Бухарские евреи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Obersachsebot (Обсуждение | вклад)
м (русификация параметров)
(Перенаправление на ej:Бухарские евреи)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Народ
+
#redirect [[:ej:Бухарские евреи]]
-
| название      = Бухарские евреи 1905-1915 г.
+
-
| изображение  = Jewish_Children_with_their_Teacher_in_Samarkand.jpg
+
-
| ширина        = 
+
-
| подпись      = Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде ([[Прокудин-Горский, Сергей Михайлович|С. М. Прокудин-Горский]])
+
-
| самоназвание  = 
+
-
| численность  = 465,000([[2010]])
+
-
| расселение    = {{США}} [[США]]: <br />&nbsp;&nbsp;200,000<br />
+
-
{{Израиль}} [[Израиль]]: <br />&nbsp;&nbsp;250,000 <br />
+
-
{{Флаг ЕС}} [[Европейский союз]]: <br />&nbsp;&nbsp;15,000 <br />
+
-
{{Узбекистан}} [[Узбекистан]]: <br />&nbsp;&nbsp;2,000<br />
+
-
{{Таджикистан}} [[Таджикистан]]: <br />&nbsp;&nbsp;500 <br />
+
-
| вымер        = 
+
-
| архкультура  = 
+
-
| язык          = 
+
-
| раса          = 
+
-
| религия      = [[Иудаизм]], [[Ислам]]
+
-
| родственные  =
+
-
| входит        = 
+
-
| включает      =
+
-
| происхождение = 
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Бухарские евреи''' (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — субэтническая группа [[евреи|евреев]], живших на момент завоевания Россией Средней Азии в городах [[Кокандское ханство|Кокандского ханства]], [[Бухарский эмират|Бухарского эмирата]] и [[Хивинское ханство|Хивинского ханства]]; исторически носители [[Еврейско-таджикский диалект|бухарско-еврейского диалекта]].
+
-
 
+
-
[[Файл:Bukharanjews.jpg|thumb|left|700px|[[Махалля]] среднеазиатских евреев. Фотография 1890 г.]]
+
-
 
+
-
== Происхождение термина «''бухарские евреи''» ==
+
-
Европейские путешественники, до российского периода посещавшие [[Бухара|Бухару]], где была иудейская школа ([[ешива]]) и молитвенный дом (бейт кнессет), называли их ''бухарскими иудеями''. Однако при установленнии российской власти, когда Бухарский эмират ещё оставался полунезависимым вассалом, в российских документах появился термин ''бухарские евреи''. Им называли граждан Бухарского эмирата, бежавших, вследствие религиозных притеснений, из эмирата, в приграничные районы, полностью контролируемые русскими властями. Позднее в советское время термин закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями.
+
-
[[Файл:Bukharan3.jpg|thumb|left|400px|Большое канесо в Бухаре. Фотография 1901—1906 г.]]
+
-
 
+
-
== Языки общения ==
+
-
Традиционный разговорный язык, называемый ''бухарским'', представляет из себя ''бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта [[фарси]]'' или [[Бухарско-еврейский язык|еврейский диалект авганского языка]]. Другие языки: иврит, узбекский и русский, а также языки стран проживания.
+
-
 
+
-
== Основные общины ==
+
-
 
+
-
Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): [[Самарканд]] (Узб.), [[Ташкент]] (Узб.), [[Душанбе]] ([[Таджикистан]]), [[Бухара]] (Узб.), [[Коканд]], [[Андижан]], [[Маргилан]], [[Хатырчи]], [[Шахрисабз]], а также в [[Южно-Казахстанская область|Южном Казахстане]] и в столице Киргизии, [[Бишкек]].
+
-
 
+
-
== Численность ==
+
-
На основе имеющихся статистических данных о населении [[Средняя Азия|Средней Азии]] число бухарских евреев может быть оценено так:
+
-
* в конце XIX в. — 16 тысяч,
+
-
* в 1910-е гг. — 20 тысяч,
+
-
* в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч,
+
-
* в конце 1950-х гг. — 25 тысяч,
+
-
* в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек.
+
-
В [[1970-е]] годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в [[Израиль]].
+
-
 
+
-
На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.
+
-
 
+
-
В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль «Бухара а-яффа» — «Красавица Бухара» ([http://afula.israelinfo.ru/news/513]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев.
+
-
 
+
-
== Миграционные потоки ==
+
-
 
+
-
После распада [[СССР|Советского Союза]] [[эмиграция]] усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в [[Израиль]], [[США]], [[Австралия|Австралию]] и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии. На конец [[XX век]]а в Средней Азии оставалось менее 10 % от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев.
+
-
 
+
-
В [[Россия|России]] [[Национальный состав населения России в 2002 году|по переписи 2002 года]] 54 человека идентифицировали себя как '''бухарские евреи'''.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
[[Файл:Kingdoms of Israel and Judah map 830.svg|thumb|right|400px|Царство Иудея 927 по 526 гг. до н. э. Отсюда иудеи были сосланы завоевателями в [[Вавилон]]ский регион.]]
+
-
[[Файл:NeoBabylonianEmpire ru.svg|thumb|right|400px|Нововавилонское царство 626 по 539 гг. до н. э. Здесь вокруг царской [[столица|столицы]] иудеи жили среди арамеоязычного населения как бесправные пленники до вторжения персов.]]
+
-
[[Файл:Achaemenid Empire ru.svg|thumb|right|400px|Ахеменидская империя 550 по 330 гг до н. э. При персах иудеи получили равноправие, восстановили автономию в исторической Иудеи и интегрировались в государственный аппарат, затем расселились по всей империи.]]
+
-
[[Файл:MacedonEmpire.jpg|thumb|right|400px|Македонская империя 359 по 323 гг до н. э.]]
+
-
[[Файл:Greco-BactrianKingdomMap.jpg|thumb|right|400px|Греко-бактрийское царство 256 по 125 гг до н. э.]]
+
-
[[Файл:Indo-Sassanid.jpg|thumb|right|400px|Сасанидская империя]]
+
-
[[Файл:Chasaren.jpg|thumb|right|400px|Хазарский каганат]]
+
-
[[File:Age of Caliphs.png|thumb|right|400px|Исламский халифат при Аббасидах]]
+
-
[[Файл:Asia history map 0001.png|thumb|right|400px|Великий Сельджукский султанат]]
+
-
 
+
-
Самым ранним археологическим свидетельством о пребывании иудеев на территории среднеазиатского региона являются руины древних синагог и черепки с [[иврит]]скими надписями и именами от II века до н.э., обнаруженные при раскопках в городах [[Мерв]] и [[Байрам-Али]] в 1954−1956 гг.
+
-
 
+
-
В [[ахеменидская империя|Персидской империи Ахеменидов]] иудеи жили в Вавилонии, в Малой Азии, в Иудеи и в Египте. В среднеазиатский же регион иудеи проникли вместе с греками из Вавилонии и жили в [[греко-бактрийское царство|Греко-Бактрийском царстве]]. Это было время, когда иудеям было характерно жить в греческих колониях по всему эллинистическому миру. Если со временем среднеазиатские греки ассимилировались и расстворились, то иудеи смогли сохранить свою религиозную идентичность.
+
-
 
+
-
В IV веке иудейский учённый Шмуэль бар Бисна, который являлся членом Талмудической академии в городе [[Пумбедита]], совершил путешествие в среднеазиатский регион [[Маргиана]] (современный Мерв) и упомянул о местных иудеях. Это было время когда и Мерв и Помпедита входили в состав персоязычной [[Сасанидская империя|Сасанидской империи]]. То есть иудеи жившие в этом государстве были уже персоязычны. Персы, которые исповедовали [[зороастризм]] хорошо были знакомы с иудаизмом и последователей иудейской религии называли ''джухут''. Это персидское слово является искажённым простонародным названием иудеев от самоназвания ''йехуди''. Иудаизм был широко распространён в Сасанидской империи.
+
-
 
+
-
С V по X в. существовал клан иудейских купцов [[раданиты]], которые контролировали глобальную торговую империю. Родным языком этого клана был персидский язык, однако многие из них владели различными языками. Их торговые пути проходили также через среднеазиатский регион. В это время существовало государство [[Хазарский каганат]], в состав которого входили некоторые среднеазиатские земли. Влияние и количество евреев в этом государстве было настолько велико, что царская тюркоязычная [[язычники|языческая]] династия под их влиянием перешла в иудейскую веру. 
+
-
 
+
-
В XII в. европейский путешественник [[Вениамин Тудельский]] совершил путешествие на Восток и в своей книге упомянул о евреях живущих в среднеазиатских городах, {{цитата|''...От Исбагана ([[Исфахан]]) четыре дня пути до персидской земли Шипаз, где около десяти тысяч евреев. Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан большой город Гина ([[Хива]]), в нем до восьми тысяч евреев; город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций; расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут ([[Самарканд]]), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной [[наси]] [[раввин]] Обадия.''}}
+
-
Это было время, когда контроль над среднеазиатским регионом уже перешёл от [[Аббасиды|Аббасидов]] и [[газневидское государство|Газневидов]] к [[Сельджуки|Сельджукам]], которые подчинили под свою власть и [[Государство Хорезмшахов|Хорезмшахов]]. О взаимоотношениях мусульман с евреями в сельджукской столице Багдад и о взаимоотношениях столичных евреев с провинциальными евреями [[Вениамин Тудельский]] писал следующее, {{цитата|''...В Багдаде десять академий ([[иешива|иешив]]); глава самой главной из них есть раввин Самуил бен Али, который вместе с начальниками прочих академий (иешив) разбирает тяжебные дела всех евреев, живущих в этой стране, каждый день в неделе, кроме второго дня, или понедельника. Раввин Даниил, сын Хасдая, называемый "реш-галута ([[экзиларх]])", имеет родословные акты, доказывающие происхождение его от царя [[Давид]]а. Евреи называют его "адонену - рош га-гола ({{lang-he|господин наш - глава изгнания}})", а измаильтяне (арабы) именуют "сайидна бен-Дауд ([[арабский язык|араб.]] господин наш - потомок Давида)", и он имеет неограниченную власть над всеми общинами израильскими во владениях "повелителя правоверных ([[Халиф]]а)", владыки измаильтян. Так завещал [[Халиф]] и своему потомству и вручил [[экзиларх]]у печать для утверждения власти его над всеми живущими во владениях Халифа еврейскими общинами. Он приказал также всем израильтянам и евреям и всем народам своего царства вставать пред [[экзиларх]]ом и ему кланяться, под опасением наказания ослушника ста ударами. Когда же экзиларх едет на поклонение к царю, то сопровождают его всадники из евреев и других наций, кричат впереди его по-арабски: "Амилу тарик ли-сайидна бен-Дауд", что значит: "Дайте дорогу господину нашему, сыну Давида!" Сам он едет тоже на коне, в шелковой вышитой одежде, с высоким на голове тюрбаном, на который накинут большой белый платок, а сверху цепь. Власть [[экзиларх]]а распространяется на все еврейские общины следующих стран: земли сеннаарской, Персии, Хорасана, Сабы, или Йемена, Диарбекира, всей Месопотамии, земли Кут, жители которой обитают на горах Араратских, земли Алании, окруженной горами и не имеющей другого выхода, кроме Железных ворот (Укрепления в [[Дербент]]е), жители которой называются аланами, земли Сикарии, всех стран тогармских (турецких) до гор Асны, страны гергенов до реки Тихона, они же древние гергесеи и исповедуют веру христиан, и далее до границ земли Тибета и Индии. Живущие во всех этих землях еврейские общины получают от одного только [[экзиларх]]а разрешение назначать в синагоги раввинов и [[хазан]]ов, которые и должны являться к нему за получением рукоположения и права на должность, и по этому случаю приносятся ему дары, а также известный ежегодный налог со всех концов света. Во владении [[экзиларх]]а находятся многие большие гостиницы с рощами и садами в Вавилонии; кроме того, он имеет обширные поместья, доставшиеся ему по наследству и которые у него никто отнять не может. В Багдаде он содержит гостиницы для евреев, получает определенную годовую подать с рынков и с торговли вообще, кроме того, что приносится ему из отдаленных стран, так что князь очень богат. Притом же он очень ученый человек, знаток Святого Писания и Талмуда и гостеприимен: за столом у него ежедневно обедают много евреев. Во время назначения в должность [[экзиларх]]а расходуются огромные суммы на подарки Халифу, князьям и вельможам его, и это в тот именно день, когда Халиф рукоположением своим утверждает его в должности. После чего его сажают во вторую царскую колесницу и везут, при звуках барабанов и флейт, из царского дворца в его собственный дом, где он в свою очередь возложением рук утверждает в должностях глав и членов академий (иешив).''}}
+
-
 
+
-
В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии.
+
-
 
+
-
До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину [[персидские евреи|персидских евреев]] и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на [[афганские евреи|афганских]] и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах.
+
-
 
+
-
В городе [[Бухара]] евреи проживали отдельно от [[Ислам|мусульман]] в трёх кварталах-[[махалля]]: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира).
+
-
 
+
-
В [[Самарканд]]е еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская [[синагога]] «Канесои Гумбаз», построенная в [[1891 год]]у, сохранилась до наших дней.
+
-
 
+
-
В [[Бухарский эмират|Бухарском эмирате]] постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-[[аршин]]а, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.
+
-
 
+
-
В середине XVIII в. происходит первое [[Принудительное обращение|массовое насильственное обращение]] бухарских евреев в [[ислам]] и возникает община [[:en:Chala (Jews)|чала]] (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать [[иудаизм]]. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются [[узбеки|узбеками]].
+
-
 
+
-
После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на ''туземных евреев'', сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории [[Среднеазиатские владения Российской империи|Туркестанского края]]‎ на момент российского завоевания и местное происхождение предков и ''бухарских евреев''. Туземные евреи считались российскими подданными, [[купец|купцам]] разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.
+
-
 
+
-
На ''бухарских евреев'', даже если они были ближайшими родственниками официально ''туземных'' законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.
+
-
 
+
-
В [[1920-е]] годы в [[Узбекистан]]е действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские [[колхоз]]ы. В [[1930-е|1930-х]] годах все они были закрыты, бухарско-еврейская [[интеллигенция]] [[Сталинские репрессии|репрессирована]]. В [[1951 год]]у закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «[[Канесои Гумбаз]]».
+
-
 
+
-
== Традиционные занятия ==
+
-
 
+
-
Основными традиционными занятиями бухарских евреев были [[красильщик|окраска]] шерсти и ткани, а также мелкая торговля.
+
-
 
+
-
Название красильщиков ''кабудгари'' происходит от таджикского ''кабуд'' — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.
+
-
 
+
-
== Известные бухарские евреи ==
+
-
 
+
-
* [[Юдаков, Сулейман]] — советский композитор и музыкант, народный артист СССР{{нет АИ|1|09|2010}}, написал музыки гимн Таджикской ССР
+
-
* [[Шамаева, Мухаббат (Любовь)]] — известная певица, народная артистка Узбекской ССР ([http://www.youtube.com/watch?v=v11MMKcfDJs&feature=related]){{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
 
+
-
* [[Маллаев Натан Мурадович]] — профессор-филолог, автор 20 книг, посвящённых творчеству А. Навои, 200 статей по узбекской литературе. Подготовил 20 докторов и 30 кандидатов наук.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Муллоджанова, Шоиста Рубиновна]] — легендарная певица Шашмаком, народная артистка Таджикской ССР и известная как «Королева Шашмаком» ([http://www.youtube.com/watch?v=cEfxDXSKn0k&feature=related]){{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Колонтарова, Мазол (Малика) Яшуваевна]] — легендарная балерина, Заслуженная Артистка Таджикской ССР, народная артистка Таджикской ССР, народная артистка СССР (1984 г.) ([http://www.youtube.com/watch?v=b_9x7gA2Ukc]){{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Калантаров Исак Ариевич]] – профессор, доктор с/х наук, главный агроном Узбекистана, автор 65 работ, в т.ч. монографий, учебников для вузов.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Леваев, Лев Авнерович]] — филантроп и миллиардер, президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Конгресса бухарских евреев Израиля, президент Всемирного конгресса бухарских евреев{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Шамалова-Беркович, Юлия]] — депутат израильского парламента{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[:en:Dorrit Moussaieff|Муссаиеф, Доррит]] — [[Первая Дама Исландии]]{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Фазылов, Маркиэл Аронович]] — советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трёхкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Бабаханов, Леви]] — известный мастер шашмакома из Бухары, Узбекистана (известный как «Левича»), был музыкант для Амирхана, последного Эмира Бухарского эмирата.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Бабаханов, Ари]] — известный мастер шашмакома из Узбекистана{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Галибова, Рена (Раъно)]] — артистка кинофильма и певица, народная артистка Таджикской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Гавриэлов, Миэрхаим]] — журналист — был убит в Таджикистане в 1998-м году{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Хахам, Шимон]] — бухарско-израильский раввин и писатель, один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Коенова, Фатима]] — легендарная певица Шашмаком, заслуженная артистка Таджикской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Маллаев, Ильёс (Ильёмани)]]- легендарный поэт, музыкант, певец, и драматург, заслуженный артист Узбекской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Муссаиэф, Шломо (Раввин)]] — один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Муллоджанов, Юдик]] — музыкантский учитель и певец, известный как «бухарский Паворотти»{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Муллоджанова, Роза]] — певица оперы, заслуженная артистка Таджикской ССР{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Муллокандов, Гавриэл]] — легендарный певец и музыкант Шашмаком, народный артист Узбекской ССР{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Ехошуа, Ицхак]] — Гглавный раввин бухарских евреев США и Канады{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Давыдова, Берта]] — известная певица, народная артистка Узбекской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Владимир Устаев]] — председатель совета директоров банка "Ольгинский".{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Алексей Устаев]] — председатель правления ЗАО КАБ "Викинг".{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Борис Кандинов]] — гендиректор отеля "Ольгино"{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
* [[Борис Давид Кандов]] —владелец компании Agrotec H.m.b.H., Austria.{{нет АИ|1|09|2010}}
+
-
 
+
-
<!-- == Версия о [[прозелит]]ском происхождении бухарского [[иудейство|еврейства]] ==
+
-
{{достоверность|принадлежность бухарских евреев мусульманской касте}}
+
-
{{нет источников в разделе}}
+
-
{{орисс}}
+
-
{{стиль}}
+
-
 
+
-
Как известно, иудеи народ мигрантов, на одном месте не сидит, а движется в более благополучные регионы. Издревле в городах Центральной Азии существовали многочисленные иудейские общины. Сохранилось множество документальных свидетельств об иудеях Центральной Азии разных исторических периодов. А вот в период [[монгольская империя|монгольского правления]] уменьшилась численность иудеев. Связано это с тем, что монгольские варвары истребляли население завоёвываемых городов. Последние остатки иудеев живших в Центральной Азие с [[Империя Ахеменидов|ахеменидского]] периода исчезли. Эти иудеи говорили на персидском и арабском языках и исповедовали [[Саадия Гаон|вавилонский иудаизм]]. Скорее всего они иммигрировали по старым дорогам [[раданиты|раданитов]] в [[Польское королевство]], где правил [[Казимир Великий]]. Согласно преданию, влюбившись в иудейку Эстерку, Казимир пригласил иудеев со всего мира на проживание в свою страну. В Польше центральноазиатские иудеи влились в состав [[ашкеназы|германоязычных иудеев]].
+
-
+
-
К восстановлению [[иудаизм]]а в Средней Азии причастен некий [[:he:יוסף ממן|Йосеф Маман]]. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в [[Бухара|Бухару]] во время путешествия по [[османская империя|османскому]] и [[Хорасан|персидскому]] миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими [[лидерство|лидерскими]] качествами как [[харизма]], образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран [[диаспора|общиной]] арабоизированных [[Сефарды|сефардских]] иудеев города [[Цфат]], что в [[османская империя|Османской империи]], на задание по сборке денежных средств для функционирования иудаизма на [[Святая земля|Святой земле]]. По законам иудаизма, каждый правоверный иудей обязан жертвовать 10 % от своих доходов нуждающимся соплеменикам. Йосеф Маман отправился на сбор этих 10 % у своих соплеменников-сефардов. Сефарды это группа испанских иудеев, которые после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]] в 1492 году, расселились в странах, прилегающих к бассейну [[Средиземное море|средиземного моря]]. Известно, что Йосеф Магрибский бывал в [[Магриб|северной Африке]], в [[Крым]]у, в [[Иран]]е и наконец оказался в Бухаре в 1793 году. В Бухаре он, якобы, встретил иудеев(?). Та была весьма зажиточная фарси-язычная группа, члены которой называли себя «[[Колена Израилевы|исроил]]». Йосеф Магрибский остался в Бухаре и женился на местной девушке, у них были потомки. Как видно из биографии Йосефа Магрибского, он имел влияние на двор эмира и мусульмане называли его «великий мулло». Камнем преткновения является вопрос. Были ли «исроил» последователями иудаизма до Йосефа Магрибского? Или же Йосеф Маман обратил в сефардский иудаизм представителей мусульманского клана, члены которого называют себя «исроил», наподобие [[пуштуны|пуштунского]] клана «[[:en:Theory of Pashtun descent from Israelites|бани исраэль]]»([http://word.co.il/news/2005/01/21/sambation/])? Ответ на данные вопросы даёт нам европейский путешественник Эфраим Неймарк, который являлся по происхождению германоязычным иудеем. В 1886 году он совершил путешествие в бухарский регион и составил записи в своём журнале,{{цитата|''...по окончании каждой молитвы, после [того как произносили на иврите молитву] "Алейну лешабеах", они усаживались в молитвенном доме в единое место, старейшина собравшихся произносил [на иврите текст молитвы]: "Боне Ерушалайим Адонай, нидхей йисраэль еканэс вехоль йисраэль мемызрах умемаарав мицафон умиям бихлаль абраха". После этого зачитывали [на иврите молитву]: "Шир лемаалот эса эйни"... Когда я стал исследовать об основе данного обычая, их старики рассказали мне, что прежде, чем прибыл туда мулла Юсуф Эль-Магрибий (Йосеф Магрибский), был их обычай наподобие обычая магометан - читать несколько просьб по-фарси, и в конце своих слов произносили "Аллаху Акбар". А мулла Юсуф Эль-Магрибий вправил им вместо этого [и ввёл] чтение [на иврите молитву] "Шир лемаалот".''}}
+
-
Эта выписка была опубликована в ивритском журнале «האסיף» — «А-асиф», 1889 г., стр. 70.([http://www.buchara.org.il/Index.asp?CategoryID=60]).
+
-
 
+
-
Итак, в 1793 году после того, как 20-ти летний мулла Юсуф Эль-Магрибий твёрдо закрепился как вождь ''бухарцев-израильтян'' и женился на местной девушке, он принялся внедрять религиозное образование своим подопечным. Помимо того, что он хорошо разбирался в иудейском богословии, мулла Юсуф Эль-Магрибий также был хорошо осведомлён в мусульманском богословии. Среди его клиентов были помимо ''израильтян'', также и бухарцы-мусульмане. Молодой и энергичный Юсуф оказывал позитивное воздействие на всех своих учеников и чиновников бухарского эмира.
+
-
 
+
-
В 1802 бухарцы-израильтяне наладили контакты с евреями-ашкеназами. Вот что писал Биньямин Сет на иврите своим европейским единоверцам,{{цитата|''Мир и благословение всей еврейской общине; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России живет много евреев; здесь, в Кизил-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Для наших торговых дел нам надо бывать в России, но сюда дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют наших единоверцев. Если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас... Мир вам, всем детям вашим и вашим близким. Призывающий на Израиль благословение.''}}
+
-
 
+
-
Это письмо было адресовано евреям белорусского города [[Шклов]]. Шкловские евреи после ознакомления с содержимом письма написали ответ на иврите,{{цитата|''нашим единоверцам, преданным и верным служителям Всевышнего": "Как были мы удивлены, получив из дальней земли привет от наших братьев-евреев, которые не известили нас о месте своего жительства, о стране своего пребывания, так что мы не знаем, кому ответить... Правда, в письме упомянут город Кизил-Гар, но нам неизвестно, в какой стране он находится. После долгих поисков на карте земного шара... мы отыскали вашу страну и окружающие ее земли: это Бухара — Большая и Малая, граничащая с востока с Китаем, с юга — со страной Великого Могола, с запада — с Каспийским, морем, а с севера — с Сунгари и Киргиз-Казацкими степями... Приезжайте к нам, благословенные Богом, и мы сподобимся увидеть вас; и да спасет вас Всевышний от всяких страхов и ужасов, и вместе возблагодарим мы Его.''}}-->
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.bjews.com/?newlang=rus Портал бухарских евреев (рус., англ.)]
+
-
* [http://www.boojle.com/ogonek/index.php?issue=34&article=1 БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА]
+
-
* [http://www.eleven.co.il/article/10799 Статья «Бухарские евреи»] в Электронной еврейской энциклопедии
+
-
* [http://www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6419/?print=1 Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи]
+
-
* [http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=ru&msa=0&msid=107078080806989286586.00000112ead8478773db1&ll=39.764791,64.420846&spn=0.008066,0.020514&t=h&z=16&iwloc=00000112ec02bd6d65334 Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps]
+
-
* [http://www.ca-c.org/journal/rus-04-2001/22.degprimru.shtml Об археологических раскопках руин древних синагог в Туркмении.]
+
-
* [http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel/frametext.htm  Книга Странствий Раввина Вениамина.]
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские этносы]]
+
-
[[Категория:Национальные меньшинства]]
+
-
[[Категория:Народы Узбекистана]]
+
-
[[Категория:Народы Таджикистана]]
+
-
 
+
-
[[de:Bucharische Juden]]
+
-
[[en:Bukharan Jews]]
+
-
[[eo:Bukaraj judoj]]
+
-
[[fa:یهودی بخارایی]]
+
-
[[fi:Buharanjuutalaiset]]
+
-
[[fr:Juifs de Boukhara]]
+
-
[[he:יהדות בוכרה]]
+
-
[[ja:ブハラ・ユダヤ人]]
+
-
[[no:Bukhariske jøder]]
+
-
[[pt:Judeus Bukharan]]
+
-
[[tr:Buhara Yahudileri]]
+
-
[[uk:Бухарські євреї]]
+

Текущая версия на 22:33, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Бухарские евреи
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация