Антропоморфизм в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Антропоморфизм в иудаизме)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Антропоморфизм в иудаизме]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Антропоморфизм''' (от греческого anthropos, человек, и morphe, вид), уподобление человеку, наделение кого-либо или чего-либо человеческими качествами, уже — приписывание Богу человеческой телесной формы или психологических свойств.
+
-
== В Библии ==
+
-
 
+
-
В еврейских источниках, начиная с [[Библия|Библии]], часто встречаются антропоморфические описания и определения, но важнейшей аксиомой иудаизма является невозможность и недопустимость представления Бога в материализованной форме.
+
-
 
+
-
В каждом случае подобного описания или определения важно установить, является ли оно в действительности наивной персонификацией Бога, или это образное выражение, где антропоморфизм — эстетический способ восприятия и воплощения духовного содержания в образной системе.
+
-
 
+
-
В Библии встречается как антропоморфизация Божества, так и попытки избежать ее.
+
-
 
+
-
Малочисленность антропоморфических образов в некоторых книгах Библии не обязательно служит доказательством каких-либо изменений религиозной концепции, но может быть обусловлена литературными особенностями данных книг.
+
-
 
+
-
Явно антропоморфическое выражение «образ Божий» встречается в книге Бытие (1:27; см. также 1:26); кроме того имеются указания на реальное «видение» Бога (Исх. 24:10–11; 33:23; Чис. 12:8).
+
-
 
+
-
Наряду с этим в Библии широко представлен антропопатизм — приписывание Богу человеческих психологических свойств.
+
-
 
+
-
В Библии говорится о любви Бога и Его ненависти, о Его радости, наслаждении, сожалении, печали, жалости, сострадании, отвращении, гневе, мстительности и других чувствах.
+
-
 
+
-
Основное возражение против антропоморфизма сформулировано во второй заповеди (Исх. 20:4; Втор. 5:8).
+
-
 
+
-
Кроме того, во многих стихах [[Пятикнижие|Пятикнижия]], книгах ранних и поздних пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), [[Псалмы|Псалмах]], книге [[Иов|Иова]] и Хроник (см. [[Хроник Книга|Хроник книга]]) утверждается невозможность сравнения чего-либо с Богом, которого нельзя видеть, ибо Он не имеет ни формы, ни образа, и которому присущи вечность и бесконечность.
+
-
 
+
-
В истории библейского периода нет свидетельств какого-либо материального изображения Бога.
+
-
 
+
-
Даже золотые тельцы [[Иоровам I|Иоровама I]], по мнению большинства ученых, служили лишь подножием невидимому Богу.
+
-
 
+
-
Библейский иврит — единственный высокоразвитый язык, в котором отсутствует особое слово для понятия «богиня».
+
-
 
+
-
В ранних переводах Библии широко применялся метод ослабления антропоморфизма путем модификации выражений.
+
-
 
+
-
Онкелос (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]) часто заменяет «Он увидел» на «открылось перед Ним», «Он услышал» — на «услышалось перед Ним» и т. п. [[Септуагинта]] чрезвычайно осторожно обходится с Божьим «гневом», «яростью» и т. п.
+
-
== В эллинистической еврейской  философии ==
+
-
 
+
-
Эллинистическая (см. [[Эллинизм]]) еврейская философия «деантропо­мор­физировала» Библию. Один из ее ранних представителей, Аристобул, последовательно интерпретировал антропоморфические образы Библии как аллегории; [[Филон Александрийский]] избегал какой-либо персонификации Бога.
+
-
== В Аггаде ==
+
-
 
+
-
[[Аггада]] изобилует такими выражениями, как «Тот, Кто Свят, да будет Он благословен, изучает закон» (Хаг. 15б), «налагает [[Тфиллин|тфиллин]]» (Бр. 6а), «плачет над разрушением [[Храм|Храма]]» и т. п.
+
-
== Оправдание антропоморфизации ==
+
-
+
-
Иногда оправданием антропоморфизации Бога служит стремление сделать Божественную истину доступной для человеческого понимания: «[[Тора]] говорит на языке людей».
+
-
== Смягчение антропоморфизма ==
+
-
 
+
-
В то же время применяются различные способы смягчения антропоморфизма, среди которых, например, использование выражения кивяхол (`так сказать`, `как бы`, `якобы`).
+
-
== В средние века ==
+
-
 
+
-
В средние века объяснение антропоморфических описаний и выражений в библейских и аггадических текстах стало важной проблемой еврейской теологической мысли.
+
-
 
+
-
Основными тенденциями были: толкование их как аллегорических образов; традиционное (талмудическое) толкование (см. выше); мистическая теория о существовании промежуточных инстанций между Богом и миром, или этапов в Божественном самопроявлении, в значительной степени опиравшаяся на концепцию [[Шхина|Шхины]] в Аггаде и [[Мидраш|мидрашах]].
+
-
 
+
-
Средневековые еврейские философы стремились освободить представление о Боге от всяких проявлений антропоморфизма.
+
-
 
+
-
Наибольший вклад в эту деятельность был внесен [[Маймонид|Маймонидом]], который настаивал на аллегорическом понимании всех антропоморфических выражений.
+
-
 
+
-
Труды Маймонида положили конец антропоморфизму в еврейской теологической и философской мысли.
+
-
== В Каббале ==
+
-
 
+
-
[[Каббала]] много занималась проблемой шиур кома (буквально `мера стана`), мидраша, который связывали с выдающимися законоучителям периода [[Мишна|Мишны]] рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэлем]] и рабби [[Акива|Акивой]], о мистическом антропоморфном видении Бога, где фигурируют количественные оценки при Его описании.
+
-
 
+
-
[[Зохар]] дает мистическую интерпретацию шиур кома, воспринимая его как символ проявления Бога в его эманациях — [[Сфирот|сфирот]].
+
-
== В еврейском искусстве ==
+
-
 
+
-
В еврейском искусстве антропоморфизм проявлялся уже на сравнительно ранних этапах. Так, изображение Бога было запрещено второй заповедью (см. выше), однако в [[Дура-Европос]] и в [[Бет-Альфа|Бет-Альфе]] имеются изображения Божественной руки, простирающейся с небес, чтобы помешать [[Авраам|Аврааму]] принести в жертву сына (см. [[Акеда]]).
+
-
 
+
-
Традиция антропоморфизма нашла продолжение в средневековых еврейских иллюстрированных рукописях, а позднее и в еврейских первопечатных изданиях.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10250|АНТРОПОМОРФИЗМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+

Текущая версия на 22:02, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Антропоморфизм в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация