Вульгата

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Файл:Cod. Sangallensis 63 (277).jpg
Евангелие от Иоанна, стр. 277, рукописная Вульгата 8-го века Codex Sangallensis

Иудаизм

п·о·р

Вульга́та (лат. Vulgata [versio], `общепринятая [версия]`), латинский перевод ТАНАХа, апокрифов и Нового завета, сделанный Иеронимом в конце IV – начале V в.

Содержание

Значение

Труд Иеронима пользовался общим признанием и одобрением западного христианства в течение средневековья и поэтому стал известен под названием Вульгата. В 1546 г. он был канонизирован Тридентским собором.

До недавнего времени Вульгата была единственным текстом, используемым в римско-католической литургии.

Краткая история появления

Иероним научился ивриту, будучи на востоке.

В 382 году Иероним прибыл в Рим, где стал сотрудником папы Дамаса.[1] Дамас предложил ему перевести на латынь Библию, поскольку имевшиеся переводы не годились.

Уже во втором веке существовали латинские переводы книг ТАНАХа и Нового завета, составленные в Северной Африке. Уже Тертуллиану (160—240), по-видимому, был известен латинский текст Библии. Но эти старинные латинские переводы были сделаны не с еврейского оригинала, а с Септуагинты; переводы были неточными и неполными.

Существовали древнелатинские версии книг Эзры, Премудрости, Экклезиаста, Баруха и Маккавеев, отчасти Даниэля, Эстер и Иова. Имелись Псалмы в старинном латинском переводе. Но все эти тексты настолько расходились между собой, что употребление их в богослужебных целях и на диспутах было весьма затруднительным.

По предложению папы, Иероним в 383 году отредактировал Новый завет, сведя вместе существовавшие до него тексты. Потом он сделал новую редакцию текста Псалмов по Септуагинте, т.н. "Римская Псалтырь". В 387 году он сделал их новую версию, известную как "Psalterium Gallicum".

В 384 г. Иероним переехал в Страну Израиля. В 389 году мы находим его в Вифлееме, где он стоит во главе монастыря и усердно занимается исследованием Св. Писания под руководством ученого еврея, у которого он усовершенствовался в древнееврейском языке. Впрочем, при ревизии библейских книг, к которой он тогда приступил (такова кн. Иова, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней и Хроники; самые тексты Иеронима ныне утеряны, но введения к ним сохранились) он еще держался греческ. и старинных латинских текстов.

Вскоре Иероним сознал всю неудовлетворительность тех греческ. текстов, на которых основывалась его работа. Тогда он по настоянию некоторых своих друзей решился обратиться к еврейским оригиналам. Целых пятнадцать лет (390—405) он употребил на новый перевод библейских книг с еврейского на латинский язык. Начал он труд свой с книг Самуила и Царей, к которым составил замечательное предисловие, в сущности представляющее общее введение ко всей Библии. Затем Иероним перевел Псалмы, Пророков и Иова.


См. также

Литература

  • Grützmacher, Hieronymus: eine Bibliographische Studie, vol. i., Leipsic, 1901;
  • S. Berger, Histoire de la Vulgate Pendant les Premières Siècles du Moyen Age, Paris, 1893;
  • H. J. White, Codex Amiatinus and Its Birth-place, in Studia Biblica et Ecclesiastica, vol. ii., Oxford, 1890;
  • E. Nestle, Ein Jubiläum der Lateinischen Bibel, Tübingen, 1892;
  • E. von Dobschütz, Studien zur Textkritik der Vulgata, Leipsic, 1894;
  • Hastings, Dict. Bible.

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Вульгата в ЭЕЭ


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация