Баренбойм, Лев Аронович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:12, 22 сентября 2012; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Лев Аронович Баренбойм
Дата рождения
Место рождения

Одесса

Дата смерти

1985

Место смерти

Ленинград

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

Шаблон:Пианист, педагог

Инструменты

фортепиано

Жанры

классическая музыка

Лев Аронович Баренбойм (1906(1906), Одесса — 1985, Ленинград) — советский музыкальный педагог.

Содержание

Биография

Лев Баренбойм окончил Московскую консерваторию по классу легендарного Ф. М. Блумфельда и занимался композицией у В. А. Золотарева. В 1961 году возглавил в Ленинградской консерватории кафедру истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики, воспитал блестящую плеяду докторов и кандидатов наук, профессоров консерватории.

Баренбойм был, прежде всего, критиком-интерпретатором музыкального исполнительского искусства. Объектом его изучения всегда была художественная мысль исполнителя, его образная система. Постижение этой мысли и художественной образности концертного пианиста Баренбойм считал предварительным условием верного критического анализа. В таком музыкальном анализе собственно и раскрылась личность Баренбойма-критика. Он умел видеть и отмечать новые грани, новое значение, заложенное в художественном исполнительском акте.

Баренбойм разработал систему дифференциации музыкантов-исполнителей. «Одного пианиста, — писал он, — можно назвать рассказчиком, обращающимся непосредственно к аудитории и без нажима раскрывающим характер исполняемой музыки, другого — драматургом, сталкивающим „действующие персонажи“, третьего — живописцем, четвертого — мастером музыкально-речевой выразительности, пятый сам ведет за собой аудиторию властностью воли и мысли».

«Речи» Баренбойма была свойственна неспешная ровность изложения, убедительная гибкость и почти музыкальная выразительность языка, то, что называют «красотой логики». Баренбойм искал и находил адекватную форму для выражения некоей музыкальной исполнительной сущности. И это качество «музыкальной логики» Баренбойма являлось показателем стиля автора, определенного метода изложения материала, придающего научную исследовательскую значимость его критическому анализу.

Наследие

Свое непреходящее значение сохраняют основные научные труды Баренбойма, и, прежде всего монография в 2-х томах «Антон Григорьевич Рубинштейн».

Принципы музыкальной педагогики Л. А. Баренбойма получили большое распространение среди учителей детских музыкальных школ.

Особое место занимает «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» и непосредственно направленная на воспитание начинающих музыкантов «Путь к музыке», которая стала путеводной нитью практически всех, впервые подошедших к фортепиано детей.

Теоретические труды

  • Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства (1969);
  • Эмиль Гилельс (1990);
  • За полвека (1989);
  • Музыкальная педагогика и исполнительство (1974);
  • Путь к музицированию (1979);
  • Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1-2 (1957-62);
  • Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда (1964) — (В помощь педагогу — музыканту);
  • Фортепианная педагогика Л. А. Баренбойм, ч. 1, (1937);
  • Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России, (1949) (совместно с В. Музалевским);
  • Избранные письма А. Г. Рубинштейна. Вступит. статья и комментарии Л. А. Баренбойма (1954);
  • «Двенадцать песен на слова Мирза Шафи» А. Г. Рубинштейна. Публикация, предисловие и ред. Л. Баренбойма (1960);
  • Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3 (1962);
  • На уроках Антона Рубинштейна. Ред.-сост. и автор вступит. статьи Л. А. Баренбойм (1964);
  • Сборник пьес, этюдов и ансамблей для начинающих (1966) (совм. с С. С. Ляховицкой);
  • Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики (1968);
  • В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма (1968);
  • Система музыкального воспитания Карла Орфа, [пер. с нем.], под ред. Л. А. Баренбойма (1970).

Ссылки



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация