Бецалель (русск. "Веселеил") - персонаж Торы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
Raphael (Обсуждение | вклад)
(оформление)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
 +
{{не_путать|Бецалель (академия)}}
 +
'''Бецале́ль''' ({{lang-he|בְּצַלְאֵל}} — "под сенью Господа", в русской традиции ''Веселеи́л'') - сын Ури, сына [[Ор]]а (Хура) из [[колено Иуды|колена Иуды]] — искусный резчик по металлу, камню и дереву, а также мастер в лепке различных фигур и в отделке и оправке драгоценных камней. Согласно книге [[Шмот]] (Исход), главный строитель [[Мишкан]]а (Скинии).
-
'''Веселеи́л''' ({{lang-he|בְּצַלְאֵל}}, ''Бецале́ль'' — букв. «под сенью Господа»), сын Ури, сына [[Ор]]а (Хура) из [[колено Иуды|колена Иуды]] — искусный резчик по металлу, камню и дереву, а также мастер в лепке различных фигур и в отделке и оправке драгоценных камней. Согласно [[Исх.|книге Исход]], главный строитель [[Скиния|Скинии]].
+
== В Торе ==
-
== В Библии ==
+
Во время скитаний израильтян в пустыне после [[Исход]]а из Египта [[Моше]] (Моисей) назначил Бецалеля главой мастеров, создавших [[Мишкан]], [[Ковчег Завета]], [[Менора|Менору]], священную утварь и изготовлявших одежды для священников<ref>{{Библия|Исх|31:1|-11}}; {{Библия2|Исх|36|36–39}}</ref>. Помощником он должен был взять [[Аголиава]] (Оголиава), сына Ахисамахова, из [[колено Дана|колена Дана]]. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резка по дереву, художественное ткачество — было выполнено Бецалелем<ref>{{ЭЕЭ|10617|Бецалель}}</ref>.
-
Во время скитаний израильтян в пустыне после [[Исход]]а из Египта [[Моисей]] назначил Веселеила главой мастеров, создавших [[Скиния|Скинию]], [[Ковчег Завета]], [[Менора|Менору]], священную утварь и изготовлявших одежды для священников ({{Библия|Исх|31:1|-11}}; {{Библия2|Исх|36|36–39}}). Помощником он должен был взять [[Аголиава]] (Оголиава), сына Ахисамахова, из [[колено Дана|колена Данова]]. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резка по дереву, художественное ткачество — было выполнено Веселеилом.
+
== В устной традиции ==
-
== В преданиях ==
+
По [[Агада|Агаде]] Бог, назначив Бецалеля строителем Скинии, спросил Моше, приятен ли ему этот выбор, на что Моше ответил: «Господи, если он угоден Тебе, то он будет приятен и мне». По повелению Бога, Моше должен был, однако, представить этот выбор на одобрение народа, и народ ответил Моше то же.
-
Согласно агадическому сказанию Бог, назначив Веселеила строителем Скинии, спросил Моисея, приятен ли ему этот выбор, на что Моисей ответил: «Господи, если он угоден Тебе, то он будет приятен и мне». По повелению Бога, Моисей должен был, однако, представить этот выбор на одобрение народа, и народ ответил Моисею то же.
+
Приказывая Бецалелю приступить к работе над Мишкан, Ковчегом и священной утварью, Моше перечислил их в обратном порядке, поставив Мишкан на последнем месте.<ref>ср. Исх. 25:10—40; 26:1 и сл. с Исх. 31:1—10</ref> Бецалель мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моше приказывает строить Мишкан последней, то тут, вероятно недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моше очень понравилась проявленная Бецалелем проницательность, и он заметил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намёк на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно так повелел».
-
Приказывая Веселеилу приступить к работе над Скинией, Ковчегом и священной утварью, Моисей перечислил их в обратном порядке, поставив Скинию на последнем месте.<ref>ср. Исх. 25:10—40; 26:1 и сл. с Исх. 31:1—10</ref> Веселеил мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моисей приказывает строить Скинию последней, то тут, вероятно недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моисею очень понравилась проявленная Веселеилом проницательность, и он заметил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намёк на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно так повелел».
+
Бецалель обладал умением составлять комбинацию тех букв, посредством которых были сотворены небо и земля<ref>[[Талмуд]], Берахот 55а</ref>
-
Веселеил обладал умением составлять комбинацию тех букв, посредством которых были сотворены небо и земля<ref>[[Талмуд]], Берахот 55а</ref>
+
Устройство [[Менора|Меноры]] было так сложно, что сам Моше затруднялся в его исполнении, несмотря на то, что Бог ему дважды показал небесную модель светильника. Но когда Моше описал его Бецалелю, тот сейчас же понял и сразу изготовил его. Моше снова выразил удивление перед глубокой мудростью Бецалеля, сказав снова, что «он, должно быть, пребывал в сени Господней».<ref>[[Мидраш]] Бемидбар Раба ХV, 7</ref>
-
Устройство [[Менора|Меноры]] было так сложно, что сам Моисей затруднялся в его исполнении, несмотря на то, что Бог ему дважды показал небесную модель светильника. Но когда Моисей описал его Веселеилу, тот сейчас же понял и сразу изготовил его. Моисей снова выразил удивление перед глубокой мудростью Веселеила, сказав снова, что «он, должно быть, пребывал в сени Господней».<ref>[[Мидраш]] Бемидбар Раба ХV, 7</ref>
+
Бецалелю, согласно [[Агада|агаде]], было только двенадцать лет, когда он был избран Богом для работы над Скинией.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 69б</ref>
-
Веселеилу, согласно [[Агада|агаде]], было только двенадцать лет, когда он был избран Богом для работы над Скинией.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 69б</ref>
+
Мудростью Бецалель был обязан заслугам своих святых предков; дедом его был Хур, а бабкой — [[Мириам]]; он приходился, таким образом, внучатным племянником Моше<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XLVIII, 3, 4</ref>.
-
 
+
-
Мудростью Веселеил был обязан заслугам своих святых предков; дедом его был Хур, а бабкой — [[Мириам]]; он приходился, таким образом, внучатным племянником Моисею.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XLVIII, 3, 4</ref>
+
== Современное значение ==
== Современное значение ==
-
В начале [[XX век]]а имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства. Его именем была названа [[Академия искусств «Бецалель»]] в [[Иерусалим]]е.
+
В начале [[XX век]]а имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства: его именем была названа [[Бецалель (академия)|Академия искусств «Бецалель»]] в [[Иерусалим]]е.
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Бецалель]]
 
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 20:35, 4 мая 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Бецале́ль (ивр. בְּצַלְאֵל‎ — "под сенью Господа", в русской традиции Веселеи́л) - сын Ури, сына Ора (Хура) из колена Иуды — искусный резчик по металлу, камню и дереву, а также мастер в лепке различных фигур и в отделке и оправке драгоценных камней. Согласно книге Шмот (Исход), главный строитель Мишкана (Скинии).

Содержание

В Торе

Во время скитаний израильтян в пустыне после Исхода из Египта Моше (Моисей) назначил Бецалеля главой мастеров, создавших Мишкан, Ковчег Завета, Менору, священную утварь и изготовлявших одежды для священников[1]. Помощником он должен был взять Аголиава (Оголиава), сына Ахисамахова, из колена Дана. Всё, необходимое для украшения святилища — обработка драгоценных металлов и камней, резка по дереву, художественное ткачество — было выполнено Бецалелем[2].

В устной традиции

По Агаде Бог, назначив Бецалеля строителем Скинии, спросил Моше, приятен ли ему этот выбор, на что Моше ответил: «Господи, если он угоден Тебе, то он будет приятен и мне». По повелению Бога, Моше должен был, однако, представить этот выбор на одобрение народа, и народ ответил Моше то же.

Приказывая Бецалелю приступить к работе над Мишкан, Ковчегом и священной утварью, Моше перечислил их в обратном порядке, поставив Мишкан на последнем месте.[3] Бецалель мудро напомнил ему, что обыкновенно люди строят сначала дом, а потом изготовляют обстановку, если же Моше приказывает строить Мишкан последней, то тут, вероятно недоразумение, и повеление Бога гласило не так. Моше очень понравилась проявленная Бецалелем проницательность, и он заметил ему: «Ты, должно быть, пребывал под сенью Господней (намёк на значение имени Бецалель) и потому знаешь, что Бог действительно так повелел».

Бецалель обладал умением составлять комбинацию тех букв, посредством которых были сотворены небо и земля[4]

Устройство Меноры было так сложно, что сам Моше затруднялся в его исполнении, несмотря на то, что Бог ему дважды показал небесную модель светильника. Но когда Моше описал его Бецалелю, тот сейчас же понял и сразу изготовил его. Моше снова выразил удивление перед глубокой мудростью Бецалеля, сказав снова, что «он, должно быть, пребывал в сени Господней».[5]

Бецалелю, согласно агаде, было только двенадцать лет, когда он был избран Богом для работы над Скинией.[6]

Мудростью Бецалель был обязан заслугам своих святых предков; дедом его был Хур, а бабкой — Мириам; он приходился, таким образом, внучатным племянником Моше[7].

Современное значение

В начале XX века имя «Бецалель» обрело новое значение, связанное самым тесным образом с первым его носителем, первым представителем еврейского искусства: его именем была названа Академия искусств «Бецалель» в Иерусалиме.

См. также

Примечания

  1. Исх.31:1-11; 36–39
  2. Статья «Бецалель» в Электронной еврейской энциклопедии
  3. ср. Исх. 25:10—40; 26:1 и сл. с Исх. 31:1—10
  4. Талмуд, Берахот 55а
  5. Мидраш Бемидбар Раба ХV, 7
  6. Талмуд, Санхедрин 69б
  7. Мидраш Шемот Раба XLVIII, 3, 4

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация