Болгария (История евреев Болгарии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Во время Второй Мировой войны)
(В конце XIX - начале XX века)
Строка 107: Строка 107:
Еврейские общины имели автономное управление - "синагогальные комитеты", содержавшиеся на взносы и пожертвования. Члены комитетов избирались на три года и управляли еврейскими школами и прочими общинными учреждениями.  
Еврейские общины имели автономное управление - "синагогальные комитеты", содержавшиеся на взносы и пожертвования. Члены комитетов избирались на три года и управляли еврейскими школами и прочими общинными учреждениями.  
-
Однако с 1880 года стал всё сильнее проявляться антисемитизм. Общие школы стали почти недоступны для евреев из-за враждебности учеников-христиан. Когд крупный землевладелец М. Габбе был избран в Народное собрание, депутаты-болгары постарались объявить выборы недействительными, чтобы не заседать вместе с евреем.
+
Однако с 1880 года стал всё сильнее проявляться антисемитизм. Общие школы стали почти недоступны для евреев из-за враждебности учеников-христиан. Когда крупный землевладелец М. Габбе был избран в Народное собрание, депутаты-болгары постарались объявить выборы недействительными, чтобы не заседать вместе с евреем.
В городе Вратца в 1891 году случился [[кровавый навет]]. Обвиняемых защитил адвокат Стоилов, ставший впоследствии министром.<ref>"Bulletins" of the Alliance Israélite Universelle</ref> Антисемитизм вызвал в начале XX века еврейскую эмиграцию в больших количествах в азиатскую часть Турции.
В городе Вратца в 1891 году случился [[кровавый навет]]. Обвиняемых защитил адвокат Стоилов, ставший впоследствии министром.<ref>"Bulletins" of the Alliance Israélite Universelle</ref> Антисемитизм вызвал в начале XX века еврейскую эмиграцию в больших количествах в азиатскую часть Турции.

Версия 14:45, 28 октября 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Республика Болгария


Файл:Coat of arms of Bulgaria.svg
Флаг Болгарии Герб Болгарии
Файл:EU-Bulgaria.svg
Столица София
Язык(и) болгарский
Площадь 110 993,6 км²
Население 7, 364, 770
Форма правления республика

Болѓария — республика, расположенная в восточной части Балканского полуострова.

Содержание

Первые упоминания

См. История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв.

Древнейшие дошедшие до нас данные о евреях на территории нынешней Болгарии относятся к периоду правления Калигулы (37-41). Известно о наличии в это время еврейского населения в Македонии. К концу II в. относится найденная в селе Гиген близ города Никополя латинская надпись с изображением меноры, что свидетельствует о существовании здесь в то время еврейской общины.

Указ Феодосия I губернаторам Фракии и Иллирии в 379 году показывает, что евреев преследовали в этих областях и синагоги уничтожали.[1]

В Средние века

См. История еврейского народа в раннем средневековье (VII - X века) за пределами Страны Израиля

Во времена византийского императора Льва III (718-41) многие евреи бежали в Болгарию от преследований. Религия ранних христиан Болгарии включала и элементы иудаизма. Имена князей Болгарии того времени (Давид, Моисей, Аарон, Самуил) свидетельствуют о еврейском влиянии.

Болгарский царь Крум привёл сколько-то евреев среди 30000 пленников из Фессалии в 811 году. Отношение болгар к евреям в то время было благожелательным.

Во время правления царя Бориса I (852-89), евреи пытались обращать болгар в иудаизм. Но христианские эмиссары были более успешными. Вера ранних болгарских христиан была смесью христианских, еврейских и языческих верований.

Много византийских евреев обосновались в Болгарии в 967 году: в Никополе (рядом с которым еврейское поселение было ещё во II веке), Видине, Силистрии и Софии.[2][3][4][5]

См. История еврейских общин в Болгарии в XI - XV веках

Во времена Первого болгарского царства основную еврейскую общину в Болгарии составляли романиоты — евреи из Греции. Они жили в отдельных кварталах некоторых больших городов страны. Среди них было много богатых, но были и бедняки, и деклассированные элементы. Известно, например, что палачи в столице — Тырново — были евреи-романиоты.

Вторая компактная масса евреев, преселившихся в XI веке, были ашкеназы. Во время крестовых походов многие евреи нашли убежище в Болгарии.

В конце ХІІ века еврейские купцы из Венеции, Генуи и Рагузы (Дубровника) открыли свои конторы в портовых городах Болгарии, особенно в Видине.[6] В начале ХІІІ в. число евреев увеличилось.

Когда татары вторглись в Болгарию около 1290 года, их хан Щока был убит евреем при осаде Тырнова.

Царь Иван Александр и его жена. Между царём и царицей — их сын Иван Шишман, последний българский владетель. Средневековая миниатюра, ХІV в

По меркам средних веков, отношение болгар к евреям было сравнительно терпимо. В 1335 году царь Иван Александр (1331—1371) женился на еврейке Саре из Тырнова.[7] Перед свадьбой она крестилась и приняла имя Теодора. Она была инициатором двух церковных соборов в столице — городе Велико Търново, которые судили иудеев (обвинявшихся в святотатстве над христианскими священными книгами. Наказания за это (только высших руководителей общины) — бичевание, позорный столб, изгнание из страны и — в исключительно редких случаях — смерть.

Последний болгарский средневековый царь Иван Шишман (1371—1396) в 1376 году принял евреев, которые были изгнаны из Венгрии и поселились в Никополе, Плевне и Видине. Вероятно, после смерти Ивана Шишмана начались нападки на евреев Тырнова, что привело к их переезду в Никополь.

Община Софии, основанная византийскими евреями в конце X века, возвела синагогу, которая до сих пор известна под названием «Кагал де лос грегос». Ашкеназские евреи обосновались в Софии в 1360 году.

Болгарские евреи были разделены на следующие четыре группы:

  1. собственно болгарские евреи,
  2. итальянские евреи из Венеции,
  3. романиоты, или византийские евреи, и
  4. ашкеназы, немецкого происхождения.

Общины в Филиппополе (1344), в Загоре (1344), в Никополе и Силистрии (1377) существовали в то время, когда Болгария попала в руки турок.

В 1470 г. в Болгарию прибыли евреи, изгнанные из Баварии. Испанские евреи, по-видимому, попали в Болгарию из Салоник и Италии после 1494 г.

В Османской империи евреи получили статус зимми. С тех пор сефарды составляют 90 % болгарских евреев. Позднее в Болгарию продолжали прибывать ашкеназы из германских земель. Романиоты растворились без остатка среди этих общин.

На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.

В Новое время

В XVI — начале XVII вв. в Софии были три еврейские общины: романиотская (то есть выходцев из Византии), ашкеназская и сефардская. Однако в 1640 г. для всех общин был назначен общий раввин.

В 1523-36 гг. в Никополе жил Иосеф Каро, основавший здесь иешиву. В XVII в. многие евреи Болгарии примкнули к движению Шабатая Цви.

В целом о жизни евреев в этот период мало сведений. Известно, что их сильно обирали турецкие чиновники и их помощники - греки.

В конце XIX - начале XX века

Во время болгарской войны за независимость (1876-78) евреи в целом не знали, кому помогать. Лишь некоторые выдающиеся люди определились. Так, богатый пловдивский банкир Элиэзер Калев поддерживал повстанцев и русские войска.

Имущество евреев было разграблено, а в городах Видине, Казанлыке, Загоре, Шипке и Свиштове, где население считало их сторонниками турок, евреи подверглись репрессиям и были изгнаны. Им не разрешили взять с собой в дорогу достаточно припасов, и тысячи беженцев прибыли в Стамбул в ужасном состоянии. Все общины Европы и Америки были возмущены.[8] Пострадавшим помогал барон Ѓирш.

В 1877 году, когда турки подожгли Софию, евреи (в том числе женщины) вышли на улицу гасить пожары и, вооруженные чем попало, отбить солдат, занятых поджогом зданий.[9] Таким образом, болгарская столица обязана своим сохранением её еврейским жителям.

В знак признания их мужества, князь Александр в 1879 году постановил, что пожарные должны набираться исключительно из еврейских граждан, а во всех случаях смотров, парадов и т.п. еврейские пожарные должны занимать почетное место рядом с отборными войсками болгарской армии.

Когда в 1885 году Болгарии вел войну против Сербии, болгарские евреи отличились так высоко в сражениях у Пирот и Сливницы, что князь Александр публично поблагодарил их, называя «истинными потомками древних Маккавеев".[10]

Берлинский конгресс (1878), благодаря усилиям Альянса, обязал балканские страны предоставить равноправие евреям. Тырновская конституция гарантировала одинаковые гражданские права всем общинам в Болгарии, в том числе и евреям.

Они имели полные избирательные права и должны были быть представлены в муниципальных советах каждого города, где жили, одним-двумя депутатами. Они могли стать членами Народного собрания.

Евреи служили в армии на общих основаниях и имели возможности продвижения в воинских званиях. На начало XX века три еврея, окончивших Военное училище, дослужились до звания майора.

Еврейские общины имели автономное управление - "синагогальные комитеты", содержавшиеся на взносы и пожертвования. Члены комитетов избирались на три года и управляли еврейскими школами и прочими общинными учреждениями.

Однако с 1880 года стал всё сильнее проявляться антисемитизм. Общие школы стали почти недоступны для евреев из-за враждебности учеников-христиан. Когда крупный землевладелец М. Габбе был избран в Народное собрание, депутаты-болгары постарались объявить выборы недействительными, чтобы не заседать вместе с евреем.

В городе Вратца в 1891 году случился кровавый навет. Обвиняемых защитил адвокат Стоилов, ставший впоследствии министром.[11] Антисемитизм вызвал в начале XX века еврейскую эмиграцию в больших количествах в азиатскую часть Турции.

К этому времени были организованы несколько еврейских журналов (преимущественно на ладино, лишь один на болгарском). Альянс организовал в Болгарии девять школ для мальчиков, в которых было 2235 учеников, и шесть для девочек - 1760 учениц на 1902 год. Альянс также открыл в 1880 году ремесленное училище, выпускавшее плотников, кузнецов, медников, наборщиков, кожевников и скорняков.

Главный раввин Болгарии избирался в это время из ашкеназских общин Германии или Чехии. Из-за склок и нечистоплотных дел временами эта должность пустовала.

В XX веке

По наблюдениям авторов начала XX века, евреи Болгарии относительно хорошо интегрировались в независимой стране. Были крупные капиталисты в Софии, Пловдиве и больше всего - в Бургасе. В основном евреи занимались торговлей (в том числе вразнос) и мелкими кредитными операциями, но были и ремесленники, и грузчики. Принятый при турках азиатский стиль одежды уступил место европейскому.

На всех официальных торжествах было принято присутствие главного раввина.

В Софии была построена самая большая в Европа сефардская синагога. На открытии 9 сентября 1909 г. присутствовали царь с царицей.

Примерно во время Первой мировой войны евреи стали писать литературные произведения на болгарском языке, а также ладино. Пионером в этой области была одареннfz поэтессf Дора Габе (1866-1983). Позже она стала президентом болгарского ПЕН-клуба и главой Совета болгарских писателей.[12]

Болгарские евреи активно участвовали в Сербско-болгарской войне и в Балканских войнах. В начале 30-х годов в Еврейской больнице (теперь «Ендокринологията») в Софии был открыт памятник погибшим за Болгарию евреям.[13]

Однако правительство Болгарии и большинство политических партий страны проводили антисемитскую политику. Антиеврейское законодательство осуществлялось окольным путем посредством издания тайных инструкций. Продолжались кровавые наветы. После националистического переворота 1923 г. антисемитизм в Болгарии резко усилился. Возникло много антисемитских националистических организаций, например, "Ратник".

В период 1923-1925 г., когда в Болгарии два раза случалось кровопролитие, евреи были в обоих противоборствовавших лагерях. Один от комунистических террористов, взорвавших церковь "Света Неделя" в столице в 1925 г., когда погибло более 150 и было ранено 500 человек, был еврей Марко Фридман.[14]

Среди невинных жертв последовавшего за взрывом террора властей был и еврей Йосиф Хербст, известный журналист, первый директор государственного Болгарского телеграфного агентства (и зять Екатерины Каравеловой).

Еврейское население Болгарии, 1878—1973 гг.

____________________________________Таблица № 1

Год Еврейское население (тыс. чел) Доля в населении (%)
1878 19,000 0.90
1888 23,541 0.75
1893 27,777 0.83
1900 33,663 0.90
1905 37,656 0.93
1910 40,076 0.92
1920 43,232 0.89
1926 46,558 0.85
1934 48,565 0.80
1945 49,172 0.80
1949 9,707 0.14
1950 7,000 0.09
1964 7,000 0.08
1967 6,000 0.07
1973 7,000 0.08
2009 1,400 0.05[15]

Во время Второй Мировой войны

Основная статья: Спасение евреев Болгарии

В 1940 году, когда Болгария заключила союз с нацистской Германией, все евреи были уволены из болгарской армии и организованы в рабочие отряды.[16]

23.01.1941 г. пронацистское правительство Б. Филова ввело антиеврейский Закон о защите нации, во многом копировавший законодательство Германии. Евреи в Болгарии были выселены в провинцию, а большая часть из них были отправлены в трудовые лагеря.

По воспоминаниям Бохора Пилосова из Дупница:

"Тогда требовали, чтобы мы носили давидовы значки, наложен на нас был полицейский час, хлеб мы могли покупать только из отдельной печи, были улицы, по которым нам было запрещено двигаться. По 6-7 месяцев в году мужчины от допризывного до 50-55-летнего возраста были помещены в "трудовые лагеря". Еды было достаточно, но невероятно низкого качества. Между надзирателей, преимущественно запасных офицеров и унтер-офицеров, были как форменные скоты, так и нормальные болгары, которые стремились всячески облегчать нашу участь."[17]

1 марта 1941 г. Болгария присоединилась к государствам оси (Германия, Италия, Япония), и немецкие войска вошли в страну.

Летом 1942 г. болгарское правительство предоставило правительству Германии свободу действий по отношению к евреям — гражданам Болгарии, проживавшим вне Болгарии в странах, оккупированных немцами. 2 февраля 1943 г. Болгария согласилась выдать немцам 11 384 еврея из оккупированной ею югославской Македонии и греческой Фракии.

22 февраля глава болгарского комиссариата по еврейским делам А. Белев и специально прибывший в Софию помощник А. Эйхмана Т. Даннеккер подписали соглашение о депортации двадцати тысяч евреев.

Просочившиеся сведения о том, что около половины общего количества депортированных должны будут составить подданные Болгарии, вызвали сопротивление готовившейся акции даже в правительственном большинстве в парламенте. 17 марта 1943 г. правительству была вручена петиция против депортации, подписанная вице-председателем парламента Димитром Пешевым и 42 депутатами.

Планировавшаяся царским правительством депортация была осуждена Священным синодом Болгарской православной церкви. Её высшие иерархи (Экзарх Стефан I, Кирилл (болгарский патриарх)) лично участвовали в предотвращении отправки евреев из Болгарии.

Немаую роль сыграла вдова государственного деятеля Петко Каравелова Екатерина Каравелова — одна из создателей Комитета защиты евреев.[18]

В результате протестов высылка болгарских евреев была приостановлена, но все македонские и фракийские евреи были депортированы в лагеря смерти Катовице и Треблинка, Польша, где подавляющее большинство их было уничтожено.[19]

Тем не менее, под нажимом Германии в мае 1943 г. правительство начало выселение евреев из Софии в провинцию, что должно было послужить первым шагом к их последующей депортации в немецкие лагеря смерти. Ни массовая демонстрация евреев в Софии 24 мая, ни протесты ряда видных общественных и политических деятелей не остановили планомерного осуществления высылки. Были созданы лагеря принудительного труда и специальный концентрационный лагерь Сомовит[20] на берегу Дуная.

При всём этом, через Румынию и Болгарию в Палестину ушли многие румынские, польские, а также чешские, венгерские и литовские евреи.

В подпольных организациях Болгарии сражалось около 250 евреев. 150 из них погибли в боях. Среди бойцов отличились командир партизанского отряда доктор Ш. Мезан и Л. Таджер, поджегший немецкие склады горючего.[21] После смерти царя Бориса III (28 августа 1943 г.) новое правительство во главе с Д. Божиловым пришло к выводу, что необходимо смягчить отношение к евреям с целью продемонстрировать державам антигитлеровской коалиции готовность Болгарии проводить более независимую политику. Подробности о спасении на болгарских евреев (на английском языке) можно прочитать на сайте посольства Републики Болгария в США.

В декабре 1943 г. выселенным евреям было разрешено возвращаться в Софию по личным делам на короткие сроки. В начале 1944 г. небольшое число еврейских семейств получило разрешение выехать в Палестину.

Правительство И. Багрянова, пришедшее к власти в мае 1944 г. и начавшее переговоры с Англией и США с целью вывода Болгарии из состояния войны, отменило 29 августа все антиеврейские законы и постановления.

Файл:JewishMemorial.jpg
Мемориал еврейской общины Керджали

В сентябре 1944 г. СССР объявил войну Болгарии, и советские войска вступили на болгарскую территорию. Было создано коалиционное правительство Отечественного фронта под руководством коммунистической партии.

В конце 1944 г. был учрежден специальный суд, расследовавший преступления против евреев и сурово каравший преступников. Но тот же суд, преследовавший прежде всего противников коммунизма, отправил в концлагерь Димитра Пешева. В марте 1945 г. был издан закон о реституциях, предусматривавший возмещение евреям всех их имущественных и финансовых потерь. Однако он был осуществлен лишь в незначительной степени.

Евреи Болгарии и сионизм

С конца XIX в. среди евреев Болгарии началось сионистское движение. В период между мировыми войнами сионистские организации доминировали в жизни еврейских общин. Им принадлежала и практически решающая роль в центральном представительном органе еврейства Болгарии — Консистории, состоявшей из представителей всех еврейских общин страны. После прихода к власти правительства под руководством коммунистов был создан всецело контролируемый ими Еврейский комитет Отечественного фронта. В 1945 г. еврейское коммунистическое руководство заявило от имени всех евреев Болгарии о прекращении связей со всеми международными еврейскими организациями, как сионистскими, так и несионистскими.

В мае 1946 г. между коммунистами и сионистами было заключено формальное соглашение о равном представительстве в Консистории и других еврейских общественных организациях, однако коммунистам удалось добиться фактически полного контроля в них с помощью примкнувших к ним социал-демократов и прокоммунистических «беспартийных». Сионизм был подвергнут политическому шельмованию как буржуазное и шовинистическое течение. Однако сионистская деятельность продолжалась. Большинство еврейской молодежи входило в Ѓе-Халуц hа-цаир и Ѓа-Шомер hа-цаир. До 1948 г. регулярно издавались еженедельники Поалей Цион и общих сионистов.

Отечественный фронт враждебно относился к эмиграции евреев, особенно в Палестину. Только после принятия резолюции о разделе Палестины в Организации Объединенных Наций правительство разрешило эмиграцию молодых мужчин и женщин «для борьбы против империализма». Последовала массовая алия 1948-51 гг., когда в Израиль прибыло 37 260 человек, в то время как за период с 1919 г. до 15 мая 1948 г. число репатриантов из Болгарии достигло всего 7057. До конца 1972 г. репатриировалось еще 2508 человек.

В 1957 г. Консистория была заменена Еврейским культурно-просветительным обществом, полностью подконтрольным правительству. Это общество устраивало лекции и выставки, содержало театральную труппу и издавало «Еврейски вести», где в основном печатались новости из зарубежных еврейских газет. В подчинении общества находилась и центральная еврейская религиозная организация — Еврейский религиозный совет.

В 1961—1962 г. государство отняло всю собственность, принадлежавшую еврейской общине. Собственость была возвращена после 10 ноября 1989 г., за исключением участка, на котором построен отель «Рила».[22]

Религиозная жизнь находилась в упадке. Правительство Болгарии неодобрительно относилось к установлению связей между евреями Болгарии и зарубежными еврейскими общинами. Еврейское население Болгарии в 1973 г. составляло семь тысяч человек.

По различным оценкам, в начале 1970-х гг. в стране проживали шесть-семь тысяч евреев, на рубеже 1970-80-х гг. — пять-шесть тысяч, в первой половине 1990-х гг. — от 2200 до пяти тысяч, в том числе две-три тысячи в Софии. Помимо столицы, еврейские общины существовали в Пловдиве, Русе, Кюстендиле, Плевене, Бургасе, Варне, Ямболе и Самокове. По данным на середину 1970-х гг., 10 % экономически активного еврейского населения Болгарии составляли служащие, 22 % — работники торговли, 18 % — ученые, писатели и художники, 13 % — инженеры и техники, 6 % — врачи, 4 % — портные, 2 % — адвокаты, 25 % — представители прочих профессий. Уровень ассимиляции болгарского еврейства был весьма высок: около 2/3 юношей и девушек вступали в смешанные браки.

В период коммунистического строя

Коммунистический режим Т. Живкова, правившего Болгарией с 1950-х гг., не проявлял враждебности к ассимилированным нерелигиозным евреям, их дискриминация не практиковалась. В Центральный комитет Болгарской коммунистической партии входили три еврея, столько же — в Народное собрание (парламент) Болгарии; один занимал пост заместителя министра. Из деятелей еврейского происхождения наибольшей известности удостоился композитор П. Владигеров.

Антисионистская и антиизраильская кампания в болгарских средствах массовой информации лишь изредка приобретала антисемитскую окраску. В 1981 г. официальная печать Болгарии приветствовала присуждение Нобелевской премии по литературе Э. Канетти; при этом особо подчеркивалось его болгарское происхождение. В 1983 г. в стране отмечалось 40-летие спасения евреев Болгарии от нацистского геноцида, в связи с чем пропаганда, вопреки фактам, утверждала, что основную роль в срыве планов депортации болгарского еврейства в лагеря смерти сыграли коммунисты.

До конца 1980-х гг. в Болгарии существовали лишь две разрешенные еврейские организации. Еврейское культурно-просветительное общество, находившееся под полным контролем коммунистов и входившее в Отечественный фронт (блок партий и общественных организаций, действовавших под эгидой компартии), имело отделения в Софии и десяти провинциальных городах. Центральный совет общества неоднократно принимал в 1970-х гг. резолюции, осуждающие Израиль. Издававшаяся обществом два раза в месяц газета «Еврейски вести» (на болгарском языке) вела антисионистскую и антирелигиозную пропаганду. Общество выпускало также ежегодник исследований по истории и культуре болгарского еврейства «Годишник».

В Еврейский религиозный совет (консисторию) входили представители общин, назначенные их руководящими советами (по рекомендации властей в такие советы входило по пять человек). В Софии еврейская община насчитывала 200—300 членов, в остальных городах — не более нескольких десятков. Действующие синагоги сохранялись лишь в Софии (где миньян собирался только по субботам и праздникам), Самокове и Пловдиве (последняя открывалась лишь на Рош hа-Шана и Йом-Кипур).

В 1970-х гг. синагога Бургаса была превращена в картинную галерею, Пазарджика — в музей, Видина — в концертный зал. В стране не оставалось раввинов и шохетов; хазан софийской синагоги М. Мешулам был единственным в стране. Не существовало еврейских учебных заведений. В 1970-х гг. власти запрещали еврейским организациям страны вступать в какие-либо контакты с евреями других стран, особенно с израильтянами.

В первой половине 1980-х гг. этот запрет был частично снят; глава Еврейского религиозного совета профессор С. Исраэль и руководитель софийской общины Й. Леви стали участвовать в работе европейской секции Всемирного еврейского конгресса (в качестве наблюдателей) и Европейского совета еврейских социальных служб. Во второй половине 1980-х гг. была налажена доставка в Софию мацы и «четырех предметов» из Югославии. Еврейское культурно-просветительное общество и Еврейский религиозный совет направляли детей на отдых в еврейский летний лагерь близ Сплита.

После падения Коммунистического строя

Общественно-политические реформы, начавшиеся в Болгарии после падения режима Т. Живкова (ноябрь 1989 г.), способствовали некоторой активизации еврейской жизни. В Софии открылась еврейская воскресная школа. В противовес Еврейскому культурно-просветительному обществу (принявшему название «Шалом»), большинство руководителей которого было назначено коммунистами, возникла организация Цион, провозгласившая своей целью возрождение еврейской культуры, восстановление связей с мировым еврейством, помощь нуждающимся евреям Болгарии, налаживание деловых контактов с еврейскими бизнесменами за рубежом ради привлечения инвестиций в болгарскую экономику.

В первой половине 2000-х гг. численность евреев в Болгарии не превышала 2200—2400 человек. Сокращение числа болгарских евреев произошло из-за выезда в Израиль, в США и другие страны, а также из-за ассимиляционных процессов, сопровождавшихся очень высоким процентом смешанных браков, низкими показателями рождаемости у еврейских женщин, в результате чего смертность среди евреев превышает рождаемость и происходит старение еврейской общины.

Синагоги в Болгарии есть в Софии и Пловдиве, но в них нет постоянных раввинов. Большинство еврейского населения страны проживает в Софии, только несколько десятков человек живут в Пловдиве. Основная общинная организация болгарских евреев — «Шалом». Община выпускает бюллетень «Еврейские вести» и «Ежегодник». В Софии проводятся занятия в воскресной школе, в которой обучается около ста детей. Еврейские дети в государственных школах могут изучать иврит.

В Болгарии активно действует Джойнт, помогающий пожилым людям. Джойнт и другие международные еврейские организации предоставили крупные средства для проведения реставрационных работ в Большой софийской синагоге, одной из самых больших сефардских синагог в мире. При синагоге действует небольшой музей, экспозиции которого рассказывают о спасении болгарских евреев во время Второй мировой войны.

С 1993 г. в Софии работает издательство «Шалом», выпускающее на болгарском языке произведения А. Оза, Э. Кишона, труды Т. Герцля, В. Жаботинского. В 1993 г. был создан еврейский оркестр «Симха» под руководством Г. Леви.

Евреи Болгарии отличаются высоким образовательным уровнем, среди них много представителей свободных профессий. С. Пасси занимал пост министра иностранных дел Болгарии.

Еврей по матери Андрей Луканов был два раза премьером правительства (вопреки тому, что формально даже не имел болгарского гражданства). Евреем был нелепо погибший при серфинге Илко Ескенази, вице-премьер в составенном в 1991 г. кабинете Союза демократических сил. Еврей по матери Георги Пирински, бывший министр иностранных дел в правителстве 1994-1997 гг. То же относится к Филипу Димитрову, как и к вице-премьеру правителства Костова - Александру Божкову. Всё это иллюстрирует снижение уровня националистической озабоченности в Болгарии.

Антисемитизм

В Болгарии довольно редки проявления антисемитизма. На парламентских выборах летом 2005 г. националистическая партия «Атака» получила 8 % голосов избирателей и сформировала четвертую по численности депутатов парламентскую фракцию. Члены партии, в том числе депутаты парламента, неоднократно позволяли себе антисемитские высказывания, публикуя их в интернете.

В критике действий министра иностранных дел С. Пасси часто проявлялись антисемитские мотивы, в частности, его обвиняли в незаконном покровительстве израильским компаниям, однако ни одно из обвинений не было доказано.

В 2009 году городской совет Софии решил назвать одну из улиц столицы именем нацистского преступника Богдана Филова. Это решение удалось отменить после длительной политической борьбы в 2010 году.[23] Пытаются также установить памятник Филову.

Связи с Израилем

Болгария признала Государство Израиль и установила с ним дипломатические отношения сразу после его провозглашения, но разорвала их после Шестидневной войны. Тем не менее, торговые связи Болгарии с Израилем, прерванные в 1967 г., были возобновлены в 1968 г. В 1974 г. израильский экспорт в Болгарию составил 1,8 млн долларов, а импорт в Израиль — 0,7 млн долларов.

До конца 1980-х гг. Болгария следовала в отношении Израиля руслу советской политики. Никаких политических контактов между двумя странами не поддерживалось. Торговый обмен был ничтожен: в 1976 г. стоимость импорта из Израиля в Болгарию составила 1,073 млн долларов, экспорта из Болгарии в Израиль — 1,513 млн; в 1977 г. соответственно 1,6 и 1,7 млн. Болгарские власти запрещали репатриацию в Израиль даже престарелым евреям. С 1990 г. положение изменилось. В мае 1990 г. между Израилем и Болгарией были установлены дипломатические отношения. Началось развитие экономических и культурных связей.

В июне 1991 г. визит в Болгарию нанес президент Израиля Х. Герцог, который стал первым в истории главой иностранного государства, посетившим болгарский парламент, в августе 1991 г. — премьер-министр Израиля И. Шамир. В марте 1992 г. официальный визит в Израиль нанес премьер-министр Б. Ф. Димитров, в декабре 1993 г. — президент страны Ж. Желев. С 1990 г. возобновилась, хотя и в очень ограниченных масштабах, алия из Болгарии.

4 мая 1990 г., после 23-летнего перерыва, Израиль и Болгария возобновили дипломатические отношения. Страны подписали соглашение о воздушном сообщении, о сотрудничестве в сфере телекоммуникаций, туризма, сельского хозяйства, о взаимной защите инвестиций. Между двумя странами существуют хорошие отношения, развиваются хозяйственные, культурные и научные связи, увеличиваются израильские вложения в экономику Болгарии. В 1990 г. израильский экспорт в Болгарию составлял 5,5 млн долларов, а импорт из Болгарии — 8,6 млн долларов. В 2000 г. размер израильского экспорта вырос до 30 млн долларов, размер импорта рос менее значительными темпами и составил в 2000 г. 11 млн долларов.

В июне 2002 г. Болгарию с дружественным визитом посетил первый заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Ш. Перес. В феврале 2006 г. Израиль и Болгария подписали соглашение о сотрудничестве в области науки, культуры и образования на 2006—2008 гг. 25 мая 2003 г. в Болгарии и Израиле в торжественной обстановке отмечалась 60-летняя годовщина спасения болгарских евреев в годы Второй мировой войны.

Когда в Израиле умер знаменитый дирижёр и композитор Ицхак Грациани, уроженец Болгарии, в Софии его именем назвали улицу.[24]

Источники и ссылки

Литература

  • Хаим Бенадов. Жива памет: мемоари. София, Български писател, 1982
  • Божилов И. и кол., История на България, С., 1993
  • Стефан Груев Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918—1943. — София: издателства — Български писател и списание Летопис, 1991.
  • Милкова Ф., История на българската буржоазна държава и право през периода 1918-1944 г.
  • Сборник Бойният път на партизанския отряд „Христо Кърпачев“, Военно издателство, С., 1975
  • Невена Стефанова, „Книга за Давид Перец“ (1981, издателство „Хр. Г. Данов“, Пловдив)
  • История на антифашистката борба в България, т. II 1943/1944 г., С., 1976
  • Bianconi, Géographie Commerciale de la Thrace, Paris;
  • Bulletins of the Alliance Israélite Universelle;
  • Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592
  • M. Franco, Histoire des Israélite. D. M. Fr.
  • Jireçek, Das Fürstenthum Bulgarien, Leipsic, Vienna, 1880;
  • «Маiм Rabbim», Amsterdam, 1637
  • Schwarzfeld, in Anuarul Pentrul Israelitzi, 1888;

Примечания

  1. «Bulgaria» in Jewish Virtual Library
  2. Solomon Abraham Cohen, Responsa, Leghorn, 1592
  3. «Маiм Rabbim», Amsterdam, 1637
  4. «Bulgaria» in Jewish Virtual Library
  5. Gotthard Deutsch, M. Franco «Bulgaria» in Jewish Encyclopedia
  6. Ubicini, «Provinces Danubiennes»
  7. Jirecek, "Gesch. der Bulgaren, " p. 312, Prague, 1876
  8. См., например, "Bulletins", издававшиеся Альянсом (Alliance Israélite Universelle)
  9. Bianconi, "Carte Commerciale de la Bulgarie," p. 12, published by Chaix, Paris
  10. BULGARIA by Gotthard Deutsch, M. Franco in Jewish Encyclopedia
  11. "Bulletins" of the Alliance Israélite Universelle
  12. BULGARIAN LITERATURE
  13. Europa-Asien Mensch-Computer-Interaktion
  14. Именно за это преступление Георгий Димитров был заочно приговорён к смертной казни. Л.Г.
  15. Население към 01.03.2001 г. по области и етническа група
  16. Яков Этингер Спасенные в Холокосте
  17. ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА ЗА ЕВРЕИТЕ В БЪЛГАРИЯ
  18. Стефан Груев Корона от тръни. Царуването на Борис ІІІ 1918-1943. — София: издателства - Български писател и списание Летопис, 1991. — С. 387 - 393.
  19. Спасяването на българските евреи бе тържествено отбелязано в Пловдив
  20. Фонд Центральной и Восточной Европы (CEEF) – право на подачу заявления сидевших в лагере Сомовит в Болгарии
  21. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сопротивление антинацистское" на основании КЕЭ, том 8, кол. 431–448
  22. Сайт правительства Болгарии
  23. ГЕРБ и БСП отмениха наименуването на улица на проф. Богдан Филов
  24. ПОЛИЦЕЙСКИ АДРЕСИ на сайте НОВИНАР
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Болгария в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация