшаяся на концепцию [[Шхина|Шхины]] в Аггаде и [[Мидраш|мидрашах]].
+
В средние века объяснение антропоморфических описаний и выражений в библейских и аггадических текстах стало важной проблемой еврейской теологической мысли.  
-
Средневековые еврейские философы стремились освободить представление о Боге от всяких проявлений антропоморфизма. Наибольший вклад в эту деятельность был внесен [[Маймонид|Маймонидом]], который настаивал на аллегорическом понимании всех антропоморфических выражений. Труды Маймонида положили конец антропоморфизму в еврейской теологической и философской мысли.
+
Основными тенденциями были: толкование их как аллегорических образов; традиционное (талмудическое) толкование (см. выше); мистическая теория о существовании промежуточных инстанций между Богом и миром, или этапов в Божественном самопроявлении, в значительной степени опиравшаяся на концепцию [[Шхина|Шхины]] в Аггаде и [[Мидраш|мидрашах]].
 +
 
 +
Средневековые еврейские философы стремились освободить представление о Боге от всяких проявлений антропоморфизма.  
 +
 
 +
Наибольший вклад в эту деятельность был внесен [[Маймонид|Маймонидом]], который настаивал на аллегорическом понимании всех антропоморфических выражений.  
 +
 
 +
Труды Маймонида положили конец антропоморфизму в еврейской теологической и философской мысли.
== В Каббале ==
== В Каббале ==
-
[[Каббала]] много занималась проблемой шиур кома (буквально `мера стана`), мидраша, который связывали с выдающимися законоучителям периода [[Мишна|Мишны]] рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэлем]] и рабби [[Акива|Акивой]], о мистическом антропоморфном видении Бога, где фигурируют количественные оценки при Его описании. [[Зохар]] дает мистическую интерпретацию шиур кома, воспринимая его как символ проявления Бога в его эманациях — [[Сфирот|сфирот]].
+
[[Каббала]] много занималась проблемой шиур кома (буквально `мера стана`), мидраша, который связывали с выдающимися законоучителям периода [[Мишна|Мишны]] рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэлем]] и рабби [[Акива|Акивой]], о мистическом антропоморфном видении Бога, где фигурируют количественные оценки при Его описании.  
 +
 
 +
[[Зохар]] дает мистическую интерпретацию шиур кома, воспринимая его как символ проявления Бога в его эманациях — [[Сфирот|сфирот]].
== В еврейском искусстве ==
== В еврейском искусстве ==
-
В еврейском искусстве антропоморфизм проявлялся уже на сравнительно ранних этапах. Так, изображение Бога было запрещено второй заповедью (см. выше), однако в [[Дура-Европос]] и в [[Бет-Альфа|Бет-Альфе]] имеются изображения Божественной руки, простирающейся с небес, чтобы помешать [[Авраам|Аврааму]] принести в жертву сына (см. [[Акеда]]). Традиция антропоморфизма нашла продолжение в средневековых еврейских иллюстрированных рукописях, а позднее и в еврейских первопечатных изданиях.
+
В еврейском искусстве антропоморфизм проявлялся уже на сравнительно ранних этапах. Так, изображение Бога было запрещено второй заповедью (см. выше), однако в [[Дура-Европос]] и в [[Бет-Альфа|Бет-Альфе]] имеются изображения Божественной руки, простирающейся с небес, чтобы помешать [[Авраам|Аврааму]] принести в жертву сына (см. [[Акеда]]).  
 +
 
 +
Традиция антропоморфизма нашла продолжение в средневековых еврейских иллюстрированных рукописях, а позднее и в еврейских первопечатных изданиях.
{{ElevenCopyRight|10250|АНТРОПОМОРФИЗМ}}
{{ElevenCopyRight|10250|АНТРОПОМОРФИЗМ}}

Версия 17:35, 1 апреля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Антропоморфизм (от греческого anthropos, человек, и morphe, вид), уподобление человеку, наделение кого-либо или чего-либо человеческими качествами, уже — приписывание Богу человеческой телесной формы или психологических свойств.

Содержание

В Библии

В еврейских источниках, начиная с Библии, часто встречаются антропоморфические описания и определения, но важнейшей аксиомой иудаизма является невозможность и недопустимость представления Бога в материализованной форме.

В каждом случае подобного описания или определения важно установить, является ли оно в действительности наивной персонификацией Бога, или это образное выражение, где антропоморфизм — эстетический способ восприятия и воплощения духовного содержания в образной системе.

В Библии встречается как антропоморфизация Божества, так и попытки избежать ее.

Малочисленность антропоморфических образов в некоторых книгах Библии не обязательно служит доказательством каких-либо изменений религиозной концепции, но может быть обусловлена литературными особенностями данных книг.

Явно антропоморфическое выражение «образ Божий» встречается в книге Бытие (1:27; см. также 1:26); кроме того имеются указания на реальное «видение» Бога (Исх. 24:10–11; 33:23; Чис. 12:8).

Наряду с этим в Библии широко представлен антропопатизм — приписывание Богу человеческих психологических свойств.

В Библии говорится о любви Бога и Его ненависти, о Его радости, наслаждении, сожалении, печали, жалости, сострадании, отвращении, гневе, мстительности и других чувствах.

Основное возражение против антропоморфизма сформулировано во второй заповеди (Исх. 20:4; Втор. 5:8).

Кроме того, во многих стихах Пятикнижия, книгах ранних и поздних пророков (см. Пророки и пророчество), Псалмах, книге Иова и Хроник (см. Хроник книга) утверждается невозможность сравнения чего-либо с Богом, которого нельзя видеть, ибо Он не имеет ни формы, ни образа, и которому присущи вечность и бесконечность.

В истории библейского периода нет свидетельств какого-либо материального изображения Бога.

Даже золотые тельцы Иоровама I, по мнению большинства ученых, служили лишь подножием невидимому Богу.

Библейский иврит — единственный высокоразвитый язык, в котором отсутствует особое слово для понятия «богиня».

В ранних переводах Библии широко применялся метод ослабления антропоморфизма путем модификации выражений.

Онкелос (см. Онкелос и Аквила) часто заменяет «Он увидел» на «открылось перед Ним», «Он услышал» — на «услышалось перед Ним» и т. п. Септуагинта чрезвычайно осторожно обходится с Божьим «гневом», «яростью» и т. п.

В эллинистической еврейской философии

Эллинистическая (см. Эллинизм) еврейская философия «деантропо­мор­физировала» Библию. Один из ее ранних представителей, Аристобул, последовательно интерпретировал антропоморфические образы Библии как аллегории; Филон Александрийский избегал какой-либо персонификации Бога.

В Аггаде

Аггада изобилует такими выражениями, как «Тот, Кто Свят, да будет Он благословен, изучает закон» (Хаг. 15б), «налагает тфиллин» (Бр. 6а), «плачет над разрушением Храма» и т. п.

Оправдание антропоморфизации

Иногда оправданием антропоморфизации Бога служит стремление сделать Божественную истину доступной для человеческого понимания: «Тора говорит на языке людей».

Смягчение антропоморфизма

В то же время применяются различные способы смягчения антропоморфизма, среди которых, например, использование выражения кивяхол (`так сказать`, `как бы`, `якобы`).

В средние века

В средние века объяснение антропоморфических описаний и выражений в библейских и аггадических текстах стало важной проблемой еврейской теологической мысли.

Основными тенденциями были: толкование их как аллегорических образов; традиционное (талмудическое) толкование (см. выше); мистическая теория о существовании промежуточных инстанций между Богом и миром, или этапов в Божественном самопроявлении, в значительной степени опиравшаяся на концепцию Шхины в Аггаде и мидрашах.

Средневековые еврейские философы стремились освободить представление о Боге от всяких проявлений антропоморфизма.

Наибольший вклад в эту деятельность был внесен Маймонидом, который настаивал на аллегорическом понимании всех антропоморфических выражений.

Труды Маймонида положили конец антропоморфизму в еврейской теологической и философской мысли.

В Каббале

Каббала много занималась проблемой шиур кома (буквально `мера стана`), мидраша, который связывали с выдающимися законоучителям периода Мишны рабби Ишмаэлем и рабби Акивой, о мистическом антропоморфном видении Бога, где фигурируют количественные оценки при Его описании.

Зохар дает мистическую интерпретацию шиур кома, воспринимая его как символ проявления Бога в его эманациях — сфирот.

В еврейском искусстве

В еврейском искусстве антропоморфизм проявлялся уже на сравнительно ранних этапах. Так, изображение Бога было запрещено второй заповедью (см. выше), однако в Дура-Европос и в Бет-Альфе имеются изображения Божественной руки, простирающейся с небес, чтобы помешать Аврааму принести в жертву сына (см. Акеда).

Традиция антропоморфизма нашла продолжение в средневековых еврейских иллюстрированных рукописях, а позднее и в еврейских первопечатных изданиях.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АНТРОПОМОРФИЗМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация