Ваикра (Левит), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{другое значение|Это статья о третьей книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. О священническом сословии см. статью [[Левиты]].}}
+
#redirect [[:ej:Ваикра (Левит), библейская книга]]
-
{{другое значение|[[Вайикра (недельный раздел)]]}}
+
-
{{Издание
+
-
| Название          = Леви́т
+
-
| Оригинал названия = וַיִּקְרָא (Ва-йикра́ ''— «И воззвал»)'
+
-
| Изображение      = PI019.jpg
+
-
| Ширина            = 200px
+
-
| Подпись          = [[Скиния собрания]]
+
-
| Автор            = [[Моисей]]
+
-
| Жанр              = [[Священное Писание]]
+
-
| Язык              = [[древнееврейский]]
+
-
| Серия            = [[Библия]] / [[Ветхий Завет]] / [[Пятикнижие]]
+
-
| Выпуск            = около [[XIV в. до н. э.]]
+
-
| Предыдущая        = [[Книга Исход|Исход]]
+
-
| Следующая        = [[Книга Числа|Числа]]
+
-
}}
+
-
'''Леви́т''' ({{lang-he|וַיִּקְרָא}}, '''''Ва-йикра́''''' — «И воззвал»; {{lang-la|Leviticus}}; {{lang-grc|Λευϊτικόν}}) — третья книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). В [[талмуд]]ической литературе<ref>[[Мишна]], Меггила 3:5, [[Мидраш]] Шир а-Ширим Раба 5:20</ref> чаще именуется «'''''Торат коханим'''''» (`священнический устав`). Посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав.
+
-
 
+
-
== Содержание книги ==
+
-
Лишь небольшая часть книги Левит носит повествовательный характер; большая часть — предписания священникам ([[коэны|коэнам]]), переданные Богом через Моисея на [[Синай (гора)|горе Синай]]. Впрочем, лишь немногие предписания относятся исключительно к священникам (8-10; 16:1-28; 21:1-22:16); подавляющее большинство заповедей касается всего народа Израиля. Большинство предписаний — универсального характера, меньшая часть исполнима лишь в условиях скитаний по пустыне после Исхода Израиля из Египта, либо лишь в условиях жизни в [[Земля Израиля|Земле Израиля]]. Книга Левит не содержит законов, касающихся [[левиты|левитов]], изложенных в [[Чис.|книге Числа]]. Книга Левит служит как бы продолжением [[Исх.|книги Исход]] — там подробно изложена история сооружения [[Скиния|Скинии]], здесь речь идет об отправлении культа в ней.
+
-
 
+
-
Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, она посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля, в особенности системы [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношений]]. Содержание книги образует подробное развитие и непосредственное продолжение статей и постановлений закона, излагаемых во второй части книги Исход; всюду законодательство книги Левит представляется развитием и восполнением возвещённого с Синая Откровения<ref>Лев. 25, 26:46; 27:34</ref>.
+
-
 
+
-
Главная идея или цель книги<ref>выраженная особенно ясно в Лев. 26:11-12</ref> состоит в образовании из Израиля общества Господня, которое стояло бы в тесном нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в книге Левит постановления:
+
-
# о жертвах (гл. 1-7);
+
-
# о посвящении священнослужителей (гл. 8-10);
+
-
# о чистом и нечистом (гл 11-16);
+
-
# о личной святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной (гл. 17-20);
+
-
# о святости и порядке всех отправлений богослужения, культа, о священных временах и проч. (гл. 21-27).
+
-
 
+
-
Таким образом идея святости и освящения — господствующая идея книги Левит, объединяющая все предписания и законы, связанные как исторически или хронологически, так и логически, развитием одного и того же принципа. Идея святости проходит красной нитью через все главы книги Левит — святость коэнов, святость народа Израиля, святость Земли Израиля, святость субботы и праздников. Особая роль отводится сынам Аарона, священникам: коэн приносит жертву и служит посредником между Израилем и его Богом. Основная задача священников — наставление народа в том, как отличать «священное от неосвященного и нечистое от чистого» (10:10; ср. 14:57; 15:31; Иех. 22:26; 44:23), чтобы осквернение Израиля грехом и ритуальной нечистотой (см. Чистота и нечистота ритуальные) не привело к осквернению святыни и не заставило Бога покинуть свой народ. На священников возлагается, таким образом, двойная задача: наставлять Израиль, не допускать осквернения святыни и очищать святыню, когда оно все же имеет место. Однако книга Левит не является чисто ритуальным законодательством: ритуал в значительной мере зиждется на этической основе и носит выраженную моральную окраску. Жертвоприношение — несмотря на всю его важность — лишь один из способов приближения человека к Богу; повседневное поведение — отношение к ближнему, к пришельцу, к бедняку, к слабому и нуждающемуся является определяющим фактором, и именно против аморальных поступков предостерегает проходящая рефреном формула «Я Господь, Бог ваш». Книга Левит предъявляет Израилю высокие моральные требования, касающиеся не только поступков, но и намерений — любить ближнего, не таить в сердце ненависти и т. п. Для книги Левит характерно отсутствие какой бы то ни было границы между нравственностью и культом, который служит таким образом формой осуществления этической идеи жизни в святости. От исполнения Закона каждым индивидуумом зависит судьба всего народа: прегрешения повлекут изгнание народа из его страны.
+
-
 
+
-
Кроме богословского значения, она имеет и важный археологический интерес, знакомя со многими сторонами жизни и воззрений еврейского народа.
+
-
 
+
-
Книга Левит охватывает период времени не более одного месяца — от постройки [[Скиния|Скинии]] в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства<ref>Исх. 40:17</ref> до приказа Бога Моисею провести перепись населения {{ВЗ2|в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской|Чис|1:1|—3}}. Содержание книги отражает жизнь в стане, что указывает на факт, что она была написана в пустыне<ref>Лев. 4:21; 10:4, 5; 14:8; 17:1—5</ref>.
+
-
 
+
-
=== Законы жертвоприношений ===
+
-
От первой до седьмой главы в книге Левит дело идёт о приношениях и о жертвах. Добровольное всесожжение приносилось Богу целиком. Часть добровольной мирной жертвы приносилась Богу на жертвеннике, другую ел священник, остальное ел тот, кто приносил жертву.
+
-
 
+
-
Книга Левит начинается изложением законов, по которым Израиль должен осуществлять жертвоприношения (главы 1-5), после чего следуют детальные наставления священникам относительно правил принесения жертвы (главы 6-7). Главы 8-10 прямо продолжают книгу Исход: там Моисею повелевается посвятить Аарона и его сынов в священники, здесь описывается исполнение этого повеления. Главы 11-17 посвящены законам, касающимся различения чистого и нечистого (чистые и нечистые животные, ритуальная чистота тела, очищение жилища и т. п.), за чем следует ряд предписаний, цель которых — не только чистота, но и святость жизни Израиля (главы 18-20). Святость связана, в первую очередь, с запретом «поступать по делам земли Египетской» и «земли Ханаанской». Глава 19 — свод этических предписаний, освящающих сынов Израиля: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). В главах 21-22 излагаются предписания, касающиеся святости коэнов. Глава 23 предписывает святость субботы и праздников, общее число которых семь (как и число дней недели). Глава 24, вне связи с соседними главами, говорит о некоторых порядках в скинии и о казни богохульника. Глава 25 содержит предписания о святости страны — субботний год (раз в семь лет) и юбилейный год (раз в 50 лет, то есть через каждые 7 × 7 = 49 лет). Глава 26 содержит благословение народу, соблюдающему Закон, и проклятие тем, кто его нарушает — обычное в те времена завершение свода законов. Последняя 27-я глава завершается фразой: {{ВЗ2|Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай|Лев|27:34}}.
+
-
 
+
-
Жертвы за грех и жертвы повинности были обязательными. Первые должны были искупать грехи, совершенные по ошибке или неумышленно, в то время как вторые приносились для того, чтобы восстанавливать определённые права для кающегося правонарушителя<ref>Лев. 4:1—35; 5:1—6:7; 6:24—30; 7:1—7</ref>. Внимания заслуживает факт, что израильтянам не раз напоминалось не есть крови<ref>Лев. 3:17; 7:26, 27</ref>. Имелись также бескровные жертвы хлебного приношения в знак признания щедрости Бога<ref>Лев. 2:1—16; 6:14—23; 7:9, 10</ref>.
+
-
 
+
-
=== Священнические уставы ===
+
-
Затем излагаются священнические уставы. По инструкциям Всевышнего Моисей совершил церемонию посвящения [[первосвященник]]а [[Аарон]]а и его четырёх сыновей как священников-помощников. Тогда священство приступило к своим обязанностям<ref>Лев. 8:1—10:20</ref>.
+
-
 
+
-
=== Предписания о чистых и нечистых животных ===
+
-
Затем даются законы, определяющие, что чисто и что нечисто. Правила относительно чистых или нечистых для еды животных охраняли израильтян от инфекции вредными организмами и укрепляли также барьер между ними и людьми из окружающих народов. В других постановлениях дело шло о нечистоте от трупов, об очищении женщин после родов, о процедурах, включавших [[проказа|проказу]], и о нечистоте в результате половых истечений у мужчин и женщин. Данные законы подчёркивают необходимость сохранять личную святость подобно святости Самого Бога<ref>Лев. 11:1—15:33</ref>.
+
-
 
+
-
=== Законы Дня Искупления ===
+
-
Самые главные жертвы за грехи приносились в ежегодный [[День Искупления]] ([[Йом Киппур]]). К ним принадлежал телец как жертва за священников и за остальное левитское колено. Для несвященнических колен Израиля жертвовался один козёл. Грехи народа исповедались над другим живым козлом, которого отпускали в пустыню (см. [[Козёл отпущения]]). Обоих козлов рассматривали как одну жертву за грех<ref>Лев. 16:5</ref>, что, вероятно, показывает, что они вместе составляли один символ.
+
-
 
+
-
=== Правила о еде мяса ===
+
-
Затем представляются правила о еде мяса и относительно жертвоприношений. Особенного внимания заслуживает запрет Всевышнего есть кровь. Для тех, кто поклоняется Господу в святости, воздержание от крови остаётся нормой<ref>Лев. 17:1—16; Деяния 15:28, 29</ref>.
+
-
 
+
-
=== Перечень запретов ===
+
-
Следующие законы в отношении кровосмешения, языческих ритуалов, состоявших из необычных половых связей, а также в отношении различных других мерзких обычаев, в том числе идолопоклонство, спиритизм, клевета и так далее, также должны были бы запечатлеть в нас необходимость святости в поклонении Богу. Соответственно священники должны были хранить свою святость. Между прочим излагались правила относительно брака священников, священнических нечистот и еды чего-либо святого<ref>Лев. 18:1—22:33</ref>.
+
-
 
+
-
=== Законы праздников ===
+
-
После этого упоминаются три ежегодных праздника: ранней весной — Пасха ([[Песах]]), поздней весной — Пятидесятница ([[Шавуот]]), осенью — Праздник кущей или урожая ([[Суккот]]). За этим следуют правила, включающие хуление святого имени Бога, соблюдение Суббот ([[Шаббат]]) (еженедельно, ежемесячно и каждый седьмой год) и юбилея, отношение к бедным израильтянам и обращение с рабами<ref>Лев. 23:1—25:55</ref>.
+
-
 
+
-
=== Благословения и проклятия ===
+
-
Затем благословения, вытекающие из послушания Богу, сопоставляются с проклятиями, которые будут испытываться за непослушание. Имеются также постановления о жертвах по обету и опенках, о первенцах животных и о приношении десятины как «святыни Господней». Этим кончаются {{ВЗ2|заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай|Лев|26:1|—27:34}}.
+
-
 
+
-
== Разделение книги на [[недельная глава|недельные главы]] ==
+
-
# Ваикра (1:1-5:26)
+
-
# Цав (6:1-8:36)
+
-
# Шмини (9:1-11:47)
+
-
# Тазриа (12:1-13:59)
+
-
# Мецора (14:1-15:33)
+
-
# Ахарей мот (16:1-18:30)
+
-
# Кдошим (19:1-20:27)
+
-
# Эмор (21:1-24:23)
+
-
# Бehap (25:1-26:2)
+
-
# Бехукотай (26:3-27:34)
+
-
 
+
-
== Происхождение книги ==
+
-
 
+
-
=== Библейская критика ===
+
-
Согласно точке зрения [[Велльгаузен, Юлиус|Ю. Вельхаузена]], длительное время господствовавшей в науке, книга Левит сформировалась сравнительно поздно — в начальный период эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]]. Аргументы Вельхаузена можно суммировать следующим образом: книга Левит отражает эпоху, когда культ был сосредоточен в Иерусалиме, в то время как в древний период — до реформы Иошияху (7 в. до н. э.) — не существовало культового центра (Вельхаузен рассматривал [[Скиния|Скинию]] в качестве анахронической проекции [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] на историю [[Исход]]а); праздники книги Левит не имеют тесной связи с природными циклами и сельскохозяйственной деятельностью (Вельхаузен постулирует такую связь как исходный пункт развития) и включают [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]], которые, возможно, возникли во время [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]]; деление на два священнических сословия — коэнов и левитов — есть результат реформы Иошияху, отменившей служение Богу Израиля вне Храма и таким образом лишившей провинциальных священников права отправления культа, дав им, однако, возможность выполнять вспомогательные функции в Храме; именно эта ситуация была формально закреплена в священнических кодексах книги Левит, которая к тому же отражает реальность эпохи Второго Храма, когда во главе народа, рассматривавшегося как религиозная община, стоял не царь, а первосвященник, как бы представлявший царя (что выражалось в особых символах, одеянии и помазании).
+
-
 
+
-
=== Опровержение критики ===
+
-
Позиция [[Велльгаузен, Юлиус|Вельхаузен]]а подверглась критической переоценке как в свете более глубокого анализа материала, так и в свете новейших открытий в сфере древних культур Ближнего Востока.
+
-
 
+
-
* [[Скиния]] не является анахронизмом, созданным в эпоху Второго Храма: упоминание о ней содержится в словах пророка Натана (эпоха [[Давид]]а и [[Соломон]]а);
+
-
* город, в котором находится Храм, рассматривается как лагерь в пустыне, где установлена Скиния. Скиния была единственным культовым центром Израиля после Исхода, и потому убой скота разрешался лишь там, где она находилась; предположение, что запрет убоя вне единственного культового центра относится ко времени Иошияху, равносильно предположению, что в этот период убой разрешался лишь в Иерусалиме, что практически невероятно и противоречит ясному разрешению убоя вне Иерусалима в книге Левит.
+
-
* В этой книге ясно ощущается связь праздников с природными и сельскохозяйственными циклами: обычаи, описываемые там, указывают на отправление культа в местных святилищах, то есть на период, предшествующий централизации культа в Иерусалиме.
+
-
* [[Рош hа-Шана]] и [[Йом-Киппур]] не возникли в [[галут]]е, как полагает Вельхаузен, так как подобные праздники существовали во всех древних культурах Ближнего Востока.
+
-
* В свете исследований последних десятилетий выяснилось, что институты, которые Вельхаузен рассматривал как инновации — многообразие культовых церемоний и жертвоприношений, различия жреческих сословий, священные приношения и т. п., — все эти черты были хорошо известны на древнем Ближнем Востоке за сотни лет до появления Израиля на исторической арене.
+
-
 
+
-
=== Время написания книги ===
+
-
Хотя точная датировка книги Левит невозможна, очевидно, что её ядро сформировалось не позднее эпохи Объединённого царства.
+
-
 
+
-
== Значение книги ==
+
-
Значение книги Левит для иудаизма видно уже из того, что в ней содержатся 247 из 613 заповедей еврейской религии. Примерно таково же соотношение талмудического материала, посвященного книге Левит и остальным книгам Пятикнижия. О приоритете книги Левит в раввинистической литературе свидетельствует название комментария таннаев к ней: «Сифра» (`книга`) в отличие от «Сифрей» (`другие книги`) — комментария к книгам Числа и Второзаконие. По традиции книга Левит — первая библейская книга, которую преподают в еврейских школах.
+
-
 
+
-
В книге Левит впервые в истории человечества формулируется духовная и моральная заповедь {{ВЗ2|Возлюби ближнего, как самого себя|Лев|19:18}}.
+
-
 
+
-
== Сноски и источники ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Викитека|Левит}}
+
-
* {{ЭЕЭ|12390|Книга Левит}}
+
-
* [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_pr.htm Книга Ваикра]. Предисловие к изданию Сончино.
+
-
* [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_1.htm Книга Ваикра]. Комментарий Сончино. Примечания к книге Ваикра.
+
-
 
+
-
{{Книги ТаНаХа}}
+
-
 
+
-
{{ЭСБЕ}}  {{M1}}
+
-
 
+
-
<!-- <ref>{{bible-stub}}</ref> -->
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
+
-
[[Категория:Пятикнижие]]
+
-
[[Категория:Книги по алфавиту]]
+
-
 
+
-
[[an:Lebitico]]
+
-
[[ar:سفر اللاويين]]
+
-
[[ast:Llevíticu]]
+
-
[[bg:Левит (Библия)]]
+
-
[[ca:Levític]]
+
-
[[cs:Leviticus]]
+
-
[[cy:Llyfr Lefiticus]]
+
-
[[da:Tredje Mosebog]]
+
-
[[de:3. Buch Mose]]
+
-
[[el:Λευϊτικό (βιβλίο)]]
+
-
[[en:Book of Leviticus]]
+
-
[[eo:Levidoj]]
+
-
[[es:Levítico]]
+
-
[[et:Kolmas Moosese raamat]]
+
-
[[eu:Lebitarren liburua]]
+
-
[[fa:سفر لاویان]]
+
-
[[fi:Kolmas Mooseksen kirja]]
+
-
[[fr:Lévitique]]
+
-
[[fur:Libri di Levitic]]
+
-
[[gd:Lebhiticus]]
+
-
[[gl:Levítico]]
+
-
[[hak:Li-vi-ki]]
+
-
[[he:ויקרא]]
+
-
[[hr:Levitski zakonik]]
+
-
[[id:Kitab Imamat]]
+
-
[[it:Levitico]]
+
-
[[ja:レビ記]]
+
-
[[jv:Kaimaman]]
+
-
[[ko:레위기]]
+
-
[[la:Liber Leviticus]]
+
-
[[li:Leviticus]]
+
-
[[lt:Kunigų knyga]]
+
-
[[ml:ലേവ്യര്‍]]
+
-
[[nl:Leviticus]]
+
-
[[nn:Tredje mosebok]]
+
-
[[no:Tredje Mosebok]]
+
-
[[pl:Księga Kapłańska]]
+
-
[[pt:Levítico]]
+
-
[[scn:Levìticu]]
+
-
[[simple:Leviticus]]
+
-
[[sk:Levitikus]]
+
-
[[sr:Трећа књига Мојсијева]]
+
-
[[sv:Tredje Moseboken]]
+
-
[[sw:Walawi (Biblia)]]
+
-
[[tl:Aklat ng Levitico]]
+
-
[[tr:Levililer (Tevrat)]]
+
-
[[uk:Левит (книга)]]
+
-
[[vi:Sách Lêvi]]
+
-
[[yi:ספר ויקרא]]
+
-
[[yo:Ìwé Lefitiku]]
+
-
[[zh:利未记]]
+
-
[[zh-min-nan:Lī-bī-kì]]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:23, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Ваикра (Левит), библейская книга
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация