Галаха

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


См. также статью: Агада

Галаха́ (ивр. הֲלָכָה‎) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь согласно еврейской религиозной традиции.


Содержание

Происхождение названия

Термин Галаха происходит от глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно»  (Пс.14:2).

В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. סמיכות‎, смихут) встречается в арамейском переводе ТаНаХа Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей»  (Исх.21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».

Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.

Источники Галахи

В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов

  1. Полученные объяснения ((ивр. פירושים מקובלים‎), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае;
  2. Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе. Их называют — Галаха, полученная Моше на Синае ((ивр. הלכה למשה מסיני‎) или сокращенно Галаха.
  3. Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы ((ивр. פירושים מחודשים‎).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую
  4. Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев, от нарушения законов Торе (ивр. גזירות‎)
  5. Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин ((ивр. תקנות‎)

Развитие Галахи

Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.

Согласно традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.

Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.

Ранний период

Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд.7:10,11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.

Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.

Период таннаев

Ранние учителя Галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иеhудой hа-Наси, стала основным текстом Галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.

Официальный статус в Государстве Израиль

В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.

Галаха и агада - сравнение

Все нижеприведенное описание условно!

Галаха

(от "hалах" - "ходить")
Законодательная часть еврейской
традиции

Агада

(от "hегед" - "рассказать")
Не-законодательная часть еврейской
традиции

Cодержит:

1. Законы, переданные по традиции.
2. Обсуждения законов и их деталей.
З. Принятие решений (там, где есть споры).
4. Постановления Мудрецов различных
поколений.
и т.д.

Содержит:

1. Моральные поучения - притчи.
2. Рассказы, "расширяющие" и
дополняющие Текст Торы.
З. Исторические сведения, истории
про Мудрецов Талмуда.
4. Объяснение смысла заповедей.
и т.д.

Цель:

Регламентировать (=Закон)

Цель:

Понять (= философия)

Характер:

1. Обязательна, предписывает

Характер:

1. Необязательна, советует, объясняет

2. Обща, одинакова для всех

2. Индивидуальна. каждый решает для себя, с учетом своих особенностей

З. В случае спора - требует принятия решения

З. В случае спора - противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения

4. "Внешность" иудаизма, поведение

4. "Внутренность" иудаизма, понимание

5. "Хлеб"

5. "Вино"

6. В области поведения занята минимумом, нормой

6. В области поведения занята максимумом, идеалом

См. также

Ссылки


Шаблон:Право


ar:هالاخاه bg:Халаха ca:Halacà cs:Halacha da:Halakhafa:هلاخا fi:Halakhaja:ハラーハー lt:Halacha lv:Halakha ms:Alaha nl:Halacha nn:Halakhá no:Halakhá pl:Halacha pt:Halachá ro:Halakhasr:Халаха sv:Halacha tl:Batas Hudyo tr:HalahaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация