Вильнюс (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
Строка 80: Строка 80:
=== Средние века ===
=== Средние века ===
-
Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica), читавшего Мивилин вместо Мулин (ןלומ). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году (ז״מר) по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства).
+
Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства).
-
Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за пределами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.  
+
Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.  
=== Новое время ===
=== Новое время ===
 +
 +
Начиная с 17 в. община Вильнюса стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.
 +
 +
 +
Когда движение просвещения (Хаскала) достигло Вильнюса, оно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным. В конце 18 в. Вильнюс (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.
 +
 +
 +
Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение. Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г. Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иехуда Лейб Гордон и другие.
 +
 +
 +
Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63 831, что составляло 41,5% всего населения города.
 +
 +
Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к [[первая алия|первой]] и [[вторая алия|второй алие]].

Версия 19:29, 24 февраля 2010


Город
Вильнюс
лит. Vilnius
Файл:Vilnius montage.jpg
Флаг Герб
Файл:Flag of Vilnius.svg Файл:Grand Coat of arms of Vilnius.png
Страна Литва
Статус Столица
Координаты Координаты: 54°41′00″ с. ш. 25°17′00″ в. д. / 54.683333° с. ш. 25.283333° в. д. (G) (O) (Я)54°41′00″ с. ш. 25°17′00″ в. д. / 54.683333° с. ш. 25.283333° в. д. (G) (O) (Я)
Внутреннее деление 21 староство
Первое упоминание 1323
Прежние названия Вильна, Вильно
Город с 1387
Площадь 392 км²
Высота над уровнем моря 112 м
Население 555 613 человек (2008)
Плотность 1378 чел./км²
Этнохороним вильнюсец, вильнюсцы
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +370 5
Официальный сайт http://www.vilnius.lt/
(лит.) (англ.)
Файл:Vilnius Ostrobramska.jpg
Улица Аушрос варту

Ви́льнюс (лит. Vilnius , польск. Wilno; до 1939 года официальное русское название — Ви́льна) — столица и крупнейший город Литвы, политический, экономический и культурный центр страны и её важнейший транспортный узел.

Расположен на востоке Литвы, в 40 километрах от границы с Республикой Беларусь, в долине рек Вилии (Нерис) и Вильни. Площадь города — 392 км², население — 555 613 человек (2008).

Впервые упоминается как Вильня (Vilna) в 1323 году в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся Старым городом, внесённым в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Содержание

Население

Основная статья: Население Вильнюса

В 2003 году население составляло 541 600 человек. Город издавна отличался многонациональным населением. Так, по данным переписи 1897 года, среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.

По данным всеобщей переписи населения (2001), из 542 287 жителей 57,8 % составляли литовцы, 18,7 % — поляки, 14 % — русские, 4 % — белорусы, 0,5 % — евреи, остальные 5 % — представители других национальностей.

История еврейской общины

Средние века

Первоначальное появление евреев следует отнести ко времени не ранее последней четверти 15 в. Историки Нарбут, Балинский, Крашевский и Васильевский относят поселение евреев к более ранней эпохе, ко времени Гедимина (1326) или Ольгерда или к началу 15 в., основываясь, как доказал Бершадский, отчасти на догадках, отчасти на неправильном чтении евр. текста в сочинении старшего Буксторфа (Synagoga judaica). То, что евреи стали посещать Вильно еще ранее указанного времени, не подлежит сомнению. Виленские ярмарки считали среди своих торговых гостей немало евреев, которые образовали во время ярмарок небольшие молитвенные общины, отправлявшие, очевидно, еще негласно, религиозные обрядности (ср. Респонсы М. Люблина, § 84). В 1487 году по местному преданию уже было положено начало виленскому евр. кладбищу по той стороне реки Вилии, против Замковой горы (пинкос виленского погребального братства).

Община Вильнюса увеличивалась за счет евреев (в том числе состоятельных и образованных) — выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов. В середине 17 в. в городе насчитывалось около трех тысяч евреев. В 1655 г., когда Вильнюсу угрожали русские армии, почти все евреи бежали из города. С восстановлением общины в 1661 г. к Вильнюсу перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильнюса насчитывалось 227 семейств; такое же число, или даже большее, проживало за еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства. Христианское население относились к евреям враждебно; эта вражда подогревалась иезуитами и кругами католического духовенства, возглавлявшими господствовавшее в Литве движение контрреформации.

Новое время

Начиная с 17 в. община Вильнюса стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.


Когда движение просвещения (Хаскала) достигло Вильнюса, оно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным. В конце 18 в. Вильнюс (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.


Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение. Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г. Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иехуда Лейб Гордон и другие.


Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63 831, что составляло 41,5% всего населения города.

Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к первой и второй алие.


Основная статья: История Вильнюса


Еврейские достопримечательности Вильнюса

Image:Vilniaus sinagoga.jpg|Хоральная синагога

Известные люди, связанные с Вильнюсом

(Основная статья: Известные вильнюсцы) В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:


См. также

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация