Аугсбург (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:03, 11 ноября 2010; Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Аугсбург
Augsburg
Герб
Файл:Augsburg wappen.svg
Страна Германия
Земля Бавария
Координаты Координаты: 48°22′18″ с. ш. 10°53′54″ в. д. / 48.371667° с. ш. 10.898333° в. д. (G) (O) (Я)48°22′18″ с. ш. 10°53′54″ в. д. / 48.371667° с. ш. 10.898333° в. д. (G) (O) (Я)
Обер-бургомистр Курт Грибль
(ХСС)
Основан 15 год до н. э.
Площадь 146,93 км²
Высота центра 494 м
Население 264 265 человек (2008)
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Телефонный код +49 821
Почтовые индексы 86001-86199
Автомобильный код A
Официальный код 09 7 61 000
Официальный сайт http://www.augsburg.de (нем.)


А́угсбург (нем. Augsburg), на швабском диалекте Аугшбург — университетский город на юго-западе Баварии. Главный город округов Швабии и Нейбурга в Баварии(3). Не входит в состав какого-либо района. Население - 264 тысяч жителей. Третий по величине город в Баварии после Мюнхена и Нюрнберга.

Аугсбург расположен на реках Лех и Вертах неподалёку от Мюнхена (примерно в сорока минутах на поезде).

Граничит с национальным парком Аугсбург — Западные Леса, а также является крупнейшем владельцем лесов в Баварии.

Содержание

Название и история

Название города происходит от латинского названия города — Augusta Vindelicorum. Был основан как военный лагерь в 15 году до н. э. Друзом и Тиберием, приёмными сыновьями (5) императора Августа, когда по его приказу они перешли Альпы, чтобы спасти империю кельтов. Впоследствии город стал центром римской провинции Реция и в течении последующих 400 лет римского владычества активно развивался и процветал. Поэтому Аугсбург является одним из самых древних городов Германии, и самым древним после Трира.

В средние века Аугсбург был одним из крупнейших торгово-финансовых центров Европы, к тому же, с 1276 г.(4), со статусом вольного имперского города Священной Римской империи германской нации. В городе заседал сейм. В Аугсбурге появились самые известные купеческие династии Баварии, например, в XVI в. династии Фуггеров и Вельсеров.(5) В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства.

Аугсбургские купцы были одними из богатейших в Европе, а императора Священной Римской империи Максимилиана I даже стали называть «мэром Аугсбурга» из-за его частых визитов в город. Аугсбург гордится тем, что его купцы вкладывали огромные средства не только в недвижимость, но и на благотворительные цели. Например, на средства купца Якоба Фуггера был построен целый благоустроенный квартал Фуггерай из пятидесяти трех домов «для людей трудолюбивых и порядочных, но по несчастью впавших в бедность», за проживание в котором взималась символическая плата — один рейнский гульден в год. Расцвет Аугсбурга пришёлся на первую половину XVII века.

В годы Реформации сюда дважды приезжал Лютер для изложения своих тезисов. (5)

В 1806 году, в ходе наполеоновского переустройства Европы, Аугсбург лишился статуса вольного города и был включён в состав Баварского королевства.

Файл:Augsburg-1493.jpg
Аугсбург в 1493 году. Гравюра на дереве.

От средневековых времён, времён расцвета Аугсбурга, сохранился общий стиль исторического центра города и наиболее значимые архитектурные сооружения: великолепная ратуша и башня Перлахтурм, соборы, части городских укреплений.

Как и большинство более-менее крупных немецких городов, Аугсбург сильно бомбили в 1944-45 годах. Погибло большинство архитектурных памятников, и понадобились десятилетия восстановительных работ, чтобы вернуть хотя бы часть утраченного.

Файл:A rathausplatz.jpg
Городская ратуша и Перлахтурм

Современный Аугсбург — третий по численности населения город Баварии (после Мюнхена и Нюрнберга), крупный научный и промышленный центр (здесь расположены заводы «Сименс», «Мессершмитт», «MAN», «OSRAM» и многие другие). Тем не менее, воздух здесь чист, а цветы и деревья столь обильны, что в 1997 году Аугсбург победил в конкурсе на самый «озеленённый» город, в котором участвовали города девяти европейских стран. [1]

Весьма весомый вклад в чистоту воздуха вносит и хорошо организованная сеть городского пассажирского транспорта, избавляющая город от значительного числа личных машин. Для них на въездах в город с автомагистралей организованы перехватывающие стоянки, с которых до любого места в городе можно быстро добраться общественным транспортом — автобусом и трамваем.

Еврейская община

Средние века

Первое упоминание о евреях в городе Аугсбурге относится к 1212 году. Именно под этим годом в аугсбургских хрониках упомянут еврей Йозеф.(7) Историки считают, что в 1230—1235 годах в Аугсбурге уже существовала небольшая, численностью в несколько десятков семей, еврейская община. Еврейское кладбище упомянуто под 1231 годом. Уже под 1240- м годом в документах упомянуты несколько зданий, находящихся в собственности общины. Под 1259 годом упоминается здание управления еврейской общиной; «еврейский дом» («юденхаус»), один из шести домов, принадлежавших к церковному капитулу - заложен в том же году и назван так епископом Гартманом.(1) Далее - синагога и кладбище (1276), микве и «танцевальный дом» для проведения свадеб (1290).(2) Также в 1290 году евреи попросили у городского совета разрешение на строительство своей бани, мотивируя это прошение религиозными соображениями. Спустя некоторое время в Аугсбурге в комплекс зданий еврейской общины уже входили не только синагога, управление и баня, но и своя пекарня, и дом для занятий. Городские документы пестрели просьбами евреев зарегистрировать за общиной тот или иной дом.(6)

Политический и экономический статус евреев Аугсбурга определялся муниципальной хартией (1276), принятой позже и некоторыми другими городами Южной Германии и Швейцарии. Евреи Аугсбурга считались императорскими «каммеркнехтами» - Kammerknechten (буквально «слуги казны»), хотя на юрисдикцию над общиной претендовали также епископ города и муниципалитет. Согласно хартии, община пользовалась широкой автономией, включая даже право вынесения еврейским судом смертных приговоров. Тяжбы с христианами рассматривались смешанным еврейско-христианским судом.(2)

Когда Гартман назначил своим наместником (Vogt) короля Конрада, в договоре было, между прочим, сказано, что ничего из взысканного или полученного епископом или его поверенными с христиан или евреев, в стенах города или вне его, ни в каком случае не может быть потребовано обратно. По просьбе граждан Конрад освободил в 1266 г. туземных евреев, своих «королевских крепостных», от всех повинностей до ближайшего дня св. Георгия (23 апреля) на следующие пять лет; евреи уплатили ему за это тридцать фунтов аугсбургских пфеннигов и обязались в течение остальных четырех лет ежегодно в день св. Георгия вносить ему по 10 таких же фунтов.

Когда в Аугсбурге селились чужие евреи, по два христианина и еврея устанавливали, сколько вновь прибывшие должны платить королю, причем последний заранее отказывался в этом случае от всяких возражений. Если один член этой коллегии выбывал, оставшиеся избирали ему заместителя. Дабы евреи, как жившие в Αугсбурге, так и те, которые могли поселиться там в течение пяти лет, фактически пользовались покровительством короля, защита их интересов была передана королевскому наместнику, бюргермейстеру, старшинам и всей общине; было приказано охранять евреев от всяких насилий, от врагов и обидчиков. В 1276 г. епископ Гартман дал евреям по просьбе граждан Αугсбурга грамоту, освобождавшую евреев от повинностей до ближайшего дня св. Мартина (11 ноября) и на весь следующий год при условии, чтобы евреи в день св. Георгия уплачивали 10 фунтов аугсбургских пфеннигов. Епископ поставил евреев до названного срока также под защиту своего наместника, бюргермейстера, ратманов и городских властей в целом.

В 1276 г. община владела синагогой и кладбищем. Главным занятием евреев Аугсбурга была ссуда денег; им, с некоторыми ограничениями, была разрешена также торговля скотом (2) мясом и вином. В 1316 г. аугсбургские евреи занимали, должно быть, очень видное положение, так как город Мюнхен отдал им на откуп на шесть лет все свои доходы. Тринадцать лет спустя евреи (т. е. их доходы) были отданы императором в залог графам Эттинген, a последними переуступлены семье Гогенек. Будучи должен крупные суммы евреям, город для ликвидации этих долгов установил в 1341 году обязательные займы y граждан. Долги епископа евреям были частью уничтожены Карлом IV.(1)

Постепенно, за счёт активного участия в торговле и ростовщических операциях, благосостояние верхушки еврейской общины стало расти. Это было связано с существовавшим в cредние века церковным запретом для христиан заниматься финансовыми операциями. Но рост зажиточности части еврейской общины вызывал резко отрицательную реакцию у наиболее агрессивно настроенных горожан. Не в последнюю очередь это было связано с желанием влиятельных должников избавиться от необходимости отдавать долги.

Эпидемия чумы и первое изгнание евреев из Аугсбурга

В 1348—1349 годах в Европе разразилась страшная эпидемия чумы, уничтожившая в итоге от четверти до трети населения во многих странах. Масштабы эпидемии были тесно связаны со скученностью и теснотой в средневековых городах и пренебрежением правилами гигиены. Между тем, религиозные предписания евреев диктовали им постоянное соблюдение гигиенических правил — в результате этого потери от чумы среди еврейского населения были относительно невелики.[2] Обычный при массовых бедствиях психоз на этот раз нашёл свою цель в еврейских общинах. Их относительная неуязвимость в условиях повальной эпидемии и сама по себе вызывала подозрение в том, что здесь не обошлось без колдовства. А традиционная неприязнь к чужакам толкала к выводам, что, помимо колдовства, евреи занимаются и порчей, насылая чуму на христиан и отравляя источники. Евреи были убиты или изгнаны из городов Германии во многих местах в то время, в том числе и в Аугсбурге. Император простил гражданам это преступление.(1)

Между изгнаниями

В 1349 г. император разрешил епископу снова допустить евреев в город a в 1355 г. возложил на городской совет обязанность защищать их и право облагать их податью.(1)Хотя в хрониках под 1355 годом снова отмечены в Аугсбурге 18 еврейских семей, ненависть и подозрительность со стороны других горожан делали их пребывание в городе очень опасным.

Евреи были обложены очень высоким налогом, их дома поджигались, а имущество подвергалось разграблению.Чтобы овладеть евреями полностью, городской совет приобрел их в 1364 г. в собственность от вышеупомянутой семьи Гогенек. В 1373 г. император потребовал от аугсбургских евреев 10.000 гульденов; городской совет тщетно старался избавить их от этой дани. В 1384 г. евреи должны были уплатить совету 22.000 гульденов, a в 1385 г. король Венцель объявил недействительными все долги евреям. В 1390 г. город получил от короля Венцеля привилегию на право владеть евреями в течение 12 лет; доходы с них делились между королем и городом. Евреи были изъяты из ведения королевского придворного суда.Король Сигизмунд (1429) заложил их графу Паппенгейму, которому они обязаны были уплачивать ежегодно 200 гульденов. Совет выкупил это право y Паппенгейма в 1439 году.(1)

В 1434 году городской совет Аугсбурга обязал всех евреев носить на своей одежде жёлтый круг, как символ своего чужеродства. В 1438 году городской совет принял решение изгнать всех евреев из Аугсбурга. В 1439 - 1440 г.г. последние 300 евреев были изгнаны из города.(1) При этом император получил от горожан 900 флоринов за утрату своих каммеркнехтов (см. выше). (2) Жилища евреев были конфискованы, синагога и другие общественные здания превратились в дома для горожан, а надгробные камни на еврейском кладбище — в стройматериал.

Евреям, однако, разрешалось бывать в городе по делам в рабочие дни, а также искать в нем убежище в случае войны. (2) В 1456 г. Фридрих III потребовал, чтобы город передал ему «все свои привилегии»; впрочем, он удовольствовался 13.000 гульденов. Город же удержал за собой право допускать и изгонять евреев. С этого времени евреям вновь запрещено было жить в Аугсбурге.

В 1540 г. городской совет постановил, что евреи могут оставаться в Аугсбурге не дольше одних суток, причем они были обязаны уплачивать чиновнику, сопровождавшему их во время пребывания в городе, шесть грошей (Sechser). В 1601 году последовало запрещение занимать деньги y евреев. В период Тридцатилетней войны незначительное число евреев поселилось в городе. Время от времени y них вымогали деньги под угрозой изгнания. В 1649 г. они снова были изгнаны, a в 1680 г. старые эдикты об изгнании были возобновлены и усилены. Во время войны за испанское наследство евреи рискнули в небольшом числе поселиться в городе, и в 1704 г. здесь было уже 62 семьи. В 1718 году евреям было вновь воспрещено даже временное пребывание в Аугсбурге. С 1741 по 1745 гг. евреи опять пользовались правом селиться здесь ввиду войны за австрийское наследство. В 1742 г. их насчитывалось 32 семьи, но в 1745 г. они были в очередной раз изгнаны. В 1751 г. городской совет заключил с евреями окрестных сел договор: за ежегодную дань в 1100 гульденов им был предоставлен свободный доступ в город для торговых дел. В следующие за тем годы совет старался ограничить еврейские предприятия.

Вплоть до рубежа XVIII и XIX веков евреев не пускали на постоянное место жительства в Аугсбург. В 1791 г. были изданы эдикты для защиты евреев от насилий и грабежа. Во время французского нашествия (1796) здесь уже имелось еврейское поселение. (1)

Религиозная жизнь общины

Раввин аугсбургской общины описывается в хрониках как «Judenmeister» («Главный еврей») или «Judenbischof» («Еврейский епископ»). В его обязанности входило следить за соблюдением членами общины не только религиозных, но и светских предписаний, под которыми можно понимать и указания совета общины, и указания Аугсбурского городского совета. В средневековой Европе это было очень похоже на власть католических епископов на подвластных им землях, поэтому раввина и называли тогда «еврейским епископом».

В 1412–1438 гг. общину Аугсбурга возглавлял один из самых выдающихся раввинов Германии, знаток Талмуда Яаков бен Иехуда Вайль (умер до 1456 г.)(2),(1). Именно он в 1433 году вёл в Базеле переговоры с императором Сигизмундом о величине уплачиваемого евреями коронационного налога.

Также из раввинов Aугсбурга особенно известны: почтенный Сениор, 81-летний старец, убитый в 1348 г. за своими книгами; Илия из Аугсбурга, написавший комментарии к «Сефер мицвот гадоль (Семаг)» Моисея бен-Якова де Куси (11) (рукопись в Ватиканской библиотеке). (1)

До изгнания в Аугсбурге процветала еврейская ученость. (2)В городской иешиве существовал особый метод пилпула, так называемый хиллук (буквальный перевод с арамейского - «разделение»).(1)

В 1530 г. Иосеф бен Гершон из Росхейма на диспуте разоблачил клевету в адрес евреев отступника Антония Маргариты и добился его изгнания из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал в городе делегатов еврейских общин Германии на совещание по регулированию их финансовых операций.(2)

Печатание еврейских книг в Аугсбурге началось в начале XVI в. В 1514 и 1520 гг. христиане издали здесь две грамматики иврита. (2) Печатанием исключительно еврейских книг занимался странствующий типограф Хаим Шварц, издавший в 1533 г. комментарии РаШИ к Пятикнижию и к Мегиллот. 19 января 1534 г. была закончена печатанием Пасхальная hагада. В том же году в Аугсбурге был издан письмовник анонимного автора «Игрот Шелахим», пользовавшийся большой популярностью в XVII в. До 1536 г. здесь последовательно были напечатаны молитвенники: «Тфила», «Махзор» и «Слихот» — все по ашкеназскому ритуалу. Вместе с своим сыном Исааком и зятем Иосифом бен-Яковом Шварц издал в 1540 году «Арбаа Турим» Якова бен-Ашера и «Abkath Rochel», сочинение, приписанное некоему р. Макиру. Затем в Аугсбурге были напечатаны Книга Царей(1543) и Книга Самуила(1544), обе еврейско-немецкими стихами. В 1544 г. Паулус Эмилиус (Эмилий), впоследствии профессор в Ингольштадте, издал в Аугсбурге Пятикнижие на еврейско-немецком языке (позже названном «идиш»). Семья Шахор из Праги и Люблина также издала в Аугсбурге ряд книг.(2) Все эти произведения были были изданы очень изящно и могут быть причислены к наиболее редким образцам типографского искусства.

Интересна средневековая печать аугсбургской общины с изображением двуглавого орла, окруженного надписью частью по-латыни, частью по-еврейски и увенчанного конической шапкой (Litteraturblatt des Orients, 1842, col. 73 (1)

Восстановление еврейской общины в XIX веке

Следующая глава истории евреев в Аугсбурге началась вследствие обшей перекройки европейской карты в ходе наполеоновских войн,(6) на закате существования Аугсбурга как свободного имперского города. Еврейская община возродилась в Аугсбурге в 1803 г., когда здесь поселилось несколько банкиров-евреев. Это объясняется не столько филосемитизмом |Наполеона,(6) сколько необходимостью получения займов от еврейских банкиров для широко развернувшегося строительства.

В 1806 году Аугсбург потерял свою независимость и вошёл в состав БаварииС этого года появление в городе еврейского населения уже не зависело от воли городских советников. Все налагавшиеся на евреев ограничения были отменены, (хотя официально это было утверждено лишь в 1861 г.)(4) После того, как Бавария вошла в состав Германской империи, положение иудеев стало ещё более благоприятным, так как к ним благоволили прусские протестанты Гогенцоллерны. (6).

Для дальнейшего развития городу нужен был постоянный приток денег, который обеспечили еврейские банкиры. Здесь прежде всего надо назвать имена аугсбургского банкира Селигмана Арнольда и его брата Симона, жившего в Мюнхене. Они были соучредителями Баварского ипотечного и учётного банка, чьи кредиты и ссуды под учётные векселя стали финансовой основой для развития рынка недвижимости в Аугсбурге. С самого начала XIX века численность еврейского населения Аугсбурга увеличивалась (в 1801 г. — 56 человек, в 1900 г. — 1156). (4)Это были люди самых разных профессий: ремесленники, торговцы, врачи, адвокаты. Также и промышленная революция в городе осуществлялась в том числе и еврейскими руками: еврейские предприниматели и рабочие трудились на металлургических, металлообрабатывающих и химических предприятиях.В течение более чем ста лет никто не мешал развиваться еврейской общине города, и она стала одной из самых крупных, зажиточных и просвещенных в мире. (6)

К началу XX века еврейское население составляло всего около одного процента жителей Аугсбурга (1200 человек), но среди него была значительная прослойка обеспеченных, зажиточных людей. Еврейские банкиры полностью или частично владели примерно 20 банками в Аугсбурге. Доля еврейского капитала в системе оптовой и розничной торговли была существенной, и многие евреи были, в свою очередь, трудоустроены в фирмах своих единоверцев. Кроме того, многие евреи трудились в текстильной и химической промышленности, развитой в то время в Аугсбурге. Среди евреев было немало известных и уважаемых в городе врачей, адвокатов, художников и музыкантов.

Аугсбургская синагога

Естественно, что рост численности еврейской общины вызвал и объективную потребность в синагоге. Она появилась в 1858 году в Зимнем переулке (Wintergasse), а уже в 1863 году была расширена. Но, так как еврейское население продолжало расти, к началу XX века и это здание стало слишком маленьким. В 1911 году уже был составлен архитектурный план строительства на Halderstrasse целого комплекса, состоящего из синагоги и соседних зданий. Строительство началось в 1913 (10)- 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны и было закончено, несмотря на события войны, в 1917-м. Тогда это была крупнейшая синагога Европы. (6)

thumb|200 px|Синагога города Аугсбурга. 1913 год

Времена нацизма

Грозовые тучи над еврейским населением Аугсбурга начали сгущаться ещё до прихода Гитлера к власти. Осквернения еврейского кладбища нацистами на Хаунштеттерштрассе неоднократно случались в 1924—1930 годах. Однако тогда это были только экстремистские выходки, не имеющие отношения к государственной политике и расследовавшиеся полицией. Всё изменилось в 1933 году, когда Гитлер пришёл к власти. Напряжение нарастало с каждым годом, пока не настала «Хрустальная ночь» 10 ноября 1938 года. В эту ночь нацисты подожгли аугсбургскую синагогу. Пожар был вскоре потушен, так как синагога прилегает вплотную к соседним зданиям и пламя могло распространиться на всю улицу. Но атмосфера разорения и запустения с тех пор стала реальностью для еврейской общины Аугсбурга. Из 1030 евреев, живших в Аугсбурге, около половины сумели уехать из Германии. Оставшиеся были собраны в одно здание и в 1942 году депортированы в концлагеря. После окончания войны в Аугсбург вернулись только 25 человек, а в целом в Швабию — около 300 человек.

Еврейская община в Аугсбурге после Второй мировой войны

Тем не менее, первым послевоенным бургомистром Аугсбурга стал назначенный американскими оккупационными властями еврей Людвиг Дрейфус. Так или иначе, еврейская община стала восстанавливаться. В 1946 году была основана новая община Аугсбурга-Швабии. В 1963 году в аугсбургской синагоге уже прошли первые службы. До начала массовой эмиграции из стран бывшего Советского Союза, численность еврейской общины в городе росла очень медленно. В 1987 году в ней состояли только 247 человек. Ситуация начала меняться в 1990 году, когда рухнул железный занавес. В Аугсбург стали приезжать евреи из СССР. Сейчас численность еврейской общины Аугсбурга — 1800 человек, и её основной язык — русский.

Файл:Augsburg Synagoge.jpg
Аугсбургская синагога

Людвиг Дрейфус - бургомистр Аугсбурга

Людвиг Дрейфус (Ludwig Dreifuß) (1883—1960). Первым послевоенным бургомистром Аугсбурга, с 1945 по 1946 год, был Людвиг Дрейфус. Уроженец Мюнхена, Дрейфус с 1911 года практиковал в Аугсбурге как адвокат. В двадцатых годах прошлого века Дрейфус примкнул к социал-демократам. В 1933, 1934 и 1938 годах, при нацистах, Дрейфуса арестовывали, и в итоге ему было запрещено заниматься адвокатской практикой. Для арестов и запрета были сразу две причины: политические убеждения Людвига Дрейфуса и его еврейское происхождение. В 1938 году Дрейфусу удалось отправить в США своего сына, но сам Дрейфус уехать не смог. В феврале 1945 года союзники освободили Дрейфуса: в числе прочих узников концлагеря Терезиенштадт. 1 сентября 1945 года американская администрация назначила Людвига Дрейфуса обер-бургомистром Аугсбурга. В 1946 году, перестав занимать эту должность, Дрейфус, тем не менее, сохранил своё место в администрации города: он был с 1946 по 1948 год вторым бургомистром Аугсбурга, представляя в администрации социал-демократов. В 1952 году Дрейфус получил баварский орден « За заслуги перед Отечеством». Именем Дрейфуса названа одна из улиц в Аугсбурге «Oberbürgermeister-Dreifuß-Straße» .


Почётные граждане Аугсбурга

  1. Kurt F. Viermetz. Банкир и покровитель искусств и наук в Аугсбурге. Звание получил в 2004 году.


Источники

  • (нем.) Книга «Das Jüdische Kulturmuseum Augsburg»
  • (нем.) Путеводитель по Аугсбургу (издание 2007 года): Marta Schad, «Stadtführer Augsburg»

Примечания

  1. Аугсбург
  2. История одной общины

Ссылки

frr:Augsbörj

af:Augsburg als:Augsburg ar:آوغسبورغ bar:Augschburg bg:Аугсбург bn:আউগ্‌সবুর্গ br:Augsburg ca:Augsburg cs:Augsburg cy:Augsburg da:Augsburgel:Άουγκσμπουργκeo:Augsburget:Augsburg eu:Augsburg fa:اگزبورگ fi:Augsburggl:Augsburgo - Augsburghi:औग्स्बुर्ग hr:Augsburg hu:Augsburg id:Augsburg io:Augsburg is:Ágsborgja:アウクスブルク kk:Аугсбург ko:아우크스부르크 la:Augusta Vindelicorum lt:Augsburgas lv:Augsburga mk:Аугсбург nah:Augsburg nl:Augsburg (stad) nn:Augsburg no:Augsburg oc:Augsborg pl:Augsburg pnb:اگزبرگ pt:Augsburgo ro:Augsburg roa-rup:Augsburg sh:Augsburgsk:Augsburg sr:Аугзбург sv:Augsburg sw:Augsburg ta:ஔசுபூர்கு th:เอาก์สบูร์ก tr:Augsburguz:Augsburg vec:Augsburg vi:Augsburg vo:Augsburg war:Augsburg zh:奥格斯堡 zh-min-nan:Augsburg

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация