Вильнюс (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(1918 - 1941 гг.)
(Начало еврейской общины Вильнюса)
Строка 40: Строка 40:
== История еврейской общины ==
== История еврейской общины ==
-
=== Начало еврейской общины Вильнюса ===
+
=== Начало еврейской общины Вильнюса - 15-16 вв. <ref>http://jewage.org/wiki/ru/Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0</ref> ===
-
Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют. Евреи начали посещать Вильно со времен Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в. Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства).
+
Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют. Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки с начала 15 в, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства). В 1490-х годах есть сведения о евреях-купцах, имевших дома в городе.
 +
 
 +
С 1527 года виленским мещанам-христианам удалось получить от Сигизмунда I привилегию, в силу которой евреям запрещалось торговать и проживать в Вильно, возможно, что все виленское еврейское население подверглось тогда поголовно изгнанию. Однако от времени до времени, вопреки запрещению, появлялись евреи.
 +
 
 +
С появлением в Вильно в 1545, 1552 и 1559 гг. домов С. Кишки, И. Горностая и кн. Чарторийского на Немецкой улице, которые были освобождены от городской юрисдикции (и поэтому не подпадали под запрещение 1527 г), вновь создалась возможность беспрепятственно селиться евреям в Вильно. Запрещение 1527 г. еще более теряет свое значение с тех пор, как Сигизмунд-Август разрешил (1551) двум краковским евреям вести в Вильно торговлю, нанимать дома и лавки, a также открыть ломбард для выдачи ссуд под залог движимого имущества; они со своими слугами были освобождены королем от подчинения мещанскому суду и уряду и подлежали лишь суду замковому. Через несколько лет подобная грамота была дана некоему Ионасу Исаковичу, который, в свою очередь, передал в 1556 году это право другим двум евреям из Бреста. Виленский монетный двор также служил долгое время возможным прибежищем для богатых еврейских переселенцев.
 +
 
 +
Однако до Люблинской унии (1569) евреям было очень трудно селиться в Вильно: они не имели права открыто торговать от своего имени, не могли иметь синагоги. В 1573 году постановлением конфедерации было признано за каждым шляхтичем право воздвигать на своей земле церкви, костелы и даже синагоги. Виленские евреи не замедлили воспользоваться этим, и в том же году было заложено основание Большой синагоги, которая стала центром еврейского населения, настолько увеличившегося, что улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название "Жидовской".
 +
 
 +
В мае 1592 г., в день Вознесения, чернь под предводительством нескольких лиц, среди которых были члены городского совета, разгромила синагогу, еврейские лавки и дома, где жили евреи. В правление Сигизмунда III, чтобы легализовать свое положение в город и свои уже de facto существовавшие учреждения, евреи исходатайствовали грамоту, в силу которой получили право от себя и от своего имени иметь синагогу, кладбище, бани и мясные лавки. К тому времени, вероятно, относится перестройка Большой синагоги в обширное каменное здание по образцу средневековых синагог Западной Европы.
=== 17 век ===  
=== 17 век ===  

Версия 00:42, 25 февраля 2010

Файл:Old Vilnius2.jpg
Улица в Старом Городе Вильнюса
Файл:Vilniaus sinagoga.jpg
Хоральная Синагога Вильнюса

Ви́льнюс (Vilnius, Wilno, Ви́льна) — столица и крупнейший город Литвы. Расположен на востоке Литвы, на реке Вилии (Нерис), население — 555 тыс человек (2008).

Впервые упоминается как Вильна (Vilna) в 1323 году в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся Старым городом, внесённым в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вильно было знаменито в еврейском мире 17-19 вв не только из-за своего большого еврейского населения, но прежде всего как центр еврейской учености и раввинистических знаний, из-за чего город получил прозвище "Литовского Иерусалима".

Содержание

Динамика населения города

В 16 веке население Вильны оценивалось в 25—30 тысяч человек и город считался одним из самых крупных городов Восточной Европы.

В 1811 году Вильно с населением в 56 тысяч жителей занимал 3-е место в Российской империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

По Всеобщей переписи населения 1897 года город с численностью в 154, 5 тысяч человек замыкал десятку крупнейших городов России. При этом среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.

По приблизительным данным на начало 1940 года в городе насчитывалось 39,3 % поляков, 34,2 % евреев, 19,2 % литовцев, 4,5 % белорусов и русских, 1,7 % представителей других национальностей.

Динамика национального состава населения Вильнюса такова:


годы 1897 1916 1941 1959 1970 1979
литовцы 2,1 2,1 28,1 33,6 42,8 47,3
русские 20,1 1,6 3,6 29,4 24,5 22,2
поляки 30,9 50,1 50,7 20,0 18,3 18,0
евреи 40,0 43,5 16,2 7,0 4,4 2,3
белорусы 4,2 1,4 0,9 6, 6,5 6,4


В 2001 г., из 542,287 жителей 57,8 % составляли литовцы, 18,7 % — поляки, 14 % — русские, 4 % — белорусы, 0,5 % — евреи (2,785 чел.) , остальные 5 % — представители других национальностей.

История еврейской общины

Начало еврейской общины Вильнюса - 15-16 вв. [1]

Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют. Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки с начала 15 в, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства). В 1490-х годах есть сведения о евреях-купцах, имевших дома в городе.

С 1527 года виленским мещанам-христианам удалось получить от Сигизмунда I привилегию, в силу которой евреям запрещалось торговать и проживать в Вильно, возможно, что все виленское еврейское население подверглось тогда поголовно изгнанию. Однако от времени до времени, вопреки запрещению, появлялись евреи.

С появлением в Вильно в 1545, 1552 и 1559 гг. домов С. Кишки, И. Горностая и кн. Чарторийского на Немецкой улице, которые были освобождены от городской юрисдикции (и поэтому не подпадали под запрещение 1527 г), вновь создалась возможность беспрепятственно селиться евреям в Вильно. Запрещение 1527 г. еще более теряет свое значение с тех пор, как Сигизмунд-Август разрешил (1551) двум краковским евреям вести в Вильно торговлю, нанимать дома и лавки, a также открыть ломбард для выдачи ссуд под залог движимого имущества; они со своими слугами были освобождены королем от подчинения мещанскому суду и уряду и подлежали лишь суду замковому. Через несколько лет подобная грамота была дана некоему Ионасу Исаковичу, который, в свою очередь, передал в 1556 году это право другим двум евреям из Бреста. Виленский монетный двор также служил долгое время возможным прибежищем для богатых еврейских переселенцев.

Однако до Люблинской унии (1569) евреям было очень трудно селиться в Вильно: они не имели права открыто торговать от своего имени, не могли иметь синагоги. В 1573 году постановлением конфедерации было признано за каждым шляхтичем право воздвигать на своей земле церкви, костелы и даже синагоги. Виленские евреи не замедлили воспользоваться этим, и в том же году было заложено основание Большой синагоги, которая стала центром еврейского населения, настолько увеличившегося, что улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название "Жидовской".

В мае 1592 г., в день Вознесения, чернь под предводительством нескольких лиц, среди которых были члены городского совета, разгромила синагогу, еврейские лавки и дома, где жили евреи. В правление Сигизмунда III, чтобы легализовать свое положение в город и свои уже de facto существовавшие учреждения, евреи исходатайствовали грамоту, в силу которой получили право от себя и от своего имени иметь синагогу, кладбище, бани и мясные лавки. К тому времени, вероятно, относится перестройка Большой синагоги в обширное каменное здание по образцу средневековых синагог Западной Европы.

17 век

Община Вильнюса увеличивалась за счет выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около 3,000 евреев.

В 1655 г. Вильнюсу угрожал захват русской армией, что вынудило евреев бежать из города.

С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; еще большее число проживало за еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства.

Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.

18 век

Начиная с конца 17 в. община Вильнюса стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.

Когда движение просвещения (Хаскала) достигло Вильнюса, оно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным.

В конце 18 в. Вильнюс (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.

19 - начало 20 в.

Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение.

Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г.

Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иехуда Лейб Гордон и другие.

Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63,831, что составляло 41,5% всего населения города.

Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к первой и второй алие.

В 1890-х гг. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии.

В 1902 г. сапожник Хирш Леккерт пытался застрелить виленского генерал-губернатора, расправившегося с первомайской демонстрацией. Покушавшийся был приговорен к смертной казни и повешен.

В 1900 г. евреи пережили вспышку антисемитских настроений христианского населения в связи с делом Блондеса, на которого был возведен кровавый навет (обвиняемый был полностью оправдан в 1902 г.).

В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России. В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш. В 1903 г. Вильнюс посетил Теодор Герцль, горячо встреченный еврейским населением.

Сионистский лидер Шмарьяху Левин был избран виленским депутатом в Государственную думу России.

Ортодоксальные круги организовались под руководством раввина Хаима Озера Гродзенского и потом объединились в Агуддат Исраэль.

Среди многочисленной периодики, издававшейся в Вильнюсе, была ежедневная газета на иврите «Ха-Зман».

На средства, пожертвованные Маттитьяху Страшуном, была основана прекрасная еврейская библиотека.

Видную роль в издательском и типографском деле сыграл виленский издательский дом Ромма. Роммовские издания Талмуда и других важнейших произведений еврейской религиозной литературы продолжают переиздаваться до сих пор в Израиле и США.

1918 - 1941 гг.

Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса, хотя включение Вильнюса в состав Польши (1920) неблагоприятно отразилось на экономике города.

В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы.

Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским, создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г. В деятельности ИВО приняли участие известные ученые З. Рейзен, М. Вайнрайх, З. Калманович, М. Эрик и другие.

В Вильнюсе жили и участвовали в общественной жизни такие писатели, как Х. Граде, Ш. Качергинский, М. Кульбак, А. Суцкевер; все они, кроме Кульбака, входили в состав группы "Юнг Вилне".

В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны. Среды них были раввины и ученики иешив из Мира, Барановичей и других населенных пунктов, члены сионистских организаций, писатели, журналисты, общественные деятели. Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе.

Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара (единственный японец, которому в Израиле было присуждено звание "Праведника народов мира") выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая.

В июне 1940 г. Литва была присоединена к СССР. Советские власти закрыли еврейские культурные учреждения и наложили запрет на деятельность сионистских организаций. Все некоммунистические издания на идиш были запрещены. Сионисты, бундовцы и «буржуазные элементы» были высланы в 1941 г. в глубь СССР; многие из них были заключены в тюрьмы и концлагеря, где лишь немногим удалось выжить.

Период Катастрофы

24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты сами (еще до немецких распоряжений) убили тысячи евреев.

30 июля в город прибыла эйнзацкоманда 9, подразделение эйнзацгруппен «В», которая при помощи литовской вспомогательной полиции и частей вермахта уничтожила в июле–августе 1941 г. в Панеряе (Понары) 30,000 евреев Вильнюса.

4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек. Наряду с массовыми расстрелами происходил централизованный грабеж еврейского населения. Так, 6 августа юденрат Вильнюса получил приказ собрать около двух миллионов рублей. Было собрано и сдано германским оккупационным властям полтора миллиона рублей, 16,5 кг золота и 189 часов. В отчете об уничтожении евреев Вильнюса говорилось, что у 500 жертв было изъято 460 тыс. рублей и много ценностей. 2 сентября 1941 г. несколько членов юденрата Вильнюса были расстреляны за то, что вовремя не организовали доставку десяти тысяч человек.

6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около 20,000 человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано, и все его узники расстреляны в Понарах. В конце 1941 г. в Вильнюсе оставалось одно гетто, в котором было заключено около 20,000 человек.

В 1942 г. – первой половине 1943 г. в Вильнюсе не проводилось акций по уничтожению еврейского населения. В гетто были созданы многочисленные мастерские, первоначально обслуживавшие нужды узников. В феврале 1943 г. в гетто функционировали 28 мастерских (16 в легкой промышленности и сфере обслуживания и 12 механических). Большинство заказов поступало с «арийской стороны». Возглавивший юденрат вильнюсского гетто с середины июля 1942 г. Я. Генс, командовавший также полицией гетто, пытался убедить оккупационные власти в целесообразности использования еврейской рабочей силы. Он пытался внушить жителям гетто, что «пока работает производство в гетто и команды за его пределами, мы можем надеяться, что мы очень нужны и незаменимы». По его распоряжению в гетто был повешен плакат «Еврейская женщина, помни, — работа спасает жизнь».

Несмотря на полный запрет для евреев на получение какого-либо образования, в гетто были открыты учебные заведения. Уже в первые дни оккупации была создана школа, в которую записались 2700 детей в возрасте от 5 до 14 лет. Многие из них погибли во время массовых казней еврейского населения в июле–августе 1941 г. Осенью 1941 г. работали два начальных класса и несколько классов средней школы. С января по декабрь 1942 г. число учителей увеличилось с 23 до 72, учеников — с 390 до 1405. Занятия в школе велись на идиш. Большое внимание в гетто уделялось медицинской помощи населению и санитарному состоянию гетто. Больше всего сотрудников юденрата в Вильнюсе работало в отделе здравоохранения (360 человек), была также организована санитарная служба. В июле 1941 г. в гетто была открыта больница на 160 мест, через год число коек возросло до 237. В больнице работали 26 врачей.

В конце января 1942 г. в гетто была создана подпольная Объединенная боевая организация ФПО (Фарейникте партизанер организацие), руководимая И. Виттенбергом, И. Глазманом (1908–43), А. Ковнером. В составе организации насчитывалось несколько сот человек. В январе появилась листовка подпольщиков, написанная А. Ковнером, в которой был первый призыв к евреям в оккупированной Европе к восстанию: «Нас не поведут, как овец, на бойню! Еврейская молодежь, не дай сбить себя со своего пути. Сомневающиеся! Избавьтесь от сомнений! Ваши дети, ваши мужья, ваши жены погибли. Понары — это не лагерь. Их всех убили там». Подпольщики запасались оружием, происходили вооруженные столкновения с немцами. Подпольщики сорвали предпринятую нацистами попытку вывезти в Германию ценные коллекции ИВО.

В 1942–43 гг. вооруженные боевые группы из вильнюсского гетто отправлялись в леса, где создавали партизанские отряды. Первым таким отрядом был отряд «Некомэ» («Месть»), состоявший полностью из узников вильнюсского гетто (более двухсот человек) под командованием И. Глазмана. Отряд базировался в районе озера Свислочь. Позднее отряд был расформирован, его бойцы вошли в отряды партизанской бригады Маркова, в частности, в отряд «Вильнюс». В Рудницкой Пуще (в 40 км от Вильнюса) было создано четыре еврейских партизанских отряда, где подавляющее большинство составляли бойцы из Вильнюсского гетто. Два из них — отряд «Борьба» под командованием М. Баселеницкого и отряд «Смерть фашизму!» вошли в состав литовских партизанских соединений. Отряды «За победу!» (командир С. Каплинский) и «Мститель» (командир А. Ковнер) оставались еврейскими. В 1944 г. они вместе с частями советской армии приняли участие в боях за освобождение Вильнюса.

После приказа рейхсфюрера СС Г. Гиммлера от 21 июля 1943 г. о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР началась ликвидация гетто Вильнюса. В июле–октябре 1943 г. подавляющее большинство узников были вывезены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. Еврейские боевые группы оказывали вооруженное сопротивление депортации. Глава юденрата Я. Генс был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и расстрелян 15 сентября 1943 г. Тяжелые условия содержания в концлагерях Эстонии способствовали массовой смерти узников. Концлагеря были ликвидированы в сентябре 1944 г. накануне вступления в Эстонию советских войск. Часть узников была уничтожена, а часть перевезена на территорию Германии.

Группа членов ФПО из Вильнюса, попавшая в концлагеря в Эстонию, смогла установить контакты с партизанами. Руководителями группы были Л. Опескин и Я. Бергольский. Подпольщики достали оружие и когда 10 июля 1944 г. части СС окружили лагерь, смогли оказать вооруженное сопротивление. Около 100 заключенным удалось вырваться из лагеря.

Послевоенное время

13 июля 1944 г. Вильнюс был освобожден советской армией. К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. — 16,354 человека. Многие из бойцов еврейских партизанских отрядов и заключенных концентрационных лагерей уехали в Израиль или выехали в другие страны мира. Часть евреев Вильнюса смогла выехать в Польшу в качестве бывших польских граждан по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 6 июня 1945 г.

После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940–41 гг.

В городе действовала только одна синагога; в 1944–49 гг. функционировала школа с преподаванием на идиш, Государственный еврейский музей, детский сад.

В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес.

В 1951 г. были переименованы улицы с еврейскими названиями — Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г. Останки лишь немногих, в их числе останки основателя Бунда А. Кремера, писателя Ш. И. Финна и некоторых других, были перенесены на кладбище Судярвес; могильные камни с Зареченского кладбища использовались при строительстве зданий.

Преднамеренное затушевывание советскими властями еврейской национальной принадлежности жертв нацизма и запрещение еврейской культуры вызвали среди еврейской молодежи чувство протеста, усугубившее чувство солидарности с Израилем. Только в конце 1960-х гг. власти разрешили основать в Вильнюсе еврейскую любительскую труппу, которая ставила пьесы Шалом Алейхема и других классиков на идиш. После Шестидневной войны (1967) солидарность с Израилем стала еще более выраженной, и Вильнюс стал одним из важных центров движения за алию. Начиная с 1971 г. значительное число евреев Вильнюса репатриировалось в Израиль.

Иногда республиканские и городские власти решались на послабления для евреев (они совпадали с периодами «оттепелей», инспирировавшимися из Москвы, но были более радикальны). В 1956 г. здесь начали выступать с концертами еврейской песни Б. Хайтовский и выпускница Вильнюсской консерватории Нехама Лифшиц. В 1971 г. был создан самодеятельный еврейский ансамбль «Файерлах» с вокальной, инструментальной и танцевальной группами; в 1977 г. была организована театральная группа на идиш. В Литве была менее жесткая, чем в других республиках Советского Союза, политика по отношению к желающим выехать в Израиль. Эти тенденции связывали с именем влиятельного эксперта по еврейскому вопросу, члена ЦК компартии Литвы, главного редактора газеты «Тиеса» (в 1945–70 гг.) и журнала «Коммунист» (в 1970–85 гг.) Г. Зиманаса (1910–85), который в те же годы публиковал свои антисионистские книги и статьи.

В 1970 г. в Вильнюсе проживало 16,486 евреев (4,4% от всего населения), в 1979 г. — 10,723 еврея (2,3%), в 1989 г. — 9109 евреев (1,5%). Сокращению численности еврейского населения Вильнюса способствовало соглашение о репатриации между Польшей и Советским Союзом, заключенное в 1956 г., и выезд значительной части евреев Вильнюса в 1970–80-х гг. в Израиль и другие страны мира.

В независимой Литве

В 1989 г. в Израиль из Вильнюса приехало 289 человек, в 1990 г. — 2,414, в 1991 г. — 934 человека, в 1992 г. — 350 человек, в 1993 г. — 305 человек. По оценкам Еврейского агентства, к началу 1994 г. в Вильнюсе оставалось около 5,000 евреев. В середине 1990-х – начале 2000-х гг. продолжалась репатриация евреев Вильнюса в Израиль, а также выезд в другие страны мира. Так, из вильнюсского аэропорта в Израиль на постоянное место жительства вылетело: в 1994 г. — 429 человек, в 1995 г. — 345, в 1996 г. — 381, в 1997 г. — 348, в 1998 г. — 321, в в 1999 г. — 269, в 2000 г. — 283 человека, в 2001 г. — 238 человек, в 2002 г. — 139.

Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе "перестройки" в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума» (председатель Г. Альпернас); в Вильнюсе были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека. С марта 1989 г. по январь 1990 г. общество выпустило семь номеров бюллетеня «Эцлейну». С января 1989 г. литовское радио стало вести еженедельные передачи на идиш. В марте 1989 г. в Вильнюсе состоялось учредительное собрание Общества культуры евреев Литвы. Председателем был избран филолог, специалист в области еврейско-литовских литературных связей, деятель литовского движения за независимость «Саюдис» Э. Зингерис (в том же году избран от «Саюдиса» депутатом Верховного Совета Литвы; позднее — депутат сейма). С июня 1990 г. по февраль 1992 г. общество возглавлял писатель Г. Канович (в 1989–91 гг. — депутат Верховного Совета СССР). В ноябре 1991 г. общество преобразовано в еврейскую общину Литвы, в феврале 1992 г. (после отъезда Г. Кановича в Израиль) ее председателем избран С. Альперавичюс.

Вильнюс становится центром различных еврейских общественных организаций Литвы. В январе 1989 г. возобновил деятельность спортивный клуб «Маккаби», существовавший в Вильнюсе с 1916 г. по 1939 г. В марте 1989 г. был организован Союз студентов-евреев Литвы. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С октября 1989 г. выходит газета «Литовский Иерусалим» на русском (до трех тысяч экземпляров), идиш (до одной тысячи экземпляров), литовском (500 экземпляров) и английском (с апреля 1992 г.) языках (вариант газеты на идиш придерживался не советизированной орфографии, а международной, нормы которой были разработаны в 1920–30-е гг. в Вильнюсе, в ИВО). В 1995 г. издание газеты возобновлено.

Летом 1988 г. проводилась выставка еврейского культурного наследия Литвы. В 1989 г. открылась Вильнюсская государственная еврейская школа для детей и взрослых. Решением Совета министров Литовской ССР от 6 сентября 1989 г. восстановлен Государственный еврейский музей (директор Э. Зингерис), основанный С. Ан-ским и функционировавший в 1919–41 гг. и 1945–49 гг. В Книжной палате Литвы в 1989 г. открыт сектор еврейской литературы. С 1990 г. профессор М. Шубас возобновил в Вильнюсском университете чтение лекций по иудаистике. В этом же году вышла в свет монография С. Атамукаса «Евреи в Литве». В 1991 г. вышла книга Г. Аграновского (родился в 1937 г.) и Ирины Гузенберг (родилась в 1940 г.) «Литовский Иерусалим». В 1993 г. в Вильнюсе действовали дневная еврейская школа (пять классов, 95 учеников от шести до десяти лет) и еврейский детский сад (две группы, 35 детей от двух до семи лет). В 1991 г. вакантное место раввина Хоральной синагоги занял приглашенный из Великобритании Д. Смит (с октября того же года до 1994 г. — главный раввин Вильнюса). В 1991 г. открылась иешива. С 1994 г. активно участвует в еврейской религиозной жизни раввин движения Хабад Б.Кринский.

Действует детский и молодежный клуб «Илан», Еврейский культурный клуб, инструментальная группа «Литовский Иерусалим». Существует еврейское молодежное движение Бетар, Союз еврейских ученых и интеллектуалов «Вигор», детский центр имени Я. Корчака. В Вильнюсе при помощи Джойнта действует организация «Хесед», оказывающая большую помощь пожилым и больным людям. Так, более ста человек из Вильнюса и окрестностей получают бесплатные обеды. Под руководством Н. Ефрос действует консультативный медицинский центр «Эзра».

Важное направление деятельности еврейских организаций Вильнюса — увековечение памяти жертв Катастрофы. В ноябре 1989 г. на еврейском кладбище в Вильнюсе открыт памятник погибшим. В 1990 г. 2-я конференция Общества культуры евреев Литвы объявила период с 22 июня 1990 г. до 22 июня 1991 г. Годом скорби. Сооружен новый памятник (старый взорван в 1952 г.) в Понарах (архитектор Я. Макарюнас). Открытие памятника состоялось в 1991 г. с участием литовских официальных лиц и председателя израильского Кнесета Д. Шиланского, бывшего узника гетто в Литве. В День геноцида евреев Литвы 23 сентября 1991 г. (день ликвидации гетто в Вильнюсе в 1943 г.) по всей республике прошли траурные митинги, открылась выставка в Литовской национальной библиотеке. В июле 1993 г. открыт мемориал на улице Субачюс, где летом 1944 г. были расстреляны 400 евреев. В траурной церемонии участвовали президент республики А. Бразаускас, премьер-министр А. Шляжявичюс, гости из Израиля и других стран. В октябре 1993 г. состоялась международная научная сессия, посвященная 50-летию ликвидации вильнюсского гетто. На средства городских властей были установлены памятники на улице Месиню (территория бывшего гетто) и на месте, где находилось Шнипишкское кладбище, несколько новых памятников было установлено на кладбище Судярвес на средства, собранные евреями США и Израиля.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе функционировали две еврейские школы: государственная еврейская средняя школа имени Шалом Алейхема (в 2000/2001 учебном году 207 учеников), частная религиозная средняя школа Бейт-Менахем (в 2001 г. — 56 учеников). Действует еврейский детский сад. В 1993 г. начал функционировать Центр изучения иудаистики при Вильнюсском университете (руководитель профессор М. Субас). В Литовской государственной библиотеке имени М. Мажвидаса открыт отдел иудаистики (заведующая отделом Эсфирь Брамсон-Алаперне), который располагает большой коллекцией редких еврейских книг. Большое количество книг по еврейской истории, в первую очередь Катастрофы, в Литве издает Государственный еврейский музей имени Виленского Гаона (директор Э. Зингерис).

С середины 1990-х гг. различные курсы по истории евреев читаются в Вильнюсском педагогическом университете. В 1997 г. в Вильнюсе состоялась научная конференция, посвященная 200-летней годовщине смерти Виленского Гаона «Виленский Гаон и наследие еврейской культуры», в работе которой участвовали ученые из шести стран.

Власти и общественность республики поддержали возрождение еврейской жизни. В мае 1990 г. Верховный Совет Литвы принял специальную декларацию, в которой осуждается геноцид евреев в годы войны и участие в нем литовцев. В 1994 г. эта позиция подтверждена президентом во время визита в Израиль. В декабре 1990 г. еврейской культуре и истории был посвящен специальный номер литовского журнала «Крантай». В марте 1992 г. городской совет Вильнюса переименовал одну из площадей города в площадь Жертв гетто.

В 1997 г. состоялась международная научная конференция, посвященная геноциду европейских евреев. Международный фестиваль «Шалом», в котором участвуют музыканты из Литвы, Латвии, Израиля, США, России, Швеции и других стран, в 1997 г. был посвящен еврейскому театру, существовавшему в вильнюсском гетто. В сентябре 2000 г. президент Литвы В. Адамкус наградил тех, кто спасал евреев (42 человека, 23 из них посмертно), Крестом за спасение погибающих. 24 сентября 2000 г. в Вильнюсе была открыта мемориальная доска в память о бойцах ФПО, сражавшихся с фашистами в сентябре 1943 г.

Вместе с тем, в 1990-х – начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики. Часто появляются антисемитские статьи в газетах. Например, в газете «Летувос айдас», называющей себя «государственной газетой», в номере от 17 сентября 2000 г. была опубликована статья Л. Кяулейкиса «Перекресток», в которой автор писал: «Кто, “освободив” Литву, начал вывозить элиту народа в Сибирь? Русские. А кто был организатором и пособником этой человекоубийственной акции? Евреи. Ведь их было полно, как тараканов».

Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев. Так, К. Гимзаускас был в 1993 г. выдан США Литве и предан суду по обвинению в убийстве евреев. Суд счел его слишком больным, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Был признан больным и не был отдан под суд бывший начальник полиции безопасности Вильнюсского района А. Лилейкис, обвиненный в уничтожении евреев в годы Катастрофы

Еврейские достопримечательности Вильнюса

Известные люди, связанные с Вильнюсом

В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация