Галаха

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
   {{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
   {{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Галаха́''' ({{lang-he|הֲלָכָה}}) — традиционное иудейское [[право]], совокупность законов и установлений [[иудаизм]]а, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих [[евреи|евреев]]. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в [[Тора|Торе]], [[Талмуд]]е и в более поздней [[раввинистическая литература|раввинистической литературе]], а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности.
+
{{также|Агада}}
 +
 
 +
'''Галаха́''' ({{lang-he|הֲלָכָה}}) — традиционное иудейское [[право]], совокупность законов и установлений [[иудаизм]]а, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь согласно еврейской религиозной традиции.
 +
 
== Происхождение названия ==
== Происхождение названия ==
-
Термин Галаха происходит от еврейского глагола הלך (''hалах''), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется {{ВЗ2|тот, кто ходит непорочно|Пс|14:2}}.
+
Термин Галаха происходит от глагола הלך (''hалах''), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется {{ВЗ2|тот, кто ходит непорочно|Пс|14:2}}.
В грамматически прямой форме впервые применён в [[Мишна|Мишне]], а в сопряжённой форме ({{lang-he|סמיכות}}, ''смихут'') встречается в арамейском переводе [[ТаНаХ]]а [[Онкелос]]а ([[Таргум Онкелос]]), где фраза {{ВЗ2|по праву дочерей|Исх|21:9}} звучит по-арамейски «''ке-хилхат бнат Исраэль''».
В грамматически прямой форме впервые применён в [[Мишна|Мишне]], а в сопряжённой форме ({{lang-he|סמיכות}}, ''смихут'') встречается в арамейском переводе [[ТаНаХ]]а [[Онкелос]]а ([[Таргум Онкелос]]), где фраза {{ВЗ2|по праву дочерей|Исх|21:9}} звучит по-арамейски «''ке-хилхат бнат Исраэль''».
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.
-
 
-
== Различия в интерпретации ==
 
-
В то время, как ортодоксальные евреи воспринимают Галаху как нечто неизменное, некоторые другие деноминации внутри иудаизма (например, представители [[Реформистский иудаизм|реформистов]]) считают возможным недогматичное интерпретирование Галахи и даже изменение некоторых законов и установлений под влиянием новых знаний и накопленного общественного опыта.
 
-
 
-
== Содержание Галахи ==
 
-
Поскольку жизнь [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных евреев]] во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
 
== Источники Галахи ==
== Источники Галахи ==
Строка 40: Строка 37:
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.
-
Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом [[Моисей|Моисею]] на [[Синай (гора)|горе Синай]] как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе [[Устная Тора|Устной Торы]] передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в [[Мишна|Мишне]].
+
Согласно традиции, Галаха была дана Богом [[Моисей|Моисею]] на [[Синай (гора)|горе Синай]] как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе [[Устная Тора|Устной Торы]] передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в [[Мишна|Мишне]].
-
 
+
-
Развитие Галахи начинается во времена [[Ездра|Эзры]] (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни.
+
-
 
+
-
Развитие Галахи диктовалось тем, что многие законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании или в точном их определении, а позже — в приспособлении к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.
+
Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
Строка 61: Строка 54:
[[10 ноября]] 2009 года министр юстиции Израиля [[Нееман, Яаков|Яаков Нееман]] заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»<ref>[http://www.lefigaro.fr/international/2009/12/10/01003-20091210ARTFIG00548-et-si-la-torah-se-substituait-a-la-loi-israelienne8230-.php Et si la Torah se substituait à la loi israélienne…] [[Le Figaro]] 10 ноября 2009.</ref><ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/tora.html Галаха может стать основным израильским законом] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>
[[10 ноября]] 2009 года министр юстиции Израиля [[Нееман, Яаков|Яаков Нееман]] заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»<ref>[http://www.lefigaro.fr/international/2009/12/10/01003-20091210ARTFIG00548-et-si-la-torah-se-substituait-a-la-loi-israelienne8230-.php Et si la Torah se substituait à la loi israélienne…] [[Le Figaro]] 10 ноября 2009.</ref><ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/tora.html Галаха может стать основным израильским законом] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>
 +
==Галаха и агада - сравнение==
 +
 +
 +
{|  border="2" ALIGN="CENTER"  ALIGN="CENTER"
 +
| <B><U>Галаха</U></B><br>             
 +
(от "hалах" - "ходить")<br><B>Законодательная</B> часть еврейской<br> 
 +
традиции<br>
 +
| <B><U>Агада</U></B><br>                   
 +
(от "hегед" - "рассказать")<br><B>Не-законодательная</B> часть еврейской<br>
 +
традиции<br>
 +
|-
 +
| <B>Cодержит:</B><br>
 +
1. Законы, переданные по традиции. <br> 
 +
2. Обсуждения законов и их деталей.<br> 
 +
З. Принятие решений (там, где есть
 +
споры).<br>                   
 +
4. Постановления Мудрецов различных<br> 
 +
поколений. <br> и т.д.               
 +
| <B>Содержит:</B><br>
 +
1. Моральные поучения - притчи.<br>             
 +
2. Рассказы, "расширяющие" и<br>                 
 +
дополняющие Текст Торы.<br>                   
 +
З. Исторические сведения, истории<br>           
 +
про Мудрецов Талмуда.<br>                     
 +
4. Объяснение смысла заповедей.<br>             
 +
и т.д.                         
 +
|-
 +
| <B>Цель:</B><br>                               
 +
Регламентировать (=Закон)         
 +
| <B>Цель:</B><br>                                   
 +
Понять (= философия)<br>
 +
|  COLSPAN=2 ALIGN="CENTER" | <U>Все нижеприведенное описание условно&#33;</U>
 +
|-
 +
| <B>Характер:</B><br>                         
 +
1. Обязательна, предписывает     
 +
| <B>Характер:</B><br>
 +
1. Необязательна, советует,               
 +
объясняет<br>
 +
|-
 +
 +
2. Обща, одинакова для всех       
 +
 +
2. Индивидуальна. каждый решает для         
 +
себя, с учетом своих особенностей         
 +
|-
 +
 +
З. В случае спора - требует       
 +
принятия решения               
 +
 +
З. В случае спора - противоположные       
 +
точки зрения сосуществуют, не         
 +
требуя принятия решения<br>
 +
|-
 +
 +
4. "Внешность" иудаизма, поведение
 +
 +
4. "Внутренность" иудаизма,                   
 +
понимание<br>
 +
|-
 +
 +
5. "Хлеб"                         
 +
 +
5. "Вино"                                   
 +
|-
 +
 +
6. В области поведения занята     
 +
минимумом, нормой             
 +
 +
6. В области поведения занята               
 +
максимумом, идеалом
 +
<br>
 +
|}
== См. также ==
== См. также ==
* [[Талмуд]]
* [[Талмуд]]
Строка 117: Строка 182:
[[yi:הלכה]]{{WikiCopyRight}}
[[yi:הלכה]]{{WikiCopyRight}}
-
hecked_final}}
+
{{Checked_final}}

Версия 20:40, 3 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


См. также статью: Агада

Галаха́ (ивр. הֲלָכָה‎) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь согласно еврейской религиозной традиции.


Содержание

Происхождение названия

Термин Галаха происходит от глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно»  (Пс.14:2).

В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. סמיכות‎, смихут) встречается в арамейском переводе ТаНаХа Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей»  (Исх.21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».

Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.

Источники Галахи

В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов

  1. Полученные объяснения ((ивр. פירושים מקובלים‎), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае;
  2. Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе. Их называют — Галаха, полученная Моше на Синае ((ивр. הלכה למשה מסיני‎) или сокращенно Галаха.
  3. Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы ((ивр. פירושים מחודשים‎).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую
  4. Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев, от нарушения законов Торе (ивр. גזירות‎)
  5. Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин ((ивр. תקנות‎)

Развитие Галахи

Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.

Согласно традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.

Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.

Ранний период

Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд.7:10,11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.

Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.

Период таннаев

Ранние учителя Галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иеhудой hа-Наси, стала основным текстом Галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.

Официальный статус в Государстве Израиль

В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.

10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»[1][2]

Галаха и агада - сравнение

Галаха

(от "hалах" - "ходить")
Законодательная часть еврейской
традиции

Агада

(от "hегед" - "рассказать")
Не-законодательная часть еврейской
традиции

Cодержит:

1. Законы, переданные по традиции.
2. Обсуждения законов и их деталей.
З. Принятие решений (там, где есть споры).
4. Постановления Мудрецов различных
поколений.
и т.д.

Содержит:

1. Моральные поучения - притчи.
2. Рассказы, "расширяющие" и
дополняющие Текст Торы.
З. Исторические сведения, истории
про Мудрецов Талмуда.
4. Объяснение смысла заповедей.
и т.д.

Цель:

Регламентировать (=Закон)

Цель:

Понять (= философия)

Все нижеприведенное описание условно!
Характер:

1. Обязательна, предписывает

Характер:

1. Необязательна, советует, объясняет

2. Обща, одинакова для всех

2. Индивидуальна. каждый решает для себя, с учетом своих особенностей

З. В случае спора - требует принятия решения

З. В случае спора - противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения

4. "Внешность" иудаизма, поведение

4. "Внутренность" иудаизма, понимание

5. "Хлеб"

5. "Вино"

6. В области поведения занята минимумом, нормой

6. В области поведения занята максимумом, идеалом

См. также

Ссылки


Шаблон:Право


ar:هالاخاه bg:Халаха ca:Halacà cs:Halacha da:Halakhafa:هلاخا fi:Halakhaja:ハラーハー lt:Halacha lv:Halakha ms:Alaha nl:Halacha nn:Halakhá no:Halakhá pl:Halacha pt:Halachá ro:Halakhasr:Халаха sv:Halacha tl:Batas Hudyo tr:HalahaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.



Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация