Белз (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Литература)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(до XX в.)
Строка 34: Строка 34:
* другие общинные здания.  
* другие общинные здания.  
-
В [[1665]] белзская еврейская община добилась равноправия в правах и обязанностях и с этих пор активные в предпринимательстве евреи заселяют также площадь рынок, центральную часть города.<ref>Dr Fryderyk Papée, Zabytki przeszłości miasta Bełza. Lwów 1884</ref>.  
+
В [[1665]] белзская еврейская община добилась равноправия в правах и обязанностях и с этих пор активные в предпринимательстве евреи заселяют также площадь рынок, центральную часть города.  
До середины XIX века в населении города преобладали русины, а евреи и поляки составляли примерно по 20 % численности.  
До середины XIX века в населении города преобладали русины, а евреи и поляки составляли примерно по 20 % численности.  
Строка 40: Строка 40:
* C 1859 года и по 1931 год более половины населения Белза были евреями.  
* C 1859 года и по 1931 год более половины населения Белза были евреями.  
* В 1880 г. еврейское население Белза составляло 2135 человек (51,7% от всего населения).  
* В 1880 г. еврейское население Белза составляло 2135 человек (51,7% от всего населения).  
-
* В 1910 г. — 3625 (60,2%), в 1921 г. — 50,7% всего населения.  
+
* В 1910 г. — 3625 (60,2%), в 1921 г. — 50,7% всего населения.
== Предвоенные годы и Холокост ==
== Предвоенные годы и Холокост ==

Версия 09:19, 6 мая 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 30/12/2010


Белз, площадь Рынок[1]

Белз (идиш בעלז) — город на западе Украины.[2]


Содержание

до XX в.

1469 и 1494 г.г. - первые упоминания о белзских евреях.

Евреи селились в Люблинском предместье, где было и кладбище.

После опустошения города татарами в 1502 г. польский король Сигизмунд I возобновил привилегии Белза, по ходатайству ο том магистрата. Желая увеличить городской бюджет, тот же король несколько лет спустя разрешил магистрату предоставить местным жителям или чужим право винокурения при уплате особого налога. Евреи, по-видимому, стали приобретать это право[3].

В 1570 году в городе уже было 20—25 еврейских семей, были построены

В 1665 белзская еврейская община добилась равноправия в правах и обязанностях и с этих пор активные в предпринимательстве евреи заселяют также площадь рынок, центральную часть города.

До середины XIX века в населении города преобладали русины, а евреи и поляки составляли примерно по 20 % численности.

  • C 1859 года и по 1931 год более половины населения Белза были евреями.
  • В 1880 г. еврейское население Белза составляло 2135 человек (51,7% от всего населения).
  • В 1910 г. — 3625 (60,2%), в 1921 г. — 50,7% всего населения.

Предвоенные годы и Холокост

  • В 1900 г. в городе проживали 2872 еврея[4].
  • В 1910 г. — 3625 евреев (60 % населения)[5], 1,600 украинцев и 900 поляков.

В 1920—1930 г.г. в Белзе активно действовала сионистская организация, благодаря чему часть хасидов репатриировались в Палестину.

Вскоре после начала Второй мировой войны, в сентябре 1939 г. город был занят советской армией.

По соглашению между Советским Союзом и Германией в октябре 1939 г. советские войска покинули Белз.

Почти все еврейское население оставило город. Белз был оккупирован немецкой армией.

Оккупационные власти согнали в Белз евреев из ближайших населенных пунктов. Здесь был создан еврейский рабочий лагерь.

2 июня 1942 г. из Белза в Собибор было депортировано около тысячи евреев, в сентябре — около 500. Все они были уничтожены[6].

В 1945 г. в Белз вернулись 220 евреев.

После войны почти все они эмигрировали из Советского Союза как граждане Польши, а затем в 1946 году большинство из них покинуло и Польшу[4].

Хасидский двор Белза

В 1816 г. Белз стал одним из центров хасидизма в Галиции и резиденцией собственной хасидской династии. Соломон (Шалом) Рокеах (1779–1855), называемый Сар Шалом, ученик Яакова Ицхака hа-Хозе («ясновидящего») из Люблина, был раввином в Белзе в 1817—1855 годах, после смерти своего учителя в 1815 г. был признан цадиком.

По инициативе Шалома Рокеаха в 1843 в Белзе была выстроена Большая синагога.

В 1855–94 гг. цадиком был Иегошуа Рокеах (1825–1894), в 1894–1927 гг. — его сын Иссахар-Дов (1854–1927). Тысячи хасидов стекались сюда, включая раввинов и известных цадиков.

Династия белзских ребе

  • Шалом Рокеах (1779–1855, первый белзский ребе с 1815 г.)
  • Иегошуа Рокеах (1825—1894, второй белзский ребе с 1855 г.),
  • Иссахар Дов Рокеах (I) (1854—1926, третий белзский ребе),
  • Аарон Рокеах (1880—1957, четвёртый белзский ребе).

В 1944 г. рабби Аарон переселился в Тель-Авив, а потом центр белзского хасидизма переместился в Иерусалим

  • Иссахар Дов Рокеах (II), с 1957 - пятый белзский ребе.

Паломники-хасиды посещают могилы белзских раввинов, почитаемых в качестве чудотворцев. Существует поверие, что приход [Мессия (Машиах)|Мессии (Машиаха)] начнётся с белзской синагоги[7].

Надгробия белзских раввинов Бывшее здание общества по опеке за нуждающимися иудеями «Ишре Лев» Белзская Большая синагога (взорвана нацистами, руины разобраны в 1950-х). В Иерусалиме возведена её копия.

Примечания

  1. Парки, усадьбы, красивые места, Путешествие тысячелетним городом в паре шагов от Евросоюза
  2. Леонид Духин, Бэлз, майн штэтэлэ Бэлз
  3. JewAge, Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона, Белз
  4. 4,0 4,1 Снитковский В. По еврейским улицам Европы
  5. Dr Mieczysław Orłowicz. Ilustrowany Przewodnik po Galicyi. Lwów 1919
  6. Леонид Духин, Бэлз, майн штэтэлэ Бэлз
  7. Прогулки по Иерусалиму, Оплот веры

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация