Броер, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Игорь (Обсуждение | вклад)
м
(Перенаправление на ej:Броер, Мордехай)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Броер, Мордехай]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|АВТОР1=Нехама Симонович (Полонски)
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=Nechama
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=24/02/2011
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
<!-- <table align="right" border="0" cellspacing="5" cellpadding="5">
+
-
  <td>http://www.trueknowledge.com/images/thumbs/90/90/4960b56bb9cb546d2e755395563c6c95 <br /> р.Мордехай Броер<br />(Изображение транслируется с сайта<br /> trueknowledge.com/) <td>
+
-
</table> -->
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''рав Мордехай Броер''' (Mordechai Breuer, מרדכי ברויאר‎) (14 мая 1921 (1 ияра 5681), Карлсруэ, Германия - 24 февраля 2007 (6 адара 5767), Иеруслим) -  лауреат [[Премия Израиля|Премии Израиля]], выдающийся исследователь [[ТаНаХ]]а, один из ведущих в мире экспертов по его текстологии, создатель уникального подхода к пониманию смысла Танаха, называемого "Метод категорий" (''Шитат hа-бхинот''),являющегося религиозным ответом [[Библейская Критика|Библейской Критике]].
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
 
+
-
Мордехай Броер родился в Германии в городе Карлсруэ. Его отец Шимон Броер был математиком, мать Лея -  сестрой [[Френкель, Авраам|Авраама Френкеля]].Мать умерла, когда ребенок еще был маленьким, и его отец женился вторично, на Агате (Гите) Идель. Его дядя, Ицхак Броер был крупным деятелем еврейской ортодоксальной общины в Германии. Со стороны деда, рав Броеp правнук выдающегося раввина и комментатора Писания [[Гирш, Шимшон Рафаэль|Ш.Р.Гирша]], основателя школы "Тора им Дерех Эрец" (сочетание изучение Торы с участием в светской жизни).
+
-
 
+
-
Был двоюродным братом Урсулы Меркин (1919-2006) – американки еврейско-немецкого происхождения, широко известной своей филантропической деятельностью. Брат Урсулы, имевший такое же имя (Мордехай Броер), был также известным ученым.
+
-
 
+
-
В возрасте 12 лет приехал с семьей в Израиль и учился в школе [[Школа Хорев|Хорев]], а после этого в иешиве [[Иешива Коль Тора|Коль Тора]] и в иешиве [[Иешива Хеврон|Хеврон]].
+
-
 
+
-
В 1947 году был преподавателем [[Иешива Бней Акива, Кфар hа-Роэ|иешивы Бней Акива в Кфар hа-Роэ]] и был послан от имени [[Бней Акива]] на Кипр в еврейский лагерь для перемещенных лиц. Во время [[Арабо-израильская война 1947—1949 годов ("Война за Независимость")|Войны за Независимость]] был инструктором звена в движении [[Бней Акива]], защищавшего  [[Крепость Бирия|крепость Бирию]].
+
-
 
+
-
С 1949 по 1965  преподавал в [[Иешива hа-Даром|иешиве hа-Даром]] в [[Реховот]]е, где сблизился с равом Йеhудой Амиталем, в то время возглавлявшего ешиву "haр Эцион". Там он начал давать уроки "Шитат hа-Бхинот", не уточняя, обычно, что на создание этого подхода была [[Библейская Критика]].
+
-
 
+
-
С 1966 по 1967 год работал инспектором министерства просвeщения в области преподавания [[Устная Тора|Устной Торы]]. С 1967 по 1982 год преподавал Танах в [[Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимский Женский Коледж)|Михлалелет Иерушалаим (Иерусалимском Женском Коледже)]]. Начиная с 1969 давал уроки Танаха в  [[Иешива hар Эцион|иешиве hар Эцион]]. В 1999 году был удостоен Премии Израиля в области религиозной литературы. [[Еврейский Университет]] присвоил ему звание почетного доктора.
+
-
 
+
-
Жил в Иерусалимском районе [[Байт ве-Ган]] и проводил там уроки Танаха и [[Талмуд]]а. Отец двоих детей. Его сын [[Йоханан Броер]] являлся главой кафедры иврита в Еврейском Университете.
+
-
 
+
-
== Уточнение огласовок ТаНаХа ==
+
-
                                                                             
+
-
В конце 1950-ых годов рав Броер занялся уточнением текстологии распространенного издания ТаНаХа выпущенного Меиром hа-леви Летресом в 19 веке. Он не счел удовлетворительной эту версию Писания, и поэтому занялся глубоким исследованием текста Танаха  с целью подготовки нового издания, которое планировало выпустить в свет издательство "[[Мосад hа-Рав Кук]]" в рамках проекта "[[Даат Микра]]".
+
-
 
+
-
Следует подчеркнуть,что разночтения в разных рукописях Танаха сводятся почти исключительно к различиям в огласовках и форме написания слов (полное или краткое), а сам текст всюду одинаков. Тем не менее, установление точного текста, максимально приближенного к  утвержденному традицией [[Масора|Масоры]], является важнейшим делом.
+
-
+
-
Рав Броер не принял мнение исследователей текста Танаха, считавших, что нет единой верной версии огласовки Танаха, утвержденного [[Масора|Масорой]]. Он провел сравнение пяти различных рукописей Танаха, и, учитывая заметки Масоры, реконструировал версию огласовки Танаха, представляющийся наиболее достоверным. Оказалось, что полученная таким образом версия огласовки Танаха почти идентична тем, которые поддерживали ведущие еврейские авторитеты прошлых поколений. [[Рама]], [[Ор Тора]],  [[Минхат Шай]]  и другие.
+
-
 
+
-
Больше того, когда ему удалось сравнить реконструированный текст с версией "[[Кетер Арам Цова]]" (Кодекс Алепо) – рукописью десятого века, текст которой считается на сегодня наиболее точным, - оказалось, что выверенный р. Броером текст почти полностью с ним совпадает. Таким образом, получило подтверждение предположение рава Броера, что существовала единая версия Масоры, а различия образовались впоследствии и объясняются ошибками переписчиков.
+
-
 
+
-
Текст Танах с огласовками под редакцией рава Броера публиковался начиная с семидесятых годов в изданиях "Датат Микра", а также и отдельным изданием.
+
-
 
+
-
Новое издание Танаха рава Броера было опубликовано в 1998 году, издании Хорев. В 2001 году вышло еще одно издание, основанное на тексте р. Броера в графическом стиле "Кетер Арам Цова". Еврейский университет основываясь на этом издании выпустил издание Танаха "Кетер Иерушалаим – Танах Еврейского Университета", чем дал академическое признание исследованию рава Броера.  (כתר ירושלים, Keter Yerushalayim) <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website_en/index.asp</ref>, <ref>http://www.jerusalem-crown.co.il/website/index.asp</ref>)
+
-
 
+
-
== "Подход категорий" ==
+
-
 
+
-
Подход категорий рава Броера является кардинальным изменением в отношении религиозного исследователя к "[[Библейская Критика|Библейской критике]]".
+
-
 
+
-
Библейская критика в девятнадцатом веке растревожила умы, обнаружив в Торе и Танахе множество внутренних противоречий и сделав на основании этого вывод, что Тора была составлена из нескольких независимых источников. Наличие противоречий между разными местами Торы было отмечено уже в Талмуде, но классические комментаторы предпочитали гармонизировать противоречия, - т.е. найти подход, сглаживающий их, делающий Танахичесий рассказ непротиворечивым.
+
-
 
+
-
Рав Броер, сформулировал другое отношение к противоречиям. В  статье: "Простой смысл Писания – опасности и возможности"  - он пишет:
+
-
 
+
-
:Мы вынуждены заключить, что противоречия между первой и второй главами Торы невозможно разрешить – и они и не требуют разрешения, поскольку они выражают различные мировоззрения, которые противоречат друг другу в своей основе. И глубина противоречия между ними сродни противоречию между "[[Рахамим (сфира)|Милосердием]]" и "[[Гвура (сфира)|Судом]]". И так же, как нет милосердия в суде и нет Откровения в Природном мире, - так нет и места Ган Эдену в мире, в котором мы существуем.
+
-
 
+
-
:И, несмотря на это, описала Тора два мира один рядом с другим, - чтобы научить нас, что Бог соединяет милосердие с судом, что Он сотворил мир, в котором нет чистого суда, а всегда в суде есть доля милосердия.
+
-
 
+
-
:И такую задачу выполняют в Торе две первые главы. Мир, построенный на принципах суда – подходит описанному в первой главе; мир, построенный на чистом милосердии – подходит описанному во второй главе, а вместе они описывают мир, в котором соединены милосердие с судом. Мир, в котором есть и Природа и Откровение. Это природа, в которой возможно откровение и откровение, которое не уничтожает природу. Это суд оставляющий место милосердию.
+
-
 
+
-
С этой точки зрения различные описания мира в Торе и Танахе, различные подходы, которые противоречат друг другу в человеческом понимании, - на самом деле существуют параллельно и вместе образуют Божественную реальность, которая не может быть воспринята человеком как единая, в силу человеческой ограниченности.  Первая и вторая глава книги Бытия, в подходе р. Броера, создают базу для двух главных подходов к описанию мира в Танахе. Первое описание мира – это описание мира как мира естественного, подчиняющегося естественным законам, второе описание, это описание мира откровения, мира контакта с Богом.
+
-
 
+
-
Свой метод рав Броер сформулировал в первый раз в 1960 статье "Вера и наука в комментариях Писания" в журнале "Деот". <ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm</ref>
+
-
 
+
-
Подход р. Броера принципиально отличается от подходов других еврейских мыслителей Нового времени, пытавшихся ответить на вызов "[[Библейская Критика|Библейской критике]]" - в частности, от "опровержения" выводов Библейской критики ([[Гоффманн, Давид Цви|р. Д.-Ц. Гоффманн]]), от отрицания какого бы то ни было "еврейского содержания" в методах и проблематике Библейской критики (позиция, последовательно отстаиваемая [[Гирш, Шимшон Рафаэль|р. Ш.-Р. Гиршем]] и [[Ицхак Броер|др. И. Броером]], а в смягченной форме - [[Соловейчик, Йосеф Дов|р. Й.-Д. Соловейчиком]] и [[Кадури, Яков|Дж. Кугелем]]), и от адаптации Библейской критики для целей исторического анализа текста Танаха ([[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]], [[Койфман, Йехезкель|Й. Койфман]], [[Милгром, Джейкоб|р. Дж. Милгром]], [[Кноль, Исраэль|И. Кноль]]).
+
-
 
+
-
Среди ключевых особенностей подхода р. Броера можно выделить следующие<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm</ref><ref>http://www.daat.ac.il/daat/tanach/tora/mikra.htm</ref><ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/864mamar.htm</ref>:
+
-
* Стремление "раскрыть святость", заключенную в концепциях и методологии Библейской критики (в соответствви с принципом קידוש החול, провозглашенным [[Кук, Авраам Ицхак|А.-И. Куком]]).
+
-
* Активное использование Библейской критики для разбора положений Устной Торы, явно противоречащих "простому смыслу" Письменной Торы.
+
-
* Индифферентность к историческому анализу текста Танаха.
+
-
* Последовательный "кантианский" взгляд - признание принципиальной невозможности доказать (или опровергнуть) Божественное происхождение текста Торы с помощью рациональной аргументации.
+
-
* Отстаивание буквального понимания приципа "Тора дана с Небес" (תורה מן השמים), и отрицание любых гипотез, датирующих написание отдельных фрагментов Торы после смерти [[Моше]].
+
-
* Критическое отношение к декларациям о поиске "простого смысла" Торы (פשוטו של מקרא).
+
-
* Подчеркивание эзотерического аспекта (נסתר) в толковании Библейского текста.
+
-
 
+
-
В целом, р. Броер связывает "источники" [[Библейская Критика|Документальной гипотезы]] с основополагающими аспектами ("категориями") Божественного проявления - "источник E" с "[[Малхут (сфира)|Царством]]", "[[Гвура (сфира)|Судом]]" и "[[Нуква (парцуф)|Женским Ликом]]"; "источник J" - с "[[Рахамим (сфира)|Милосердием]]" и "[[Зеир Анпин (парцуф)|Малым Ликом]]"; "источник D" - с "[[Хохма (сфира)|Мудростью]]", "[[Бина (сфира)|Разумом]]", "[[Аба (парцуф)|Ликом Отца]]" и "[[Има (парцуф)|Ликом Матери]]"; "источник P" - с "[[Кетер (сфира)|Венцом]]", "[[Арих Анпин (парцуф)|Долготерпеливым Ликом]]" и "[[Атик (парцуф)|Ликом Ветхого Днями]]".
+
-
 
+
-
Сам р. Броер неоднократно указывал на своих предшественников в разработке "подхода категорий" - прежде всего, [[Гинцбург, Арье Лейб (Шаагат Арье)|"Шаагат Арье"]]<ref>http://www.vbm-torah.org/vtc/0022147.html</ref> и [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]]<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm</ref>. При этом он подчеркивал уникальность и новизну своих собственных открытий.
+
-
 
+
-
При жизни рава Броера его подход был воспринят как черезчур радикальный и не получил широкого распространения. В последние годы жизни р. Броера его подход подвергался значительной критике. Так, представители различных течений религиозного сионизма ([[Тау, Цви Исраэль|р. Ц.-И. Тау]]<ref>צדיק באמונתו יחיה - על הגישה ללימוד תנ"ך</ref>, [[Лихтенштейн, Моше|р. М. Лихтенштейн]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/851mamar.htm</ref>) указывали на то, что р. Броер обращается к "нечистым и недостоверным" источникам знания (т.е., к Библейской критике), ради собственных теорий пренебрегает традиционными еврейскими комментариями, привносит излишний элемент "внутреннего конфликта" в Библейский текст даже там, где можно обойтись без этого. Отдельные ученики р. Броера (напр. [[Bин-Нун, Йоель|р. Й. Бин-Нун]]<ref>http://www.etzion.org.il/dk/1to899/863mamar.htm</ref>) указывали на неоправданное привлечение каббалистической символики и методологические погрешности, характерные для "подхода категорий". С другой стороны, [[Кноль, Исраэль|И. Кноль]] обвинил<ref>http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/kanohel.htm</ref> р. Броера в недостаточной последовательности.  Вместе с тем, в настоящее время подход р. Броера все более распространяется и получает развитие в работах его многочисленных учеников.
+
-
 
+
-
== Премии ==
+
-
                                                                                                               
+
-
* В 1984 Броеру была присуждена Премия Бялика за вклад в еврейскую мысль. <ref>"List of Bialik Prize recipients 1933-2004 (in Hebrew), Tel Aviv Municipality website". http://www.tel-aviv.gov.il/Hebrew/_MultimediaServer/Documents/12516738.pdf.</ref>
+
-
* В 1999 Броеру была присуждена Премия Израиля по раввинистической литературы за исследование текста и огласовок  ТаНаХа. <ref>"Israel Prize Official Site - Recipients in 1999 (in Hebrew)".    http://cms.education.gov.il/EducationCMS/Units/PrasIsrael/TashnagTashsab/TASNAG_TASNAT_Rikuz.htm?DictionaryKey=Tashnat</ref>
+
-
 
+
-
==Статьи рава Броера в интернете==
+
-
 
+
-
;Версии текста Танаха:
+
-
*[http://www.herzog.ac.il/main/megadim/10breuer.html מקראות שיש להם הכרע], [[מגדים (כתב עת)|מגדים]] י'
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/mahshevt/broyer.htm אמונה ומדע בנוסח המקרא], באתר "דעת"
+
-
 
+
-
;Подход категорий:
+
-
*אמונה ומדע בפרשנות המקרא - [http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer.htm מאמר ראשון], [http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer2.htm מאמר שני], "דעות" תש"ך
+
-
*[http://www.herzog.ac.il/main/megadim/2breuer.html תורת התעודות של בעל שאגת אריה], מגדים ב'
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer3.htm על ביקורת המקרא], מגדים ל'
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/broyer4.htm בין אמונה לביקורת], מגדים ל"ג
+
-
 
+
-
;Комментарии Торы и галаха:
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/sde_chem/broyer.htm עקידת יצחק ובחירת ירושלים], באתר "דעת"
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/sinay/eruv-2.htm עירוב תבשילין], סיני צ-צא תשמ"ד
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/sinay/seder-4.htm סדר הקרבת מוסף של יום הכיפורים], סיני קח, תשנ"א
+
-
*[http://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/mahanaim/rashar.htm פירוש רבי שמשון רפאל הירש לתורה], מחניים 4 ב' תשנ"ג
+
-
 
+
-
== Сноски ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:Религиозный сионизм]]
+
-
[[Категория:Библеистика]]
+
-
[[Категория:Комментаторы ТаНаХа]]
+
-
[[Категория:Раввины Страны Израиля]]
+

Текущая версия на 22:31, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Броер, Мордехай
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация