Броер, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}
}}
-
'''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (1 ияра 5681 - 6 адара 5767, 14 мая 1921 - 24 февраля 2007) лауреат [[Премия Израиля|Премии Израиля]], выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (Шитат hа-бхинот),являющегося религиозным ответом Библейской Критике.
+
 
 +
<table align="right" border="0" cellspacing="5" cellpadding="5">
 +
  <td>http://www.trueknowledge.com/images/thumbs/90/90/4960b56bb9cb546d2e755395563c6c95<br /> р.Мордехай Броер<br />(Изображение транслируется с сайта<br /> trueknowledge.com/) <td>
 +
</table>
 +
 
 +
 
 +
 
 +
'''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (14 мая 1921 (1 ияра 5681), Карлсруэ, Германия - 24 февраля 2007 (6 адара 5767), Иеруслим) -  лауреат [[Премия Израиля|Премии Израиля]], выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (''Шитат hа-бхинот''),являющегося религиозным ответом [[Библейская Критика|Библейской Критике]].
== Биография ==
== Биография ==
Строка 27: Строка 34:
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора|Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]].
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора|Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]].
-
В 1947 году был преподавателем иешивы [[Иешива Бней Акива, кфар hа-Роэ|Бней Акива]] в [[Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Арабо-израильская война 1947—1949 годов ("Война за Независимость")|Войны за Независимость]] был инструктором звена в движении [[Бней Акива]], защищавшего крепость [[Крепость Бирия|Бирию]].
+
В 1947 году был преподавателем [[Иешива Бней Акива, Кфар hа-Роэ|иешивы Бней Акива в Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Арабо-израильская война 1947—1949 годов ("Война за Независимость")|Войны за Независимость]] был инструктором звена в движении [[Бней Акива]], защищавшего [[Крепость Бирия|крепость Бирию]].
-
С 1949 по 1965  преподавал в иешиве [[Иешива hа-Даром|hа-Даром]] в [[Реховот]]е, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что источником этого подхода была Библейская Критика. С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания [[Устная Тора|Устной Торы]]. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в [[Иерусалимский Женский Коледж|Иерусалимском Женском Коледже]]. Начиная с 1969 давал уроки Танаха в иешиве [[Иешива hар Эцион|hар Эцион]]. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. [[Еврейский Университет]] пожаловал ему звание почетного доктора.
+
С 1949 по 1965  преподавал в [[Иешива hа-Даром|иешиве hа-Даром]] в [[Реховот]]е, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что на создание этого подхода была [[Библейская Критика]].  
 +
 
 +
С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания [[Устная Тора|Устной Торы]]. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в [[Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимский Женский Коледж)|Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимском Женском Коледже)]]. Начиная с 1969 давал уроки Танаха в [[Иешива hар Эцион|иешиве hар Эцион]]. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. [[Еврейский Университет]] присвоил ему звание почетного доктора.
Жил в Иерусалимском районе [[Байт ве-Ган]] и проводил там уроки Танаха и [[Талмуд]]а. Отец двоих детей. Его сын [[Йоханан Броер]] являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.  
Жил в Иерусалимском районе [[Байт ве-Ган]] и проводил там уроки Танаха и [[Талмуд]]а. Отец двоих детей. Его сын [[Йоханан Броер]] являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.  
Строка 35: Строка 44:
== Издание ТаНаХа ==
== Издание ТаНаХа ==
                                                                                
                                                                                
-
В конце пятидесятых годов рав Броер занялся уточнением текста распространенного издания Библии выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха  с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Моссад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра". Разночтения в разных рукописях Танаха сводятся по большей части к различиям в огласовках, и форме написания слов (полное или краткое). Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к  утвержденному традицией [[Масора|Масоры]], является важнейшим делом. 
+
В конце 1950-ых годов рав Броер занялся уточнением текстологии распространенного издания [[ТаНаХ]]а выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха  с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "[[Мосад hа-Рав Кук]]" в рамках проекта "[[Даат Микра]]".  
-
Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единого верного текста Танаха, утвержденного [[Масора|Масорой]]. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал текст Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия Танаха почти идентична версиям Танаха, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. [[Рама]], [[Ор Тора]] ,  [[Минхат Шай]]  и другие.
+
-
Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, оказалось, что выверенный равом Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.
+
Следует подчеркнуть,что разночтения в разных рукописях Танаха сводятся почти исключительно к различиям в огласовках и форме написания слов (полное или краткое), а сам текст всюду одинаков. Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к  утвержденному традицией [[Масора|Масоры]], является важнейшим делом.
 +
 +
Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единой верной версии огласовки Танаха, утвержденного [[Масора|Масорой]]. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал версию огласовки Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия огласовки Танаха почти идентична тем, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. [[Рама]], [[Ор Тора]],  [[Минхат Шай]]  и другие.
-
Текст Танах под редакцией рава Броера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.  
+
Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "[[Кетер Арам Цова]]" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, - оказалось, что выверенный р. Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.
-
Новое издание Танаха рава Броера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Броера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейский университет основываясь на этом издании выпустил издание Танаха: "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дал академическое признание исследованию рава Броера.  (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp</ref>, <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp</ref>)
+
 
 +
Текст Танах с огласовками под редакцией рава Броера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.  
 +
 
 +
Новое издание Танаха рава Броера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Броера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейский университет основываясь на этом издании выпустил издание Танаха "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дал академическое признание исследованию рава Броера.  (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp</ref>, <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp</ref>)
== "Подход категорий" ==
== "Подход категорий" ==
-
Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "Библейской критике".  
+
Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "[[Библейская Критика|Библейской критике]]".  
-
Вместо того, чтобы игнорировать "теорию источников", как полностью противоречащую религиозному представлению, или полностью отрицать любые ее выводы, рав Броер использовал достижения Библейской критики для того чтобы открыть в Танахе дополнительные уровни религиозного понимания.
+
 
-
Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий в Торе было отражено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.  
+
Вместо того, чтобы игнорировать "теорию источников", как полностью противоречащую религиозному представлению, или полностью отрицать любые ее выводы, - рав Броер использовал достижения Библейской критики для того чтобы открыть в Торе дополнительные уровни религиозного понимания.
 +
 
 +
Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий между разными местами Торы было отмечено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, -т.е. найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.  
 +
 
Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В  статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности"  - он пишет:
Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В  статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности"  - он пишет:
-
:Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения. Поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "Милосердием" и "Судом". И так же, как нет милосердия в суде нет откровения в природном мире, так нету места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
+
:Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения, поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "[[Рахамим (сфира)|Милосердием]]" и "[[Гвура (сфира)|Судом]]". И так же, как нет милосердия в суде и нет Откровения в Природном мире, - так нет и места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
-
:И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
+
:И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, - чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
-
:И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе, мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и природа и откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.
+
:И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе; мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и Природа и Откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.
-
С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые, противоречащие друг другу в человеческом понимании, на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности.  Первая и вторая глава книги Берешит, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.
+
С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые противоречат друг другу в человеческом понимании, - на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности.  Первая и вторая глава книги Бытия, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.
-
Свой метод рав Броер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". [http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm]
+
Свой метод рав Броер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". <ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm</ref>
-
При жизни рава Броера его подход не получил широкого распространения, но, вместе с тем, в настоящее время получает развитие в работах его многочисленных учеников.
+
При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. Вместе с тем, в настоящее время этот подход все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников.
== Премии ==
== Премии ==
                                                                                                                  
                                                                                                                  
-
* В 1984 Броеру был присужден Приз Бялика за вклад в «еврейскую мысль». <ref>"List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.</ref>
+
* В 1984 Броеру была присуждена Премия Бялика за вклад в «еврейскую мысль». <ref>"List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.</ref>
-
* В 1999 Броеру был присужден Приз Израиля для раввинистической литературы за оригинальное исследование Торы. <ref>"Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)".    http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat</ref>
+
* В 1999 Броеру была присуждена Премия Израиля по раввинистической литературы за исследование текста и огласовок  Торы. <ref>"Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)".    http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat</ref>
==Статьи рава Броера в интернете==
==Статьи рава Броера в интернете==
Строка 84: Строка 100:
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/sinay/seder-4.htm סדר הקרבת מוסף של יום הכיפורים], סיני קח, תשנ"א
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/sinay/seder-4.htm סדר הקרבת מוסף של יום הכיפורים], סיני קח, תשנ"א
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/mahanaim/rashar.htm פירוש רבי שמשון רפאל הירש לתורה], מחניים 4 ב' תשנ"ג
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/mahanaim/rashar.htm פירוש רבי שמשון רפאל הירש לתורה], מחניים 4 ב' תשנ"ג
-
 
== Сноски ==
== Сноски ==
<references/>
<references/>

Версия 12:22, 25 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Нехама Симонович (Полонски)
Дата создания: 24/02/2011


http://www.trueknowledge.com/images/thumbs/90/90/4960b56bb9cb546d2e755395563c6c95
р.Мордехай Броер
(Изображение транслируется с сайта
trueknowledge.com/)


рав Мордехай Броер (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (14 мая 1921 (1 ияра 5681), Карлсруэ, Германия - 24 февраля 2007 (6 адара 5767), Иеруслим) - лауреат Премии Израиля, выдающийся исследователь ТаНаХа, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (Шитат hа-бхинот),являющегося религиозным ответом Библейской Критике.

Содержание

Биография

Мордехай Броер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать Лея - сестрой Авраама hа-Леви Френкеля.Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броеp правнук выдающегося раввина и комментатора Писания Ш.Р.Гирша, основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).

Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Броер), был также известным ученым.

В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе Хорев, а после этого в иешиве Коль Тора и в иешиве Хеврон.

В 1947 году был преподавателем иешивы Бней Акива в Кфар hа-Роэ и был послан от имени Бней Акива на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время Войны за Независимость был инструктором звена в движении Бней Акива, защищавшего крепость Бирию.

С 1949 по 1965 преподавал в иешиве hа-Даром в Реховоте, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что на создание этого подхода была Библейская Критика.

С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания Устной Торы. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимском Женском Коледже). Начиная с 1969 давал уроки Танаха в иешиве hар Эцион. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. Еврейский Университет присвоил ему звание почетного доктора.

Жил в Иерусалимском районе Байт ве-Ган и проводил там уроки Танаха и Талмуда. Отец двоих детей. Его сын Йоханан Броер являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.

Издание ТаНаХа

В конце 1950-ых годов рав Броер занялся уточнением текстологии распространенного издания ТаНаХа выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "Мосад hа-Рав Кук" в рамках проекта "Даат Микра".

Следует подчеркнуть,что разночтения в разных рукописях Танаха сводятся почти исключительно к различиям в огласовках и форме написания слов (полное или краткое), а сам текст всюду одинаков. Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к утвержденному традицией Масоры, является важнейшим делом.

Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единой верной версии огласовки Танаха, утвержденного Масорой. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал версию огласовки Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия огласовки Танаха почти идентична тем, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. Рама, Ор Тора, Минхат Шай и другие.

Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "Кетер Арам Цова" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, - оказалось, что выверенный р. Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.

Текст Танах с огласовками под редакцией рава Броера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.

Новое издание Танаха рава Броера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Броера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейский университет основываясь на этом издании выпустил издание Танаха "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дал академическое признание исследованию рава Броера. (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) [1], [2])

"Подход категорий"

Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "Библейской критике".

Вместо того, чтобы игнорировать "теорию источников", как полностью противоречащую религиозному представлению, или полностью отрицать любые ее выводы, - рав Броер использовал достижения Библейской критики для того чтобы открыть в Торе дополнительные уровни религиозного понимания.

Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий между разными местами Торы было отмечено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, -т.е. найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.

Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности" - он пишет:

Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения, поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "Милосердием" и "Судом". И так же, как нет милосердия в суде и нет Откровения в Природном мире, - так нет и места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, - чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе; мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и Природа и Откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.

С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые противоречат друг другу в человеческом понимании, - на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности. Первая и вторая глава книги Бытия, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.

Свой метод рав Броер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". [3]

При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. Вместе с тем, в настоящее время этот подход все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников.

Премии

  • В 1984 Броеру была присуждена Премия Бялика за вклад в «еврейскую мысль». [4]
  • В 1999 Броеру была присуждена Премия Израиля по раввинистической литературы за исследование текста и огласовок Торы. [5]

Статьи рава Броера в интернете

Версии текста Танаха
Подход категорий
Комментарии Торы и галаха

Сноски

  1. http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp
  2. http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp
  3. http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm
  4. "List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.
  5. "Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)". http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация