Броер, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
'''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат премии Израиля, выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подhttp://ejwiki.org/w/index.php?title=%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%B9&action=editхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Подход категорий" (Шитат hа-бхинот), являющейся религиозным осознанием уроков [[Библейская критика|библейской критики]]
+
'''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат премии Израиля, выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Подход категорий" (Шитат hа-бхинот), являющейся религиозным осознанием уроков [[Библейская критика|библейской критики]]
== Биография ==
== Биография ==
Строка 11: Строка 11:
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора| Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]]
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора| Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]]
В 1947 году был преподавателем иешивы [[Иешива Бней Акива, кфар hа-Роэ]Бней Акива] в [[Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Война за Независимость|Войны за Независимость]] был вожатым группы движения [[Бней Акива]], которая защищала крепость [[Крепость Бирия|Бирию]].
В 1947 году был преподавателем иешивы [[Иешива Бней Акива, кфар hа-Роэ]Бней Акива] в [[Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Война за Независимость|Войны за Независимость]] был вожатым группы движения [[Бней Акива]], которая защищала крепость [[Крепость Бирия|Бирию]].
 +
 +
С 1949 по 1965  преподавал в иешиве [[Иешива hа-Даром]|hа-Даром] в [[Реховот]]е. Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что источником этого подхода была Библейская Критика. С 1966 по 1967 год работал инспектором минестерства просвящения в области преподавания [[Устная Тора|Устной Торы]]
== Деятельность ==
== Деятельность ==

Версия 17:53, 22 февраля 2011


рав Мордехай Броер (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат премии Израиля, выдающийся исследователь ТаНаХа, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Подход категорий" (Шитат hа-бхинот), являющейся религиозным осознанием уроков библейской критики

Содержание

Биография

Мордехай Бройер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать - Лея, сестрой Авраама hа-Леви Френкеля. Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броей правнук выдающегося раввина, комментатора Писания раввина Ш.Р.Гирша, основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).

Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Бройер), был также известным ученым.

В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе Хорев, а после этого в иешиве Коль Тора и в иешиве Хеврон В 1947 году был преподавателем иешивы [[Иешива Бней Акива, кфар hа-Роэ]Бней Акива] в Кфар hа-Роэ и был послан от имени Бней Акива на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время Войны за Независимость был вожатым группы движения Бней Акива, которая защищала крепость Бирию.

С 1949 по 1965 преподавал в иешиве [[Иешива hа-Даром]|hа-Даром] в Реховоте. Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что источником этого подхода была Библейская Критика. С 1966 по 1967 год работал инспектором минестерства просвящения в области преподавания Устной Торы

Деятельность

Издание ТаНаХа

Под руководством р.Мордехая Бройера было выпущено издание Танаха с текстом, отредактированным на базе Кодекса Алеппо (включая реконструкцию недостающих частей кодекса). Он является основой изданий Танаха в настоящее время. Принят как официальный текст Танаха в Кнессете. Иногда его называют «Иерусалимская Корона» (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) [1]

"Подход категорий"

Мордехай Бройер известен своим вкладом в развитие Шитат hа-Бехинот ("подход категорий"), который предполагает, что отличающиеся стили и внутренние напряженные отношения в библейском тексте представляют различные аспекты Бога или Торы, которые не могут быть слиты (объединены), не теряя своей идентичности. Согласно Бройеру, Бог написал Тору, имея ввиду "разнообразные перспективы развития ... каждая из которых реальна (истинна), так как только комбинация таких истин, открывает путь к действительной правде."

Такой подход, при его применении, может служить альтернативной основой по отношению к «теории источников» ( иначе «документальной гипотезе»), которая утверждает, что Тора была написана многими авторами (см. "Klal Yisroel's Loss". Jewish Press. 2007-02-28). http://www.jewishpress.com/page.do/20885/Klal_Yisroel's_Loss.html.

Рассмотрение Праздников в переспективе их развития

В двух книгах «Пиркей Моадот» (Pirkei Moadot, 1986) рабби Бройер обсуждает 28 тем, главным образом праздники, такие как Шабат, Песах, Шавуот и Ханука. Большинство эссе обращается к психот (психа, peshat) или прямому пониманию библейского текста («писаный закон», «формальный закон») и пытается разъяснить то, что предписывается Галахой или раввинистическими установлениями. Некоторые эссе обращаются к вопросам неформализованных обычаев (устный закон, «материальный закон»).

В одном из эссе, посвященном Песаху, он обсуждает, почему и как проведение пасхального седера изменялось начиная с разрушения Храма: первоначально пасхальную жертву съедали после произнесения кидуша и выпивания первого стакана вина; далее объясняется, как и почему проведение седера изменялось, и как это представлено в Агаде в настоящее время.

Во введении к «Пиркей Моадот» Мордехай Бройер ясно формулирует свою методологию с тем, чтобы установить прямой смысл библейского текста (психу, peshat) и демонстрирует этот метод в нескольких из своих эссе. [2]

Премии

  • В 1984 Бройеру был присужден Приз Бялика за вклад в «еврейскую мысль». [3]
  • В 1999 Бройеру был присужден Приз Израиля для раввинистической литературы за оригинальное исследование Торы. [4]

Сноски

  1. http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp
  2. Breuer, Mordechai, Pirkei Moadot, Horev Publications, Jerusalem 1993.
  3. "List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.
  4. "Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)". http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация