Астрономия (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Астрономия» в «Астрономия (еврейский аспект)»: Соответствие духу Ежевики)
(Перенаправление на ej:Астрономия (еврейский аспект))
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}뿃뻃{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Астрономия (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Астрономия''', наука о строении и развитии небесных тел и Вселенной. Хотя в [[Библия|Библии]] нет прямого упоминания об астрономии как науке, там, однако, есть много ссылок на такие явления, как движение солнца и луны. Основы астрономических знаний были нужны для установления дат праздников и дней отдыха. Астрономические знания, которыми владели [[Таннаи|таннаи]] и [[Амораи|амораи]], передавались из уст в уста; записаны они были лишь потом в изложении [[Гаон|гаонов]]. Многие таннаи и амораи были знатоками астрономии, как, например, [[Иоханан Бен Заккай|Иоханан бен Заккай]], [[Гамлиэль|Гамлиэль II]] и [[Иехошуа Бен Ханания|Иехошуа бен Ханания]]. Последний знал о существовании кометы, которая, по всей вероятности, была кометой Галлея. [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэль Ярхинаа]] (Map), вавилонский амора, утверждал, что он может вычислить даты праздников для евреев в диаспоре, не прибегая к показаниям очевидцев о новолунии в Израиле.
+
-
 
+
-
В представлениях мудрецов [[Талмуд|Талмуда]] Земля была центром Вселенной, а небо в виде полушария простиралось над ней. Согласно [[Мидраш|мидрашам]], небо состоит из нескольких сфер или куполов; солнце, луна, звезды и планеты расположены во второй сфере. Знания о расположении небесных тел, об их путях, расстояниях от Земли соответствовали этому мифологическому представлению. Земля обычно описывалась как диск, окруженный водой. Наряду с этим существовало явственное понимание, что Земля — шар (ТИ., Ав. Зар. 3:1, 42 в; Чис. Р. 13; 14). [[Барайта]], приведенная в Вавилонском Талмуде (Псах. 94б), свидетельствует о серьезном интересе к механике небесных тел, о раннем возникновении научных представлений и объективном подходе к решению астрономических задач. Одним из главных вкладов средневекового еврейства в астрономию было вычисление еврейского [[Календарь|календаря]] и составление астрономических таблиц для научных и мореходных целей.
+
-
 
+
-
В Европе времен схоластов и в начале эпохи Возрождения евреи посредством своих собственных переводов и толкований, написанных на иврите и латыни, стали связующим звеном между арабскими переводами, толкованиями и изложениями Птолемея, с одной стороны, и христианскими астрономами — с другой. Арабские сочинения, переведенные на европейские языки, в особенности на латынь и испанский, были фактически главными источниками прогресса в астрономии для средневековой Европы. К концу средних веков книги, написанные на латыни, были уже переведены на иврит. В средние века евреями была составлена большая часть астрономических таблиц. [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]] написал сочинение по теоретической астрономии. Книги [[Маймонид|Маймонида]] свидетельствуют, что их автор был одним из выдающихся астрономов своего времени, применявших научный метод при анализе спорных положений. В [[Зохар|Зохаре]] есть отрывок, в котором вращение Земли приводится как причина смены дня и ночи. За 250 лет до Коперника книга Зохар утверждала, что «Земля целиком вертится, описывая круг, наподобие шара. Одна часть наверху, в то время как другая внизу. Одна часть освещенная, в то время как другая — темная. В одной части день, а в другой — ночь».
+
-
 
+
-
«Иесод олам» («Основа мира»), труд написанный Ицхаком бен Иосефом Исраэли в 1310 г. в [[Толедо]], был ведущим учебником астрономии в средние века и высоко ценился на протяжении многих столетий. Величайшим из средневековых еврейских астрономов был, несомненно, Леви бен Гершом (см. [[Герсонид]]). Среди предшественников Коперника он выделяется как самостоятельный и оригинальный ученый.
+
-
 
+
-
В период позднего средневековья известны евреи — изобретатели астрономических инструментов. Аврахам Закуто оказал немалое влияние на астрономию 16 столетия. Созданные им усовершенствованная астролябия и астрономические таблицы были чрезвычайно популярны; ими пользовались во время своих путешествий испанские и португальские мореходы, включая Христофора Колумба. До 1500 г. насчитывается свыше 250 еврейских астрономов. После Коперника вклад ученых-евреев в астрономию был относительно невелик. Многие еврейские астрономы участвовали в развитии этой науки в разных странах. [[Эйнштейн, Альберт|А. Эйнштейн]] наряду с другими своими открытиями прославился исследованиями в астрофизике. В Советской России, где проводились выдающиеся исследования в области астрономии и космологии, среди исследователей выделяются [[Гинзбург, Виталий Лазаревич|В. Гинзбург]] и [[Шкловский, Иосиф Самуилович|И. Шкловский]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10317|АСТРОНОМИЯ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Наука ]]
+

Текущая версия на 22:06, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Астрономия (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация