Вильнюс (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История еврейской общины)
(Перенаправление на ej:Вильнюс (еврейская община))
 
(34 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Файл:Old Vilnius2.jpg|thumb|right|Улица в Старом Городе Вильнюса]]
+
#redirect [[:ej:Вильнюс (еврейская община)]]
-
[[Файл:Vilniaus_sinagoga.jpg|thumb|right|Хоральная Синагога Вильнюса]]
+
-
'''Ви́льнюс''' (Vilnius, Wilno, Ви́льна) — [[столица]] и крупнейший город [[Литва|Литвы]]. Расположен на востоке Литвы, на реке [[Вилия (река)|Вилии (Нерис)]], население — 555 тыс человек ([[2008]]).
+
-
 
+
-
Впервые упоминается как Вильна (Vilna) в [[1323 год]]у в письме великого князя литовского [[Гедимин]]а, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся [[Старый город (Вильнюс)|Старым городом]], внесённым в [[Всемирное наследие|Список всемирного культурного наследия]] [[ЮНЕСКО]].
+
-
 
+
-
Вильно было знаменито в еврейском мире 17-19 вв не только из-за своего большого еврейского населения, но прежде всего как центр еврейской учености и раввинистических знаний, из-за чего город получил прозвище "Литовского Иерусалима".
+
-
 
+
-
== Динамика населения города ==
+
-
 
+
-
В 16 веке население [[Вильнюс|Вильны]] оценивалось в 25—30 тысяч человек и город считался одним из самых крупных городов Восточной Европы.
+
-
 
+
-
В 1811 году Вильно с населением в 56 тысяч жителей занимал 3-е место в [[Российская империя|Российской империи]] после [[Санкт-Петербург]]а и [[Москва|Москвы]].
+
-
 
+
-
По [[Перепись населения Российской империи 1897 года|Всеобщей переписи населения 1897 года]] город с численностью в 154, 5 тысяч человек замыкал десятку крупнейших городов России.  При этом среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.
+
-
 
+
-
По приблизительным данным на начало 1940 года в городе насчитывалось 39,3 % поляков, 34,2 % евреев, 19,2 % литовцев, 4,5 % белорусов и русских, 1,7 % представителей других национальностей.
+
-
 
+
-
Динамика национального состава населения Вильнюса такова:
+
-
 
+
-
 
+
-
{| class="standard"
+
-
|-
+
-
!годы  || 1897 || 1916 || 1941 || 1959 || 1970 || 1979
+
-
|-
+
-
|''литовцы''|| 2,1 || 2,1 || 28,1 || 33,6 || 42,8 || 47,3
+
-
|-
+
-
|''русские''|| 20,1 || 1,6 || 3,6 || 29,4 || 24,5 || 22,2
+
-
|-
+
-
|''поляки''||30,9||50,1||50,7||20,0||18,3||18,0
+
-
|-
+
-
|'''''евреи'''''||'''40,0'''||'''43,5'''||'''16,2'''||'''7,0'''||'''4,4'''||'''2,3'''
+
-
|-
+
-
|''белорусы''||4,2||1,4||0,9||6,||6,5||6,4
+
-
|}
+
-
 
+
-
 
+
-
В 2001 г., из 542,287 жителей 57,8 % составляли [[литовцы]], 18,7 % — [[поляки]], 14 % — [[русские]], 4 % — [[белорусы]], 0,5 % — [[евреи]] (2,785 чел.) , остальные 5 % — представители других национальностей.
+
-
 
+
-
== История еврейской общины ==
+
-
 
+
-
Ниже приведены основные моменты истории еврейской общины Вильнюса.
+
-
 
+
-
Более детально историю еврейской общины в Вильно в 16-19 вв. см. Брокгауз-Ефрон [http://jewage.org/wiki/ru/Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0], в 20 в. см. КЕЭ
+
-
[http://eleven.co.il/?mode=article&id=10920&query=%C2%C8%CB%DC%CD%DE%D1+]
+
-
 
+
-
=== Начало еврейской общины Вильнюса - 15-16 вв. <ref></ref> ===
+
-
 
+
-
Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют.  Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки с начала 15 в, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства). В 1490-х годах есть сведения о евреях-купцах, имевших дома в городе.
+
-
 
+
-
С 1527 года виленским мещанам-христианам удалось получить от Сигизмунда I привилегию, в силу которой евреям запрещалось торговать и проживать в Вильно, возможно, что все виленское еврейское население подверглось тогда поголовно изгнанию. Однако от времени до времени, вопреки запрещению, появлялись евреи.
+
-
 
+
-
С 1545 г. отдельные евреи начинают возвращаться в Вильно. Однако до Люблинской унии (1569) жить в Вильно евреям было очень трудно: они не имели права открыто торговать от своего имени, не могли иметь синагоги.
+
-
 
+
-
В 1573 году постановлением конфедерации было признано за каждым шляхтичем право воздвигать на своей земле церкви, костелы и даже синагоги. Виленские евреи не замедлили воспользоваться этим, и в том же году было заложено основание Большой синагоги, которая стала центром еврейского населения, настолько увеличившегося, что улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название "Жидовской".
+
-
 
+
-
В мае 1592 г., в день Вознесения, чернь под предводительством нескольких лиц, среди которых были члены городского совета, разгромила синагогу, еврейские лавки и дома, где жили евреи.
+
-
 
+
-
В 1593 г. евреи получили от Сигизмунда III привилегию на жительство в Вильно, и нормальное функционирование общины началось лишь с этого времени. К этому периоду относится перестройка Большой синагоги в обширное каменное здание по образцу средневековых синагог Западной Европы.
+
-
 
+
-
=== 17 век ===
+
-
 
+
-
Община Вильно увеличивалась за счет выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов.
+
-
 
+
-
В царствование Владислава IV грамотой от 1633 г. евреям были даны льготы и вольности (право на вечные времена владеть синагогою, кладбищем, иметь лавки и баню, право заниматься ремеслами, и т. д.), при этом  для жительства евреям выделялся особый квартал, составлявший Виленское "гетто".
+
-
 
+
-
Эти права вызвали противодействие магистрата, и 3 апр. 1634 г. во время еврейской похоронной процессии (направлявшейся с Еврейской улицы через Зеленый мост на Снипишки, где находилось кладбище) толпа напала на участвовавших в процессии, ринулась на кладбище и произвела там разгром. Деревянные и каменные могильные памятники были поруганы и разрушены, а присутствовавшие евреи ограблены и избиты. Это событие подготовило почву для более сильного погрома: 6 марта 1635 г. по наущению магистрата толпа предала синагогу и еврейские дома хищению и разрушению; убыток от погрома достиг 100 тысяч польских злотых. Дело ο погроме поступило на рассмотрение назначенной королем комиссии (начало 1636 г.), принявшей компромиссное решение, но возложившей на магистрат обязанность принять меры к ограждению спокойствия евреев. (Действительно, когда в 1641 г. чернь напала на некоторые еврейские дома, администрация и суд подвергли виновных наказаниям.) В еврейском квартале были построены каменные ворота.
+
-
 
+
-
По ревизии магистрата 1645 года всего квартирохозяев евреев было 251, что составляло около 3,000 чел.
+
-
 
+
-
В 1655 г., во время Хмельничины, когда казаки, подкрепленные войсками царя Алексея Михайловича, подошли к Вильне, почти вся еврейская община бежала из города Не успевшие бежать погибли. После захвата города царь Алексей Михайлович в своей грамоте виленскому воеводе (в 1658 г.) предписал "жидов из Вильны выслать на житье за город". Неизвестно, было ли выполнено это предписание. Со взятием города польским военачальником Михаилом Пацом в 1661 г. евреи были восстановлены в своих правах.
+
-
 
+
-
Однако борьба цеховых учреждений с евреями продолжалась, что привело к ограничениям на ремесла и торговлю, к обнищанию общины и столкновениям еврейской массы с христианами-кредиторами.
+
-
 
+
-
Постепенно к Вильно перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильно насчитывалось 227 семейств; еще большее число проживало за еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства.
+
-
 
+
-
=== 18 век ===
+
-
 
+
-
Начиная с конца 17 в. община Вильно стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана ([[Виленский Гаон|Виленского Гаона]]), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.
+
-
 
+
-
Когда движение просвещения (Хаскала) достигло Вильно, оно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным.
+
-
 
+
-
В конце 18 в. Вильно (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.
+
-
 
+
-
=== 19 - начало 20 в. ===
+
-
 
+
-
Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение.
+
-
 
+
-
Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г.
+
-
 
+
-
Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иехуда Лейб Гордон и другие.
+
-
 
+
-
Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63,831, что составляло 41,5% всего населения города.
+
-
 
+
-
Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к [[первая алия|первой]] и [[вторая алия|второй алие]].
+
-
 
+
-
В 1890-х гг. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии.
+
-
 
+
-
В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России. В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш.
+
-
 
+
-
=== 1918 - 1941 гг. ===
+
-
 
+
-
Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса, хотя включение Вильнюса в состав Польши (1920) неблагоприятно отразилось на экономике города.
+
-
 
+
-
В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы.
+
-
 
+
-
Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским, создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г. В деятельности ИВО приняли участие известные ученые З. Рейзен, М. Вайнрайх, З. Калманович, М. Эрик и другие.
+
-
 
+
-
В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны. Среды них были раввины и ученики иешив из Мира, Барановичей и других населенных пунктов, члены сионистских организаций, писатели, журналисты, общественные деятели. Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе.
+
-
 
+
-
Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара (единственный японец, которому в Израиле было присуждено звание "Праведника народов мира") выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая.
+
-
 
+
-
В июне 1940 г. Литва была присоединена к СССР. Советские власти закрыли еврейские культурные учреждения и наложили запрет на деятельность сионистских организаций. Все некоммунистические издания на идиш были запрещены. Сионисты, бундовцы и «буржуазные элементы» были высланы в 1941 г. в глубь СССР; многие из них были заключены в тюрьмы и концлагеря, где лишь немногим удалось выжить.
+
-
 
+
-
== Период Катастрофы ==
+
-
 
+
-
24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты сами (еще до немецких распоряжений) убили тысячи евреев.
+
-
 
+
-
30 июля в город прибыла эйнзацкоманда 9, подразделение эйнзацгруппен «В», которая при помощи литовской вспомогательной полиции и частей вермахта уничтожила в июле–августе 1941 г. в Панеряе (Понары) 30,000 евреев Вильнюса.
+
-
 
+
-
4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек. Наряду с массовыми расстрелами происходил централизованный грабеж еврейского населения. Так, 6 августа юденрат Вильнюса получил приказ собрать около двух миллионов рублей. Было собрано и сдано германским оккупационным властям полтора миллиона рублей, 16,5 кг золота и 189 часов. В отчете об уничтожении евреев Вильнюса говорилось, что у 500 жертв было изъято 460 тыс. рублей и много ценностей. 2 сентября 1941 г. несколько членов юденрата Вильнюса были расстреляны за то, что вовремя не организовали доставку десяти тысяч человек.
+
-
 
+
-
6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около 20,000 человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано, и все его узники расстреляны в Понарах. В конце 1941 г. в Вильнюсе оставалось одно гетто, в котором было заключено около 20,000 человек.
+
-
 
+
-
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в Вильнюсе не проводилось акций по уничтожению еврейского населения. В гетто были созданы многочисленные мастерские, первоначально обслуживавшие нужды узников. В феврале 1943 г. в гетто функционировали 28 мастерских (16 в легкой промышленности и сфере обслуживания и 12 механических). Большинство заказов поступало с «арийской стороны». Возглавивший юденрат вильнюсского гетто с середины июля 1942 г. Я. Генс, командовавший также полицией гетто, пытался убедить оккупационные власти в целесообразности использования еврейской рабочей силы. Он пытался внушить жителям гетто, что «пока работает производство в гетто и команды за его пределами, мы можем надеяться, что мы очень нужны и незаменимы». По его распоряжению в гетто был повешен плакат «Еврейская женщина, помни, — работа спасает жизнь».
+
-
 
+
-
Несмотря на полный запрет для евреев на получение какого-либо образования, в гетто были открыты учебные заведения. Уже в первые дни оккупации была создана школа, в которую записались 2700 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Многие из них погибли во время массовых казней еврейского населения в июле–августе 1941 г. Осенью 1941 г. работали два начальных класса и несколько классов средней школы. С января по декабрь 1942 г. число учителей увеличилось с 23 до 72, учеников — с 390 до 1405. Занятия в школе велись на идиш. Большое внимание в гетто уделялось медицинской помощи населению и санитарному состоянию гетто. Больше всего сотрудников юденрата в Вильнюсе работало в отделе здравоохранения (360 человек), была также организована санитарная служба. В июле 1941 г. в гетто была открыта больница на 160 мест, через год число коек возросло до 237. В больнице работали 26 врачей.
+
-
 
+
-
В конце января 1942 г. в гетто была создана подпольная Объединенная боевая организация ФПО (Фарейникте партизанер организацие), руководимая И. Виттенбергом, И. Глазманом (1908–43), А. Ковнером. В составе организации насчитывалось несколько сот человек. В январе появилась листовка подпольщиков, написанная А. Ковнером, в которой был первый призыв к евреям в оккупированной Европе к восстанию: «Нас не поведут, как овец, на бойню! Еврейская молодежь, не дай сбить себя со своего пути. Сомневающиеся! Избавьтесь от сомнений! Ваши дети, ваши мужья, ваши жены погибли. Понары — это не лагерь. Их всех убили там». Подпольщики запасались оружием, происходили вооруженные столкновения с немцами. Подпольщики сорвали предпринятую нацистами попытку вывезти в Германию ценные коллекции ИВО.
+
-
 
+
-
В 1942–43 гг. вооруженные боевые группы из вильнюсского гетто отправлялись в леса, где создавали партизанские отряды. Первым таким отрядом был отряд «Некомэ» («Месть»), состоявший полностью из узников вильнюсского гетто (более двухсот человек) под командованием И. Глазмана. Отряд базировался в районе озера Свислочь. Позднее отряд был расформирован, его бойцы вошли в отряды партизанской бригады Маркова, в частности, в отряд «Вильнюс». В Рудницкой Пуще (в 40 км от Вильнюса) было создано четыре еврейских партизанских отряда, где подавляющее большинство составляли бойцы из Вильнюсского гетто. Два из них — отряд «Борьба» под командованием М. Баселеницкого и отряд «Смерть фашизму!» вошли в состав литовских партизанских соединений. Отряды «За победу!» (командир С. Каплинский) и «Мститель» (командир А. Ковнер) оставались еврейскими. В 1944 г. они вместе с частями советской армии приняли участие в боях за освобождение Вильнюса.
+
-
 
+
-
После приказа рейхсфюрера СС Г. Гиммлера от 21 июля 1943 г. о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР началась ликвидация гетто Вильнюса. В июле–октябре 1943 г. подавляющее большинство узников были вывезены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. Еврейские боевые группы оказывали вооруженное сопротивление депортации. Глава юденрата Я. Генс был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и расстрелян 15 сентября 1943 г. Тяжелые условия содержания в концлагерях Эстонии способствовали массовой смерти узников. Концлагеря были ликвидированы в сентябре 1944 г. накануне вступления в Эстонию советских войск. Часть узников была уничтожена, а часть перевезена на территорию Германии.
+
-
 
+
-
Группа членов ФПО из Вильнюса, попавшая в концлагеря в Эстонию, смогла установить контакты с партизанами. Руководителями группы были Л. Опескин и Я. Бергольский. Подпольщики достали оружие и когда 10 июля 1944 г. части СС окружили лагерь, смогли оказать вооруженное сопротивление. Около 100 заключенным удалось вырваться из лагеря.
+
-
 
+
-
== Послевоенное время ==
+
-
 
+
-
13 июля 1944 г. Вильнюс был освобожден советской армией. К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. — 16,354 человека. Многие из бойцов еврейских партизанских отрядов и заключенных концентрационных лагерей уехали в Израиль или выехали в другие страны мира. Часть евреев Вильнюса смогла выехать в Польшу в качестве бывших польских граждан по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 6 июня 1945 г.
+
-
 
+
-
После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940–41 гг.
+
-
 
+
-
В городе действовала только одна синагога; в 1944–49 гг. функционировала школа с преподаванием на идиш, Государственный еврейский музей, детский сад.
+
-
 
+
-
В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес.
+
-
 
+
-
В 1951 г. были переименованы улицы с еврейскими названиями — Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г. Останки лишь немногих, в их числе останки основателя Бунда А. Кремера, писателя Ш. И. Финна и некоторых других, были перенесены на кладбище Судярвес; могильные камни с Зареченского кладбища использовались при строительстве зданий.
+
-
 
+
-
Преднамеренное затушевывание советскими властями еврейской национальной принадлежности жертв нацизма и запрещение еврейской культуры вызвали среди еврейской молодежи чувство протеста, усугубившее чувство солидарности с Израилем. Только в конце 1960-х гг. власти разрешили основать в Вильнюсе еврейскую любительскую труппу, которая ставила пьесы Шалом Алейхема и других классиков на идиш. После Шестидневной войны (1967) солидарность с Израилем стала еще более выраженной, и Вильнюс стал одним из важных центров движения за алию. Начиная с 1971 г. значительное число евреев Вильнюса репатриировалось в Израиль.
+
-
 
+
-
Иногда республиканские и городские власти решались на послабления для евреев (они совпадали с периодами «оттепелей», инспирировавшимися из Москвы, но были более радикальны). В 1956 г. здесь начали выступать с концертами еврейской песни Б. Хайтовский и выпускница Вильнюсской консерватории Нехама Лифшиц. В 1971 г. был создан самодеятельный еврейский ансамбль «Файерлах» с вокальной, инструментальной и танцевальной группами; в 1977 г. была организована театральная группа на идиш. В Литве была менее жесткая, чем в других республиках Советского Союза, политика по отношению к желающим выехать в Израиль. Эти тенденции связывали с именем влиятельного эксперта по еврейскому вопросу, члена ЦК компартии Литвы, главного редактора газеты «Тиеса» (в 1945–70 гг.) и журнала «Коммунист» (в 1970–85 гг.) Г. Зиманаса (1910–85), который в те же годы публиковал свои антисионистские книги и статьи.
+
-
 
+
-
В 1970 г. в Вильнюсе проживало 16,486 евреев (4,4% от всего населения), в 1979 г. — 10,723 еврея (2,3%), в 1989 г. — 9109 евреев (1,5%). Сокращению численности еврейского населения Вильнюса способствовало соглашение о репатриации между Польшей и Советским Союзом, заключенное в 1956 г., и выезд значительной части евреев Вильнюса в 1970–80-х гг. в Израиль и другие страны мира.
+
-
 
+
-
== В независимой Литве ==
+
-
 
+
-
В 1989 г. в Израиль из Вильнюса приехало 289 человек, в 1990 г. — 2,414, в 1991 г. — 934 человека, в 1992 г. — 350 человек, в 1993 г. — 305 человек. По оценкам Еврейского агентства, к началу 1994 г. в Вильнюсе оставалось около 5,000 евреев. В середине 1990-х – начале 2000-х гг. продолжалась репатриация евреев Вильнюса в Израиль, а также выезд в другие страны мира. Так, из вильнюсского аэропорта в Израиль на постоянное место жительства вылетело: в 1994 г. — 429 человек, в 1995 г. — 345, в 1996 г. — 381, в 1997 г. — 348, в 1998 г. — 321, в в 1999 г. — 269, в 2000 г. — 283 человека, в 2001 г. — 238 человек, в 2002 г. — 139.
+
-
 
+
-
Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе "перестройки" в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума» (председатель Г. Альпернас); в Вильнюсе были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека. С марта 1989 г. по январь 1990 г. общество выпустило семь номеров бюллетеня «Эцлейну». С января 1989 г. литовское радио стало вести еженедельные передачи на идиш. В марте 1989 г. в Вильнюсе состоялось учредительное собрание Общества культуры евреев Литвы. Председателем был избран филолог, специалист в области еврейско-литовских литературных связей, деятель литовского движения за независимость «Саюдис» Э. Зингерис (в том же году избран от «Саюдиса» депутатом Верховного Совета Литвы; позднее — депутат сейма). С июня 1990 г. по февраль 1992 г. общество возглавлял писатель Г. Канович (в 1989–91 гг. — депутат Верховного Совета СССР). В ноябре 1991 г. общество преобразовано в еврейскую общину Литвы, в феврале 1992 г. (после отъезда Г. Кановича в Израиль) ее председателем избран С. Альперавичюс.
+
-
 
+
-
Вильнюс становится центром различных еврейских общественных организаций Литвы. В январе 1989 г. возобновил деятельность спортивный клуб «Маккаби», существовавший в Вильнюсе с 1916 г. по 1939 г. В марте 1989 г. был организован Союз студентов-евреев Литвы. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С октября 1989 г. выходит газета «Литовский Иерусалим» на русском (до трех тысяч экземпляров), идиш (до одной тысячи экземпляров), литовском (500 экземпляров) и английском (с апреля 1992 г.) языках (вариант газеты на идиш придерживался не советизированной орфографии, а международной, нормы которой были разработаны в 1920–30-е гг. в Вильнюсе, в ИВО). В 1995 г. издание газеты возобновлено.
+
-
 
+
-
Летом 1988 г. проводилась выставка еврейского культурного наследия Литвы. В 1989 г. открылась Вильнюсская государственная еврейская школа для детей и взрослых. Решением Совета министров Литовской ССР от 6 сентября 1989 г. восстановлен Государственный еврейский музей (директор Э. Зингерис), основанный С. Ан-ским и функционировавший в 1919–41 гг. и 1945–49 гг. В Книжной палате Литвы в 1989 г. открыт сектор еврейской литературы. С 1990 г. профессор М. Шубас возобновил в Вильнюсском университете чтение лекций по иудаистике. В этом же году вышла в свет монография С. Атамукаса «Евреи в Литве». В 1991 г. вышла книга Г. Аграновского (родился в 1937 г.) и Ирины Гузенберг (родилась в 1940 г.) «Литовский Иерусалим». В 1993 г. в Вильнюсе действовали дневная еврейская школа (пять классов, 95 учеников от шести до десяти лет) и еврейский детский сад (две группы, 35 детей от двух до семи лет). В 1991 г. вакантное место раввина Хоральной синагоги занял приглашенный из Великобритании Д. Смит (с октября того же года до 1994 г. — главный раввин Вильнюса). В 1991 г. открылась иешива. С 1994 г. активно участвует в еврейской религиозной жизни раввин движения Хабад Б.Кринский.
+
-
 
+
-
Действует детский и молодежный клуб «Илан», Еврейский культурный клуб, инструментальная группа «Литовский Иерусалим». Существует еврейское молодежное движение Бетар, Союз еврейских ученых и интеллектуалов «Вигор», детский центр имени Я. Корчака. В Вильнюсе при помощи Джойнта действует организация «Хесед», оказывающая большую помощь пожилым и больным людям. Так, более ста человек из Вильнюса и окрестностей получают бесплатные обеды. Под руководством Н. Ефрос действует консультативный медицинский центр «Эзра».
+
-
 
+
-
Важное направление деятельности еврейских организаций Вильнюса — увековечение памяти жертв Катастрофы. В ноябре 1989 г. на еврейском кладбище в Вильнюсе открыт памятник погибшим. В 1990 г. 2-я конференция Общества культуры евреев Литвы объявила период с 22 июня 1990 г. до 22 июня 1991 г. Годом скорби. Сооружен новый памятник (старый взорван в 1952 г.) в Понарах (архитектор Я. Макарюнас). Открытие памятника состоялось в 1991 г. с участием литовских официальных лиц и председателя израильского Кнесета Д. Шиланского, бывшего узника гетто в Литве. В День геноцида евреев Литвы 23 сентября 1991 г. (день ликвидации гетто в Вильнюсе в 1943 г.) по всей республике прошли траурные митинги, открылась выставка в Литовской национальной библиотеке. В июле 1993 г. открыт мемориал на улице Субачюс, где летом 1944 г. были расстреляны 400 евреев. В траурной церемонии участвовали президент республики А. Бразаускас, премьер-министр А. Шляжявичюс, гости из Израиля и других стран. В октябре 1993 г. состоялась международная научная сессия, посвященная 50-летию ликвидации вильнюсского гетто. На средства городских властей были установлены памятники на улице Месиню (территория бывшего гетто) и на месте, где находилось Шнипишкское кладбище, несколько новых памятников было установлено на кладбище Судярвес на средства, собранные евреями США и Израиля.
+
-
 
+
-
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе функционировали две еврейские школы: государственная еврейская средняя школа имени Шалом Алейхема (в 2000/2001 учебном году 207 учеников), частная религиозная средняя школа Бейт-Менахем (в 2001 г. — 56 учеников). Действует еврейский детский сад. В 1993 г. начал функционировать Центр изучения иудаистики при Вильнюсском университете (руководитель профессор М. Субас). В Литовской государственной библиотеке имени М. Мажвидаса открыт отдел иудаистики (заведующая отделом Эсфирь Брамсон-Алаперне), который располагает большой коллекцией редких еврейских книг. Большое количество книг по еврейской истории, в первую очередь Катастрофы, в Литве издает Государственный еврейский музей имени Виленского Гаона (директор Э. Зингерис).
+
-
 
+
-
С середины 1990-х гг. различные курсы по истории евреев читаются в Вильнюсском педагогическом университете. В 1997 г. в Вильнюсе состоялась научная конференция, посвященная 200-летней годовщине смерти Виленского Гаона «Виленский Гаон и наследие еврейской культуры», в работе которой участвовали ученые из шести стран.
+
-
 
+
-
Власти и общественность республики поддержали возрождение еврейской жизни. В мае 1990 г. Верховный Совет Литвы принял специальную декларацию, в которой осуждается геноцид евреев в годы войны и участие в нем литовцев. В 1994 г. эта позиция подтверждена президентом во время визита в Израиль. В декабре 1990 г. еврейской культуре и истории был посвящен специальный номер литовского журнала «Крантай». В марте 1992 г. городской совет Вильнюса переименовал одну из площадей города в площадь Жертв гетто.
+
-
 
+
-
В 1997 г. состоялась международная научная конференция, посвященная геноциду европейских евреев. Международный фестиваль «Шалом», в котором участвуют музыканты из Литвы, Латвии, Израиля, США, России, Швеции и других стран, в 1997 г. был посвящен еврейскому театру, существовавшему в вильнюсском гетто. В сентябре 2000 г. президент Литвы В. Адамкус наградил тех, кто спасал евреев (42 человека, 23 из них посмертно), Крестом за спасение погибающих. 24 сентября 2000 г. в Вильнюсе была открыта мемориальная доска в память о бойцах ФПО, сражавшихся с фашистами в сентябре 1943 г.
+
-
 
+
-
Вместе с тем, в 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики. Часто появляются антисемитские статьи в газетах. Например, в газете «Летувос айдас», называющей себя «государственной газетой», в номере от 17 сентября 2000 г. была опубликована статья Л. Кяулейкиса «Перекресток», в которой автор писал: «Кто, “освободив” Литву, начал вывозить элиту народа в Сибирь? Русские. А кто был организатором и пособником этой человекоубийственной акции? Евреи. Ведь их было полно, как тараканов».
+
-
 
+
-
Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев. Так, К. Гимзаускас был в 1993 г. выдан США Литве и предан суду по обвинению в убийстве евреев. Суд счел его слишком больным, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Был признан больным и не был отдан под суд бывший начальник полиции безопасности Вильнюсского района А. Лилейкис, обвиненный в уничтожении евреев в годы Катастрофы
+
-
 
+
-
== Еврейские достопримечательности Вильнюса ==
+
-
 
+
-
* хоральная [[синагога]] ([[1903]]);
+
-
* [[Кенасса в Вильнюсе|караимская кенасса]] ([[1913]]);
+
-
* Государственный еврейский музей [[Гаон Виленский|Виленского Гаона]] с экспозициями, размещёнными в четырёх различных зданиях;
+
-
 
+
-
== Известные люди, связанные с Вильнюсом ==
+
-
 
+
-
В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:
+
-
* музыкант  [[Хейфец, Яша|Яша Хейфец]]
+
-
* писатели [[Ромен Гари]], [[Канович, Григорий|Григорий Канович]], [[Нигер, Шмуэль|Шмуэль Нигер]], [[Вайтер, А.|А.Вайтер]]
+
-
* религиозный деятель [[Виленский гаон]],
+
-
* скульптор [[Антокольский, Марк Матвеевич|Марк Антокольский]]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
<references />
+
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:24, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Вильнюс (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация