Арабские беспорядки (1929)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Арабские беспорядки 1929 года (События 1929 года, Восстание Западной Стены, Восстание Бурак) (ивр. מאורעות תרפ"ט араб. ثورة البراق) - серия беспорядков и еврейских погромов, устроенных арабами в подмандатной Палестине в конце августа 1929 года.

Содержание

Причины

Основной причиной арабских волнений в 1929 году стал быстрый рост еврейского населения в подмандатной Палестине за счет репатриации, покупка ими земельных участков для проживания и арабскими опасениями по этому поводу.

Поводом для беспорядков стало обвинение муфтием Хадж Амином аль-Хусейни евреев в том, что они пытаются получить контроль над "мусульманской святыней" - Стеной плача и всем комплексом Храмовой горы, где расположены две мечети[1].

Предыстория событий

После установления британского мандата в Палестине резко выросло число еврейских жителей страны и количество молящихся у Западной Стены (Стена Плача) в Иерусалиме.

В сентябре 1928 года на праздник Йом Кипур евреи установили стулья для удобства молящихся у Западной Стены, а также загородки между мужским и женским отделением. Арабские лидеры заявили, что это является нарушением существовавшего со времен оттоманских властей статуса-кво, который запрещал евреям какое-либо строительство в районе Западной Стены.

Британские мандатные власти потребовали у молящихся устранения спорных загородок и стульев. Затем к стене были посланы полицейские и перегородки были уничтожены, что сопровождалось дракой между полицией и молящимися евреями.

После этого инцидента муфтий Иерусалима, Амин аль-Хусейни начал распространение листовок среди местных арабов и в арабском мире, в котором утверждал, что евреи собираются захватить мечеть Аль-Акса, и еврейские молящиеся у Западной Стены стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями.

15 августа 1929 года, во время еврейского поста Теша бе-Ав, (установленном в память о разрушении первого и второго Иерусалимских Храмов), несколько сотен членов молодежного сионистского движения Бейтар организовали шествие к Западной Стене. Собравшиеся у Стены скандировали «Стена наша!», подняли еврейский национальный флаг и пели Атикву, национальный гимн. Власти были уведомлены о марше заранее и обеспечили сопровождение полицией, чтобы предотвратить любые инциденты. Были запущены слухи о нападении демонстрантов на арабских жителей Иерусалима и о том, что проклинали имя пророка Мухамеда .

День спустя, в пятницу, 16 августа арабские лидеры Высшего мусульманского совета организовали контрдемонстрацию в мечети Аль-Акса. После проповеди об угрозе исламским святыням арабские демонстранты вышли к Западной Стене и начали избивать евреев, жечь свитки Торы и молитвенники. Вечером того же дня в городе был убит еврейский подросток. Его похороны превратились в политическую демонстрацию и были разогнаны британской полицией.

В последующие дни арабские погромы распространились и на другие города.

События 23 августа

В следующую пятницу, 23 августа, тысячи арабов из окрестных деревень устремились в Иерусалим на молитву на Храмовой горе. Среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим были убиты двое арабов. После проповеди, прочитанной муфтием Иерусалима, будущим союзником Гитлера Амином аль-Хусейни, толпа арабов, вооруженная ножами и палками, вышла из Шхемских Ворот Старого города и устремилась в еврейские кварталы. 19 евреев были убиты, а многие синагоги разграблены[2].

Британская администрация не была готова к подобным событиям и вначале практически не оказывала сопротивления беспорядкам. Это было связано и с тем, что наибольшую часть из 15 000 полицейских в подмандатной Палестине составляли арабы. По другим данным, полицейские силы в Палестине в то время составляли всего 292 человека, а силы армии не более 100 человек. В день начала беспорядков британцы перебросили 50 солдат по воздуху из Египта, а на следующий день 600 солдат прибыло оттуда же поездом.

По требованию властей лидеры палестинских арабов, включая муфтия аль-Хуссейни и мэра Иерусалима Рариба Нашашиби, издали воззвание, призывавшее население «избегать кровопролития» и вооружиться «милосердием, мудростью и терпением». В обращение говорилось, что руководство «прилагает все усилия, чтобы... реализовать ваши национальные чаяния мирными методами»[3].

Файл:House destruction, Hebron 1929.jpg
Еврейский дом после погрома
Еврейский квартал Хеврона после погрома

Погром в Хевроне

Основная статья: Погром в Хевроне (1929)

В субботу 24 августа в Хевроне были убиты 67 евреев и ранены 58. Многие евреи нашли убежище у своих арабских соседей, которые прятали их от толпы, в собственных домах, а другие укрылись в отделении британской полиции на окраине города. Выжившие евреи были вынуждены покинуть свои дома, а их собственность была захвачена арабскими жителями и удерживалась ими до завершения Шестидневной войны 1967 года[4].

Погром в Цфате

В Цфате, по разным источникам погибло от 18 до 21 человека, до 80 евреев были ранены. 200 домов на главной еврейской улице в городе были разграблены и сожжены.

Погром в Газе

Маленькая еврейская община города Газа укрылась в одной из гостиниц города, где сдерживала натиск арабской толпы. В конце концов, еврейская община города была эвакуирована британскими властями. После окончания погрома еврейскому населению было отказано в возвращении в город.

Остальные События

Файл:PikiWiki Israel 4887 Geography of Israel.jpg
Похороны погибших при обороне Тель-Авива

Маленькие еврейские общины Шхема, Рамаллы, Дженина и Акко были эвакуированы британскими властями.

В Тель-Авиве и Хайфе еврейские движения Хагана и Молодежный Бейтар сумели отразить натиск арабских погромщиков.

Результаты

Всего в ходе беспорядков было убито около 133 еврея и 116 арабов. 195 Арабов и 34 Еврея были приговорены судом за различные преступления, связанные с беспорядками. Смертные приговоры были вынесены 17 арабам и 2 евреям, но были заменены на длительные сроки тюремного заключения, за исключением 3 арабов, которые были повешены. Большие коллективные штрафы были наложены на 25 арабских деревень и городских кварталов.

Стоит отметить что главными жертвами погромов стали не представители светской сионисткой молодёжи, которая организовала эффективную самооборону, а маленькие крайне религиозные еврейские общины Хеврона, Цфата, Иерусалима, Газы и других городов, веками жившие бок о бок с арабскими соседями, мирно молившиеся около своих святых мест и отродясь не бравших в руки оружие. Более того, ультраортодоксальные евреи негативно относились к светским сионистам, считая их отступниками от веры.

Комиссия по расследованию

Британская комиссия по расследованию под руководством сэра Уолтера Шау собрала свидетельства обеих сторон. В дальнейшем Палестине так же действовала комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчёт в 1930 году. Основные выводы и рекомендации комиссий были следующими.

Выводы

  1. Мандатные власти не виновны в возникновении беспорядков — наоборот, власти предприняли большие усилия для примирения сторон.
  2. Хотя именно арабы начали беспорядки, истинной причиной напряженности является еврейская репатриация и приобретение евреями земель.
  3. Покупка евреями земель привела к изгнанию с них арабских крестьян; существует опасность возникновения класса «безземельных» арабов. Резко возросла стоимость земли. Еврейский Национальный Фонд, который приобрёл значительные земельные площади не допускает арабов к аренде этих земель и даже к работе на них.
  4. Растёт безработица среди арабских рабочих и ремесленников, так как значительная часть еврейских предприятий принципиально отказывается их нанимать.

Рекомендации

  1. Ограничить еврейскую иммиграцию
  2. Прекратить практику покупки арабской земли евреями
  3. Создать палестинский законодательный орган с арабским большинством
  4. Увеличить количество мандатных вооруженных сил
  5. Ограничить полномочия Сионистской организации[5]

Последствия

Для еврейского населения

Погромы уничтожили ряд еврейских общин, существовавших на протяжении нескольких тысяч лет[6].

Организация национальной самообороны Хагана пережила тяжелое потрясение. Со временем в ней произошел раскол, приведший к созданию организации Хагана Б (Эцель), занявшей более решительную позицию.

Для арабского населения

Если в самом начале погромов арабы еще опасались того, что британские власти применят против них силу, то, убедившись в их бездеятельности, осмелели. Они также поняли, что нападение на евреев может быть эффективным средством их изгнания - уничтожения древних общин, и стали больше опираться на насильственные методы.

Примечания

См. также



ar:ثورة البراقja:嘆きの壁事件

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках