Бейтар (город в древней Иудее)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| [[Бейтар]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 6: Строка 6:
|НАЗВАНИЕ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
|АВТОР1= Л.Гроервейдл
|АВТОР2=
|АВТОР2=
|ТЕМА=
|ТЕМА=
Строка 12: Строка 12:
|ИЗ ЦИКЛА=
|ИЗ ЦИКЛА=
|ПУБЛИКАЦИИ=
|ПУБЛИКАЦИИ=
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ= 13/05/2011
|ВИКИПЕДИЯ=
|ВИКИПЕДИЯ=
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
Строка 18: Строка 18:
}}   
}}   
 +
{{НП-Израиль
 +
|русское название        = Бейтар
 +
|оригинальное название  = {{lang-he|בֵּיתָר}}
 +
|lat_deg= 31 |lat_min= 43 |lat_sec= 48.0378
 +
|lon_deg= 35 |lon_min= 08 |lon_sec=  8.34216
 +
|CoordAddon = type:city(0)_display=title_region:IL
 +
|CoordScale              =
 +
|статус                  = древний город
 +
|Карта =
 +
}}
 +
'''Бейтар (בֵּיתָר)''' (варианты написания в древнем Израиле: "ביתתר" или "בית תר") - древний еврейский город в [[Иудейские горы|Иудейских горах]], на вершине холма, окруженный [[Поток Рефаим|потоком Рефаим]] с трех сторон.
 +
Город расположен в нескольких километрах к юго - западу от [[Иерусалим]]а.
 +
Город играл важную роль в [[Восстание Бар-Кохбы|восстании Бар-Кохбы]] и был последним  оплотом [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] в войне с Римом.
 +
== Упоминания в древних источниках ==
 +
Город Бейтар упоминается несколько раз в [[Талмуд]]е в других еврейских источниках.
-
'''Бейтар''' (בֵּיתָר), последний оплот Бар-Кохбы в войне с Римом (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]). Бейтар отождествляется с Хирбат-ал-Яхуд на вершине крутого холма к северо-западу от арабской деревни Баттир. В полустертой латинской надписи на скале у источника вблизи деревни упомянуты три римских легиона, участвовавшие в осаде Бетара.
+
Бейтар не упоминается в [[ТАНАХ]]е, но упомянут в [[Септуагинта|Септуагинте]] в [[Книга Йеhошуа бен Нуна|книге Йеhошуа бен Нуна]] (ט"ו, נט), в подробном описании городов [[Иудея|Иудеи]] в районе [[Бейт-Лехем]]а, которого нет традиционном тексте:''"И Керем, и Галим, и Бейтар, и Манахат"''.<ref>59а: [...] καὶ Καρεμ καὶ Γαλεμ καὶ'''Θεθηρ'''καὶ Μανοχω [... ] ([http://en.katabiblon.com/us/index.php?text=LXX&book=JoB&ch=15 рукопись в [[Синайский кодекс|Синайском кодексе]]</ref>
-
Сохранились две квадратные стенные башни и бастионы, составлявшие часть укреплений, воздвигнутых во времена Бар-Кохбы на развалинах сооружений эпохи [[Ирод I Великий|Ирода]]. Покинув [[Иерусалим]], Бар-Кохба с войском отступил в Бейтар; осада города продолжалась несколько месяцев в течение лета 135 г. н. э. Согласно преданию, крепость пала [[Ава Девятое|Девятого ава]]. Обнаружены также следы укрепленных римских лагерей, в которых находились осаждающие войска.
+
Бейтар упоминается многократно в источниках старинных еврейских мудрецов. За единственным  исключением все ссылки появляются в контексте поражения [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар Кохбы]].
-
{{ElevenCopyRight|10590|БЕТАР}}
+
== История города ==
 +
Бейтар отождествляется с Хирбат-ал-Яхуд на вершине крутого холма к северо-западу от арабской деревни Батир. В полустертой латинской надписи на скале у источника вблизи деревни упомянуты три римских легиона, участвовавшие в осаде Бейтара.
 +
Сохранились две квадратные стенные башни и бастионы, составлявшие часть укреплений, воздвигнутых во времена [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] на развалинах сооружений эпохи [[Ирод]]а.
 +
Находки керамических сосудов свидетельствуют, что поселение было заселено с VIII века до н.э. до конца [[Иудейское царство|Иудейского царства]], а затем в ранний римский период.
 +
 +
В нижней части города проходил путь от [[Элия Капитолина]] на [[Бейт Говрин]], как указано вехой, обнаруженной недалеко от деревни. Согласно надписи, камень был помещен в 8 милях от [[Иерусалим]]а в 130 году, в ходе визита [[Адриан]]а в [[Иудея|Иудею]].<ref>Germer-Durand, ''Epigraphie palestinienne'', '''RB''' 3, 1894, pp. 613-614</ref>
 +
 +
В 135 г. н. э  [[Бар-Кохба]], покинув [[Иерусалим]], с войском отступил в Бейтар. Осада города продолжалась несколько месяцев в течение лета. Согласно преданию, крепость пала [[Девятое Ава|Девятого ава]].
 +
 +
[[Евсевий]] написал о событиях 135 года н.э.: '''после усиления войны, в 18-й год правления Адриана, Бейтар был осаждён. Это был очень маленький город рядом с Иерусалимом. За время осады повстанцы погибли от голода."''<ref>Historia Ecclesiastica IV, 6, 3</ref> [[Иероним]] указывает, что Бейтар был взят в августа.<ref>In Zachariam, II, 8, 18-19</ref> что близко к традиционной дате из [[Мишна|Мишны]] - [[Девятое ава]].<ref>משנה, תענית, ד, ו'</ref>
 +
 +
Существует мало артефактов позднего римского и византийского периода; видимо, поселение прекратило свое существование в конце [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]].<ref>דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", '''ארץ-ישראל''' כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275</ref>
 +
 +
== История археологических исследований ==
 +
Бейтар впервые обнаружен и опознан Виктором Гереном.<ref> Виктор Герен,'''Географическое описание археологических памятников Израиля''', часть B, переводчик: Хаим бен Амрам, Иерусалим, תשמ"ג, стр. 266-273</ref> В.Д. Кэрролл произвёл первоначальное исследование Бейтара в 1923 году, он обнаружил дорогу, ведущую в поселение, высеченную в камне канаву и многие сельскохозяйственные объекты. Он также обнаружил остатки  системы укреплений Бейтара: башни и стены, возведенные, по его мнению, в напряжении и спешке.<ref>В.Д. Кэрролл, "Археологические находки в Ятире", в '''Восстание Бар-Кохбы'''(редактор: Аарон Оппенгеймер), 1980, стр. 183-204</ref>
 +
[[Файл:Bitter map.png|250px|left|thumb|Карта осады Бейтара во время подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году н.э.]]
 +
 +
В сороковых годах двадцатого века к югу от Бейтара были найдены римские осадные лагеря и система осадных сооружений вокруг Бейтара (вышитая латинская надпись CIRCUMVALLTIO), включая осадную стену. Позиции для стрельбы были, вероятно, на юго-западной стороне.<ref>A. Reifenberg, ''Archaeological Discoveries by Air Photography in Israel'', '''Archaeology''' 3 (1950), pp. 40-46</ref> Длина стены - более 4000 м - больше, чем в [[Масада|Масаде]]. Можно предположить, что в дополнение к каменной кладке, остатки которого сохранились в стене, система включала дополнительные элементы, знакомые из римской литературы и [[талмуд]]ической литературы, такие как различные барьеры и многое другое.<ref>A. Schulten, ''Beth-Ter'', '''ZDPV''' 56 (1933), pp. 180-4; E. Zickermann, [http://www.archive.org/details/zeitschriftdesde29deut Chirbet el-jehud (bettir)], '''ZDPV''' 29, (1906), pp. 51-72</ref>
 +
 +
В исследование, проведенном Кохави, были найдены несколько объектов, в том числе система укреплений и наблюдательных пунктов римского времени, которые были частью системы осады Бейтара.<ref>מ' כוכבי, '''יהודה שומרון וגולן - סקר ארכאולוגי בשנת תשכ"ח''', ירושלים, תשל"ב, 24-25, 36-37</ref> В 1984 году Давид Усышкин вёл раскопки Бейтара, он обнаружил части стен и башен, по его мнению развалившихся быстро, потому что строительство было небрежным и поспешным, кладка неравномерна. Также были найдены метательные камни и наконечники стрел, указывающие на произошедшее там сражение.<ref>דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", '''קדמוניות''' 41 (136), 2008, עמ' 108-112; ‬ דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", '''ארץ-ישראל''' כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275 ; Ussushkin, D., ''Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba'', '''Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society''' 6 (1986-87), pp. 49-5 ; Ussushkin, D., ''Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold'', '''Tel Aviv''' 20 (1993), pp. 66-97</ref>
 +
 +
В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]].<ref>ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + [http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2548 H']</ref>
 +
 +
Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтаре и служило повстанцам.<ref>[http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2530 גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,''Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни'' под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)]</ref>
 +
 +
Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед [[Восстание Бар-Кохбы|восстанием Бар-Кохбы]] во время правления [[Траян]]а, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.<ref>C. Clermont-Ganneau, '''Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74''', London 1899, p.263-270</ref> Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.<ref>A. Schulten, ''Beth-Ter'', '''ZDPV''' 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, ''Chirbet el-jehud (bettir)'', '''ZDPV''' 29, (1906), pp. 51-72</ref>
 +
 +
Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]], называет руководителя Бар-Кохбы в [[Эйн-Геди]] Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.<ref>עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)</ref>
 +
В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменения.
 +
 +
== Бейтар в талмудических источниках ==
 +
По [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимскому талмуду]], Бейтар пал из-за действий предателя. Рабби Элазар hа-Модиа, который был духовным лидером осажденных в Бейтаре постился, и было известно, что, пока осаждённые находятся под опекой рабби Элазара, город не падёт. Один  самаритянин проник в город и разговаривал с рабби Элазаром о каких-то мелочах. Когда [[Бар-Кохба]] поймал чужака, тот высказал подозрение в адрес рабби Элазара, что он намерен сдать город врагу. [[Бар-Кохба]] допросил рабби Элазара по этому вопросу, и рабби Элиэзер отверг обвинения. Бар-Кохбы не поверил, бил ногами рабби Элазара, и он умер. После смерти рабби Элазара прекратилась божественная защита города, [[Адриан]]у стало возможно взять его.
 +
[[Файл:Roman inscription near bettir.png|250px|left|thumb|Личный медальон солдата, который командовал отделением одного из легионов, обнаруженный около источника в Бейтаре]]
 +
Это описание означает, что молитвы рабби Элиэзера спасали Бейтар. Длительная блокада сильно деморализовала войска [[Адриан]]а. Тогда самаритянин пришёла ему на помощь, тайно проник в город и устроил трюк, приведший к убийству рабби Элазара [[Бар-Кохба|Бар-Кохбой]]. Существует продолжение истории, описывающее резню, которая последовала за  захватом города и история, что этот провокатор не был убит человеком, а был укушен змеёй.
 +
 +
В связи с этим живший тогда рабби Шимон бен Гамлиэль рассказал, что ученики школ, которых было много в Бейтаре, вступили в бой.
 +
 +
Это свидетельство описывает метод испытания кандидатов на вступление в армию [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]]. [[Бар-Кохба]] сначала отрубал по одному пальцу у каждого из солдат (или они делали это сами). Но сопротивление мудрецов в этом вопросе заставило [[Бар-Кохба|Бар-Кохбу]] спросить их совета, как отбирать солдат. Их ответ был, что солдат, годный для армии, должен уметь скакать галопом на коне и на скаку перерубить кедр.
 +
 +
Захват [[Рим]]ом Бейтара (в соответствии с традицией в [[Девятое Ава|Тиша бе-Ав]] 135 года н.э.), убийство Шимона Бар-Кохбы и резня жителей города была концом еврейской независимости в [[Страна Израиля|Земле Израиля]] до самого создания [[Государство Израиль|Государства Израиль]].
 +
 +
В [[Брахот]] отмечено, что мудрецы добавили еще одно благословение к [[Благословение еды|Благословению еды]] - Благословение "Добрый и благодетельный" - когда появилась возможность захоронения убитых в Бейтаре, после того, как это сначала было запрещено римлянами.
 +
 +
В молитвах [[Девятое Ава|Тиша бе-Ав]] уничтожение Бейтара упоминается в [[Кина|кине]]: "В эту ночь восплачем". После этого [[кина]] о городе: "и был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой".
 +
 +
== Бейтар в наши дни ==
 +
Сейчас на этом месте расположены арабская деревня Батир и город религиозных евреев [[Бейтар-Илит]].
 +
 +
[[Жаботинский, Зеев|Жаботинский]], который сам получил прозвище "глава Бейтара", назвал молодежное движение [[Бейтар]] именем древнего города-крепости, которое символизировало  героизм евреев. Чтобы построить это название, пишется сокращение от слов «Брит [[Трумпельдор, Йосеф|Йосеф Трумпельдор]]», то есть Союз Иосифа Трумпельдора.
 +
 +
== Источники и ссылки ==
 +
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10590&query=%C1%C5%C9%D2%C0%D0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 382–384]
 +
* [http://he.wikipedia.org/wiki/ביתר Статья "Бейтар" в ивритской Википедии]
 +
* שרגא גפני, [http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/mahanaim/hamaarch.htm המערכה והמצור על ביתר], באתר '''דעת'''
 +
* [http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=3645 ביתר] באתר '''דעת'''
 +
<div style="direction: ltr;">
 +
* David Ussishkin, [http://www.tau.ac.il/humanities/archaeology/projects/proj_past_betar.html Soundings in Betar, Bar-Kochba's Last Stronghold], TAU website
 +
</div>
 +
 +
== См. также ==
 +
[[Восстание Бар-Кохбы]]
 +
 +
== Библиография ==
 +
* אהרון אופנהיימר, ''המרכז בביתר לפני מרד בר-כוכבא'', י' אלמן, א"ב הלבני, צ"א שטיינפלד (עורכים), '''נטיעות לדוד ספר היובל לדוד הלבני''', ירושלים תשס"ה, עמ' טו- כט
 +
* ו. ד.קארול, "ביתיר ושרידיה הארכאולוגיים", בתוך '''מרד בר כוכבא''' (עורך: אהרון אופנהיימר), 1980, עמ' 183-204
 +
* ב.‫ קירשנר, [http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2530 מטבעה של בר-כוכבא?] , '''ידיעות''' יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + [http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2548 לוח ח']
 +
* דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", '''קדמוניות''' 41 (136), 2008, עמ' 108-112‬
 +
* דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", '''ארץ-ישראל''' כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
 +
* יצחק מגן, שחר בץ וליאור שפירא, "סיכום ראשוני של שתי עונות החפירה בחורבת ביתר המקראית", '''הקונגרס הארכאולוגי השלושים וארבעה בישראל''', 15 באפריל 2008.
 +
<div style="direction: ltr;">
 +
* Ussushkin, D., ''Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba'', '''Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society''' 6 (1986-87), pp. 49-5
 +
* Ussushkin, D., ''Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold'', '''Tel Aviv''' 20 (1993), pp. 66-97
 +
* Karen Singer, ''Pottery of the Early Roman Period from Betar'', '''Tel Aviv''' 20, 1993 , pp. 98-103
 +
* Germer-Durand, [http://www.archive.org/details/revuebiblique03ecoluoft Epigraphie palestinienne], '''RB''' 3, 1894, pp. 613-614
 +
* E. Zickermann, [http://www.archive.org/details/zeitschriftdesde29deut Chirbet el-jehud (bettir)], '''ZDPV''' 29, (1906), pp. 51-72
 +
* Dowling, Archdeacon, ''Interesting Coins of Pella and Bittir'', '''PEFQSt''', 1907, pp. 295-297
 +
* W. D. Carroll, "Bittir and Its Archaeological Remains," '''AASOR'''' 5 (1923-4),pp. 77-103
 +
* A. Schulten, ''Beth-Ter'', '''ZDPV''' 56 (1933), pp. 180-4
 +
* B. Kirschner, "A Mint of Bar-Kokhba?" '''BJPES''' 13 (1946), 153-60
 +
* Tsafrir, L. Di Segni, and J. Green, '''Tabula Imperii Romani. Iudaea – Palaestina''', (1994), pp. 86–87.
 +
</div>
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{Примечания}}
 +
 +
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:Древние города]]
 +
[[Категория:Иудейские войны]]
[[Категория:Археология в Израиле]]
[[Категория:Археология в Израиле]]
 +
 +
{{ElevenCopyRight|10590|БЕТАР}}

Версия 17:28, 14 декабря 2011



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 13/05/2011


Древний город
Бейтар
ивр. בֵּיתָר
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°43′48.03″ с. ш. 35°08′08.34″ в. д. / 31.730011° с. ш. 35.135651° в. д. (G) (O) (Я)31°43′48.03″ с. ш. 35°08′08.34″ в. д. / 31.730011° с. ш. 35.135651° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3


Бейтар (בֵּיתָר) (варианты написания в древнем Израиле: "ביתתר" или "בית תר") - древний еврейский город в Иудейских горах, на вершине холма, окруженный потоком Рефаим с трех сторон.

Город расположен в нескольких километрах к юго - западу от Иерусалима.

Город играл важную роль в восстании Бар-Кохбы и был последним оплотом Бар-Кохбы в войне с Римом.


Содержание

Упоминания в древних источниках

Город Бейтар упоминается несколько раз в Талмуде в других еврейских источниках.

Бейтар не упоминается в ТАНАХе, но упомянут в Септуагинте в книге Йеhошуа бен Нуна (ט"ו, נט), в подробном описании городов Иудеи в районе Бейт-Лехема, которого нет традиционном тексте:"И Керем, и Галим, и Бейтар, и Манахат".[1]

Бейтар упоминается многократно в источниках старинных еврейских мудрецов. За единственным исключением все ссылки появляются в контексте поражения восстания Бар Кохбы.

История города

Бейтар отождествляется с Хирбат-ал-Яхуд на вершине крутого холма к северо-западу от арабской деревни Батир. В полустертой латинской надписи на скале у источника вблизи деревни упомянуты три римских легиона, участвовавшие в осаде Бейтара.

Сохранились две квадратные стенные башни и бастионы, составлявшие часть укреплений, воздвигнутых во времена Бар-Кохбы на развалинах сооружений эпохи Ирода.

Находки керамических сосудов свидетельствуют, что поселение было заселено с VIII века до н.э. до конца Иудейского царства, а затем в ранний римский период.

В нижней части города проходил путь от Элия Капитолина на Бейт Говрин, как указано вехой, обнаруженной недалеко от деревни. Согласно надписи, камень был помещен в 8 милях от Иерусалима в 130 году, в ходе визита Адриана в Иудею.[2]

В 135 г. н. э Бар-Кохба, покинув Иерусалим, с войском отступил в Бейтар. Осада города продолжалась несколько месяцев в течение лета. Согласно преданию, крепость пала Девятого ава.

Евсевий написал о событиях 135 года н.э.: 'после усиления войны, в 18-й год правления Адриана, Бейтар был осаждён. Это был очень маленький город рядом с Иерусалимом. За время осады повстанцы погибли от голода."[3] Иероним указывает, что Бейтар был взят в августа.[4] что близко к традиционной дате из Мишны - Девятое ава.[5]

Существует мало артефактов позднего римского и византийского периода; видимо, поселение прекратило свое существование в конце восстания Бар-Кохбы.[6]

История археологических исследований

Бейтар впервые обнаружен и опознан Виктором Гереном.[7] В.Д. Кэрролл произвёл первоначальное исследование Бейтара в 1923 году, он обнаружил дорогу, ведущую в поселение, высеченную в камне канаву и многие сельскохозяйственные объекты. Он также обнаружил остатки системы укреплений Бейтара: башни и стены, возведенные, по его мнению, в напряжении и спешке.[8]

Файл:Bitter map.png
Карта осады Бейтара во время подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году н.э.

В сороковых годах двадцатого века к югу от Бейтара были найдены римские осадные лагеря и система осадных сооружений вокруг Бейтара (вышитая латинская надпись CIRCUMVALLTIO), включая осадную стену. Позиции для стрельбы были, вероятно, на юго-западной стороне.[9] Длина стены - более 4000 м - больше, чем в Масаде. Можно предположить, что в дополнение к каменной кладке, остатки которого сохранились в стене, система включала дополнительные элементы, знакомые из римской литературы и талмудической литературы, такие как различные барьеры и многое другое.[10]

В исследование, проведенном Кохави, были найдены несколько объектов, в том числе система укреплений и наблюдательных пунктов римского времени, которые были частью системы осады Бейтара.[11] В 1984 году Давид Усышкин вёл раскопки Бейтара, он обнаружил части стен и башен, по его мнению развалившихся быстро, потому что строительство было небрежным и поспешным, кладка неравномерна. Также были найдены метательные камни и наконечники стрел, указывающие на произошедшее там сражение.[12]

В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время восстания Бар-Кохбы.[13]

Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтаре и служило повстанцам.[14]

Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед восстанием Бар-Кохбы во время правления Траяна, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении восстания Бар-Кохбы и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.[15] Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.[16]

Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год восстания Бар-Кохбы, называет руководителя Бар-Кохбы в Эйн-Геди Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.[17] В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменения.

Бейтар в талмудических источниках

По Иерусалимскому талмуду, Бейтар пал из-за действий предателя. Рабби Элазар hа-Модиа, который был духовным лидером осажденных в Бейтаре постился, и было известно, что, пока осаждённые находятся под опекой рабби Элазара, город не падёт. Один самаритянин проник в город и разговаривал с рабби Элазаром о каких-то мелочах. Когда Бар-Кохба поймал чужака, тот высказал подозрение в адрес рабби Элазара, что он намерен сдать город врагу. Бар-Кохба допросил рабби Элазара по этому вопросу, и рабби Элиэзер отверг обвинения. Бар-Кохбы не поверил, бил ногами рабби Элазара, и он умер. После смерти рабби Элазара прекратилась божественная защита города, Адриану стало возможно взять его.

Файл:Roman inscription near bettir.png
Личный медальон солдата, который командовал отделением одного из легионов, обнаруженный около источника в Бейтаре

Это описание означает, что молитвы рабби Элиэзера спасали Бейтар. Длительная блокада сильно деморализовала войска Адриана. Тогда самаритянин пришёла ему на помощь, тайно проник в город и устроил трюк, приведший к убийству рабби Элазара Бар-Кохбой. Существует продолжение истории, описывающее резню, которая последовала за захватом города и история, что этот провокатор не был убит человеком, а был укушен змеёй.

В связи с этим живший тогда рабби Шимон бен Гамлиэль рассказал, что ученики школ, которых было много в Бейтаре, вступили в бой.

Это свидетельство описывает метод испытания кандидатов на вступление в армию Бар-Кохбы. Бар-Кохба сначала отрубал по одному пальцу у каждого из солдат (или они делали это сами). Но сопротивление мудрецов в этом вопросе заставило Бар-Кохбу спросить их совета, как отбирать солдат. Их ответ был, что солдат, годный для армии, должен уметь скакать галопом на коне и на скаку перерубить кедр.

Захват Римом Бейтара (в соответствии с традицией в Тиша бе-Ав 135 года н.э.), убийство Шимона Бар-Кохбы и резня жителей города была концом еврейской независимости в Земле Израиля до самого создания Государства Израиль.

В Брахот отмечено, что мудрецы добавили еще одно благословение к Благословению еды - Благословение "Добрый и благодетельный" - когда появилась возможность захоронения убитых в Бейтаре, после того, как это сначала было запрещено римлянами.

В молитвах Тиша бе-Ав уничтожение Бейтара упоминается в кине: "В эту ночь восплачем". После этого кина о городе: "и был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой".

Бейтар в наши дни

Сейчас на этом месте расположены арабская деревня Батир и город религиозных евреев Бейтар-Илит.

Жаботинский, который сам получил прозвище "глава Бейтара", назвал молодежное движение Бейтар именем древнего города-крепости, которое символизировало героизм евреев. Чтобы построить это название, пишется сокращение от слов «Брит Йосеф Трумпельдор», то есть Союз Иосифа Трумпельдора.

Источники и ссылки

См. также

Восстание Бар-Кохбы

Библиография

  • אהרון אופנהיימר, המרכז בביתר לפני מרד בר-כוכבא, י' אלמן, א"ב הלבני, צ"א שטיינפלד (עורכים), נטיעות לדוד ספר היובל לדוד הלבני, ירושלים תשס"ה, עמ' טו- כט
  • ו. ד.קארול, "ביתיר ושרידיה הארכאולוגיים", בתוך מרד בר כוכבא (עורך: אהרון אופנהיימר), 1980, עמ' 183-204
  • ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח'
  • דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", קדמוניות 41 (136), 2008, עמ' 108-112‬
  • דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
  • יצחק מגן, שחר בץ וליאור שפירא, "סיכום ראשוני של שתי עונות החפירה בחורבת ביתר המקראית", הקונגרס הארכאולוגי השלושים וארבעה בישראל, 15 באפריל 2008.
  • Ussushkin, D., Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba, Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 6 (1986-87), pp. 49-5
  • Ussushkin, D., Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold, Tel Aviv 20 (1993), pp. 66-97
  • Karen Singer, Pottery of the Early Roman Period from Betar, Tel Aviv 20, 1993 , pp. 98-103
  • Germer-Durand, Epigraphie palestinienne, RB 3, 1894, pp. 613-614
  • E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
  • Dowling, Archdeacon, Interesting Coins of Pella and Bittir, PEFQSt, 1907, pp. 295-297
  • W. D. Carroll, "Bittir and Its Archaeological Remains," AASOR' 5 (1923-4),pp. 77-103
  • A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4
  • B. Kirschner, "A Mint of Bar-Kokhba?" BJPES 13 (1946), 153-60
  • Tsafrir, L. Di Segni, and J. Green, Tabula Imperii Romani. Iudaea – Palaestina, (1994), pp. 86–87.

Примечания

  1. 59а: [...] καὶ Καρεμ καὶ Γαλεμ καὶΘεθηρκαὶ Μανοχω [... ] ([http://en.katabiblon.com/us/index.php?text=LXX&book=JoB&ch=15 рукопись в Синайском кодексе
  2. Germer-Durand, Epigraphie palestinienne, RB 3, 1894, pp. 613-614
  3. Historia Ecclesiastica IV, 6, 3
  4. In Zachariam, II, 8, 18-19
  5. משנה, תענית, ד, ו'
  6. דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
  7. Виктор Герен,Географическое описание археологических памятников Израиля, часть B, переводчик: Хаим бен Амрам, Иерусалим, תשמ"ג, стр. 266-273
  8. В.Д. Кэрролл, "Археологические находки в Ятире", в Восстание Бар-Кохбы(редактор: Аарон Оппенгеймер), 1980, стр. 183-204
  9. A. Reifenberg, Archaeological Discoveries by Air Photography in Israel, Archaeology 3 (1950), pp. 40-46
  10. A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
  11. מ' כוכבי, יהודה שומרון וגולן - סקר ארכאולוגי בשנת תשכ"ח, ירושלים, תשל"ב, 24-25, 36-37
  12. דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", קדמוניות 41 (136), 2008, עמ' 108-112; ‬ דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275 ; Ussushkin, D., Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba, Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 6 (1986-87), pp. 49-5 ; Ussushkin, D., Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold, Tel Aviv 20 (1993), pp. 66-97
  13. ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + H'
  14. גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)
  15. C. Clermont-Ganneau, Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74, London 1899, p.263-270
  16. A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
  17. עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕТАР в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация