Бендеры - еврейская община

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
(Холокост)
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
Строка 225: Строка 225:
23 августа 1939 года был подписан [[пакт Молотова-Риббентропа]] — договор о ненападении между [[Германия|Германией]] и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к этому договору разграничивались сферы влияния в Восточной Европе и, в частности, подчёркивался интерес СССР к Бессарабии.
23 августа 1939 года был подписан [[пакт Молотова-Риббентропа]] — договор о ненападении между [[Германия|Германией]] и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к этому договору разграничивались сферы влияния в Восточной Европе и, в частности, подчёркивался интерес СССР к Бессарабии.
-
В ходе [[Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР|Бессарабской операции]], 28 июня 1940 года, территория Бессарабии вошла в состав СССР. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной [[Молдавская Советская Социалистическая Республика|Молдавской Советской Социалистической Республики]]. В её состав вошли 6 районов бывшей [[Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика|Молдавской АССР]] и 6 уездов Бессарабской губернии включая Бендерский. С этого времени начались репресси…
+
В ходе [[Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР|Бессарабской операции]], 28 июня 1940 года, территория Бессарабии вошла в состав СССР. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной [[Молдавская Советская Социалистическая Республика|Молдавской Советской Социалистической Республики]]. В её состав вошли 6 районов бывшей [[Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика|Молдавской АССР]] и 6 уездов Бессарабской губернии включая Бендерский. С этого времени начались репрессии…
Первая депортация началась в Молдавии (с Черновицкой и Измаильской областями УССР) — в ночь с 12 на 13 июня 1941 года. В соответствии с «Директивой НКВД СССР о выселении социально-чуждого элемента из республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и Молдавии», в 1941 г. выселению подлежали следующие категории лиц:
Первая депортация началась в Молдавии (с Черновицкой и Измаильской областями УССР) — в ночь с 12 на 13 июня 1941 года. В соответствии с «Директивой НКВД СССР о выселении социально-чуждого элемента из республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и Молдавии», в 1941 г. выселению подлежали следующие категории лиц:
Строка 239: Строка 239:
10) лица, прибывшие из Германии в порядке репатриации, а также немцы, зарегистрированные на выезд и отказывающиеся выехать в Германию.<br />
10) лица, прибывшие из Германии в порядке репатриации, а также немцы, зарегистрированные на выезд и отказывающиеся выехать в Германию.<br />
Согласно вышеперечисленных пунктов, с территории Молдавской СССР, включая Черновицкую и Измаильскую области УССР, были высланы в лагеря военнопленных НКВД СССР, а также в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области только «главы семей» и члены семей.
Согласно вышеперечисленных пунктов, с территории Молдавской СССР, включая Черновицкую и Измаильскую области УССР, были высланы в лагеря военнопленных НКВД СССР, а также в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области только «главы семей» и члены семей.
-
 
+
Всего из Молдавии, в 1941 году, было выслано 30 389 человек, включая известные потери в пути. В числе многих высланных евреев Бендер, был раввин Б. Ш. Ефтата.
-
Всего из Молдавии, в 1941 году, было выслано 30 389 человек, включая известные потери в пути.
+
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, что и послужило началом [[Вторая мировая война|Второй мировой воны]].
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, что и послужило началом [[Вторая мировая война|Второй мировой воны]].
22 июня 1941 года, нацистская Германия, нарушив [[Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом]], подписанный 23 августа 1939 года, объявила войну Советскому Союзу.
22 июня 1941 года, нацистская Германия, нарушив [[Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом]], подписанный 23 августа 1939 года, объявила войну Советскому Союзу.
-
 
[[Холокост]] — массовое уничтожение евреев нацистской Германией во главе с [[Гитлер, Адольф|Адольфом Гитлером]] — не обошел и этот живописный город. 21 июля 1941 года Бендеры заняли немецкие и румынские войска. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто. 31 августа 1941 года, в Бендерах, Германия и Румыния подписали соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря [[Транснистрия|Транснистрии]].
[[Холокост]] — массовое уничтожение евреев нацистской Германией во главе с [[Гитлер, Адольф|Адольфом Гитлером]] — не обошел и этот живописный город. 21 июля 1941 года Бендеры заняли немецкие и румынские войска. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто. 31 августа 1941 года, в Бендерах, Германия и Румыния подписали соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря [[Транснистрия|Транснистрии]].
В переулке у судоремонтных мастерских было расстреляно и сброшено в воду 300 человек. Это как раз неподалеку от нынешнего мемориала. Во рву Бендерской крепости казнили ещё 700 евреев. Потом этот ров прозвали «Бендерским Бабьим яром». Там теперь установлена мемориальная плита. В противотанковом рву у еврейского кладбища, в предместье «Кавказ» расстались с жизнью ещё 1000 человек. Многи были расстреляны в районе еврейского кладбища в предместье Балка. Остальные жители города еврейской нвциональности были депортированы в лагеря [[Транснистрия|Транснистрии]].
В переулке у судоремонтных мастерских было расстреляно и сброшено в воду 300 человек. Это как раз неподалеку от нынешнего мемориала. Во рву Бендерской крепости казнили ещё 700 евреев. Потом этот ров прозвали «Бендерским Бабьим яром». Там теперь установлена мемориальная плита. В противотанковом рву у еврейского кладбища, в предместье «Кавказ» расстались с жизнью ещё 1000 человек. Многи были расстреляны в районе еврейского кладбища в предместье Балка. Остальные жители города еврейской нвциональности были депортированы в лагеря [[Транснистрия|Транснистрии]].
-
 
В Бендерах до войны проживало около 12 тысяч евреев, в 1942-м осталось в живых всего несколько человек, а в 1943 году проживало только два еврея.
В Бендерах до войны проживало около 12 тысяч евреев, в 1942-м осталось в живых всего несколько человек, а в 1943 году проживало только два еврея.
Ещё в 1966 году группа бендерчан, приехавших из Израиля, обратилась в Бендерский горсовет с просьбой установить памятник жертвам Холокоста. Уже был готов проект, но не было денег для его осуществления, а от администрации последовал отказ. Но пришли иные времена, и в 2002 году появился памятник благодаря усилиям усилиям бывшего директора «Хэсэд Иосиф» Владимира Борисовича Гурьева, ему активно помогали директор ППЕА «СОХНУТ» в Молдове Владимир Юрьевич Игельник и директор СДЮСШОР борьбы им. Г. Баданова Иосиф Абрамович Герис. Подопечный благотворительного центра «Хэсэд Иосиф» Александр Лейбович выиграл конкурс на лучший проект, который воплотили в камне главный архитектор Тирасполя Александр Нарольский и скульптор Михаил Соловей. Председатель Бендерской еврейской общины Юрий Менделевич Гринфельд материально обеспечил осуществление проекта. Для памятника был выбран чёрный гранит, словно окропленный кровью.  
Ещё в 1966 году группа бендерчан, приехавших из Израиля, обратилась в Бендерский горсовет с просьбой установить памятник жертвам Холокоста. Уже был готов проект, но не было денег для его осуществления, а от администрации последовал отказ. Но пришли иные времена, и в 2002 году появился памятник благодаря усилиям усилиям бывшего директора «Хэсэд Иосиф» Владимира Борисовича Гурьева, ему активно помогали директор ППЕА «СОХНУТ» в Молдове Владимир Юрьевич Игельник и директор СДЮСШОР борьбы им. Г. Баданова Иосиф Абрамович Герис. Подопечный благотворительного центра «Хэсэд Иосиф» Александр Лейбович выиграл конкурс на лучший проект, который воплотили в камне главный архитектор Тирасполя Александр Нарольский и скульптор Михаил Соловей. Председатель Бендерской еврейской общины Юрий Менделевич Гринфельд материально обеспечил осуществление проекта. Для памятника был выбран чёрный гранит, словно окропленный кровью.  
-
 
Открытие обелиска проходило в парке Октябрьский очень торжественно. В память расстрелянных, чьи тела были сброшены в Днестр, на воду легли венки из цветов.
Открытие обелиска проходило в парке Октябрьский очень торжественно. В память расстрелянных, чьи тела были сброшены в Днестр, на воду легли венки из цветов.
<gallery>
<gallery>
Строка 261: Строка 257:
Третья депортация в Молдавии прошла уже после окончания войны, в два этапа: она началась 6-7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951-го. Очевидцы рассказывают, что в некоторых случаях ворвавшиеся ночью к спавшим людям эмгэбисты и их сподручные — добровольные помощники — говорили или кричали: '''«Для вас война ещё не окончилась!»'''.
Третья депортация в Молдавии прошла уже после окончания войны, в два этапа: она началась 6-7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951-го. Очевидцы рассказывают, что в некоторых случаях ворвавшиеся ночью к спавшим людям эмгэбисты и их сподручные — добровольные помощники — говорили или кричали: '''«Для вас война ещё не окончилась!»'''.
-
 
Уже с 1944 года в республиках проводилось выявление и ликвидация «вражеских элементов». В «Справке о количестве учтенного в Молдавской ССР кулацкого и другого враждебного элемента», подписанной министром госбезопасности Молдавии Мордовцом 17 февраля 1944 года, числилось 40 854 «кулаков», «бывших помещиков и членов политпартий», «руководителей и активных проводников нелегальных сект» и т. д. и членов их семей. Руководители Молдавии, желая отличиться перед Москвой, демонстрировали свою активность и требовали высылки этого «элемента».<br />
Уже с 1944 года в республиках проводилось выявление и ликвидация «вражеских элементов». В «Справке о количестве учтенного в Молдавской ССР кулацкого и другого враждебного элемента», подписанной министром госбезопасности Молдавии Мордовцом 17 февраля 1944 года, числилось 40 854 «кулаков», «бывших помещиков и членов политпартий», «руководителей и активных проводников нелегальных сект» и т. д. и членов их семей. Руководители Молдавии, желая отличиться перед Москвой, демонстрировали свою активность и требовали высылки этого «элемента».<br />
3 декабря 1948 г. министр государственной безопасности республики И. Мордовец докладывал своему шефу в Москве В. С. Абакумову:
3 декабря 1948 г. министр государственной безопасности республики И. Мордовец докладывал своему шефу в Москве В. С. Абакумову:
"В связи с проведением коллективизации и ограничения кулацких хозяйств при организации колхозов Центральный Комитет КП(б) Молдавии намерен поставить вопрос перед Центральным Комитетом ВКП(б) о разрешении выселить с территории Молдавской ССР 8 000 кулацкого и другого контрреволюционного националистического элемента. По этому поводу секретарь ЦК КП(б) якобы имел предварительную договоренность в ЦК ВКП(б).
"В связи с проведением коллективизации и ограничения кулацких хозяйств при организации колхозов Центральный Комитет КП(б) Молдавии намерен поставить вопрос перед Центральным Комитетом ВКП(б) о разрешении выселить с территории Молдавской ССР 8 000 кулацкого и другого контрреволюционного националистического элемента. По этому поводу секретарь ЦК КП(б) якобы имел предварительную договоренность в ЦК ВКП(б).
Докладывая Вам об этом, считаю, со своей стороны, что проведение этого мероприятия вызывается необходимостью по нижеследующим причинам:  
Докладывая Вам об этом, считаю, со своей стороны, что проведение этого мероприятия вызывается необходимостью по нижеследующим причинам:  
-
 
1. Только по предварительным данным в республике учтено кулацкого и другого контрреволюционного элементов глав семей — 9 259, а всего с членами семей — 33 640 человек.
1. Только по предварительным данным в республике учтено кулацкого и другого контрреволюционного элементов глав семей — 9 259, а всего с членами семей — 33 640 человек.
-
 
2. В данный момент при организации колхозов кулацкие хозяйства в колхоз не принимаются, а там, где они были приняты в колхоз, исключаются. За последнее время отмечены случаи:  
2. В данный момент при организации колхозов кулацкие хозяйства в колхоз не принимаются, а там, где они были приняты в колхоз, исключаются. За последнее время отмечены случаи:  
-
 
— распродажи кулаками своего хозяйства и выезда за пределы республики;<br />
— распродажи кулаками своего хозяйства и выезда за пределы республики;<br />
— группирования кулаков, исключенных из колхозов;<br />
— группирования кулаков, исключенных из колхозов;<br />

Версия 20:42, 31 мая 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Равикович Руслан
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 05/01/2011 - 30.05.2012


Бенде́ры [Бендэры] (молд. Bender, укр. Бендери, рум. Tighina; от персидского "гавань", "пристань") — город в Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия). Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.

Бендерская крепость 1538—1540 гг.

Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "Тягянакача".

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.

16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.

C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).

27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. Sfatul Ţării - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. Tighina), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. Județul Tighina) округа Бессарабия (рум. Basarabia), а с 1938 года Днестровского края (рум. ţinut Nistreană – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.

Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.

2 августа 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (молд. Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ), в состав которой вошел уезд и г. Тигина, обратно переименованный в "Бендеры".

Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в 1941 году, город снова был оккупирован румынско-немецкими захватчиками, переименован в "Тигина" и вошел в состав Губернаторства Бессарабия Румынского Королевства. Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции. С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена синагога (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. יוֹם כִּפּוּר), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. חברת קדישא), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.

По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.

Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.

Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник Пурим (ивр. פּוּרִים) друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник Рош-а-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день Йом-Кипур (ивр. יוֹם כִּפּוּר) евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам (Шаббат - שַׁבָּת) евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.

Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.

До Второй мировой войны, в городе работало около 31 синагоги и молельных домов, касса взаимопомощи при ссудо-сберегательном товариществе, две «талмуд-торы», двадцать «хэдэров», два частных мужских и женских училища, еврейская больница, при которой находились поликлиника, аптека, дом престарелых. В 1910 году в Бендерах действовала сионистская группа «Халуцэй Цион», а в 1917 году открылась еврейская больница для лечения больных туберкулёзом и в этом же году Цви Шварцман открыл частную гимназию с преподаванием на иврите. В городе было два кинотеатра, множество еврейских аптек, типографий, маленьких заводиков и фабрик, множество магазинчиков и торговых лавок, фотоателье и парикмахерских, кафе и постоялых дворов. Всем этим заведовали местные евреи.

Согласно переписи 1930 г., община насчитывала 8294 еврея (26,5% населения).

В 1959 г. еврейское население Бендер составляло 5986 человек, в 1989 г. — 4595.

В 1989 году была организована Ассоциация Еврейских Организаций и Общин Молдовы, а вслед за ней и Общество еврейской культуры г. Бендеры (Бендерский еврейский культурный общинный центр «Шошана») и Благотворительный центр организации «Джойнт» — «Хэсэд Иосеф». Позднее, в городе были организованы: общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и нацистских концлагерей, женская организация «Хава», молодежный клуб «Гилель» и многие другие, включая общинный совет. А еврейское население города, к этому году, составляло 4,6 тыс. человек.

В 1992 г., во время вспышки военных действий между молдаванами и русскоязычными жителями Восточного Приднестровья, в результате специальной операции Еврейского агентства из Бендер были вывезены около тысячи еврейских жителей. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Бендерах оставалось свыше 1,5 тысяч евреев (1,2% населения). Большое количество евреев Бендер репатриировались в Израиль или выехали в другие страны в конце 1980-х – начале 2000-х г.г.

в 1997 году, в Бендерах проживало около 1 тыс. (1,0 %)

Сейчас на территории города существуют только три еврейские организации:

  • 1. Постоянное Представительство Еврейского Агентства «СОХНУТ» в Молдове, которое находится по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения» — директор Владимир Юрьевич Игельник;
  • 2. Религиозная организация «Бендерская еврейская синагога и община Хабад — Любавич», которое находится по ул. Суворова 30 — председатель и габбай синагоги Михаил Фишелевич Тульчинский;
  • 3. Бендерский филиал Тираспольского общинно-благотворительного и культурного центра «Хэсэд», находящееся также по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения», директор (г. Тирасполь) — Анна Михайловна Кондращенко, представитель в г. Бендеры Любовь Струкова.

Содержание

До Второй мировой войны

Синагог (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת) в городе было больше, чем церквей, и не потому, чтобы охватить большую территорию и количество молящихся евреев. Синагоги делились по состоятельности прихожан. В одних молились богатые, в других бедные, в третьих ремесленники — каждая профессиональная группа имела свою синагогу, и в каждом районе города евреи имели свои молельные дома.

В 1861 году в местечке уже было пять синагог, а в 1910 году в Бендерах функционировали десять синагог и молитвенных домов. Если в конце 1920-х годов в Бендерах действовала тридцать одна синагога, то к 1940 году их оставалось только три.

В 1946 году тут ещё имелась одна синагога (бывшая синагога садигурских хасидов), раввином которой в 1946—1960 годах был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988).

В 2011 году действует только одна синагога еврейской религиозной общины «Хабад-Любавич», находящаася по ул. Суворова 30. Эта старинная синагога 1 марта 2009 г. была осквернена и находится сейчас в аварийном состоянии. 

В конце ул. Харузинской была синагога для бедняков, которых пренебрежительно называли «лыныш». Фасад этой синагоги выходил на центральную улицу, а полтора этажа спускались в район «Глинища». Сама постройка была не под прямым углом — два угла внутреннего помещения были острыми, а два тупыми. В 1947 году, после Великой Отечественной войны, здание этой синагоги отремонтировали и сделали там спортивный зал общества «Спартак». После переоборудования получился вместительный зал чуть больше баскетбольной площадки. Сбоку зала был ещё один этаж, где по еврейским обычаям молились женщины — здесь поставили столы для игры в теннис. В 1960 г. эту синагогу снесли, а на её месте построили жилой дом — пятиэтажку под номером Ленина 28. Еврейские домики, которые находились возле синагоги, также снесли и построили 2 жилых дома — пятиэтажки с номерами Ленина 26 и Ленина 30. Глинище исчезло, а холм, на которым находились домики Трейгера, Бендерского, Вайнштока, Натензона теперь плавно переходит в ул. Маяковского.

По ул. Суворова 28 находится здание бывшей хасидской синагоги «Садигурер Клойз», построенной в 1814 году и принадлежавшей общине садигурских хасидов. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось фашистами как конюшня, а после войны было восстановлено как синагога. В 50-е годы было национализировано и благодаря ходатайству председателя городского спорткомитета - Переца Леонида Ивановича, в начале 60-х годов, в здание была открыта спортивная школа рабочей молодежи. С 70-х годов и по настоящее время здесь раполагается Бендерская школа бокса.

По ул. Суворова 30 находится здание бывшего еврейского молитвенного дома, построенное в 1812 году. Обладателем этого дома до 1939 года было Общество Еврейских Приказчиков. После Великой Отечественной войны предполагалось использовать здание как торговый склад, в котором должны были храниться, кроме всего прочего, и свиные туши. Но благодаря усилиям все того-же - первого послевоенного председателя городского спорткомитета Переца Леонида Ивановича, дабы не осквернять молитвенный дом, здание переоборудовали в жилое, а в подвале разместили велосипедный клуб. В 1989 году, после реконструкции, здесь вновь была открыта и действует синагога еврейского религиозного движения Хабад-Любавич. Здание единственной, функционирующей в городе синагоги, было осквернено в 2009 году и находится в аварийном состоянии.

После Великой Отечественной войны, старое здание Центральной синагоги, находящее на углу ул. Суворова и ул. Лазо, перестроили под школу № 3. Сейчас в этом здании Фармацевтический пункт «Аптека на Суворова», различные магазины, оптово-розничный склад, Бендерское епархиальное духовное училище им. Г. Бонулеску-Бодони.

Здание бывшей Центральной синагоги:

Рядом с центральной синагогой располагалась так называемая старая синагога, которая сгорела во время Великой Отечественной войны, а рядом с ней, примерно там, где сейчас находится двухэтажное здание парикмахерской «Чародейка» (на углу ул. Лазо и ул. Суворова), располагалась новая синагога.

Рядом со старой синагогой решили построить новую синагогу. Когда были построены две стенки, одна из них рухнула. Для правильно проектирования и строительства, из Италии был приглашен инженер. Он приехал и постоил шикарную синагогу в романском стиле: звездное небо из листового золота, большая мраморная лестница. Когда кончалось строительство синагоги в 1896 году, у общины не хватило выделенных и собранных денег, чтобы завершить строительство. Жители города обвинили габбая в том, что он присвоил себе часть выделенных на синагогу денег. Был собран Раввинский совет, на котором этот габбай поклялся на торе, что ни одной копейки с этих денег не взял себе, а если человек клянется на Торе, то других доказательств не требуется, поэтому все обвинения были с него сняты. После этого, богатые евреи и коммерсанты города поехали в Одессу и обратились за помощью к вдове, жене миллионера Бродского Израиля Марковича, Хае, и она выдела деньги на окончание строительства. Это была самая красивая синагога в Бендерах. Однако она горела два раза, поэтому до наших дней не сохранилась.

На ул. Суворова находятся два здания бывших синагог — синагога жестянщиков, в которой сейчас располагается магазин № 10, и синагога текстильщиков, в которой сейчас располагается МОУ «Бендерская станция юных техников».

По ул. Суворова 42 находится здание бывшей синагоги бондарей, в котором сейчас располагается МОУ «Бендерская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1»

Здание бывшей синагоги бондарей:

На той стороне квартала ул. Суворова, где располагается парикмахерская «Чародейка», чуть дальше парикмахерской, была синагога портных.

На углу ул. Московской и ул. Котовского была синагога мясников, а по ул. Котовского, в середине квартала между ул. Московской и ул. Ленина была синагога шляпочников.

Также синагога была по ул. Суворова, в середине квартала между ул. Лазо и ул. Гагарина (на той стороне, где кафе «Юбилейное»).

На углу ул. Суворова и ул. Лазо, примерно там, где сейчас находится здание МУП «Бендерырынокторг», была синагога раби Иосолэ Юсим.

По ул. Котовского, в середине квартала между ул. Гагарина и ул. Лазо находилась синагога Шапошника, а рядом с ней синагога и баня Балабана (сейчас в этом здании находится МУП УВКХ «Водоканалхоз»).

В квартале ул. Суворова, между ул. Первомайской и Горького, стоит здание бывшей синагоги столяров и плотников. На ул. Котовского, между ул. Московской и Комсомольской, была синагога Талмуд — Тора.

Два здания, в которых некоторое время располагались Хоральные синагоги стоят и сейчас. Это — здание, где сейчас располагается Бендерский городской суд по ул. Пушкина и здание Бендерского дворца детско-юношеского творчества по ул. Калинина.

Здание Бендерского городского суда, бывшей Хоральной синагоги в 1922 году и в наши дни:


Здание ДДЮТ, бывшей Хоральной синагоги и Банка Мануса:


В городе имелся частный еврейский лицей. Это двухэтажное красивое здание, располагавшееся на углу Пушкинской (во время румынской оккупации Пушкин) и Павловской улиц (во время румынской оккупации Режеле Фердинанд I), ранее принадлежало гимназии Веры Константиновны Герасименко. В 1917 году его приобрела еврейская община, председателем которой был во время румынской оккупации адвокат и садовладелец Оскар Савельевич Нутов. Там открыли частный еврейский лицей с преподаванием на иврите, директором которого был назначен Цви Шварцман. Также в этом здании находился и спортивный клуб «Маккаби». Потом, примерно в 30-х годах, румынские оккупационные власти закрыли этот лицей, а здание выкупил еврей коммерсант — Хаим Капуста. После войны к зданию лицея пристроили производственные цеха обувной фабрики. Сейчас это здание принадлежит ЗАО "Бендерская обувная фабрика «Данастр» и находится на углу современных улиц Пушкина и Московской 21.

Здание бывшего лицея Шварцмана:

На углу ул. Комсомольской и ул. Котовского находилось здание Талмуд — Тора.

Недалеко от автовокзала, на ул. Калинина, сохранилось сильно перестроенное здание начальной школы «Русского союза». Учились в ней в основном дети русской и еврейской бедноты, которые составляли большинство на прилегающих улицах.

На улице Комсомольской, занимая почти весь квартал между ул. Суворова и ул. Котовского, и сейчас стоит старинное здание — Дом Бортника, в 3-х комнатах которого размещалась шкоала примарэ евреяскэ № 5 (рум. Şcoala primară evreiască nr. 5). 

По улице Ткаченко, рядом с бывшей шкоалой професионалэ (рум. Şcoala Profesională) и индустриальным лицеем (рум. Liceul Industrial) — ныне административный корпус «Судоремонтзавода», стоял дом, где была семилетняя школа. Потом её закрыли, а здание приобрела еврейская община и открыла там мастерские ОРТ — Общества Ремесленного Труда (Общества по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев), где обучались мальчики слесарному и токарному делу.




В июне 1940 г., после того, как Бессарабия была присоединена к Советскому Союзу, многие владельцы предприятий, общественные и религиозные деятели были высланы в отдаленные районы Советского Союза. В их числе было много евреев, среди них раввин Б. Ш. Ефтата.

Репрессии и Холокост

Жители города Бендеры еврейской национальности, в середине ХХ века, были подвергнуты трем репрессиям — депортацииям. В двух из них, организованных советской властью, изгоняли «кулаков» и «врагов народа», независимо от национальности. Ещё в одной депортации, по времени расположенной между этими двумя и организованной немецко-румынскими оккупантами, изгнанию подверглись только евреи. Первая депортация началась 11 июня 1941 года, за неделю до начала войны 1941—1945 годов, и продолжалась с небольшими перерывами до начала июля 1941-го, то есть до прихода в Молдавию румынских и германских войск. Вторая депортация была в августе — сентябре 1941 года. Третья прошла в два этапа: она началась 6 — 7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951 года.

23 августа 1939 года был подписан пакт Молотова-Риббентропа — договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к этому договору разграничивались сферы влияния в Восточной Европе и, в частности, подчёркивался интерес СССР к Бессарабии.

В ходе Бессарабской операции, 28 июня 1940 года, территория Бессарабии вошла в состав СССР. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В её состав вошли 6 районов бывшей Молдавской АССР и 6 уездов Бессарабской губернии включая Бендерский. С этого времени начались репрессии…

Первая депортация началась в Молдавии (с Черновицкой и Измаильской областями УССР) — в ночь с 12 на 13 июня 1941 года. В соответствии с «Директивой НКВД СССР о выселении социально-чуждого элемента из республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и Молдавии», в 1941 г. выселению подлежали следующие категории лиц: 1) участники контрреволюционных партий и антисоветских националистических организаций; 2) бывшие жандармы, охранники, руководящий состав полиции, тюрем, а также рядовые полицейские и тюремщики при наличии компрометирующих документов; 3) помещики, крупные торговцы, фабриканты и чиновники буржуазных государственных аппаратов; 4) бывшие офицеры и белогвардейцы, в том числе офицеры царской армии и офицеры, служившие в территориальных корпусах Красной Армии (образованных из частей и соединений бывших национальных армий независимых государств Литвы, Латвии и Эстонии после их включения в состав СССР); 5) уголовники; 6) проститутки, зарегистрированные в полиции и продолжающие заниматься прежней деятельностью; 7) члены семей лиц, учтенных по пунктам 1-4; 8) члены семей участников контрреволюционных националистических организаций, главы которых осуждены к высшей мере наказания (ВМН) либо скрываются и перешли на нелегальное положение; 9) бежавшие из бывшей Польши и отказавшиеся принимать советское гражданство; 10) лица, прибывшие из Германии в порядке репатриации, а также немцы, зарегистрированные на выезд и отказывающиеся выехать в Германию.
Согласно вышеперечисленных пунктов, с территории Молдавской СССР, включая Черновицкую и Измаильскую области УССР, были высланы в лагеря военнопленных НКВД СССР, а также в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области только «главы семей» и члены семей. Всего из Молдавии, в 1941 году, было выслано 30 389 человек, включая известные потери в пути. В числе многих высланных евреев Бендер, был раввин Б. Ш. Ефтата.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, что и послужило началом Второй мировой воны. 22 июня 1941 года, нацистская Германия, нарушив Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года, объявила войну Советскому Союзу. Холокост — массовое уничтожение евреев нацистской Германией во главе с Адольфом Гитлером — не обошел и этот живописный город. 21 июля 1941 года Бендеры заняли немецкие и румынские войска. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто. 31 августа 1941 года, в Бендерах, Германия и Румыния подписали соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря Транснистрии. В переулке у судоремонтных мастерских было расстреляно и сброшено в воду 300 человек. Это как раз неподалеку от нынешнего мемориала. Во рву Бендерской крепости казнили ещё 700 евреев. Потом этот ров прозвали «Бендерским Бабьим яром». Там теперь установлена мемориальная плита. В противотанковом рву у еврейского кладбища, в предместье «Кавказ» расстались с жизнью ещё 1000 человек. Многи были расстреляны в районе еврейского кладбища в предместье Балка. Остальные жители города еврейской нвциональности были депортированы в лагеря Транснистрии. В Бендерах до войны проживало около 12 тысяч евреев, в 1942-м осталось в живых всего несколько человек, а в 1943 году проживало только два еврея. Ещё в 1966 году группа бендерчан, приехавших из Израиля, обратилась в Бендерский горсовет с просьбой установить памятник жертвам Холокоста. Уже был готов проект, но не было денег для его осуществления, а от администрации последовал отказ. Но пришли иные времена, и в 2002 году появился памятник благодаря усилиям усилиям бывшего директора «Хэсэд Иосиф» Владимира Борисовича Гурьева, ему активно помогали директор ППЕА «СОХНУТ» в Молдове Владимир Юрьевич Игельник и директор СДЮСШОР борьбы им. Г. Баданова Иосиф Абрамович Герис. Подопечный благотворительного центра «Хэсэд Иосиф» Александр Лейбович выиграл конкурс на лучший проект, который воплотили в камне главный архитектор Тирасполя Александр Нарольский и скульптор Михаил Соловей. Председатель Бендерской еврейской общины Юрий Менделевич Гринфельд материально обеспечил осуществление проекта. Для памятника был выбран чёрный гранит, словно окропленный кровью. Открытие обелиска проходило в парке Октябрьский очень торжественно. В память расстрелянных, чьи тела были сброшены в Днестр, на воду легли венки из цветов.

Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года. После освобождения города, многих, оставшихся в живых, евреев, возвратившихся после войны из лагерей Транснистрии в свои дома, ждала новая волна репрессиий.

Третья депортация в Молдавии прошла уже после окончания войны, в два этапа: она началась 6-7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951-го. Очевидцы рассказывают, что в некоторых случаях ворвавшиеся ночью к спавшим людям эмгэбисты и их сподручные — добровольные помощники — говорили или кричали: «Для вас война ещё не окончилась!». Уже с 1944 года в республиках проводилось выявление и ликвидация «вражеских элементов». В «Справке о количестве учтенного в Молдавской ССР кулацкого и другого враждебного элемента», подписанной министром госбезопасности Молдавии Мордовцом 17 февраля 1944 года, числилось 40 854 «кулаков», «бывших помещиков и членов политпартий», «руководителей и активных проводников нелегальных сект» и т. д. и членов их семей. Руководители Молдавии, желая отличиться перед Москвой, демонстрировали свою активность и требовали высылки этого «элемента».
3 декабря 1948 г. министр государственной безопасности республики И. Мордовец докладывал своему шефу в Москве В. С. Абакумову: "В связи с проведением коллективизации и ограничения кулацких хозяйств при организации колхозов Центральный Комитет КП(б) Молдавии намерен поставить вопрос перед Центральным Комитетом ВКП(б) о разрешении выселить с территории Молдавской ССР 8 000 кулацкого и другого контрреволюционного националистического элемента. По этому поводу секретарь ЦК КП(б) якобы имел предварительную договоренность в ЦК ВКП(б). Докладывая Вам об этом, считаю, со своей стороны, что проведение этого мероприятия вызывается необходимостью по нижеследующим причинам: 1. Только по предварительным данным в республике учтено кулацкого и другого контрреволюционного элементов глав семей — 9 259, а всего с членами семей — 33 640 человек. 2. В данный момент при организации колхозов кулацкие хозяйства в колхоз не принимаются, а там, где они были приняты в колхоз, исключаются. За последнее время отмечены случаи: — распродажи кулаками своего хозяйства и выезда за пределы республики;
— группирования кулаков, исключенных из колхозов;
— попытки, а в отдельных случаях уход за границу.
3 .Только за 1948 г. было попыток к террору и террористических проявлений — 13, совершено террористических актов над советско-партийным активом — 4, диверсионных проявлений 15.
Вскоре вопрос о проведении массовых депортаций из Молдавии был решен. 6 февраля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей вышеперечисленных категорий». Руководство МГБ выбрало название операции «Юг».
Для перевозки депортируемых из сел до железнодорожных станций было собрано несколько тысяч машин. Чтобы не вызывать тревоги у населения, Совет Министров республики принял специальное постановление, в котором объявлялось о мобилизации грузового транспорта для вывозки зерна.
Операция «Юг» началась в 2 часа ночи 6 июля и закончилась в 8 часов вечера 7 июля 1949 года. Её проведение обеспечивали, судя по докладу, 4 496 человек оперативного состава, в том числе 484 оперработника органов МГБ Молдавской ССР и 4 012 прикомандированных из других республик и областей СССР. Кроме них, в операции участвовали 13 774 солдат и офицеров войск МГБ и 24 705 человек советско-партийного актива.
Согласно решению правительства, писали Мордовец и Ермолин, первоначально из Молдавии предполагалось выселить 11 280 семей (40 850 человек). Однако в процессе подготовки к операции МГБ Молдавской ССР подготовило дело на выселение 12 860 семей, в числе которых примерно 2436 евреев, из них 260 евреев из Бендер. в Южно-Казахстанскую, Джамбульскую и Актюбинскую области Казахской ССР, а также Алтайский край, Курганскую, Тюменскую и Томскую области РСФСР.

Кладбище

На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом.

Еврейские знаменитости, родившиеся в Бендерах

Известные евреи-бендерчане

Источники

Литература

  • Бендеры / Редакторы: А. Сорокская, В. Гальперин, А. Садагурская. — Кишинёв: Тимпул, 1979. — 64 с.
  • Бендеры / Автор-сост.: Л. А. Литвиненко. — Кишинёв: Тимпул, 1983. — 144 с.
  • Бендеры — 1944—1994 / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов, З. П. Дмитриенко. — Бендеры: БИКМ, 1994. — 20 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Автор-сост.: А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 1998. — 70 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Авторы-сост.: С. Горбенко, А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 2003. — 76 с.
  • Бендеры. Рекомендательный указатель литературы / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: М. А. Орловой и др. — Кишинёв: ГБ МССР им. Крупской, Бендерская ЦГБ, 1975 — 69 с.
  • Дни и ночи Бендерской трагедии: Документальное издание / Авторы-сост.: З. П. Дмитриенко, И. Г. Смирнова, В. И. Перстнёв; Под ред.: А. Н. Москалёва, С. А. Горбенко. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 80 с.
  • Путешествие в историю города Бендеры. Бендерский историко-краеведческий музей / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов и др. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Славные имена на карте города. Рекомендательный биобиблиографический путеводитель / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: Л. А. Иванченко и др. — Бендеры: МУ «ЦБС», 2003.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — Бендеры: Полиграфист, 1997. — 176 с.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 176 с.
  • Бабилунга Н. В., Бомешко Б. Г. Бендеры: расстрелянные, непокорённые. — Тирасполь: ПГКУ им. Т. Г. Шевченко, 1993. — 80 с.
  • Берг Р. Л. Суховей. Воспоминания генетика. — Москва: Памятники исторической мысли, 2003.
  • Благотворительный фонд «DOR LE DOR» Газета Еврейское местечко. — Кишинев: 2009.
  • Вилков Г. 55-й Подольский пехотный полк. История подвига служения отечеству. — Бендеры: МВД ПМР, 2007. — 28 с.
  • Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника Приднестровской трагедии. — Бендеры: Полиграфист, 1993. — 152 с.
  • Зайцев А. В. Бендерское вооружённое…. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1971. — 88 с.
  • Кирпичникова Е. Моя бабушка: Семейная тайна. — Париж: 1981.
  • Корытник Н. Ф. Породнённые города. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983. — 120 с.
  • Корытник Н. Ф. Бендеры. — Кишинёв: Тимпул, 1998. — 124 с.
  • Корытник Н. Ф., Смогоржевский В. Н. Днестр — река жизни. — Бендеры: Полиграфист, 2004. — 112 с.
  • Кругликов В. Бендеры. Лето-92. Война (Фотоальбом). — 2-е изд. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 68 с.
  • Кучеренко В. В. Бендеры — жизнь тому назад. — Бендеры: Полиграфист, 2008. — 368 с.
  • Лизунов П. В. Великий Манус: Взлёт и падение петербургского биржевого короля. Английская набережная, 4. — Санкт-Петербург: Лики России, 1995.
  • Лобанов Е. А. Слава твоя, Бендеры. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Лобанов Е. А. Бендеры. Страницы истории. 1408—1812. — Бендеры: Полиграфист, 2003. — 272 с.
  • Лобанов Е. А. Почётные граждане города Бендеры. — Бендеры: Полиграфист, 2006. — 104 с.
  • Медведев Е. Кровавое лето в Бендерах (записки походного атамана).
  • Почтаренко Д. Варницкий плацдарм. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1990. — 104 с.
  • Савченко Г., Хаит С. Бендеры. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1967.
  • Статья «Бендеры» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6
  • Шпаков П. А. Бендеры сегодня. — Бендеры: Полиграфист, 1998. — 317 с.
  • Газета Истоки жизни. — Кишинев: Universul, 2009.
  • Книга Бендеры. — Израиль: 1975.
  • Elena Postică, Maria Praporşcic, Vera Stăvilă Cartea Memoriei. — Кишинев: Editura Ştiinţa, 2005.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация