Бобруйск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 01:32, 18 февраля 2011; Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 3 декабря 2010


Бобру́йск (белор. Бабруйск) — город областного подчинения в Белоруссии, административный центр Бобруйского района Могилёвской области. Население — 219 000 жителей (2009). Бобруйск - второй по численности населения в Могилевской области и седьмой в целом по Белоруссии; самый крупный необластной город.

Содержание

История города

Бобруйск является одним из старейших городов Белоруссии. Впервые упоминается в 1387 (летописный Бобровск, Бобруевск, Бобрусек) в составе Великого княжества Литовского (центр волости). Во времена Речи Посполитой в Бобруйске был замок (сгорел в 1649). К Российской империи отошел в 1792 г., в качестве местечка. С 1795 уездный город Минской губернии.


До начала XX века

  • С 1569 г. — в Речицком повете Минского воеводства Речи Посполитой. Первое известное упоминание о евреях Бобруйска содержится в сообщениях брест-литовского купца Элияху Липшица от 1583 г.
  • В 1655 г. в ходе русско-польской войны город был взят войском наказного гетмана запорожского Ивана Золотаренко (близкого родственника Б. Хмельницкого), и евреи Бобруйска, не успевшие бежать, подверглись истязаниям; большинство из них погибло. Однако к середине XVIII в. в городе вновь существовала значительная еврейская община.
  • В 1793 г., после второго раздела Польши, Бобруйск перешел к России.
  • В 1766 г. в Бобруйске было 359 евреев — плательщиков подушного налога. Община значительно расширилась с присоединением Бобруйска к России.
  • 4 июня 1810 увидел свет указ императора Александра I о строительстве Бобруйской крепости.
  • 29 февраля 1812 года император снова издаёт указ, касающийся Бобруйска. Указом евреям запрещается строить какие-либо здания на территории крепости.
  • В Российской империи для евреев была введена обязательная воинская повинность. Это стало причиной того, что и евреи-солдаты служили в Бобруйской крепости.

Еврейская община города оказывала всяческую помощь солдатам-евреям. В 1882 году военное начальство дало разрешение на создание фонда помощи солдатам, была открыта специальная столовая. Если зимой кошерное питание в ней получали около 150 человек, то летом - до 300.

К концу XIX в. евреи Бобруйска (более 20 тыс. человек) составляли большинство городского населения; кроме того, 50 тыс. евреев проживали в «деревнях» (фактически местечках) Бобруйского уезда: так, в Свислочи из 1787 жителей евреев было 1120, а в Щедрине (еврейское название Селиба) жили 4022 еврея и 212 неевреев. Еврейское население в 1847 г. насчитывало 4702 человек, в 1861 г. — 8866, в 1897 г. — 20 760 (60,5% населения), в 1910 г. — 25 876 (61% населения), но в 1926 г. всего лишь 21 558 (42%).[1]

Благотворительность и взаимопомощь

Бикур-Холим (братство помощи больным евреям) было крупнейшей благотворительной организацией города в середине XIX столетия. Братство в 1863 году построило больницу, имевшую женское и мужское отделения. Причём, лекарства отпускались больным по пониженным ценам, иногда даже бесплатно. Имелось в Бобруйске и погребальное братство. Пожертвования богатых горожан, членские сборы, взносы в синагогах, на свадьбах, собраниях и т.д. - таковы были источниками финансирования благотворительных заведений.

В 1875 году купчиха Лозинская основывает общество по сбору одежды для бедных, а в 1883 открывается дом для бедных на 26 человек. В 1882 году по инициативе Б. Голанда в Бобруйске начинает действовать общество взаимопомощи. Сам Голанд пожертвовал на его основание 1000 рублей. Ссуды давались под залог или поручительство богатых горожан. Кредит погашался еженедельно на протяжении полугода, а процент был необременительным. Для бедных он и вовсе отсутствовал. В 1887 на средства еврейской общины была открыта городская больница, которой руководил Исидор Самойлович Фейертаг. Летом 1893 году по инициативе Шнеерсона, Гинцбурга и Клеермана начала функционировать дешёвая столовая. [2]

Культурный и политический центр белорусского еврейства

Расцвет еврейской жизни в Бобруйске пришёлся на конец XIX - начало XX столетия. Основными хозяйственными занятиями бобруйских евреев в то время были изготовление одежды и торговля продуктами сельского хозяйства. Особенно преуспели евреи в заготовке и продаже леса, который отправлялся в южные области России и прибалтийские порты. Самыми распространёнными занятиями среди жителей Бобруйского уезда были: изготовление одежды (занято около 4400 человек) и торговля продуктами сельского хозяйства (2000).

Бобруйск XIX столетия - один из центров духовной жизни евреев Беларуси. Раввины города были известны далеко за пределами Беларуси. В разное время в Бобруйске жили: руководитель хабадского хасидизма Мордехай Барух Эттингер, Хиллел из Парича, Шмария Ноах Шнеерсон и другие. Среди митнагдим особо выделяются фигуры Яакова Давида Вайловского (Ридбаз) и Рафаэль Шапиро, позднее ставшего главой знаменитой Воложинской иешивы. [3]

Издательство Я.К.Гинзбурга

Прославило Бобруйск и издательство Яаков Кохен Гинзбург. Книги издательства Гинзбурга (молитвенники и т.д.) были известны далеко за пределами Бобруйска и Беларуси. Издательство просуществовало до 1928 года. Именно, издательство Яакова Кохена Гинзбурга выпустило последнее в СССР произведение еврейской религиозной литературы ("Ягдил Тора").

Политические движения

В конце XIX - начале XX столетия Бобруйск обретает славу центра политической жизни белорусского еврейства. В городе действовали сионистские организации, однако наибольшую популярность завоевал Бунд ("Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России"). Бундовцы развернули свою деятельность в Бобруйске в конце 1897 года. Бобруйск, где действовала бундовская типография, стал одним из главных центров организации. В апреле 1898 года в бобруйской типографии Бунда были изданы манифест и решения I cъезда РСДРП, который состоялся с 1 по 3 марта 1898 в Минске. В июле 1898 году типография была захвачена полицией, свыше 70 человек - арестованы. [4]

XX век

Еврейские учебные заведения начала XX века

В начале XX столетия в Бобруйске действовали следующие учебные заведения: Талмуд-Тора, два мужских народных училища (в одном из них действовало ремесленное отделение), два женских общеобразовательных и одно женское профессиональное училище. К 1917 году в городе насчитывалось сорок две синагоги. [5]

После Первой мировой войны

Еврейское население страдало от погромов в период гражданской и советско-польской войн (1918–21). В 1921 г. в Бобруйском уезде сотни евреев были убиты отрядами атамана С. Булак-Булаховича. Так, 16 июля в местечке Ковчицы были убиты 64 человека, в местечке Копаткевичи — 120, в местечке Броже — 50, Сквечице — 60, Старове — 12. Деятельность еврейской общины шла на убыль.

До 1928 г. издательство Гинзбурга продолжало выпускать молитвенники и другие еврейские книги, включая «Ягдил Тора» — последний сборник еврейской религиозной литературы, изданный в СССР. До 1939 г. в Бобруйске существовало несколько еврейских школ, в которых преподавание велось на идиш.[6]

Вторая мировая война

28 июня 1941 г. Бобруйск оккупировали германские войска. Лишь небольшое число евреев успело эвакуироваться. В городе было создано гетто, в котором действовали подпольные антифашистские группы. В сентябре несколько евреев-подпольщиков были расстреляны. В ноябре — декабре 1941 г. около 20 тыс. евреев были расстреляны подразделением айнзатцгруппен «Б» в районе деревни Слободка и на еврейском кладбище. В 1943 г. в районе Бобруйска функционировал транзитный лагерь для евреев Польши.

После Второй мировой войны

После войны евреи стали вновь селиться в Бобруйске. В 1959 г. в Бобруйске проживало 15 600 евреев, в 1970 г. — 14 500, в 1979 г. — 13 400. В 1947 г. в Бобруйске была зарегистрирована еврейская религиозная община. Евреям было выделено разрушенное здание, в котором была восстановлена синагога. В 1948 г. синагога по распоряжению властей была закрыта, а здание передано Государственному архиву Бобруйской области. К тому времени в Бобруйске не осталось ни одной синагоги (последняя была закрыта в 1959 г.). Имелось еврейское кладбище.[7]

Конец XX века и наше время

  • С конца 1980-х гг. в Бобруйске предпринимаются попытки возрождения еврейской жизни.

В октябре 1988 г. открылся клуб еврейской культуры имени Менделе Мойхер-Сфорима. В 1989–91 гг. в Бобруйске выходили еврейские литературные альманахи и информационный бюллетень «Шофар». Согласно переписи 1989 г., еврейское население города составило 10 468 человек (около 5% всего населения).

  • В 1989 г. из Бобруйска в Израиль выехало 139 человек, в 1990 г. — 1707, в 1991 г. — 1138, в 1992 г. — 133, в 1993 г. — 62, в 1994 г. — 130.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Бобруйске функционировали синагога, еврейская дневная школа «Бет-Менахем», воскресная школа, детский сад, женский и молодежный клубы.

  • С 1998 г. выходит ежемесячная газета «Мишпоха». В то же время антисемитизм, бытовавший в послевоенные годы в Белоруссии, не изжит: нередки случаи осквернения могил на городском еврейском кладбище.
  • В 2000 г. в городе был создан общинный центр «Тхия» («Возрождение»). При помощи Джойнта функционирует благотворительное общество «Хесед Шмуэль».[8]

Известные личности - жители и уроженцы

  • Паулина Юлиевна Венгерова (1833-1916) - писательница. Автор мемуаров "Записки бабушки: картины из истории культуры русских евреев в XIX столетии"
  • Нисон Иосифович Каценельсон (1862-1923)- доктор философии, общественный деятель. На III Всемирном сионистком конгрессе в Базеле в 1899 году был избран директором Еврейского колониального банка, а в 1905 году стал председателем его директориума. В 1905 был одним из создателей "Союза для достижения полного равноправия еврейского народа в России".
  • Лозинский Самуил Горациевич (1878-1945)- Писатель, историк.
  • Тункель Иосиф (1881-1949)- Известный писатель-юморист.
  • Давид Шимонович (Шимон) (1886-1956)- Поэт.
  • Каменский Фишель Лейзерович (1887-1920) - профессиональный революционер, партийный деятель.
  • Берл Кацнельсон (Довбер, Биери) (1887-1944) - являлся руководителем и идеологом рабочего движения в сионизме.
  • Зевин Шломо (1890-1978)- Известный учёный, раввин.
  • Огол Израиль Иосифович (1891-1937)- Известный генетик, академик АН УССР
  • Вольфсон Сёмён Яковлевич (1894-1941)- Белорусский философ, академик АН БССР , профессор БГУ .
  • Лурье Абрам Иосифович (1895-1948)- Белорусский экономист, профессор .
  • Луз (Лозинский) Каддиш (1895-1972) - политический и общественный деятель государства Израиль.
  • Орлов Александр Михайлович (Лейб Лазаревич Фельдбинг) (1895-1973) - государственный деятель, майор госбезопасности.
  • Ахемеир Абба (Самуил Гейсинович) (1898-1962)- Писатель, один из лидеров сионисткого движения.
  • Коваль Леоднид Иосифович (р. 1926)- писатель, член Союза писателей Латвии, президент Общества истории гетто и геноцида евреев, президент еврейской общины Юрмалы (Латвия)[9]

Интересные факты

  • Впервые широкую известность Бобруйск получил в 1933 году, когда он был упомянут в книге «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова как высококультурный город, куда стремились все «дети» лейтенанта Шмидта. Впервые у Ильфа и Петрова Бобруйск упомянут в фельетоне 1929 года «Пташечка из Межрабпомфильма», который начинается со слов «В городе Бобруйске случилось несчастье.»

Примечания

  1. [1] Электронная еврейская энциклопедия
  2. [2] История евреев Беларуси
  3. [3] История евреев Беларуси
  4. [4] История евреев Беларуси
  5. [5] История евреев Беларуси
  6. [6] История евреев Беларуси
  7. [7] Электронная еврейская энциклопедия
  8. [8] Электронная еврейская энциклопедия
  9. [9] История евреев Беларуси

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация