Белоруссия (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Белоруссия (еврейская община))
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Белоруссия (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 10487_L.jpg|thumb|250px|left|[[Белоруссия]] Герб Белорусской ССР с надписью «Пролетарии всех стран]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Белоруссия''' (с 1991 г. — Республика Беларусь), государство в Восточной Европе. С 14 в. Белоруссия входила в состав Литовского княжества, а с 16 в. — в состав польско-литовского государства. С 18 в. — в составе России.
+
-
 
+
-
Первые упоминания о евреях Белоруссии (на идиш Райсн) относятся к 14 в.: особыми грамотами великий князь литовский Витаутас (Витовт) даровал привилегии евреям [[Брест|Бреста]] в 1388 г., [[Гродно]] — в 1389 г. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), [[Минск|Минске]] (1489) и [[Смоленск|Смоленске]] (1489). В 1495 г. евреи Белоруссии были изгнаны вместе с литовскими евреями и вернулись в 1503 г. Важную роль в развитии экономики Белоруссии играли евреи [[Брест|Брест-Литовска]], многие из которых были откупщиками налогов и зажиточными купцами. В 1506 г. была основана община в [[Пинск|Пинске]]. Около 1539 г. евреи поселились в Новогрудке, а затем (последовательно) в Минске, [[Полоцк|Полоцке]], [[Витебск|Витебске]], [[Могилёв|Могилеве]] и [[Орша|Орше]].
+
-
 
+
-
В 1551 г. белорусские евреи получили право избрания раввинов. Тяжбы между евреями решались еврейскими судами (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]) на основе [[Право Еврейское|еврейского права]]. Общинное самоуправление сохранялось в Белоруссии и под властью России в конце 18 в. и было ликвидировано лишь в 1844 г. Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Белоруссии оказали большую помощь регулярной армии России и партизанам.
+
-
 
+
-
Христиане препятствовали поселению евреев в городах, которые находились под юрисдикцией городских управ. В Витебске, например, евреям до 1627 г. не разрешали построить [[Синагога|синагогу]].
+
-
 
+
-
Большинство еврейских общин Белоруссии находилось под управлением брест-литовской общины и только несколько — в ведении пинской общины. В 1692 г. одной из главных стала также слуцкая община. Росли и мелкие общины, находившиеся под покровительством польских магнатов, которые сдавали евреям в [[Аренда|аренду]] свои имения, деревни, трактиры и постоялые дворы. Новые общины старались освободиться от подчинения старым.
+
-
 
+
-
По данным переписи 1766 г., в Белоруссии было 62800 евреев-налогоплательщиков (40% всего литовского еврейства). Крупнейшими были минская (1396 человек) и пинская (1350 человек) общины. До раздела Польши еврейские общины часто находились под угрозой набегов русских войск, сопровождавшихся резней евреев и их насильственным обращением в христианство.
+
-
 
+
-
После перехода Белоруссии к России [[Шклов]] стал важным торговым центром на пути между Россией и Западной Европой. Небольшая группа евреев — крупные оптовые торговцы, строительные подрядчики и поставщики армии — быстро богатела, но большинство евреев Белоруссии жили в нужде. Спасаясь от нищеты, многие переселялись на Украину, на юг России, а с 1880 г. — в США. Тем не менее еврейское население росло. В 1847 г. в Белоруссии жили 225 727 евреев, а в 1897 г. — 724 548 (13,6% всего населения). В Минске жили 47 560 евреев (52 % всего населения), в Витебске — 34 420 (52,4%), в [[Могилёв|Могилеве]] — 21 539 (50%), в Пинске — 21 065 (74,2%), в [[Бобруйск|Бобруйске]] — 20 759 (60,5%), в [[Гомель|Гомеле]] — 20 385 (54,8 %).
+
-
 
+
-
Погромы 1881 г. и 1883 г. на Белоруссию не распространились. Евреи занимались лесопильным и кожевенным промыслами, розничной торговлей, скупкой сельскохозяйственной продукции (льна, пеньки, щетины), которую евреи-скупщики продавали евреям-купцам, торговавшим с заграницей.
+
-
 
+
-
На протяжении столетий Белоруссия была одним из крупных центров еврейской учености. В конце 16 в. были основаны первые [[Иешива|иешивы]] в Бресте и Гродно, а в 1685 г. раввин Моше бен Мордехай открыл иешиву в [[Минск|Минске]], где с 1722 г. преподавал выдающийся талмудист и историограф И. Гейлприн (Хейлприн; 1660?–1746?); в 1733 г. талмудист А. Л. Гинцбург (1695–1785) основал в Минске вторую иешиву. В Белоруссии зародились некоторые хасидские направления (см. [[Хасидизм]]), в частности, [[Хабад]]. В то же время в Белоруссии было очень сильно влияние [[Митнагдим|митнагдим]]. Учрежденные в 19 в. «литовские» иешивы в [[Воложин|Воложине]], Ивье, [[Мир|Мире]] и [[Ружаны|Ружанах]] дали немало выдающихся ученых и раввинов. В [[Местечко|местечках]] Белоруссии сформировался уклад жизни, имевший местные особенности, и особый северо-восточный диалект [[Идиш Язык|языка идиш]].
+
-
 
+
-
Несмотря на частые войны (Белоруссия была ареной множества сражений, в том числе битв Первой и Второй мировых войн) и антирелигиозных акций советских властей, в республике сохранилось немало зданий синагог.
+
-
 
+
-
Уроженцами Белоруссии были писатель [[Менделе Мохер Сфарим]], художник [[Шагал, Марк|М. Шагал]], историк и мыслитель [[Дубнов, Семен Маркович|С. Дубнов]], дирижер Б. Хайкин (1904–78), будущие президенты и премьер-министры Израиля [[Вейцман, Хаим|Х. Вейцман]], [[Бегин, Менахем|М. Бегин]], [[Шамир, Ицхак|И. Шамир]], [[Перес|Ш. Перес]], публицист и общественный деятель [[Ахимеир, Абба|А. Ахимеир]], раввин и активный участник сионистского движения [[Нисенбаум, Ицхак|И. Нисенбаум]] и многие другие. Здесь основал знаменитую художественную школу [[Пэн, Иехуда|И. Пэн]]. В Полоцке учился [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуда]], возродивший в [[Эрец-Исраэль]] современный иврит. В Гомеле появился один из первых отрядов еврейской [[Самооборона Еврейская|самообороны]] (1903), участники которого, переселившиеся вскоре в Эрец-Исраэль, положили начало второй [[Алия|алие]] и основали организацию [[hа-Шомер]]. Белоруссия стала также первым и наиболее значительным центром еврейского рабочего движения. В 1902 г. в Минске состоялся II Съезд российских сионистов; крупными центрами еврейского рабочего движения были также Бобруйск, Гомель и Витебск. Приверженцами [[Бунд|Бунда]] были ремесленники, рабочие и часть интеллигенции. В 1905 г. Бунд возглавлял революционное движение в Белоруссии. Вместе с сионистским рабочим движением он организовал в каждом городе еврейскую самооборону, благодаря которой большинство еврейских общин Белоруссии не пострадали от погромов. В начале Первой мировой войны беженцы из Польши и Литвы были сердечно приняты евреями Белоруссии.
+
-
 
+
-
Февральская революция 1917 г. породила в среде евреев большие надежды. Еврейские партии вышли из подполья. В Минске начали издаваться несколько еврейских журналов, в том числе сионистский «Дер ид» и бундовский «Дер векер». На выборах в Учредительное собрание в Минском уезде за сионистов проголосовали 65 400 человек, за Бунд и меньшевиков — 16 270.
+
-
 
+
-
Октябрьский переворот 1917 г. внес радикальные изменения в жизнь евреев Белоруссии. В ходе гражданской войны симпатии еврейского населения оказались на стороне советской власти и Красной армии, боровшихся с антисемитизмом. В боях с белогвардейцами и поляками погибли тысячи молодых евреев. В результате экономических мероприятий большевистских властей была разрушена хозяйственная структура местечка, сотни тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только заработка, но и гражданских прав («лишенцы»). Начавшаяся индустриализация Советского Союза способствовала массовым [[Миграции|миграциям]], дисперсному расселению евреев и дала мощное ускорение процессу [[Ассимиляция|ассимиляции]]. С другой стороны, 1920-е гг. и первая половина 1930-х гг. — время широкого распространения определенных форм культурной жизни и образования на языке идиш ([[Идиш Литература|литература]], [[Театр|театр]], фольклорная и профессиональная [[Музыка|музыка]]).
+
-
 
+
-
По переписи 1926 г., в Белоруссии жили 407 тыс. евреев (8,2% населения), в том числе в Минске — 53 686 (40,8%), в Гомеле — 37 475 (43,7%), в Витебске — 37 013 (37,5%), в Бобруйске — 21 558 (42%). По переписи 1939 г., в Белоруссии осталось 375 тыс. евреев (6,7% населения). Еврейские коммунисты ([[Евсекция]]) в Белоруссии вели особенно активную пропаганду против иудаизма, еврейского уклада жизни и еврейской национальной солидарности. [[Хедер|Хедеры]] и иешивы были закрыты, а синагоги были использованы для светских нужд. Все же до конца 1920-х гг. евреи боролись за право печатания [[Сиддур|сиддуров]], календарей и других религиозных изданий, а также за право содержания синагог. Были созданы подпольные хедеры и иешивы. Власти беспощадно боролись с сионизмом. Однако подпольные сионистские молодежные организации [[hа-Шомер hа-Цаир|hа-Шомер hа-цаир]], Кадима, [[Хе-Халуц]] действовали до конца 20-х гг., когда они были ликвидированы путем массовых арестов и других репрессий.
+
-
 
+
-
Одновременно коммунисты-евреи, поощряемые властями, стремились создать в Белоруссии новую, советскую еврейскую культуру на идиш. Была создана сеть школ с преподаванием на этом языке; в 1932–33 гг. их посещали 36 650 учащихся (55 % всех еврейских детей школьного возраста). Издавались несколько периодических изданий на идиш, из которых следует отметить ежедневную газету «Октябер» и литературный журнал «Штерн». В 1924 г. в Минском институте белорусской культуры было открыто еврейское отделение с филологическим, литературным и историческим секторами. При Белорусском университете существовал институт для учителей еврейских школ. В 1931 г. в 10 судах судопроизводство велось на идиш. Некоторое время лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на идиш, наряду с белорусским, польским и русским языками. В Минске возник один из центров еврейской советской литературы, здесь творили [[Харик, Изи|И. Харик]], [[Кульбак, Моше|М. Кульбак]], [[Аксельрод, Зелик|З. Аксельрод]]. В Белоруссии работали еврейские поэты [[Тейф, Моше|М. Тейф]], Х. Каменецкий (1895–1957), режиссер Белорусского государственного еврейского театра (БелГОСЕТа) [[Рафальский, Михаил Федорович|М. Рафальский]], актеры Юдифь Арончик (1908–93), А. Трепель (1908–69), театральные художники Ц. Г. Кипнис (1905–82), Б. Е. Малкин (1908–72) и многие другие.
+
-
 
+
-
Однако уже в 1930-х гг. наблюдается заметный упадок еврейской культуры, развивавшейся в рамках коммунистической идеологии. К концу 30-х гг. большинство еврейских культурных и воспитательных учреждений было ликвидировано. Начались систематические «чистки» в кругах еврейской интеллигенции Белоруссии (в частности, в 1937 г. были арестованы И. Харик и М. Кульбак, а в 1941 г. — З. Аксельрод).
+
-
 
+
-
В Западной Белоруссии, находившейся под польским управлением, еврейская жизнь протекала иначе. По переписи 1931 г., на территории воеводств, населенных белорусами (Виленского, Новогрудского, Полесского и Белостокского), евреи составляли 9,7% населения. Прежняя экономическая система сохранилась, евреи продолжали заниматься торговлей и ремеслами, но большинство жили в крайней нужде. Однако еврейская культура развивалась без принудительной регламентации идей. Действовали хедеры и иешивы. В ответ на дискриминационные ограничения польских властей (негласная процентная норма) была создана сеть светских школ на иврите ([[Тарбут]], Явне). Евреи были активны в разных партиях — от коммунистической до ортодоксально-религиозной [[Агуддат Исраэль]]; сильным было влияние сионистов. Молодежные сионистские организации от крайне левых (hа-Шомер hа-цаир) и до крайне правых ([[Бетар]]) насчитывали большое количество членов. Идиш оставался разговорным языком еврейских масс; широко был распространен и иврит. Еврейские общины Западной Белоруссии поддерживали тесную связь с другими центрами еврейской культуры в Польше: Вильно, Белостоком и Варшавой.
+
-
 
+
-
В 1939 г., после присоединения Западной Белоруссии к Советскому Союзу, в границах БССР оказалось около 750 тыс. евреев. Советская администрация приступила к ликвидации религиозных, сионистских и других еврейских организаций. Были арестованы и сосланы «буржуазные элементы». Большинство активистов всех партий, включая коммунистическую, а также многие деятели образования и культуры были репрессированы. Лишь немногие из них сумели временно прижиться в советской системе, например, бывшие деятели коммунистического подполья в Польше Вера Хоружая (1903–42) и Х. Александрович (1903–45), музыканты Э. Рознер (1910–76), [[Вайнберг, Моисей Самуилович|М. Вайнберг]] и некоторые другие.
+
-
 
+
-
С момента вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Белоруссия стала ареной жестоких сражений, оказавшись на главном, московском направлении продвижения армий [[Гитлер, Адольф|Гитлера]]. Стремительность наступления немецких войск привела к тому, что большинство еврейского населения Белоруссии не успело эвакуироваться (см. [[Советский Союз]]). 24 июня 1941 г. коммунистическое руководство Белоруссии тайно бежало из столицы, не объявив об эвакуации. Даже из Витебской, Могилевской и Гомельской областей, где у населения было время для сборов, эвакуировались только около трети евреев.
+
-
 
+
-
В Белоруссию было направлено подразделение [[Эйнзацгруппен|эйнзацгруппен]] «B» генерала полиции и бригаденфюрера СС (см. [[Сс И Сд|СС и СД]]) А. Неве — 655 офицеров и солдат. Активное участие в истреблении белорусских евреев принял литовский батальон СД; действовали также латышский и украинский батальоны и белорусские националисты. В Бресте 28–29 июня 1941 г. зондеркоммандо СС устроили облавы, в ходе которых было расстреляно пять тысяч человек (из двадцати шести тысяч евреев города). В Пинске 5–7 августа немцы убили 4,5 тыс. евреев (из двадцати тысяч). Всего в первые недели войны в Западной Белоруссии было истреблено не менее пятидесяти тысяч евреев. 8 декабря были расстреляны девять тысяч евреев в [[Слоним|Слониме]], 4,5 тыс. — в Новогрудке. Тысячи евреев погибли в Барановичах, Лиде, Вилейке, Кобрине, Мире и других городах. Волна убийств быстро достигла и восточных областей. В Могилеве в течение сентября–октября гитлеровцы уничтожили около десяти тысяч евреев, в Витебске — шестнадцать тысяч, в [[Борисов|Борисове]] — две тысячи, в [[Речица|Речице]] — три тысячи (ноябрь). Еще до конца 1941 г. было полностью уничтожено население местечек Паричи, Зембин, Логойск, Чашники и других.
+
-
 
+
-
Оставшихся в живых евреев изолировали в [[Гетто|гетто]]. За годы войны в Белоруссии было создано сто одиннадцать гетто. Их территории обносилась колючей проволокой и охранялась войсками, самовольный выход карался смертью; узники обязаны были носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]]. В белорусские гетто были доставлены десятки тысяч евреев Германии, Польши, [[Чехия|Чехии]], [[Словакия|Словакии]], [[Австрия|Австрии]], [[Венгрия|Венгрии]], [[Нидерланды|Нидерландов]]. Самые большие гетто были в Минске (сто тысяч человек), Бресте (сорок три тысячи), Бобруйске, Витебске (по двадцать тысяч), Борисове, Волковыске (по десять тысяч), [[Слуцк|Слуцке]] (пять тысяч), Гомеле (четыре тысячи), Гродно, Жлобине (по две тысячи). Сорок пять гетто в Восточной Белоруссии просуществовали несколько месяцев. В октябре 1941 г. были проведены «акции» в гетто Слуцка и Шклова, в ноябре — в Бобруйске, Орше, в декабре — в Витебске, Полоцке, Гомеле, Сенно, Чечерске и других. Во второй половине 1942 г. нацисты уничтожили все гетто в Западной Белоруссии. 15 октября 1942 г. погибли евреи Бреста, 27 октября по личному распоряжению Гиммлера были расстреляны уцелевшие евреи Пинска. Затем настала очередь гетто Журавичей, Деречина, Голынки и многих других; в октябре 1943 г. было уничтожено минское гетто. Последними 17 декабря 1943 г. погибли узники гетто в Барановичах. По приблизительным оценкам, в гетто Белоруссии было уничтожено более пятисот тысяч евреев, в том числе около пятидесяти тысяч евреев из других стран.
+
-
 
+
-
Гетто Белоруссии были очагами [[Сопротивление Антинацистское|антинацистского сопротивления]]. Одна из первых подпольных групп во главе с [[Смоляр, Хирш|Х. Смоляром]] возникла в минском гетто. Подпольные организации узников существовали также в гетто Барановичей, Бобруйска, Бреста, Гродно и других городов и местечек. В ряде гетто накануне массовых расстрелов вспыхивали восстания: в [[Несвиж|Несвиже]] (22 июля 1942 г.), Мире (9 августа 1942 г.), Каменце (9 сентября 1942 г.), Тучине (23 сентября 1942 г.), [[Клецк|Клецке]] (21 июля 1943 г.). Вооруженное сопротивление оказали также узники гетто в Глубоком, Кобрине, Новогрудке. В Лахве 3 сентября 1942 г. выведенная на расстрел колонна узников бросилась на конвой: погибло около двух тысяч евреев, но шестьсот человек сумели уйти в лес, чтобы присоединиться к партизанам. Некоторые евреи нашли убежище у друзей и знакомых — белорусов и поляков, которые с риском для жизни прятали беглецов.
+
-
 
+
-
Группы сопротивления в гетто имели связь с партизанскими отрядами; связные собирали подготовленные для партизан медикаменты, оружие, боеприпасы, выводили в лес людей. Бежавшие из Минского гетто организовали или пополнили девять партизанских отрядов и один батальон. 106-й партизанский отряд (позднее — отряд имени Калинина; около ста пятидесяти человек), которым командовал вышедший из гетто Ш. Зорин, обеспечивал продовольствием многие другие отряды и группы. Отряд принял много беглецов из гетто. В Налибокских лесах близ Новогрудки действовал еврейский партизанский отряд имени Кутузова под командованием Т. Бельского (при отряде существовал так называемый «семейный лагерь» — около 1,2 тыс. евреев). Однако антисемитизм не был чужд многим партизанам; нередко они прогоняли беглецов-евреев, отобрав принесенное ими оружие, продовольствие и деньги, а иногда и расстреливали.
+
-
 
+
-
Вне гетто евреи Белоруссии также принимали участие в антинацистском сопротивлении. В октябре 1941 г. каратели повесили юную минскую подпольщицу Машу Брускину (1924–41). Коммунистическим подпольем в Минске руководил И. П. Казинец (1910–42; посмертно удостоен звания Героя Советского Союза). Заместителем командира большого партизанского отряда был еврей Д. Кеймах. Одним из организаторов партизанского движения в Пинской области стал Ш. И. Беркович (1918–42). В боях на территории Белоруссии отличились: один из организаторов обороны Брестской крепости Е. Фомин (1909–41); Герои Советского Союза артиллерист капитан Б. Хигрин (1909–41), генерал-лейтенант танковых войск С. Кривошеин (1899–1978), пехотинцы майор М. Шварцман (1911–44) и старший лейтенант А. Пантиелев (1919–44). Пали на фронтах Второй мировой войны уроженцы Белоруссии Герои Советского Союза М. Спивак (1919–43), Ю. Шандалов (1923–45), И. Катунин (1908–44), А. Смоляков (1908–43) и многие другие. Известны семнадцать евреев — командиров и тридцать два комиссара партизанских отрядов, четверо командиров бригад, семеро заместителей начальников штабов бригад, пятнадцать начальников штабов партизанских отрядов в Белоруссии.
+
-
 
+
-
В послевоенной Белоруссии широко распространился антисемитизм как результат нацистской пропаганды периода оккупации; большой размах приобрела государственная юдофобия. Не восстанавливались учреждения еврейской культурной автономии (школы, периодическая печать); некоторое время продолжал существовать только БелГОСЕТ. Лишь немногие деятели науки и культуры еврейского происхождения, успешно работавшие в народном хозяйстве, в сфере русского и белорусского искусства, были официально отмечены (например, Н. Лойтер /см. [[Лойтер, Эфраим Барухович|Э. Б. Лойтер]]/, режиссер Витебского белорусского театра имени Я. Коласа; в 1945 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР, в 1946 г. — Сталинской премии); репрессивная политика властей приобретала антисемитский характер. 19-й съезд компартии Белоруссии (февраль 1949 г.) начал инициированную из Москвы кампанию борьбы с [[«Космополиты»|«космополитами»]]. Артистов и писателей обвинили в «идеализации быта еврейской мелкой буржуазии». В 1949 г. был закрыт БелГОСЕТ, ошельмован его главный режиссер В. Головчинер. Изгонялись евреи, работавшие в нееврейской культуре (главный режиссер Белорусского театра имени Я. Купалы в Минске Л. Литвинов /Гуревич; 1899–1963/, фольклорист Л. Бараг и многие другие). Антисемитизм в Белоруссии усилился в период [[Врачей Дело|дела врачей]]. После смерти [[Сталин|И. Сталина]] гласные антисемитские кампании в Белоруссии утихли, но [[Процентная Норма|процентная норма]] соблюдалась неукоснительно.
+
-
 
+
-
Государственных почестей удостоились скульптор З. Азгур (1908–95), драматург А. Мовзон (Мовшензон; 1918–77), литературовед Н. С. Перкин (1912–76) и другие. Однако белорусские власти упорно замалчивали [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофу]], на памятниках ее жертвам не упоминалось слово «евреи» и часто убирались надписи еврейскими буквами. Велось наступление на еврейскую религиозную жизнь, затруднялось получение официального статуса религиозной общиной.
+
-
 
+
-
Согласно переписи 1959 г., в Белоруссии жили около ста пятидесяти тысяч евреев (1,9% общего населения республики). Продолжалась миграция еврейского населения в крупные промышленные центры Белоруссии, России и других советских республик. Еврейская молодежь получала высшее и специальное образование, социальный статус еврейского населения изменялся, ремесло и торговля перестали быть его преобладающими занятиями. В 1970 г., по данным переписи, в Белоруссии насчитывалось немногим более 148 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
В 1970-е гг. начинает возрождаться еврейское национальное самосознание. Движение за репатриацию в [[Государство Израильсм|Израиль]] возглавили бывшие военнослужащие Советской армии минчане Е. Давидович (1924–76), Л. Овсищер (родился в 1919 г., в Израиле с 1987 г.), С. Альшанский (1917–93 гг.; с 1974 г. жил в Израиле). Ежегодно 9 мая, в День победы над нацизмом, евреи Минска, а затем и других городов Белоруссии стали собираться у памятников жертвам геноцида. Начали действовать нелегальные кружки по изучению иврита, в Минске проводился культурно-исторический семинар, распространялся [[Самиздат|самиздат]].
+
-
 
+
-
Власти Белоруссии ограничили выезд в Израиль и усилили «антисионистскую» пропаганду. Ведущим «теоретиком» антисионизма стал научный сотрудник Минского института философии В. Бегун, развивавший в своих книгах теорию о всемирном еврейско-масонском заговоре. Официальные власти запретили упоминать имя Маши Брускиной (см. выше), а под фотографиями, запечатлевшими ее казнь, значилось «неизвестная белорусская партизанка». В 1970-е гг. широко рекламировалась картина народного художника СССР М. А. Савицкого «Летний театр» (1975; цикл «Цифры на сердце», 1974–78), на которой изображен еврей, соучастник нацистских преступлений.
+
-
 
+
-
В 1989 г. численность еврейского населения Белоруссии составила 112 462 человек. В 1986 г. республика сильно пострадала от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Это стимулировало эмиграционные процессы, которые усилились с начала политики перестройки. Алия из Белоруссии составила: в 1989 г. — 1121 человек, в 1990 г. — 23 521, в 1991 г. — 15 997, в 1992 г. — 3359, в 1993 г. — 2344, в 1994 г. — 2901; всего за 1989–94 гг. — 49 243 человек, или 34% от общего числа еврейского населения Белоруссии в 1989 г. За те же годы еврейская эмиграция из Белоруссии в другие страны составила 21 127 человек. В 1995 г. в Израиль репатриировались 4219 белорусских евреев, в 1996 г.– 4381, в 1997 г. — 3369, в 1998 г. — 2258, в 1999 г. — 2692, в 2000 г. — 2560, в 2001 г. — 2003, в 2002 г. — 974, в январе–августе 2003 г. — 421. По переписи 1999 г., еврейское население Белоруссии составляло 28 тыс. человек.
+
-
 
+
-
В период перестройки в Минске начал выходить альманах «Контакт» (1988–89, 4 выпуска, редактор Г. Хайтович), затем там же издавался бюллетень «Ренессанс» (1990, редактор Я. Басин). В 1989–91 гг. в Бобруйске и Гомеле выходил журнал «Авив». С 1992 г. в Минске регулярно выходит одноименная газета. В 1990 г. в Гомеле печаталась газета «Единство», а в Могилеве — «Еврейский акцент». С 1995 г. в Витебске издается журнал «Мишпоха». С 1997 г. в Минске публикуются сборники «Евреи Белоруссии. История и культура» (ответственный редактор Инна Герасимова). С 2002 г. в Минске выходит газета «Бе-Цавта» (несколько раз в год), орган [[Еврейское Агентство|Еврейского агентства]].
+
-
 
+
-
В 1990 г. состоялся 1-й съезд Белорусского объединения еврейских организаций и общин; в 1993 г. — 2-й съезд. Президент объединения — заслуженный архитектор республики Б. Л. Левин (родился в 1936 г.), он же руководит обществом дружбы «Беларусь — Израиль», вице-президент — А. Гальперин (родился в 1946 г.), председатель Фонда сохранения еврейского исторического и культурного наследия Белоруссии. В 1993 г. создана Ассоциация еврейских общин (религиозных) и организаций Белоруссии; ее председатель — глава минской общины Б. Минков. Гродненской общине власти вернули здание хоральной синагоги. В Минске выделено специальное помещение для еврейских организаций. В 1993 г. создано иудейское религиозное объединение — ИРО (президент правления Ю. Дорн). В Белоруссии функционирует отделение Всемирной ассоциации белорусских евреев (штаб-квартира в [[Нью-Йорк|Нью-Йорке]]). В Бресте действует отделение международного просветительского центра «Холокост». В числе республиканских обществ — женская организация «Хава», молодежные объединения [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]], [[Бетар]] и Кидма, Союз белорусских евреев-ветеранов войны, партизан и подпольщиков, Ассоциация еврейских музыкантов Республики Беларусь (президент И. Райхлин) и другие.
+
-
 
+
-
Более чем в 15 городах Белоруссии действуют еврейские воскресные школы и [[Ульпан|ульпаны]] (несколько тысяч учащихся). В сентябре 1992 г. в Минске открылась первая еврейская общеобразовательная школа — Республиканская школа-лицей имени [[Корчак, Януш|Я. Корчака]]. В Гомеле работают еврейский детский сад и начальная школа. С 19 по 22 октября 1993 г. в стране прошли дни памяти, посвященные 50-летию уничтожения минского гетто. В Осиповичском районе жители поселка Лапичи и местная воинская часть провели перезахоронение на еврейское кладбище останков евреев, расстрелянных в 1941 г. В феврале 1995 г. был открыт Еврейский университет в Минске (ректор — доцент З. Пинхасик). В январе 1999 г. на его базе был создан Международный институт имени М. Шагала, который вошел в состав Белорусского государственного университета. В 1996 г. был открыт Еврейский университет культуры (ректор М. Ривкин). При ИРО создан Колледж еврейских знаний в Минске.
+
-
 
+
-
В то же время в Республике Беларусь действуют националистические организации, использующие антисемитские лозунги (например, Славянский Собор — Белая Русь); выходят в свет антисемитские издания «Мы и время», «Славянские ведомости» и другие. До 1994 г. издавался журнал антисемитской направленности «Политический собеседник» — орган ЦК компартии Белоруссии. Летом 1994 г. в День независимости Беларуси в Минске состоялся марш под лозунгами «Беларусь для белорусов» и другими подобными. Нередки случаи осквернения еврейских кладбищ и памятников жертвам Катастрофы.
+
-
 
+
-
В 1992 г. в Иерусалиме было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между Беларусью и Израилем. В том же году с частными визитами Беларусь посетили ее уроженцы И. Шамир и Ш. Перес (см. выше). Первым поверенным в делах Республики Беларусь в Израиле стал М. Фарфель. В 1994–96 гг. послом Израиля в Беларуси был Э. Валк (родился в 1944 г.; выпускник Белорусского государственного университета, в Израиле с 1971 г.).
+
-
 
+
-
В 1997–2002 гг. Израиль в Беларуси представлял М. Пелед-Флакс. Летом 2003 г. израильское посольство в Минске по экономическим соображениям было закрыто. Интересы Израиля в Беларуси стал представлять израильский посол в [[Москва|Москве]]. Однако в конце 2003 г. было принято решение о возобновлении деятельности израильского посольства в Минске. В апреле 2000 г. Израиль и Беларусь подписали соглашение об избежании двойного налогообложения и соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. В октябре 2000 г. было подписано соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между двумя странами.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|10487|БЕЛОРУССИЯ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
+

Текущая версия на 22:16, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Белоруссия (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация