Аравийский полуостров (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}뿃뻃{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОД…»)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}뿃뻃{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Аравийский полуостров (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Аравийский Полуостров''', полуостров на юго-западе Азии, представляющий собой пустынное плоскогорье площадью около трех миллионов квадратных километров. На территории полуострова расположены такие современные государства, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты и другие. По некоторым теориям, разделяемым не всеми исследователями, северная часть Аравийского полуострова была колыбелью семитских народов.
+
-
 
+
-
В [[Библия|Библии]] содержится немало упоминаний об Аравийском полуострове и его обитателях. Приводимые в ней патронимические и топонимические данные, связанные с Аравийском полуострове (Быт. 10:26–29, 25:1–5, 13–16, 36:11,12; I Ц. 9:26–28, 10:13; Иов 2:1), во многом хорошо согласуются с показаниями как надписей, найденных в ряде мест полуострова, так и ассирийских, вавилонских и греческих источников.
+
-
 
+
-
С начала мусульманского периода, то есть с 7 в. н. э. и вплоть до новейшего времени, северная и центральная части Аравийского полуострова, совпадающие по площади со значительной частью современной Саудовской Аравии и населенные северно-арабскими племенами (Бану-Мудар), часто носили расширительное общее название Хиджаз, в строгом смысле являющееся наименованием лишь области Аравийского полуострова, расположенной вдоль северо-западного берега [[Красное Море|Красного моря]]. Юго-западная часть Аравийского полуострова, населенная южно-арабскими племенами (Бану-Кахтан), носила в предмусульманский период название Химьяр, а затем получила название Йемен, под которым она известна до настоящего времени. В настоящей статье рассматриваются сведения об истории евреев в северной и центральной частях Аравийского полуострова (о евреях в юго-западной части Аравийского полуострова см. [[Йемен]]; см. также [[Аден]]).
+
-
 
+
-
Арабские предания возводят поселение евреев в Хиджазе (в узком значении этого географического термина) ко времени [[Моисей|Моисея]] или ко времени царя [[Давид|Давида]]. Из надписей вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.) и так называемой «Молитвы Набонида» (найденной среди [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитков]]) явствует, что некоторые из евреев, находившихся в изгнании в [[Вавилония|Вавилонии]], переселились в Хиджаз в 6 в. до н. э. О существовании здесь еврейских поселений на рубеже н. э. и в первые вв. н. э. говорят еврейские имена собственные и обозначение ряда упоминаемых лиц как евреев в арамейских, набатейских и лихьянских надписях этого периода, обнаруженных в местностях Хиджре (Мадаин Салих), Дедан (ал-Ула) и Тайма.
+
-
 
+
-
Существование еврейского поселения в Хиджре в 1 в. до н. э. подтверждается и тем, что римский полководец Элий Галл нашел в этом городе евреев, когда он остановился в нем во время своего похода на Йемен в 25 г. до н. э. Еврейский отряд, который [[Ирод I Великий|Ирод]] послал Галлу, должен был служить в этом походе связующим звеном между римским войском и еврейскими общинами Аравийского полуострова.
+
-
 
+
-
Лихьянские надписи указывают на возможность существования в части Хиджаза в конце 4 в. н. э. царства, населенного евреями или арабами, принявшими [[Иудаизм|иудаизм]]. В классической арабской поэзии сохранились имена и произведения еврейских поэтов, живших на Аравийском полуострове в период, предшествовавший [[Ислам|исламу]], и в начале исламского периода (см. [[Арабская Литература|Арабская литература]]). Арабские историки упоминают около 20 еврейских племен, населявших Хиджаз до начала и в начале исламского периода. Наиболее крупными среди них были Бану-Надир и Бану-Курайза, прозванные ал-Кахинан (то есть Два священнических племени) и Бану-Кайнука. Много евреев жило в [[Хайбар|Хайбаре]] и других оазисах Аравийского полуострова.
+
-
 
+
-
После разгрома в 525 г. христианами-эфиопами войск принявшего иудаизм правителя южноарабского Химьярского царства [[Зу Нувас Юсуф Асар Ясар|Зу Нуваса]] и гибели последнего многие еврейские беженцы из южной части Аравийского полуострова поселились в окрестностях Таифа. В тот же период ряд арабских племен в районе Ясриба (Медины), в том числе осевшие в Хиджазе южноарабские племена Бану-л-Авс и Бану-Хазрадж, были вассалами живших там еврейских племен. Положение изменилось в начале 7 в., когда еврейские и арабские племена Ясриба фактически поменялись ролями, что нашло отражение в договоре, заключенном в 620–622 гг. между основоположником ислама [[Мухаммад|Мухаммадом]], с одной стороны, и авситами и хазраджитами — с другой, что дало возможность Мухаммаду в 622 г. переселиться из Мекки в Ясриб (который получил в связи с этим наименование Мединат ан-наби, то есть Город пророка или, сокращено, Медина).
+
-
 
+
-
Мухаммаду не удалось обратить в ислам евреев Медины, и к концу второго года его пребывания в этом городе отношения между ним и евреями стали враждебными. Мухаммад изгнал из района Медины все еврейские племена; все мужчины племени Бану-Курайза были по его приказу убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Земли еврейских племен были захвачены последователями Мухаммада. В 627 г. он разгромил евреев Хайбара, после чего они, а также евреи, жившие в других местах Северного Хиджаза, были лишены права собственности на свои земли и превратились в их арендаторов.
+
-
 
+
-
Принято считать, что уже в правление халифа Омара ибн ал-Хаттаба (634–644) евреи были изгнаны из северной и центральной частей Аравийского полуострова, причем формальным основанием для этого послужил хадис (устная передача слов Мухаммада от имени одного или нескольких его сподвижников, слышавших эти слова), в котором Мухаммаду приписывалось заявление о недопустимости существования в Хиджазе двух религий. Однако, как свидетельствуют арабские источники и данные Каирской [[Гениза|генизы]], много евреев проживало в Хиджазе еще в 10–11 вв.
+
-
 
+
-
С 12 в. достоверные сведения о евреях в северной и центральной частях Аравийского полуострова отсутствуют. Очевидно, начиная с этого времени запрет проживания немусульман в Хиджазе, где расположены святые города ислама Мекка и Медина, проводился неукоснительно. Лишь в 20 в., когда в Саудовской Аравии была найдена нефть, этот запрет был отменен для христиан, работающих на нефтепромыслах (без разрешения им вступать в зону святых городов). Однако и по настоящее время этот запрет остается в силе для евреев. Некоторые арабские племена Аравийского полуострова, особенно племена, связанные с Хайбаром, до сих пор сохраняют предания о своем еврейском происхождении.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10261|АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ДИАСПОРА]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Регионы и страны]]
+

Текущая версия на 22:03, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Аравийский полуостров (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация