Вильнюс (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Файл:Old Vilnius2.jpg
Улица в Старом Городе Вильнюса
Файл:Vilniaus sinagoga.jpg
Хоральная Синагога Вильнюса

Ви́льнюс (Vilnius, Wilno, Ви́льна) — столица и крупнейший город Литвы. Расположен на востоке Литвы, на реке Вилии (Нерис), население — 555 тыс. человек (2008).

Впервые упоминается как Вильна (Vilna) в 1323 году в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильнюс своим «стольным градом». Известен хорошо сохранившимся Старым городом, внесённым в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Вильно было знаменито в еврейском мире 17-19 в.в. не только из-за своего большого еврейского населения, но прежде всего как центр еврейской учености и раввинистических знаний, из-за чего город получил прозвище «Литовского Иерусалима».

Содержание

Динамика населения города

В 16 веке население Вильны оценивалось в 25—30 тысяч человек и город считался одним из самых крупных городов Восточной Европы.

В 1811 году Вильно с населением в 56 тысяч жителей занимал 3-е место в Российской империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

По Всеобщей переписи населения 1897 года город с численностью в 154, 5 тысяч человек замыкал десятку крупнейших городов России. При этом среди 154 532 жителей насчитывалось 61 847 (40,0 %) евреев, 47 795 (30,9 %) поляков, 30 967 (20,1 %) русских, 6 514 (4,2 %) белорусов, 3 238 (2,1 %) литовцев, 4 171 (2,7 %) — других.

По приблизительным данным на начало 1940 года в городе насчитывалось 39,3 % поляков, 34,2 % евреев, 19,2 % литовцев, 4,5 % белорусов и русских, 1,7 % представителей других национальностей.

Динамика национального состава населения Вильнюса такова:


годы 1897 1916 1941 1959 1970 1979
литовцы 2,1 2,1 28,1 33,6 42,8 47,3
русские 20,1 1,6 3,6 29,4 24,5 22,2
поляки 30,9 50,1 50,7 20,0 18,3 18,0
евреи 40,0 43,5 16,2 7,0 4,4 2,3
белорусы 4,2 1,4 0,9 6, 6,5 6,4


В 2001 г., из 542,287 жителей 57,8 % составляли литовцы, 18,7 % — поляки, 14 % — русские, 4 % — белорусы, 0,5 % — евреи (2,785 чел.), остальные 5 % — представители других национальностей.

История еврейской общины

Ниже приведены основные моменты истории еврейской общины Вильнюса.

Более детально историю еврейской общины в Вильно в 16-19 вв. см. Брокгауз-Ефрон [1], в 20 в. см. КЕЭ [2]

Начало еврейской общины Вильно — 15-16 вв.

  • Точные данные о начальном времени еврейской общины в Вильно отсутствуют. Евреи, приезжавшие на Виленские ярмарки с начала 15 в, образовали во время ярмарок небольшие неофициальные молитвенные общины. Официально община была основана, по-видимому, в последней четверти 15 в. В 1487 г. было положено начало виленскому еврейскому кладбищу за рекой Вилией, напротив Замковой горы (Пинкос Виленского погребального братства). В 1490-х годах есть сведения о евреях-купцах, имевших дома в городе.
  • С 1527 года виленским мещанам-христианам удалось получить от Сигизмунда I привилегию, в силу которой евреям запрещалось торговать и проживать в Вильно, возможно, что все виленское еврейское население подверглось тогда поголовно изгнанию. Однако от времени до времени, вопреки запрещению, появлялись евреи.
  • С 1545 г. отдельные евреи начинают возвращаться в Вильно. Однако до Люблинской унии (1569) жить в Вильно евреям было очень трудно: они не имели права открыто торговать от своего имени, не могли иметь синагоги.
  • В 1573 году постановлением конфедерации было признано за каждым шляхтичем право воздвигать на своей земле церкви, костелы и даже синагоги. Виленские евреи не замедлили воспользоваться этим, и в том же году было заложено основание Большой синагоги, которая стала центром еврейского населения, настолько увеличившегося, что улица, идущая от Немецкой к рынку мимо синагоги, получила в конце 16 века название «Жидовской».
  • В мае 1592 г., в день Вознесения, чернь под предводительством нескольких лиц, среди которых были члены городского совета, разгромила синагогу, еврейские лавки и дома, где жили евреи.
  • В 1593 г. евреи получили от Сигизмунда III привилегию на жительство в Вильно, и нормальное функционирование общины началось лишь с этого времени. К этому периоду относится перестройка Большой синагоги в обширное каменное здание по образцу средневековых синагог Западной Европы.

17 век

  • Община Вильно увеличивалась за счет выходцев из Праги, Франкфурта-на-Майне и польских городов.
  • В царствование Владислава IV грамотой от 1633 г. евреям были даны льготы и вольности (право на вечные времена владеть синагогою, кладбищем, иметь лавки и баню, право заниматься ремеслами, и т. д.), при этом для жительства евреям выделялся особый квартал, составлявший Виленское «гетто». Эти права вызвали противодействие магистрата и инспирированные им погромы. Дело поступило на рассмотрение назначенной королем комиссии (начало 1636 г.), принявшей компромиссное решение, но возложившей на магистрат обязанность принять меры к ограждению спокойствия евреев. (Действительно, когда в 1641 г. чернь напала на некоторые еврейские дома, администрация и суд подвергли виновных наказаниям.) В еврейском квартале были построены каменные ворота.
  • По ревизии магистрата 1645 года всего квартирохозяев евреев было 251, что составляло около 3,000 чел.
  • В 1655 г., во время Хмельниччины, когда казаки, подкрепленные войсками царя Алексея Михайловича, подошли к Вильне, почти вся еврейская община бежала из города. Не успевшие бежать погибли. После захвата города царь Алексей Михайлович в своей грамоте виленскому воеводе (в 1658 г.) предписал «жидов из Вильны выслать на житье за город». Неизвестно, было ли выполнено это предписание. Со взятием города польским военачальником Михаилом Пацом в 1661 г. евреи были восстановлены в своих правах.
  • В последующиегоды борьба цеховых учреждений с евреями продолжалась, что привело к ограничениям на ремесла и торговлю, к обнищанию общины и столкновениям еврейской массы с христианами-кредиторами.
  • Постепенно к Вильно перешла ведущая роль в литовском еврействе. В 1690 г. в еврейском квартале Вильно насчитывалось 227 семейств; еще большее число проживало за границами еврейского квартала, на территории находившейся под юрисдикцией магнатов или правительства.

18 век

  • Начиная с конца 17 в. община Вильно стала выдающимся центром раввинской учености. Это положение упрочилось за городом во второй половине 18 в., главным образом благодаря деятельности Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона), имевшей глубокое влияние на еврейство Вильнюса.
  • Движение просвещения (Хаскала) в Вильно не встретило сопротивления со стороны общинного руководства, так как вначале это движение было здесь довольно умеренным.
  • В конце 18 в. Вильно (с 1795 г. вошедший в состав Российской империи) становится центром противников хасидизма (митнагдим) и средоточием борьбы с этим движением. Хасиды пытались сломить гегемонию руководства виленской общины, и обе враждующие стороны добивались поддержки русских властей. Когда основатель направления Хабад в хасидизме Шнеур Залман из Ляд был заключен в тюрьму, вместе с ним были арестованы 22 хасида из Вильнюса и окрестностей. Впоследствии арестованные были освобождены. В конце концов обе партии пришли к соглашению, и в новое руководство были избраны представители как митнагдим, так и хасидов. Хасидам разрешили молиться отдельно.

19 — начало 20 в.

  • Во время нашествия Наполеона (1812) еврейство Вильнюса осталось лояльным по отношению к России, несмотря на свое неполноправное положение.
  • Все же в царствование Николая I было аннулировано право евреев участвовать в управлении городом; общинная автономия была отменена в 1844 г.
  • Влияние Вильнюса как еврейского культурного центра сохранялось на протяжении всего 19 в. В 1847 г. в городе была основана раввинская семинария. В Вильнюсе жили и принимали участие в общественной жизни видные писатели Хаскалы — Аврахам Дов (Адам ха-Кохен) Лебенсон и его сын Миха Иосеф (Михал) Лебенсон, А. М. Дик, Калман Шульман, Иеhуда Лейб Гордон и другие.
  • Согласно переписи 1897 г., число евреев в Вильнюсе равнялось 63,831, что составляло 41,5 % всего населения города.
  • Перенаселенность и рост безработицы привели к массовой эмиграции в основном в США и Южную Африку. Немногие присоединились к первой и второй алие.
  • В 1890-х гг. Вильнюс стал местом встреч евреев-социалистов. Съезд еврейских социал-демократов состоялся в 1895 г., а в 1897 г. еврейская рабочая партия Бунд созвала свой учредительный съезд в Вильнюсе, который стал затем центром деятельности этой партии.
  • В начале 20 в. Вильнюс стал центром сионистского движения в России. В городе наблюдался расцвет литературы на иврите и идиш.

1918—1941 гг.

  • Период между двумя мировыми войнами характеризуется плодотворной общественной и культурной деятельностью евреев Вильнюса, хотя включение Вильнюса в состав Польши (1920) неблагоприятно отразилось на экономике города.
  • В это время была учреждена сеть начальных, средних и ремесленных школ, а также педагогических институтов с преподаванием на иврите и идиш. В этот период Вильнюс был международным центром еврейской культурной и литературной жизни на языке идиш. Здесь выходили утренние и вечерние газеты на идиш и многочисленные общественно-политические, литературные, педагогические, научные и другие журналы.
  • Еврейское историко-этнографическое общество, основанное С. Ан-ским, создало в 1919 г. музей и архив. Научно-исследовательский институт по изучению культуры и языка идиш (ИВО) был основан в Вильнюсе в 1925 г. В деятельности ИВО приняли участие известные ученые З. Рейзен, М. Вайнрайх, З. Калманович, М. Эрик и другие.
  • В октябре 1939 г. Вильнюс перешел к Литве. Многочисленные беженцы из Польши, находившиеся в городе, ставшем литовской столицей, хотели спастись от надвигающейся войны. Среды них были раввины и ученики иешив из Мира, Барановичей и других населенных пунктов, члены сионистских организаций, писатели, журналисты, общественные деятели. Многим из них удалось получить визы на въезд в колонию Нидерландов Кюрасао от консула этого государства в Вильнюсе. Для проезда в Кюрасао консул Японии в Каунасе С. Сухигара (единственный японец, которому в Израиле было присуждено звание «Праведника народов мира») выдал большое количество японских транзитных виз (не имея на это разрешения министерства иностранных дел Японии), благодаря чему с октября 1940 г. по август 1941 г. в Японию въехали 3489 еврейских беженцев. В начале 1941 г. японское министерство иностранных дел разрешило беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая.
  • В июне 1940 г. Литва была присоединена к СССР. Советские власти закрыли еврейские культурные учреждения и наложили запрет на деятельность сионистских организаций. Все некоммунистические издания на идиш были запрещены. Сионисты, бундовцы и «буржуазные элементы» были высланы в 1941 г. в глубь СССР; многие из них были заключены в тюрьмы и концлагеря, где лишь немногим удалось выжить.

Период Катастрофы

См. также Вильнюсское гетто

  • 24 июня 1941 г. в Вильнюс вошли германские войска. В оккупированном городе оказалось около 60 000 евреев. В первые дни оккупации литовские националисты сами (еще до немецких распоряжений) убили тысячи евреев.
  • 30 июля в город прибыла эйнзацкоманда 9, подразделение эйнзацгруппен «В», которая при помощи литовской вспомогательной полиции и частей вермахта уничтожила в июле-августе 1941 г. в Панеряе (Понары) 30,000 евреев Вильнюса.
  • 4 июля в Вильнюсе был создан юденрат из десяти человек. Наряду с массовыми расстрелами происходил централизованный грабеж еврейского населения. Так, 6 августа юденрат Вильнюса получил приказ собрать около двух миллионов рублей. Было собрано и сдано германским оккупационным властям полтора миллиона рублей, 16,5 кг золота и 189 часов. В отчете об уничтожении евреев Вильнюса говорилось, что у 500 жертв было изъято 460 тыс. рублей и много ценностей. 2 сентября 1941 г. несколько членов юденрата Вильнюса были расстреляны за то, что вовремя не организовали доставку десяти тысяч человек.
  • 6 сентября 1941 г. в Вильнюсе были созданы два гетто. В первом было сконцентрировано около 20,000 человек, включая так называемых специалистов, и трудоспособное население с семьями. Во втором гетто были заключены нетрудоспособные. В середине октября оно было ликвидировано, и все его узники расстреляны в Понарах. В конце 1941 г. в Вильнюсе оставалось одно гетто, в котором было заключено около 20,000 человек.
  • В конце января 1942 г. в гетто была создана подпольная Объединенная боевая организация ФПО (Фарейникте партизанер организацие), руководимая И. Виттенбергом, И. Глазманом (1908-43), А. Ковнером. В составе организации насчитывалось несколько сот человек.
  • В 1942-43 гг. вооруженные боевые группы из вильнюсского гетто отправлялись в леса, где создавали партизанские отряды.
  • После приказа рейхсфюрера СС Г. Гиммлера от 21 июля 1943 г. о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР началась ликвидация гетто Вильнюса. В июле-октябре 1943 г. подавляющее большинство узников были вывезены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. Еврейские боевые группы оказывали вооруженное сопротивление депортации. Глава юденрата Я. Генс был обвинен гестапо в пособничестве подпольщикам и расстрелян 15 сентября 1943 г. Тяжелые условия содержания в концлагерях Эстонии способствовали массовой смерти узников. Концлагеря были ликвидированы в сентябре 1944 г. накануне вступления в Эстонию советских войск. Часть узников была уничтожена, а часть перевезена на территорию Германии.
  • Группа членов ФПО из Вильнюса, попавшая в концлагеря в Эстонию, смогла установить контакты с партизанами. Руководителями группы были Л. Опескин и Я. Бергольский. Подпольщики достали оружие и когда 10 июля 1944 г. части СС окружили лагерь, смогли оказать вооруженное сопротивление. Около 100 заключенным удалось вырваться из лагеря.

Послевоенное время

  • 13 июля 1944 г. Вильнюс был освобожден советской армией. К началу 1945 г. еврейское население города составляло около 600 человек, в 1959 г. — 16,354 человека. Многие из бойцов еврейских партизанских отрядов и заключенных концентрационных лагерей уехали в Израиль или выехали в другие страны мира. Часть евреев Вильнюса смогла выехать в Польшу в качестве бывших польских граждан по соглашению о репатриации между Польшей и Советским Союзом от 6 июня 1945 г.
  • После войны власти не допустили возрождения даже тех ограниченных форм еврейской жизни, которые существовали в советской Литве в 1940-41 гг. В городе действовала только одна синагога; в 1944-49 гг. функционировала школа с преподаванием на идиш, Государственный еврейский музей, детский сад.
  • В конце 1940-х гг. было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище, находившееся в районе Шнипишкес; останки Элияху бен Шломо Залмана, его родственников и учеников, а также В. Потоцкого были перенесены с него на новое кладбище Судярвес.
  • В 1951 г. были переименованы улицы с еврейскими названиями — Жиду (Еврейская), Гаоно, Страшуно (названия восстановлены в 1992 г.). Не существовало еврейской печати и театра. В середине 1960-х гг. было ликвидировано Зареченское еврейское кладбище, существовавшее с 1828 г.
  • Начиная с 1971 г. значительное число евреев Вильнюса репатриировалось в Израиль.
  • Иногда республиканские и городские власти решались на послабления для евреев (они совпадали с периодами «оттепелей», инспирировавшимися из Москвы, но были более радикальны). В 1956 г. здесь начали выступать с концертами еврейской песни Б. Хайтовский и выпускница Вильнюсской консерватории Нехама Лифшиц. В 1971 г. был создан самодеятельный еврейский ансамбль «Файерлах» с вокальной, инструментальной и танцевальной группами; в 1977 г. была организована театральная группа на идиш.
  • В 1970 г. в Вильнюсе проживало 16,486 евреев (4,4 % от всего населения), в 1979 г. — 10,723 еврея (2,3 %), в 1989 г. — 9109 евреев (1,5 %). Сокращению численности еврейского населения Вильнюса способствовало соглашение о репатриации между Польшей и Советским Союзом, заключенное в 1956 г., и выезд значительной части евреев Вильнюса в 1970-80-х гг. в Израиль и другие страны мира.

В независимой Литве

  • Радикальные изменения политики властей по отношению к еврейскому меньшинству произошли на последнем этапе «перестройки» в Советском Союзе. В сентябре 1988 г. было учреждено Общество возрождения еврейского самосознания «Ткума», были открыты официальные курсы иврита, еврейская библиотека.
  • Вильнюс становится центром различных еврейских общественных организаций Литвы. В январе 1989 г. возобновил деятельность спортивный клуб «Маккаби», существовавший в Вильнюсе с 1916 г. по 1939 г. В марте 1989 г. был организован Союз студентов-евреев Литвы. Начала восстанавливаться еврейская пресса. С октября 1989 г. выходит газета «Литовский Иерусалим»
  • В 1989 г. открылась Вильнюсская государственная еврейская школа для детей и взрослых.
  • В 1991 г. открылась иешива.
  • Вместе с тем, в 1990-х — начале 2000-х гг. в Вильнюсе происходило определенное количество антиеврейских инцидентов: так, были осквернены могилы евреев, на стенах еврейских общественных зданий появились антисемитские лозунги и изображения свастики, появляются антисемитские статьи в газетах.
  • Литовские суды крайне снисходительно относятся к литовским военным преступникам, участвовавшим в массовом уничтожении евреев. Так, К. Гимзаускас был в 1993 г. выдан США Литве и предан суду по обвинению в убийстве евреев. Суд счел его слишком больным, чтобы отбывать наказание в тюрьме. Был признан больным и не был отдан под суд бывший начальник полиции безопасности Вильнюсского района А. Лилейкис, обвиненный в уничтожении евреев в годы Катастрофы

Еврейские достопримечательности Вильнюса

Известные люди, связанные с Вильнюсом

В Вильнюсе родились, жили и работали известные деятели еврейской истории и культуры:

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация