Бендеры - еврейская община

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
(До Второй мировой войны)
Ravicovici (Обсуждение | вклад)
(До Второй мировой войны)
Строка 161: Строка 161:
'''Здание Бендерского городского суда, бывшей Хоральной синагоги в 1922 году и в наши дни:'''
'''Здание Бендерского городского суда, бывшей Хоральной синагоги в 1922 году и в наши дни:'''
<gallery>
<gallery>
 +
Файл:Хоральная синагога Б.jpg
File:Хоральная синагога2.jpg|
File:Хоральная синагога2.jpg|
File:Хоральная синагога 1а.jpg|
File:Хоральная синагога 1а.jpg|

Версия 21:00, 8 июня 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Равикович Руслан
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 05/01/2011 - 30.05.2012


Бенде́ры [Бендэры] (молд. Bender, укр. Бендери, рум. Tighina; от персидского "гавань", "пристань") — город в Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия). Главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги.

Бендерская крепость 1538—1540 гг.

Первое упоминание о городе Бендеры, входящего в состав Молдавского княжества, присутствует в грамоте молдавского господаря Александра I Доброго (Александру чел Бун) от 8 октября 1408 года, выданной львовским купцам, где город упоминался под названием "Тягянакача".

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

С 1503 по 1806 гг. город и прилегающие 18 сел были превращены в турецкую райю под названием Бендеры. Сам город продолжал входить в состав Молдавского княжества, но был под вассальным господством Османской империи.

16 мая 1812 года, между Российской и Османской Империями был подписан Бухарестский мирный договор, который завершил Русско-турецкую войну 1806—1812 годов, и в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года были объявлены уездным городом Бессарабской области, а с 1873 г. Бессарабской губернии Российской империи.

C 02.12.1917 г. по 18.02.1918 Бендеры в составе Молдавской Народной Республики (Молдавской Демократической Республики).

27 марта (9 апреля) 1918 года, Сфатул Цэрий (рум. Sfatul Ţării - Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и на заседании 25 - 26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, 36 голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Город Бендеры переименовывался в Тигина (рум. Tighina), назначался уездным городом – жудецул Тигина (рум. Județul Tighina) округа Бессарабия (рум. Basarabia), а с 1938 года Днестровского края (рум. ţinut Nistreană – цинут Нистрянэ) Королевства Румынии.

Оккупация румынскими властями города Бендеры продолжалась 22 года, с 1918 по 1940 гг.

2 августа 1940 г. была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика (молд. Република Советикэ Сочиалистэ Молдовеняскэ), в состав которой вошел уезд и г. Тигина, обратно переименованный в "Бендеры".

Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., в 1941 году, город снова был оккупирован румынско-немецкими захватчиками, переименован в "Тигина" и вошел в состав Губернаторства Бессарабия Румынского Королевства. Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года в ходе Ясско-Кишинёвской операции. С 1991 года город входит в состав непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Первые данные о еврейском населении Бендер относятся к 1769 г., когда город находился в самой Бендерской крепости. В 1770 г. была построена синагога (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת - бейт кнесет). С перенесением города на новое место, в расстоянии версты от крепости, синагога посещалась лишь в день Йом-Кипура (ивр. יוֹם כִּפּוּר), а в 40-х годах XIX века, по постановлению первого местного раввина, цадика Арье Лейба Вертгейма (внука венского раввина Шимшона Вертгейма), синагога, ввиду ее ветхости, была разрушена, а камень употреблен на постройку богоугодного заведения.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Заняв в 1810 г. место раввина, Вертгейм основал погребальное братство Хевра-кадиша (ивр. חברת קדישא), в книге которого первая запись датирована тем же годом. Потомки основанной им династии цаддиков были раввинами в Бендерах до Второй мировой войны.

По ревизии 1847 г. бендерское еврейское общество состояло из 553 семейств; в 1861 г. проживало евреев: 2349 мужчин, 2263 женщин; в 1897 г. жителей 31797, из которых евреев было 10654 человек, 10384 русских, 6112 украинцев и 2338 молдаван . В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения города увеличивалась за счет переезда в Бендеры евреев из других районов Российской империи.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Царским указом от 29 апреля 1918 года, город Бендеры объявлялся уездным городом Бессарабской губернии Российской империи. С этого момента растет его значение, как административного центра. Тогда и потянулись сюда представители еврейской национальности, люди – очень талантливые в торговых и хозяйственных делах.

Не следует забывать и о Черте осёдлости, которая была определена для евреев указом Екатерины II от 1791 года и существовала до 1917 года. Эта черта охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки), где евреи могли проживать и работать. Одной из таких дозволенных территорий являлась Бессарабия, а с ней и уездный город - штетл Бендеры.

Город был с разными верами, но даже местные жители не еврейской национальности и иудейского вероисповедания знали, что в еврейский праздник Пурим (ивр. פּוּרִים) друзья носят угощение, а музыканты ходят по дворам и славят хозяина. Знали, что в праздник Рош-а-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) евреи идут молиться к воде, знали, что в сентябрьский Судный день Йом-Кипур (ивр. יוֹם כִּפּוּר) евреям сутки нельзя принимать пищу, по субботам (Шаббат - שַׁבָּת) евреям до такой степени запрещено работать, что нельзя было даже растопить печь и подогреть пищу. Вот и бегали мальчишки из бедных семей по богатым еврейским домам растапливать печь, чтобы получить за это пару лей.

Георгиевские ворота Бендерской крепости с изображением Звезды Давида

Евреи очень редко вступали в браки с иноверцами.

Основными занятиями евреев Бендер, как и других мест Бессарабии, были портняжный промысел и торговля. Позднее, среди них появились свои врачи, учителя, инженеры.

До Второй мировой войны, в городе работало около 31 синагоги и молельных домов, касса взаимопомощи при ссудо-сберегательном товариществе, две «талмуд-торы», двадцать «хэдэров», два частных мужских и женских училища, еврейская больница, при которой находились поликлиника, аптека, дом престарелых. В 1910 году в Бендерах действовала сионистская группа «Халуцэй Цион», а в 1917 году открылась еврейская больница для лечения больных туберкулёзом и в этом же году Цви Шварцман открыл частную гимназию с преподаванием на иврите. В городе было два кинотеатра, множество еврейских аптек, типографий, маленьких заводиков и фабрик, множество магазинчиков и торговых лавок, фотоателье и парикмахерских, кафе и постоялых дворов. Всем этим заведовали местные евреи.

Согласно переписи 1930 г., община насчитывала 8294 еврея (26,5% населения).

В 1959 г. еврейское население Бендер составляло 5986 человек, в 1989 г. — 4595.

В 1989 году была организована Ассоциация Еврейских Организаций и Общин Молдовы, а вслед за ней и Общество еврейской культуры г. Бендеры (Бендерский еврейский культурный общинный центр «Шошана») и Благотворительный центр организации «Джойнт» — «Хэсэд Иосеф». Позднее, в городе были организованы: общество ветеранов войны, общество бывших узников гетто и нацистских концлагерей, женская организация «Хава», молодежный клуб «Гилель» и многие другие, включая общинный совет. А еврейское население города, к этому году, составляло 4,6 тыс. человек.

В 1992 г., во время вспышки военных действий между молдаванами и русскоязычными жителями Восточного Приднестровья, в результате специальной операции Еврейского агентства из Бендер были вывезены около тысячи еврейских жителей. По оценке Еврейского агентства, в 1994 г. в Бендерах оставалось свыше 1,5 тысяч евреев (1,2% населения). Большое количество евреев Бендер репатриировались в Израиль или выехали в другие страны в конце 1980-х – начале 2000-х г.г.

в 1997 году, в Бендерах проживало около 1 тыс. (1,0 %)

Сейчас на территории города существуют только три еврейские организации:

  • 1. Постоянное Представительство Еврейского Агентства «СОХНУТ» в Молдове, которое находится по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения» — директор Владимир Юрьевич Игельник;
  • 2. Религиозная организация «Бендерская еврейская синагога и община Хабад — Любавич», которое находится по ул. Суворова 30 — председатель и габбай синагоги Михаил Фишелевич Тульчинский;
  • 3. Бендерский филиал Тираспольского общинно-благотворительного и культурного центра «Хэсэд», находящееся также по ул. Ткаченко 18, в здании гостиницы «Приетения», директор (г. Тирасполь) — Анна Михайловна Кондращенко, представитель в г. Бендеры Любовь Струкова.

Содержание

До Второй мировой войны

Синагог (ивр. בֵּית כְּנֶסֶת) в городе было больше, чем церквей, и не потому, чтобы охватить большую территорию и количество молящихся евреев. Синагоги делились по состоятельности прихожан. В одних молились богатые, в других бедные, в третьих ремесленники — каждая профессиональная группа имела свою синагогу, и в каждом районе города евреи имели свои молельные дома.

В 1861 году в местечке уже было пять синагог, а в 1910 году в Бендерах функционировали десять синагог и молитвенных домов. Если в конце 1920-х годов в Бендерах действовала тридцать одна синагога, то к 1940 году их оставалось только три.

В 1946 году тут ещё имелась одна синагога (бывшая синагога садигурских хасидов), раввином которой в 1946—1960 годах был Израиль Моисеевич Бронфман (1915—1988).

В 2011 году действует только одна синагога еврейской религиозной общины «Хабад-Любавич», находящаася по ул. Суворова 30. Эта старинная синагога 1 марта 2009 г. была осквернена и находится сейчас в аварийном состоянии. 

В конце ул. Харузинской была синагога для бедняков, которых пренебрежительно называли «лыныш». Фасад этой синагоги выходил на центральную улицу, а полтора этажа спускались в район «Глинища». Сама постройка была не под прямым углом — два угла внутреннего помещения были острыми, а два тупыми. В 1947 году, после Великой Отечественной войны, здание этой синагоги отремонтировали и сделали там спортивный зал общества «Спартак». После переоборудования получился вместительный зал чуть больше баскетбольной площадки. Сбоку зала был ещё один этаж, где по еврейским обычаям молились женщины — здесь поставили столы для игры в теннис. В 1960 г. эту синагогу снесли, а на её месте построили жилой дом — пятиэтажку под номером Ленина 28. Еврейские домики, которые находились возле синагоги, также снесли и построили 2 жилых дома — пятиэтажки с номерами Ленина 26 и Ленина 30. Глинище исчезло, а холм, на которым находились домики Трейгера, Бендерского, Вайнштока, Натензона теперь плавно переходит в ул. Маяковского.

По ул. Суворова 28 находится здание бывшей хасидской синагоги «Садигурер Клойз», построенной в 1814 году и принадлежавшей общине садигурских хасидов. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось фашистами как конюшня, а после войны было восстановлено как синагога. В 50-е годы было национализировано и благодаря ходатайству председателя городского спорткомитета - Переца Леонида Ивановича, в начале 60-х годов, в здание была открыта спортивная школа рабочей молодежи. С 70-х годов и по настоящее время здесь раполагается Бендерская школа бокса.

По ул. Суворова 30 находится здание бывшего еврейского молитвенного дома, построенное в 1812 году. Обладателем этого дома до 1939 года было Общество Еврейских Приказчиков. После Великой Отечественной войны предполагалось использовать здание как торговый склад, в котором должны были храниться, кроме всего прочего, и свиные туши. Но благодаря усилиям все того-же - первого послевоенного председателя городского спорткомитета Переца Леонида Ивановича, дабы не осквернять молитвенный дом, здание переоборудовали в жилое, а в подвале разместили велосипедный клуб. В 1989 году, после реконструкции, здесь вновь была открыта и действует синагога еврейского религиозного движения Хабад-Любавич. Здание единственной, функционирующей в городе синагоги, было осквернено в 2009 году и находится в аварийном состоянии.

После Великой Отечественной войны, старое здание Центральной синагоги, находящее на углу ул. Суворова и ул. Лазо, перестроили под школу № 3. Сейчас в этом здании Фармацевтический пункт «Аптека на Суворова», различные магазины, оптово-розничный склад, Бендерское епархиальное духовное училище им. Г. Бонулеску-Бодони.

Здание бывшей Центральной синагоги:

Рядом с центральной синагогой располагалась так называемая старая синагога, которая сгорела во время Великой Отечественной войны, а рядом с ней, примерно там, где сейчас находится двухэтажное здание парикмахерской «Чародейка» (на углу ул. Лазо и ул. Суворова), располагалась новая синагога.

Рядом со старой синагогой решили построить новую синагогу. Когда были построены две стенки, одна из них рухнула. Для правильно проектирования и строительства, из Италии был приглашен инженер. Он приехал и постоил шикарную синагогу в романском стиле: звездное небо из листового золота, большая мраморная лестница. Когда кончалось строительство синагоги в 1896 году, у общины не хватило выделенных и собранных денег, чтобы завершить строительство. Жители города обвинили габбая в том, что он присвоил себе часть выделенных на синагогу денег. Был собран Раввинский совет, на котором этот габбай поклялся на торе, что ни одной копейки с этих денег не взял себе, а если человек клянется на Торе, то других доказательств не требуется, поэтому все обвинения были с него сняты. После этого, богатые евреи и коммерсанты города поехали в Одессу и обратились за помощью к вдове, жене миллионера Бродского Израиля Марковича, Хае, и она выдела деньги на окончание строительства. Это была самая красивая синагога в Бендерах. Однако она горела два раза, поэтому до наших дней не сохранилась.

На ул. Суворова находятся два здания бывших синагог — синагога жестянщиков, в которой сейчас располагается магазин № 10, и синагога текстильщиков, в которой сейчас располагается МОУ «Бендерская станция юных техников».

По ул. Суворова 42 находится здание бывшей синагоги бондарей, в котором сейчас располагается МОУ «Бендерская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1»

Здание бывшей синагоги бондарей:

На той стороне квартала ул. Суворова, где располагается парикмахерская «Чародейка», чуть дальше парикмахерской, была синагога портных.

На углу ул. Московской и ул. Котовского была синагога мясников, а по ул. Котовского, в середине квартала между ул. Московской и ул. Ленина была синагога шляпочников.

Также синагога была по ул. Суворова, в середине квартала между ул. Лазо и ул. Гагарина (на той стороне, где кафе «Юбилейное»).

На углу ул. Суворова и ул. Лазо, примерно там, где сейчас находится здание МУП «Бендерырынокторг», была синагога раби Иосолэ Юсим.

По ул. Котовского, в середине квартала между ул. Гагарина и ул. Лазо находилась синагога Шапошника, а рядом с ней синагога и баня Балабана (сейчас в этом здании находится МУП УВКХ «Водоканалхоз»).

В квартале ул. Суворова, между ул. Первомайской и Горького, стоит здание бывшей синагоги столяров и плотников. На ул. Котовского, между ул. Московской и Комсомольской, была синагога Талмуд — Тора.

Два здания, в которых некоторое время располагались Хоральные синагоги стоят и сейчас. Это — здание, где сейчас располагается Бендерский городской суд по ул. Пушкина и здание Бендерского дворца детско-юношеского творчества по ул. Калинина.

Здание Бендерского городского суда, бывшей Хоральной синагоги в 1922 году и в наши дни:


Здание ДДЮТ, бывшей Хоральной синагоги и Банка Мануса:


В городе имелся частный еврейский лицей. Это двухэтажное красивое здание, располагавшееся на углу Пушкинской (во время румынской оккупации Пушкин) и Павловской улиц (во время румынской оккупации Режеле Фердинанд I), ранее принадлежало гимназии Веры Константиновны Герасименко. В 1917 году его приобрела еврейская община, председателем которой был во время румынской оккупации адвокат и садовладелец Оскар Савельевич Нутов. Там открыли частный еврейский лицей с преподаванием на иврите, директором которого был назначен Цви Шварцман. Также в этом здании находился и спортивный клуб «Маккаби». Потом, примерно в 30-х годах, румынские оккупационные власти закрыли этот лицей, а здание выкупил еврей коммерсант — Хаим Капуста. После войны к зданию лицея пристроили производственные цеха обувной фабрики. Сейчас это здание принадлежит ЗАО "Бендерская обувная фабрика «Данастр» и находится на углу современных улиц Пушкина и Московской 21.

Здание бывшего лицея Шварцмана:

На углу ул. Комсомольской и ул. Котовского находилось здание Талмуд — Тора.

Недалеко от автовокзала, на ул. Калинина, сохранилось сильно перестроенное здание начальной школы «Русского союза». Учились в ней в основном дети русской и еврейской бедноты, которые составляли большинство на прилегающих улицах.

На улице Комсомольской, занимая почти весь квартал между ул. Суворова и ул. Котовского, и сейчас стоит старинное здание — Дом Бортника, в 3-х комнатах которого размещалась шкоала примарэ евреяскэ № 5 (рум. Şcoala primară evreiască nr. 5). 

По улице Мэрэшешть (ныне Ткаченко), рядом с бывшей шкоалой професионалэ (рум. Şcoala Profesională) и индустриальным лицеем (рум. Liceul Industrial) — ныне административный корпус «Судоремонтзавода», стоял дом, где была семилетняя школа. Потом её закрыли, а здание приобрела еврейская община и открыла там мастерские ОРТ — Общества Ремесленного Труда (Общества по распространению ремесленного и земледельческого труда среди евреев), где обучались мальчики слесарному и токарному делу.

Была в городе библиотека, и располагалась она в доме еврея с русской фамилией — Соколова Хаима-Зелика. Это здание и сейчас цело и в нём располагается ГУ «Республиканская картинная галерея им. Лосева». Во время румынской оккупации библиотеку закрыли, а в её здании разместилась Precepția (в переводе с румынского - налоговая инспекция). Во время Великой Отечественной войны здесь находилась Prefectura Judeţului Tighina (в переводе с румынского языка - префектура Тигинского уезда).

В советские времена здесь долгое время была городская поликлиника, а уже потом здесь открыли картинную галерею.

Бывшая библиотека в доме Соколова Хаима-Зелика:

Напротив теперешнего здания Бендерского историко-краеведческого музея, по ул. Советской, где-то во внутреннем дворе, была старая еврейская библиотека, где можно было найти и читать книги на русском языке, в основном из русской классики.

Респектабельно выглядела в городе аптека Иосифа Мульмана, сын которого — Бенедикт Мульман — был архитектором города. Дом этот сохранился до нашего времени и находится на углу улиц Коммунистической и Московской. Вход в аптеку был с угла, сейчас дверь заложена и выделяются только две колонны. Этот дом был построен ещё в XIX веке Андреем Ивановичем Соколовым, и располагалась в нём гостиница «Париж», а арендатором её был еврей Хаим Бержюк. После смерти Соколова оказалось, что этот дом, где была гостиница, надо продать, чтобы вернуть чужие долги, так как при жизни он многим давал поручительство под свою недвижимость. Так и стал Мульман хозяином этого дома, открыв в нём аптеку.

Бывшая гостиница «Париж» Хаима Бержюка, а также бывшая аптека Иосифа Мульмана:

По ул. Харузинской (ныне Ленина), примерно там, где сейчас Парикмахерский салон «Парадиз», была аптека Давида Свердлика.

По ул. Суворова, напротив СДЮШОР-1, хозяином аптеки был Абрам Краснов. После войны это здание сделали двухэтажным, а на втором этаже установили станки коврово-ткацкой фабрики, но перекрытия не выдержали и станки рухнули на первый этаж.

Также, кроме своей пекарни, аптеку держали Янкель Очаковский и Казацкер, а на ул. Соборной был аптекарский магазин Фельдмана.

В 1889 году, в Бендерах, на ул. Почтовой (ныне Ю. Гагарина), открылась еврейская больница. Строительство ее было начато в 1884 году, при финансировании местного коммерсанта - Ицхока Нисенбойма. При этой больнице действовали поликлиника, аптека, дом престарелых на 40 — 50 мест, дом приюта еврейской общины и синагога врачей и фельдшеров.

В здании бывшей еврейской больницы сейчас располагается ГОУ «Бендерский медицинский колледж», а здание бывшего дома приюта и синагоги также сохранилось и находится рядом с колледжем.

На протяжении десятилетий существования этого здания, администрация города пыталась закрыть надпись на иврите «Еврейская больница». Табличка, находящаяся над входом, постоянно закрашивалась, но буквы все-равно проступали. Директор медицинского колледжа принял решение оставить только год открытия больницы, а надпись была несколько раз закрашена чёрной краской, и во избежании повторного проступления букв надписи, на неё была прикреплена другая табличка «Добро пожаловать».

Здание бывшей еврейской больницы и здание бывшего дома приюта и синагоги врачей и фельдшеров:

Архитектор Бенедикт Мульман построил в Тигине, в 1935 году, городскую больницу в неорумынском стиле на углу ул. Пушкин (ныне Пушкина) и ул. Ниструлуй (ныне Кавриаго). В этой больнице лечили только государственных служащих и тех хозяев, которые могли платить медицинскую страховку. Сейчас в этом здании располагается ГУ «Бендерский центр гигиены и эпидемиологии».

В середине квартала ул. Московской, между ул. Суворова и ул. Котовского располагался Еврейский медицинский пункт по оказанию медицинской помощи беднякам.
В 1917 году, в Бендерах была открыта еврейская больница для лечения больных туберкулёзом.

Здание больницы Мульмана и Здание бывшего еврейского медпункта:

Уже в 1914 году в Бендерах были кинотеатры. На углу улиц Харузинской (Ленина) и Николаевской (Коммунистической) располагался кинотеатр «Рекорд», хозяйкой которого была мадам Гальпер. После Великой Отечественной войны там был открыт клуб «Строитель» — он был и как кинотеатр, и как концертно-танцевальный зал. Переделывать ничего не пришлось — там была и сцена и кинобудка. Примерно в 70 — х годах это здание было снесено, а вместо него сейчас стоит бывший магазин «Дом книги».

Кинотеатр «Капитол» был почти на месте теперешнего Кинотеатра им. Горького — хозяином его был еврей Львовский, хотя это помещение он арендовывал у Беланова. Кинозал был очень вместительный — на 400 мест. Большой вестибюль с полукруглыми окнами и высокими колоннами выходил прямо на ул. Харузинскую (Ленина). Рядом стояла гостиница «Петроградская», из стен которой после Великой Отечественной войны сделали летний кинозал. С другой стороны этого кинотеатра стоял ресторан Ботнару и пустырь, где устанавливали цирк шапито на месте снесенного деревянного «Бомонда». Киносеансов так таковых не было, непрерывно крутили один или два фильма подряд.
Сразу же после освобождения города во время Великой Отечественной войны, немецкие военнопленные начали ремонт старого кинотеатра «Капитол», но его ветхое состояние уже не позволяло долго эксплуатировать это здание. Акт обследования постройки от 1945 года давал гарантию только на 5 лет. Республиканская комиссия, ознакомившись с состоянием кинотеатра в 1955 году, вынесла решение о его сносе. Оказалось, что даже перекрытия потолка в зрительном зале были из камыша.

В городе было несколько типографий. Например, на Николаевской улице, между кинотеатром «Рекорд» и кондитерской Попеску (теперь здесь ресторан «У Татьяны»), была типография Натензона, где кроме бланков печатались и газеты. В доме Берштейна хозяином типографии был Постан. Также, на Николаевской (ныне Коммунистической) улице была типография Б. И. Абельмана.

На ул. Сергеевской (ныне Котовского) баню держал еврей Балабан, при которой был обрядовый бассейн — миква. Хозяин имел свои виноградники, поэтому в бане всегда было вкусное вино. Когда умерла его мать Идася, с которой Балабан практически не поддерживал отношения и не помогал ей, то и деньги в еврейскую общину он сразу не дал. Но обычай в общине был строгий — пока богач не даст деньги в кассу общины, его родственника не похоронят по еврейским обрядам — так что пришлось Балабану раскошеливаться на похороны матери. А вообще, еврейской общине он частенько помогал. 6 февраля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей всех вышеперечисленных категорий». С 6 по 7 июля 1949 года было выслано примерно 2436 евреев Бессарабии, из них 260 евреев из Бендер. В этом числе был и еврейский коммерсант Балабан, имущество которого было разграблено участниками операции «Юг» — представителями райкома партии. Долгое время, в этом здании бывшей бани Балабана располагалась водолечебница, а сейчас здесь разместился МУП УВКХ «Водоканалхоз».

Пекарни были одной из достопримечательностей в городе. На ул. Почтовой (ныне Гагарина), примерно там, где сейчас Торговый центр «Виктория» — была большая пекарня Павлоцкого. Она была очень известная в городе из-за богатого ассортимента, отличного качества и большого количества выпекаемых изделий.
Кто-то имел целый магазин по продаже выпечки, а кто-то, как например еврей Кишиневский на Александровской улице (ныне Калинина), имел в полуподвальчике прилавок прямо у печи. Совместно держали пекарню Янкель Очаковский и Казацкер на Соборной (ныне Советской) улице, рядом с нынешним краеведческим музеем. А на ул. Михайловской (ныне Суворова), напротив Синагоги жестянщиков (ныне магазин № 10) пекарню держал Николай Новацкий.

На улице Харузинской (ныне Ленина) было фотоателье Абрама Ройтмана. Фотоателье Клячмана - «Бомонд», находилось в двухэтажном доме, там, где сейчас находится 3-х этажный Торговый центр «Пассаж». Фотоателье «Ренессанс» Шафермана и Вайнберга, находилось на другом квартале Харузинской улицы, примерно там, где сейчас центр бывшего «Дома книги». В Бендерах, фотосалоны были также у Кишиневского, Чернявского и Швеха.

В городе находилось несколько гостиниц, а гостиничным хозяйством заведовали в основном евреи, которые брали в аренду помещения у домовладельцев. В гостинице было примерно 6 — 12 номеров. Также были и постоялые дворы.

В начале улицы Соборной, на той её части, которая называлась Крепостной (сейчас это отрезок ул. Советской от Преображенского кафедрального собора до автовокзала), находились постоялые дворы Фишнера и Похиса.
Окола стадиона, на Александровской улице (ныне Калинина), находился постоялый двор Бурдника.
На Николаевской улице (Алексей Матеевич), ныне ул. Коммунистической, и сейчас стоит небольшой полуразвалившийся домик под № 37, в котором когда-то располагался самый дешевый дом терпимости еврейки - Мани Буторской. Первая комната, при входе, принадлежала хозяйке, а пять остальных были отведены для интимных встреч.

Парикмахерских в Бендерах было много, в основном мужских. Первым мастером по женским прическам в Тигине была еврейка Н. Г. Бацура (Будяну). На ул. Харузинской (Ленина), рядом с бывшим домом Кордонского, в котором были кассы «Аэрофлота», находился салон Швеха — там были 3 мужских мастера, один женский и маникюрша. На ул. Александровской, там, где сейчас край Торгового центра «Пассаж», был небольшой дом с парикмахерской Александра Котляра.
Также парикмахерские в Бендерах держали Зёма Винарский и Юдка Гуревич.

Коммерсанты

Очень известным банкиром в Российской Империи был еврей Игнац Иосифович Манус. Родился он в 1860 году, в городе Бендеры Бессарабской губернии, в еврейской семье. Родителями его были мещане — евреи Иосеф (Иосиф) Манус — врач по профессии, и Мани Манус. Игнац Манус окончил гимназию в Одессе, так как в Бендерах имелось только уездное реальное училище. Затем крестился и изменил имя и отчество на Игнатий Порфирьевич. Состоял в браке с Кларой Абрамовной Манус. Работал агентом по финансовой части в правлении Самаро-Оренбургской железной дороги, мелким газетным репортером. В начале 1900 гг., занимаясь спекуляциями на бирже, приобрел значительное состояние. При содействии Г. Е. Распутина, которому предоставлял значительные финансовые средства, получил чин Действительного статского советника. Был директором правления товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, председателем правления транспортного и страхового общества, ведущим акционером ряда петербургских коммерческих банков. Оказывал Манус услуги и царскому двору, а сын этого семейства ворочил капиталами в Бендерах. «Банк Мануса - Банк взаимного кредитования землевладельцев» был построен в Бендерах до Октябрьской революции, на углу Александровской улицы (ныне ул. Калинина). Одно время в этом здании был банк, затем хоральная синагога, во время румынской оккупации здесь был трибунал, затем коммерческий лицей, а сейчас в этом здании располагается «Дворец Пионеров — Дворец Детского Юношеского Творчества». 4 июля 1918 г. Манус был арестован большевиками в собственном доме по приказу представителя ВЧК СНК РСФСР Г. И. Бокия и помещен в Дом предварительного заключения на ул. Шпалерной 25. 30 октября 1918 г. приговорен к расстрелу с конфискацией всего имущества «за предложение взятки комиссару дома предварительного заключения, за содействие по освобождению его из-под ареста и за предложение взяток другим служащим дома заключения за разные услуги, за отрицательное отношение к советскому строю, его стремление при помощи денег развратить честных коммунистов».
Сами Манусы жили в собственном доме на ул. Харузинской (Ленина), в центре квартала между Николаевской (Коммунистической) и Константиновской (Кирова), держали квартирантов — жил здесь и уездный врач Щербанеску и следователь Данилевич и т. д. В 1941 году, когда город был оккупирован немецко-румынскими захватчиками, началось преследование и истребление евреев. Стариков Манусов, вместе с остальными жителями еврейской национальности, погнали в сторону предместья — Борисовки. Из-за того, что идти они не могли, их везли на ручной повозке — немцы всех расстреляли.


Жил в городе один из самых богатых коммерсантов — еврей Хаим Капуста, который единственный вел торговлю фруктами со многими странами Европы. Скупал он урожай с деревьев соседних сел — Кицкан, Копанки, Леонтьево и др. Занимался он и борьбой с вредителями садовых деревьев. После сбора урожая и сортировки — каждый плод упаковывали в бумагу, а работали упаковщики в перчатках. Все должно было быть высшим сортом, а из второго сорта варили повидло. < Торговал Хаим Капуста даже с Палестиной, где он имел собственные плантации, откуда привозились различные цитрусовые. Имел Капуста также магазины в Бухаресте и Кишинёве. Для зимнего хранения фруктов Капуста арендовывал большинство подвальных помещений в городе. Приказчиком у него работал Хаим Гершевич Кипершмит. Зимой и даже ранней весной к нему приезжали купцы из-за границы — чехи, поляки, румыны, немцы, и всегда были довольны покупками свежих фруктов, в основном яблок. Еврейской общине Капуста, естественно, помогал деньгами. Также много денег он выделял на строительство дороги из Кицкан, а платил он своим рабочим намного больше, чем другие хозяева в городе. В 1940 году, по договору СССР с Румынией, Бессарабия отошла к СССР, поэтому из Бендер, бросая все имущество и дома, стали уезжать почти все богатые люди. Хаим Капуста, после долгих сомнений, тоже покинул Бендеры.
По ул. Коммунистической и сейчас стоят бывшие дома коммерсантов: Капусты, Абрамовича, Горштейна, братьев Янишевских. В доме коммерсанта Хаима Горштейна с августа по октябрь 1941 года была ставка генерала Антонеску, туда же приезжал и король Румынии Михай I.


В Тигине проживал ещё один коммерсант — Григорий Шмальц, который был владельцем крупной слесарно-токарной мастерской. При ней ещё была литейка, где отливались различные изделия из бронзы.
Шикарный дом Шмальца и сейчас стоит на углу улиц Московской и Калинина, правда, двухэтажка по ул. Калинина была пристроена уже после войны. В полуподвальных помещениях этого дома и располагались мастерские. После войны, в этом доме долгое время было Управление молдавского речного пароходства, а сейчас в этом здании располагается ГУ «Модельный центр занятости населения г. Бендеры» и Бендерское городское управление экологического контроля. Жизнь Шмальца закончилась трагически в 1940 году, с приходом советской власти. Шмальц знал, что НКВД первым делом подвергало репрессиям хозяев, которые использовали наемный труд. Когда его вызвали в НКВД (здание этого учреждения находилось на ул. Советской, в бывшем доме еврея Фукса), нервы Шмальца не выдержали, и он умер на ступеньках крыльца от сердечного приступа.

Бывший дом коммерсанта Шмальца:

На углу улиц Советской и Комсомольской стоит одноэтажный дом, который во время румынской оккупации принадлежал коммерсанту Марку Зипштейну, который даже одно время был румынским сенатором. Двухэтажное здание старой почты, находившееся рядом по ул. Советской, и разрушенное примерно в 2003 году, также принадлежало Зипштейну. Первый этаж использовался «Банком Бессарабия», а на втором были начальные классы коммерческого училища.

Нередко предприниматели вели совместные дела. В ассоциации объединялись несколько хозяев, например, содружество Григория Шмальца, Маланко, Михайлова и Доброго позволяло им расширять производство — на мельницах, лесопилках, маслобойнях и слесарных мастерских. Гольденфельд и Бланк держали пивзавод и мельницу, Димант и Валовец из Каушан имели маслобойни и мельницы. Мельницы также имели Шенфельд и Секач, который кроме этого заведовал ещё городским водопроводом. Братья Гуревич имели маслобойню и мельницу.

В коммерсантах числились также Кордонский, Финкельштейн, Яков Владимирович Имас, Пейсах Зайчик, а кроме Хаима Капусты, крупным коммерсантом по торговле фруктами был Фукс. После Великой Отечественной войны начали восстанавливать город Бендеры. Стали оборудовать хлебный завод — в него вошли несколько домов на углу Московской и Советской улиц, хозяивами которых до войны были евреи предприниматели — Фукс, Левит и Имас. Здание так мастерски было отделано, что казалось единой постройкой, однако в центральной части сохранившихся домов выделяется двухэтажный дом Фукса.

Дома Имаса, Фукса и Левита, как общее здание бывшего хлебного завода:

Репрессии и Холокост

Жители города Бендеры еврейской национальности, в середине ХХ века, были подвергнуты трем репрессиям — депортацииям. В двух из них, организованных советской властью, изгоняли «кулаков» и «врагов народа», независимо от национальности. Ещё в одной депортации, по времени расположенной между этими двумя и организованной немецко-румынскими оккупантами, изгнанию подверглись только евреи. Первая депортация началась 11 июня 1941 года, за неделю до начала войны 1941—1945 годов, и продолжалась с небольшими перерывами до начала июля 1941-го, то есть до прихода в Молдавию румынских и германских войск. Вторая депортация была в августе — сентябре 1941 года. Третья прошла в два этапа: она началась 6 — 7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951 года.

23 августа 1939 года был подписан пакт Молотова-Риббентропа — договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. В секретном дополнительном протоколе к этому договору разграничивались сферы влияния в Восточной Европе и, в частности, подчёркивался интерес СССР к Бессарабии.

В ходе Бессарабской операции, 28 июня 1940 года, территория Бессарабии вошла в состав СССР. 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В её состав вошли 6 районов бывшей Молдавской АССР и 6 уездов Бессарабской губернии включая Бендерский. С этого времени начались репрессии…

Первая депортация началась в Молдавии (с Черновицкой и Измаильской областями УССР) — в ночь с 12 на 13 июня 1941 года. В соответствии с «Директивой НКВД СССР о выселении социально-чуждого элемента из республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии и Молдавии», в 1941 г. выселению подлежали следующие категории лиц: 1) участники контрреволюционных партий и антисоветских националистических организаций; 2) бывшие жандармы, охранники, руководящий состав полиции, тюрем, а также рядовые полицейские и тюремщики при наличии компрометирующих документов; 3) помещики, крупные торговцы, фабриканты и чиновники буржуазных государственных аппаратов; 4) бывшие офицеры и белогвардейцы, в том числе офицеры царской армии и офицеры, служившие в территориальных корпусах Красной Армии (образованных из частей и соединений бывших национальных армий независимых государств Литвы, Латвии и Эстонии после их включения в состав СССР); 5) уголовники; 6) проститутки, зарегистрированные в полиции и продолжающие заниматься прежней деятельностью; 7) члены семей лиц, учтенных по пунктам 1-4; 8) члены семей участников контрреволюционных националистических организаций, главы которых осуждены к высшей мере наказания (ВМН) либо скрываются и перешли на нелегальное положение; 9) бежавшие из бывшей Польши и отказавшиеся принимать советское гражданство; 10) лица, прибывшие из Германии в порядке репатриации, а также немцы, зарегистрированные на выезд и отказывающиеся выехать в Германию.
Согласно вышеперечисленных пунктов, с территории Молдавской СССР, включая Черновицкую и Измаильскую области УССР, были высланы в лагеря военнопленных НКВД СССР, а также в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области только «главы семей» и члены семей. Всего из Молдавии, в 1941 году, было выслано 30 389 человек, включая известные потери в пути. В числе многих высланных евреев Бендер, был раввин Б. Ш. Ефтата.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, что и послужило началом Второй мировой воны. 22 июня 1941 года, нацистская Германия, нарушив Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года, объявила войну Советскому Союзу. Холокост — массовое уничтожение евреев нацистской Германией во главе с Адольфом Гитлером — не обошел и этот живописный город. 21 июля 1941 года Бендеры заняли немецкие и румынские войска. Часть еврейского населения успела эвакуироваться. Сразу же после оккупации в Бендерах было создано гетто. 31 августа 1941 года, в Бендерах, Германия и Румыния подписали соглашение о депортации евреев в концентрационные лагеря Транснистрии. В переулке у судоремонтных мастерских было расстреляно и сброшено в воду 300 человек. Это как раз неподалеку от нынешнего мемориала. Во рву Бендерской крепости казнили ещё 700 евреев. Потом этот ров прозвали «Бендерским Бабьим яром». В 2001 году, во рву крепости, была установлена мемориальная табличка со следующей памятной надписью "Здесь, в крепостном рву, в период фашистской-румынской оккупации 1941-1945 гг., были расстреляны мирные жители города Бендеры только за то, что они были евреями". В противотанковом рву у еврейского кладбища, в предместье «Кавказ», расстались с жизнью ещё 1000 человек. Многие были расстреляны в районе еврейского кладбища в предместье Балка. Остальные жители города еврейской нвциональности были депортированы в лагеря Транснистрии. В Бендерах до войны проживало около 12 тысяч евреев, в 1942-м осталось в живых всего несколько человек, а в 1943 году проживало только два еврея. Ещё в 1966 году группа бендерчан, приехавших из Израиля, обратилась в Бендерский горсовет с просьбой установить памятник жертвам Холокоста. Уже был готов проект, но не было денег для его осуществления, а от администрации последовал отказ. Но пришли иные времена, и в 2002 году появился памятник благодаря усилиям усилиям бывшего директора «Хэсэд Иосиф» Владимира Борисовича Гурьева, ему активно помогали директор ППЕА «СОХНУТ» в Молдове Владимир Юрьевич Игельник и директор СДЮСШОР борьбы им. Г. Баданова Иосиф Абрамович Герис. Подопечный благотворительного центра «Хэсэд Иосиф» Александр Лейбович выиграл конкурс на лучший проект, который воплотили в камне главный архитектор Тирасполя Александр Нарольский и скульптор Михаил Соловей. Председатель Бендерской еврейской общины Юрий Менделевич Гринфельд материально обеспечил осуществление проекта. Для памятника был выбран чёрный гранит, словно окропленный кровью. Открытие обелиска торжественно проходило в парке Октябрьский. В память расстрелянных, чьи тела были сброшены в Днестр, на воду легли венки из цветов.

Бендеры были освобождены 23 августа 1944 года. После освобождения города, многих, оставшихся в живых, евреев, возвратившихся после войны из лагерей Транснистрии в свои дома, ждала новая волна репрессиий.

Третья депортация в Молдавии прошла уже после окончания войны, в два этапа: она началась 6-7 июля 1949 года, а завершилась 1 апреля 1951-го. Очевидцы рассказывают, что в некоторых случаях ворвавшиеся ночью к спавшим людям эмгэбисты и их сподручные — добровольные помощники — говорили или кричали: «Для вас война ещё не окончилась!». Уже с 1944 года в республиках проводилось выявление и ликвидация «вражеских элементов». В «Справке о количестве учтенного в Молдавской ССР кулацкого и другого враждебного элемента», подписанной министром госбезопасности Молдавии Мордовцом 17 февраля 1944 года, числилось 40 854 «кулаков», «бывших помещиков и членов политпартий», «руководителей и активных проводников нелегальных сект» и т. д. и членов их семей. Руководители Молдавии, желая отличиться перед Москвой, демонстрировали свою активность и требовали высылки этого «элемента».
3 декабря 1948 г. министр государственной безопасности республики И. Мордовец докладывал своему шефу в Москве В. С. Абакумову: "В связи с проведением коллективизации и ограничения кулацких хозяйств при организации колхозов Центральный Комитет КП(б) Молдавии намерен поставить вопрос перед Центральным Комитетом ВКП(б) о разрешении выселить с территории Молдавской ССР 8 000 кулацкого и другого контрреволюционного националистического элемента. По этому поводу секретарь ЦК КП(б) якобы имел предварительную договоренность в ЦК ВКП(б). Докладывая Вам об этом, считаю, со своей стороны, что проведение этого мероприятия вызывается необходимостью по нижеследующим причинам: 1. Только по предварительным данным в республике учтено кулацкого и другого контрреволюционного элементов глав семей — 9 259, а всего с членами семей — 33 640 человек. 2. В данный момент при организации колхозов кулацкие хозяйства в колхоз не принимаются, а там, где они были приняты в колхоз, исключаются. За последнее время отмечены случаи: — распродажи кулаками своего хозяйства и выезда за пределы республики;
— группирования кулаков, исключенных из колхозов;
— попытки, а в отдельных случаях уход за границу.
3 .Только за 1948 г. было попыток к террору и террористических проявлений — 13, совершено террористических актов над советско-партийным активом — 4, диверсионных проявлений 15.
Вскоре вопрос о проведении массовых депортаций из Молдавии был решен. 6 февраля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей вышеперечисленных категорий». Руководство МГБ выбрало название операции «Юг».
Для перевозки депортируемых из сел до железнодорожных станций было собрано несколько тысяч машин. Чтобы не вызывать тревоги у населения, Совет Министров республики принял специальное постановление, в котором объявлялось о мобилизации грузового транспорта для вывозки зерна.
Операция «Юг» началась в 2 часа ночи 6 июля и закончилась в 8 часов вечера 7 июля 1949 года. Её проведение обеспечивали, судя по докладу, 4 496 человек оперативного состава, в том числе 484 оперработника органов МГБ Молдавской ССР и 4 012 прикомандированных из других республик и областей СССР. Кроме них, в операции участвовали 13 774 солдат и офицеров войск МГБ и 24 705 человек советско-партийного актива.
Согласно решению правительства, писали Мордовец и Ермолин, первоначально из Молдавии предполагалось выселить 11 280 семей (40 850 человек). Однако в процессе подготовки к операции МГБ Молдавской ССР подготовило дело на выселение 12 860 семей, в числе которых примерно 2436 евреев, из них 260 евреев из Бендер. в Южно-Казахстанскую, Джамбульскую и Актюбинскую области Казахской ССР, а также Алтайский край, Курганскую, Тюменскую и Томскую области РСФСР.

Кладбище

На старинном кладбище, находившемся у крепости, памятников не осталось, а на новом кладбище, которое работает и сейчас, наиболее ранняя могила относилась к 1781 г. Народ приходил сюда массами, чтобы помолиться на могиле Вертгейма и в мавзолее над ней зажечь лампаду, при чем каждый посетитель опускал в особый ящик записку с изложением своего горя и нужды, рассчитывая при этом на заступничество покойного цадика в его пользу пред Богом.

Еврейские знаменитости, родившиеся в Бендерах

Известные евреи-бендерчане

Источники

Литература

  • Бендеры / Редакторы: А. Сорокская, В. Гальперин, А. Садагурская. — Кишинёв: Тимпул, 1979. — 64 с.
  • Бендеры / Автор-сост.: Л. А. Литвиненко. — Кишинёв: Тимпул, 1983. — 144 с.
  • Бендеры — 1944—1994 / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов, З. П. Дмитриенко. — Бендеры: БИКМ, 1994. — 20 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Автор-сост.: А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 1998. — 70 с.
  • Бендеры. Прошлое, настоящее, будущее / Авторы-сост.: С. Горбенко, А. Паламарь. — Тирасполь: Тритон, 2003. — 76 с.
  • Бендеры. Рекомендательный указатель литературы / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: М. А. Орловой и др. — Кишинёв: ГБ МССР им. Крупской, Бендерская ЦГБ, 1975 — 69 с.
  • Дни и ночи Бендерской трагедии: Документальное издание / Авторы-сост.: З. П. Дмитриенко, И. Г. Смирнова, В. И. Перстнёв; Под ред.: А. Н. Москалёва, С. А. Горбенко. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 80 с.
  • Путешествие в историю города Бендеры. Бендерский историко-краеведческий музей / Авторы-сост.: Е. А. Лобанов и др. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Славные имена на карте города. Рекомендательный биобиблиографический путеводитель / Автор-сост.: М. Г. Парканская; Под ред.: Л. А. Иванченко и др. — Бендеры: МУ «ЦБС», 2003.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — Бендеры: Полиграфист, 1997. — 176 с.
  • Аствацатуров Г. О. Бендерская крепость. — 2-е изд., испр. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 176 с.
  • Бабилунга Н. В., Бомешко Б. Г. Бендеры: расстрелянные, непокорённые. — Тирасполь: ПГКУ им. Т. Г. Шевченко, 1993. — 80 с.
  • Берг Р. Л. Суховей. Воспоминания генетика. — Москва: Памятники исторической мысли, 2003.
  • Благотворительный фонд «DOR LE DOR» Газета Еврейское местечко. — Кишинев: 2009.
  • Вилков Г. 55-й Подольский пехотный полк. История подвига служения отечеству. — Бендеры: МВД ПМР, 2007. — 28 с.
  • Воловой Г. П. Кровавое лето в Бендерах. Хроника Приднестровской трагедии. — Бендеры: Полиграфист, 1993. — 152 с.
  • Зайцев А. В. Бендерское вооружённое…. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1971. — 88 с.
  • Кирпичникова Е. Моя бабушка: Семейная тайна. — Париж: 1981.
  • Корытник Н. Ф. Породнённые города. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983. — 120 с.
  • Корытник Н. Ф. Бендеры. — Кишинёв: Тимпул, 1998. — 124 с.
  • Корытник Н. Ф., Смогоржевский В. Н. Днестр — река жизни. — Бендеры: Полиграфист, 2004. — 112 с.
  • Кругликов В. Бендеры. Лето-92. Война (Фотоальбом). — 2-е изд. — Бендеры: Полиграфист, 2007. — 68 с.
  • Кучеренко В. В. Бендеры — жизнь тому назад. — Бендеры: Полиграфист, 2008. — 368 с.
  • Лизунов П. В. Великий Манус: Взлёт и падение петербургского биржевого короля. Английская набережная, 4. — Санкт-Петербург: Лики России, 1995.
  • Лобанов Е. А. Слава твоя, Бендеры. — Бендеры: БИКМ, 1995. — 64 с.
  • Лобанов Е. А. Бендеры. Страницы истории. 1408—1812. — Бендеры: Полиграфист, 2003. — 272 с.
  • Лобанов Е. А. Почётные граждане города Бендеры. — Бендеры: Полиграфист, 2006. — 104 с.
  • Медведев Е. Кровавое лето в Бендерах (записки походного атамана).
  • Почтаренко Д. Варницкий плацдарм. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1990. — 104 с.
  • Савченко Г., Хаит С. Бендеры. — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1967.
  • Статья «Бендеры» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. — Бендеры: Полиграфист, 1999. — 464 с. — ISBN 5-88568-090-6
  • Шпаков П. А. Бендеры сегодня. — Бендеры: Полиграфист, 1998. — 317 с.
  • Газета Истоки жизни. — Кишинев: Universul, 2009.
  • Книга Бендеры. — Израиль: 1975.
  • Elena Postică, Maria Praporşcic, Vera Stăvilă Cartea Memoriei. — Кишинев: Editura Ştiinţa, 2005.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация