Беркович, Элиэзер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:32, 16 июня 2010; Игорь (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Китросский, Леви
Дата создания: 20/04/2010


Елиезер Беркович
Eliezer Berkovits
Файл:Eliezer Berkovits.jpg
Дата рождения:

8.09.1908

Место рождения:

Орадя, Австро-Венгрия

Дата смерти:

1992

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия

Основные интересы:

Этика, Холокост

Значительные идеи:

философия встречи с Богом

Оказавшие влияние:

Маймонид, Галеви, Иехуда, Юм

Гражданство:

Израиль

Элие́зер Бе́ркович (англ. Eliezer Berkovits), 1908, Новагардок — 1992 Иерусалим, религиозный философ, раввин, теолог, писатель.


Содержание

Биография

Первоначальное еврейское обучение пришел у раввина Акивы Глазнера. Учился в Берлинской Раввинской Семинарии у выдающегося раввина Иехиэля Вайнберга, автора книги Сридей Эш. Получил звание доктора философии в Берлинском Университете, специализировался по Юму. Занимал раввинское положение в Берлине до 1939, затем в Лидсе (1940—1946), Сиднее (1946—1950), Бостоне (1950—1958). В 1958 возглавил отделение еврейской философии в Теологическом Колледже в Чикаго.

В 1967 репатриировался в Израиль, где преподавал до самой смерти в 1992. Автор 19 книг на трех языках: английский, иврит, немецкий. Читал лекции на всех этих языках. Касался самых фундаментальных вопросов еврейской веры и религии вообще, в частности значения Катастрофы европейского еврейства, имел трезвый и критический стиль. Писал также о роли государства Израиль, положения женщин в традиционном еврейском законе, стремясь улучшить их статус. Выдающийся мыслитель, представитель еврейской религиозной мысли, религиозного сионизма и модернизма.

Философия

Философские труды Берковича обладают сочетанием особенностей, которое отличает его от других еврейских философов двадцатого века.

  • Изложение у Берковича, хоть и эмоциональное, но четкое, последовательное и рациональное, что отличает его, например, от р. Кука, к тому же Беркович нигде не пользуется каббалой.
  • С другой стороны, он — ортодоксальный еврей, что отличает его от Мартине Бубере.
  • Книги Берковича имеют общефилософский охват и подходят для последователей всех монотеистических религии, чего не всегда можно сказать о книгахр. Й. Д. Соловейчика.

О Боге

Беркович производит парадоксальный синтез из Маймонида и Иегуды Галеви [1]. Бог — трансцендентен и непознаваем для разума, как у Маймонида, но сам факт Синайского Откровения, как встречи, позволяет сделать суждения о качествах Бога и Его отношении к человеку.[2]. Краеугольный камень философии Берковича — сам факт Синайского Откровения, можно кратко сформулировать его философию, как Философию Встречи (в отличие от философии диалога у Бубера).

Об этике

Беркович подвергает критике все системы обоснования этики, в том числе, чистый разум, но, в отличие от Канта, строит этику на основе интереса Бога к человеку и, особенно, факте дарования этических законов в Синайском Откровении. [3]

Философия истории

По Берковичу народ Израиля несет особую историческую функцию, утверждая роль Бога и Его закона в истории.

Беркович избегал толкований конкретных исторических событий, прежде всего Катастрофы европейского еврейства. Управление Миром скрыто и непостижимо, чтобы оставить человеку свободу выбора[4][5]. Отрицать Веру из-за Катастрофы — надругательство над памятью погибших и сохранивших веру, а слепое утверждение веры, невзирая на Катастрофу — надругательство над памятью погибших и потерявших веру[6].

Беркович придаёт огромное значение государству евреев — Израиль, но не как часть визионерского мессианского процесса по р. Куку, а как возможность реализовать Божественный этический закон и выполнить предназначение, указанное для народа Израиля пророками — нести свет в мир[7].

Роль и значение еврейского закона

Несмотря на то, что Закон дан в Откровении, по Берковичу, конкретное историческое еврейское законодательство имеет отпечаток человеческих представлений данного времени. Тора задает идеалы, которые постепенно реализуются по мере морального совершенства человечества. Особенно данная тема звучит в приложении к статусу женщин в Галахе [8]. Беркович указывал, что Галаха должна вновь обрести гибкость, утраченную из-за записи Устной Торы и длительного пребывания в подчиненном положении в диаспоре.

Галаха

Наиболее известны труды Берковича по полжению женщин. Он считал, что можно улучшить положение женщин, если использовать все возможности, заложенные в Талмуде, в частности, условный брак и развод. Книга Берковича «Условия при браке и разводе» была одобрена его учителем р. Вайнбергом. Само название перекликается с полемическим трудом девятнадцатого века: «Нет условий в браке и разводе», который был направлен против предложения исполжзовать условия для развода французским гражданским судом.

В более широком плане Беркович считал, что необходимо вернуть Галахе былую гибкость.

Современная оценка творчества Берковича

В исследовательском центре «»«Шалем» в Иерусалиме пришли к выводу, что творчество Берковича оценено недостаточно. При центре открыт «The Eliezer Berkovits Institute for Jewish Thought», ставящий задачу перевести и переиздать все сочинения Берковича на английском и иврите, а также проводить архивные и общие исследования творческого наследия Берковича.[9]

Библиография

На иврите

  • תנאי בנישואין ובגט, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1966.
  • הלכה כוחה ותפקידה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1981.
  • תורת ההגיון בהלכה: הסיבתיות בהלכה, מוסד הרב קוק, ירושלים, 1986.
  • משבר היהדות במדינת היהודים, הוצאת ראובן מס, ירושלים, 1987.
  • אמונה לאחר השואה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • עמו אנכי בצרה, הוצאת שלם בשיתוף יד ושם, ירושלים, תשס"ו.
  • אלוהים, אדם והיסטוריה, הוצאת שלם, ירושלים, התש"ע.

На английском

  • Hume and Deism (1933) [German]
  • Was Ist der Talmud? (1938) [German]
  • Towards Historic Judaism (1943)
  • Between Yesterday and Tomorrow (1945)
  • Judaism: Fossil or Ferment? (1956)
  • God, Man, and History (1959)
  • Prayer (1962)
  • A Jewish Critique of the Philosophy of Martin Buber (1962)
  • T’nai Bi’N'suin u’V'Get (1966) [Hebrew]
  • Man and God: Studies in Biblical Theology (1969)
  • Faith After the Holocaust (1973)
  • Major Themes in Modern Philosophies of Judaism (1974)
  • Crisis and Faith (1976)
  • With God in Hell: Judaism in the Ghettos and Death Camps (1979)
  • Not in Heaven: The Nature and Function of Halakha (1983)
  • HaHalakha, Koha V’Tafkida (1981) [Hebrew] — expanded version of Not in Heaven (above)
  • Logic in Halacha (1986) [Hebrew]
  • Unity in Judaism (1986)
  • The Crisis of Judaism in the Jewish State (1987) [Hebrew]
  • Jewish Women in Time and Torah (1990)
  • Essential Essays on Judaism (2002), ed. David Hazony

На русском

  • «Вера после Катастрофы» (перевод с английского М. Китросской, издательство «Амана», Иерусалим)
  • «Бог, человек и история» (перевод с английского М. и Л. Китросских, издательство «Маханаим», Иерусалим, должен выйти в 2010)
  • «Статус женщин во времени и в Торе» (в плане издательства «Маханаим», Иерусалим)

Примечания

  1. Выступление профессора Шалома Розенберга на презентации перевода книги «Бог, человек и история» на иврит
  2. Основной мотив книги «Бог, человек и история»
  3. «Бог, человек и история», главы 10, 11
  4. «Бог, человек и история», глава 14
  5. «Вера после Катастрофы», глава 4
  6. «Вера после Катастрофы», Вступление
  7. «Бог, человек и история», глава 13
  8. Status of women with Halacha
  9. Перевод предисловия Давида Хазони к «God, Man and History» Берковица

Литература

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках