Галиция (еврейский община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 23:27, 2 марта 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 03/01/2011
Файл:Galicia coa1.jpg
Герб Галиции в составе Австро-Венгрии в XIX веке

Гали́ция (также Галичина́ [1]) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) — историческая область в Центральной Европе.

Название получила от города Галич (укр. Галич), который был первой столицей Галицко-Волынского княжества.

Состоит из преимущественно польской Западной Галиции (главный город Краков) и преимущественно украинской Восточной Галиции (главный город Львов).

Содержание

Государственная принадлежность области

В разные исторические периоды Западная Галиция входила в состав:

  • Великой Моравии,
  • Польши - с середины X век по конец XVIII века
  • Варшавского герцогства - до 1918 г.
  • Австро-Венгрии - 1809—1815 г.г.
  • Польши - с 1918 года по настоящее время,
  • нацистского Генерал-губернаторства (Дистрикт Галиция) - 1939 — 1945г.г.

В разные исторические периоды Восточная Галиция входила в состав:

  • Великой Моравии,
  • Киевской Руси,
  • Галицко-Волынского княжества,
  • Польши,
  • Речи Посполитой,
  • Австро-Венгрии,
  • снова Польши,
  • Украинской ССР (СССР),
  • нацистского Генерал-губернаторства (Дистрикт Галиция),
  • ныне входит в состав Украины.

История

Центральными (столичными) городами Галиции в разное время были Галич (до ~1245), Хелм (Холм), Львов (с 1272).

  • 981 год — включена киевским князем Владимиром Великим в состав Руси.
  • 1087 год — образовано самостоятельное Галицкое княжество.
  • 1200 год — вошла в состав объединённого Галицко-Волынского княжества.

В результате длительной Пятидесятидвухлетней войны (с 1340 по 1392 год) между Польшей и Литвой, земли Галицко-Волынского княжества были разделены. Польское королевство получило:

  • Великое Княжество Литовское получило Волынь с Владимиром-Волынским и Луцком, Полесьем и частью Подолья[2].
  • 1434 г. из земель Галицко-Волынского княжества ?? король Владислав III Варненчик образовал Русское воеводство, административным центром которого стал город Львов.

Переход в состав Австро-Венгрии

Вследствие первого раздела Польши в 1772 часть галицких земель (80000 кв. км) вошла в состав владений Габсбургов — (впоследствии Австро-Венгрия) — с названием Королевство Галиции и Лодомерии и Великое Герцогство Краковское. В 1786 к Галиции присоединена Буковина, сделавшаяся австрийской с 1777 года. По третьему разделу Польши (1795) Австрии досталась северная часть Галиции до реки Буга, названная Западной Галицией, в отличие от прежде приобретенной Восточной Галиции[3]. 14 октября 1809 года в Шенбруннском дворце в Вене был подписан мирный договор, по которому Наполеон присоединил почти всю Западную Галицию с Краковом и Замостьский округ в Восточной Галиции (50000 кв. км и 1 1/2 млн. населения) к великому герцогству Варшавскому, а Тернопольский округ (9000 кв. км и 400000 жит.) отошел к России[3].

Венский конгресс 1815 года передал Западную Галицию царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи (русский император становился и польским королём), Тернопольский округ возвращен Австрии. Краков с округом признан самостоятельной республикой, но в 1846 она была упразднена, и Краков занят Австрией, а в 1849 году, с титулом великого герцогства, вошел в состав коронной земли Галиции, в том же году Буковина выделена в самостоятельную область австрийской короны[3].

Евреи Галиции до разделов Польши

В XI-XIII вв. евреи играли заметную роль в торговле между Западом с древнерусскими княжествами. К этому времени относится начало еврейского присутствия в Галиции, тогда - Галицком княжестве.

В XIV веке были основаны общины во Львове и Галиче. К концу XV века появились общины еще в 14 городах Галиции.

Развитие еврейских общин поощрялось королями и магнатами: первыми — ради пополнения казны за счет налоговых сборов; вторыми — главным образом для оживления торговли в подвластных им городах, что также вело к росту дохода вельмож.


Предприимчивость и деловые связи, а с начала XVI в. и хорошо налаженное самоуправление и юридическая автономия позволяли евреям Галиции противостоять неприязни христианского населения, нередко подстрекаемого духовенством.

С течением времени в руках евреев сосредоточился почти весь экспорт и импорт в области, а также транзит товаров из Турции, России и Германии, главным пунктом которого до конца XIX в. были Броды.

Евреи Галиции занимались различными ремеслами, иногда объединяясь в собственные ремесленные цеха (например, во Львове в начале XVII в.):

  • оптовой торговлей
  • розничной торговлей,
  • производством одежды, бытовых предметов, украшений, выделкой кожи и т. д.,

С течением времени евреи начали заниматься также:

  • предоставлением кредита для королевских кругов и шляхты,
  • откупом на взимание налогов и местных сборов (дорожных, мостовых и прочих),
  • арендой имений, земель, лесоразработок, мельниц, шинков и т. п., - этот новый род занятий объясняет необычно высокий процент сельских жителей среди евреев Галиции (к середине XVIII в.- около трети всего еврейского населения на востоке и примерно 40% на западе области).

Привлекая колонистов в новые поселения на арендуемых землях, евреи способствовали освоению края.

Вместе с тем, роль посредников между шляхтой и крестьянством делала евреев объектом презрения высокомерных господ и открытой ненависти низов, что с особой губительностью проявлялось во время междоусобиц магнатов и народных восстаний (см. Гайдамаки, Б. Хмельницкий).


Евреи Галиции в составе Австро-Венгрии

Переход под власть Австрии вначале мало сказался на социально-экономическом укладе еврейского населения Галиции. Законы о евреях 1772 – 1781 г.г. служили дальнейшему ограничению общинной автономии, начатому в 1764 г. роспуском Ваада четырех земель. Но в основном они были направлены на сокращение еврейского населения Галиции (запрет на въезд в Галицию евреев с состоянием менее чем в пять тысяч гульденов; закон о высылке из Галиции евреев, не способных платить налоги; запреты жениться не имеющим постоянного дохода, работать на заказчиков-христиан, лечить их и т. п.).


7 мая 1789 г. император Иосиф II издал «Указ о терпимости» для евреев Галиции, обобщающий статуты о евреях 1782 – 1789 г.г. Провозгласив уравнение евреев в правах с прочими гражданами, указ в то же время подтверждал и развивал прежние ограничительные законы (о браке, об иммиграции) и вводил ряд новых: увеличение подушной подати и брачного налога, запрет жить в деревнях и заниматься откупами, арендой, коробейничеством, шинкарством и т. д. В итоге, треть еврейского населения Галиции оказалась без средств к существованию и резко возросло число евреев в местечках и городах.


Указ вводил для евреев воинскую повинность, обязательное начальное образование на немецком языке, немецкие фамилии, подчинение государственному суду. Кагальное самоуправление в 141 общине Галиции заменялось властью трех (во Львове и Бродах — семи) выборных старост, утверждаемых правительством и ведающих лишь синагогами и благотворительностью. Раввины лишались права суда и херема, а число их сокращалось в Галиции до шести (по числу административных округов).


Таким образом, меры Иосифа II, предполагавшие не столько эмансипацию, сколько ассимиляцию евреев, на практике вели к разрушению привычного уклада их жизни, почти ничего не давая взамен. Намерения императора поощрять занятия евреев земледелием, работой на строительстве дорог и т. п. не реализовались из-за противодействия местных властей, а правовые послабления (свобода передвижения, разрешение жить вне еврейских кварталов и улиц и другие) были большей частью вскоре отменены.


Сверх коробочного сбора, в 1797 г. был введен обременительный свечной сбор — налог на субботние и праздничные свечи, который вплоть до 1848 г. служил цензом для участия в общинных выборах. Началось быстрое обнищание еврейского населения: в 1827 г. из пятидесяти тысяч трудоспособных мужчин-евреев Галиции менее 60% имели постоянный заработок (главным образом занятые в сферах торговли, промышленности, транспорта, услуг, а также представители свободных профессий).



XIX век

Духовная жизнь

Среди обездоленных масс еврейства все больше приверженцев находит хасидизм. В Галиции с 1772 г. главой этого движения становится Элимелех из Лежайска. Яростное преследование хасидов их противниками (митнагдим) и руководством общин постепенно сменилось мирным сожительством этих течений и даже сотрудничеством в защите религиозных устоев, традиционной учености и образования от угрозы ассимиляции и онемечивания. Особенно сблизила их борьба против организации в 1787 г. сети так называемых немецко-еврейских школ (закрыты в 1806 г.; в них даже не изучалась Библия), которыми ведал Г. Гомберг (1749–1841), поборник «берлинской» Хаскалы.


Подлинные успехи Хаскалы в Галиции относятся к 1815 – 1850 г.г., на которые приходится деятельность маскилим (поборников Хаскалы) Н. Крохмаля, Ш. И. Л. Рапопорта, М. Леттериса и других, близкого к ним Ц. Х. Хайеса, а также писателей М. М. Лефина, И. Перла, И. Эртера и других. В так называемых образцовых еврейских школах стремились к гармоничному сочетанию в учебных программах традиционных еврейских предметов с общеобразовательными.


Социальная и экономическая жизнь

Начатая в 1848 г. революционным австрийским парламентом (в нем было три депутата-еврея от Галиции) эмансипация евреев завершилась в 1867 г. (после периода реакции 1851 – 1859 г.г.). Стало непрерывно расти число евреев в общедоступных средних и высших школах, а также среди государственных служащих (к 1897 г. евреи составляли 58% прави­тельствен­ных чиновников и судей Галиции). В то же время расширилась сеть еврейских учебных заведений как традиционного, так и европейского типа (так называемые школы барона М. Гирша, с 1891 г.).


Состоятельные евреи становились банкирами, фабрикантами, нефтепромышленниками, крупными экспортерами и импортерами, торговцами нефтью, владельцами сельскохозяйственных имений. Расширился круг евреев-ассимиляторов — вначале приверженцев немецкой, а затем и польской культуры. Последние, используя свое влияние в большинстве общин, вплоть до 1907 г. проводили при поддержке поляков (прибегая нередко к грубому нажиму) своих кандидатов в парламент и местный сейм. Их депутаты действовали заодно с польскими, порой в ущерб прямым интересам еврейского населения.


Антисемитские выпады некоторых польских депутатов в парламенте и волна еврейских погромов (в Ходорове - 1897 г., в Тарнуве и ряде местечек и сел Западной Галиции - 1898 г., в Заболотове и других местах - 1903 г.) вскоре обнаружили несостоятельность этой угодливой политики. Борьбу с ассимиляторами вели ортодоксальные раввины, соперничавшие с ними в руководстве общин, и хасидские круги, сохранявшие влияние в народных массах.


Литература (в основном на иврите) против ассимиляции, появившаяся в 1860-х гг., с 70-х гг. обогащается выступлениями деятелей национальных течений в Хаскале, возникших главным образом под влиянием статей П. Смоленскина.

Эти выступления были, однако, встречены враждебно как ассимиляторами, так и руководителями ортодоксального иудаизма, в равной мере чуждыми идеям национального возрождения еврейского народа.

.

Тем не менее, уже в 1875 г. в Пшемысле возникло первое в Галиции общество содействия поселению евреев в Палестине, в 1880-е г.г. развернуло свою деятельность палестинофильское движение Ховевей Цион, а к концу XIX в. во Львове и окрестных городах появились сионистские организации.

В конце XIX – начале XX века, в результате конкуренции и экономического антисемитизма польского и украинского населения (бойкот еврейской торговли и ремесла), резко ухудшилось положение широких масс еврейства.

Массовая эмиграция (в 1887–1910 г.г. из Галиции эмигрировало 236 тыс. евреев), нищета и ущемление прав еврейского населения местными властями побудили сионистов с 1906 г. активно включиться во внутреннюю политическую жизнь Галиции. На выборах в парламент в 1907 г. прошли три депутата-сиониста во главе с их лидером А. Штандом. Вместе с депутатом от Буковины они учредили так называемый «еврейский клуб» в австрийском парламенте.


В конце XIX в. и начале XX в. в Галиции формировалось и еврейское рабочее движение, вначале в рамках Польской социалистической партии (ППС), затем как рабочее сионистское движение (первый съезд в Кракове, 1903 г.). На втором съезде в 1904 г. была образована партия Поалей Цион. Несколько еврейских организаций отделилось от ППС, основав в 1906 г. Еврейскую социал-демократическую партию (в 1920 г. вошла в Бунд). ППС ответила созданием еврейской секции, существовавшей до 1914 г.


XX век

Первая мировая война

В период Первой мировой войны территория Галиции стала театром боевых действий. К осени 1914 года в ходе Галицийской битвы российскими войсками была занята практически вся восточная часть Галиции и часть западной Галиции. Было создано Галицийское генерал-губернаторство.


В отношении лиц, которые подозревались в шпионаже в пользу Австро-Венгрии (особенно это касалось евреев), предпринимались репрессивные меры:

  • выселение в глубинные районы России,
  • взятие заложников,
  • запрещение передвижения в пределах генерал-губернаторства и др.

В 1914 - 1915 годах было административно выслано 1962 человека.

В 1915 г. было взято 554 (по другим данным - 700) заложников. Как правило, ими были предприниматели, директора банков, городские головы.

Объявлялось, что евреи берутся в заложники, поскольку по доносам евреев австрийские власти преследовали русинов за сотрудничество с российскими оккупационными властями.[4].

Галиция была оставлена российскими войсками в результате германского наступления. Для избежания мобилизации населения Галиции в австро-венгерскую армию командующий Юго-западным фронтом генерал Иванов издал приказ о высылке в Волынскую губернию всего мужского населения в возрасте от 18 до 50 лет. По данным печати, к августу 1915 г. в России было около 100 тыс. беженцев из Галиции.[5].

С началом Первой мировой войны десятки тысяч евреев бежали из Галиции в Венгрию, Богемию и Вену. Оставшиеся в Галиции евреи сильно пострадали в период русской оккупации края. Вслед за падением Габсбургской монархии (ноябрь 1918 г.) евреи Галиции оказались в зоне битв польских и украинских сил за власть. Польские войска, занявшие Львов 21 ноября 1918 г., устроили ряд кровавых погромов. В июле 1919 г. Галиция была присоединена к Польше, и евреи Галиции слились с польским еврейством, сохраняя, вместе с тем, формировавшуюся столетиями самобытность.


Своеобразная атмосфера галицийского еврейского местечка увековечена многими еврейскими писателями, и в первую очередь Ш. Й. Агноном. С. Ан-ский собрал и опубликовал много материалов по фольклору евреев Галиции, а также описал их бедственное положение в годы Первой мировой войны.

О евреях Галиции в период между двумя войнами и во время Второй мировой войны см. также Польша - еврейская община, Евреи СССР, Украина - еврейская община.

Между войнами

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., ознаменовавшего начало Второй мировой войны и начала Странной войны в Европе 17 сентября 1939 на территорию Польши были введены советские войска. В соответствии с Договором о дружбе и границе между СССР и Германией, Восточная Галиция и Западная Волынь были присоединены к СССР и после проведения формального референдума были включены в состав Украинской ССР. Начались «преобразования» с национализации крупных и средних предприятий, конфискации имущества крупных промышленников и землевладельцев, на практике в ряде мест превратившейся в реквизицию «всего у всех» местными активистами. Всего за до конца 1939 года было арестовано и привлечено без ареста по различным статьям включая уголовные 18260 человек (из них 5406 поляков, 2779 украинцев и 1439 евреев).

Кроме того, с приграничных территорий перемещались вглубь СССР и скопившиеся там беженцы из Германской оккупационной зоны — преимущественно евреи. До 2 июля 1940 вглубь СССР было направлено 83207 человек. [6] До конца 1940 на территории Западной Украины (уже включавшей присоединенную в июле 1940 Буковину и часть Бессарабии) было арестовано и привлечено без ареста по различным статьям включая уголовные 69517 человек (из них 15518 поляков 15024 украинцев 10924 евреев) из них чуть более 300 было приговорено к ВМН.

Галиция в период с 22 июня 1941 до весны 1944 года

С приходом немецких войск имели место антиеврейские акции, в результате которых погибли тысячи евреев, что стало началом уничтожения более миллиона евреев на территории Галиции (как местных так и депортированных из стран Европы). [7][8] В начале августа 1941 территория Галиции, была объявлена дистриктом Галиция.

30 июня 1943 года Руководитель СС и СД в Дистрикте Галиция отправляет отчет о практически полном «Решении еврейского вопроса в Галиции», где, в том числе, отдельно отмечалось участие украинской вспомогательной полиции в приобретении статуса «юде-фрай» (свободной от евреев) для этой территории. [9][10]

О евреях Галиции после Второй мировой войны см. Польша - еврейская община, Евреи СССР, Украина - еврейская община.

Примечания

  1. Ф. И. Свистун. Прикарпатская Русь подъ владѣніемъ Австріи. Львов, 1895-1896 (djvu)
  2. Александр Широкорад "Русь и Литва" // Галицкое Королевство. — Москва: "Вече", 2004. — С. 50, 52, 56-60, 83, 370.
  3. 3,0 3,1 3,2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. IBSN 5-88735-064-4 А.Ю. Бахтурина. Политика Российской империи в Восточной Галиции в годы Первой мировой войны, М. 2000, стр. 192-193
  5. IBSN 5-88735-064-4 А.Ю. Бахтурина. Политика Российской империи в Восточной Галиции в годы Первой мировой войны, М. 2000, стр. 182,189
  6. http://www.memo.ru/HISTORY/Polacy/filipp1.htm
  7. Martin Dean, Collaboration in the Holocaust: Crimes of the Local Police in Belorussia and Ukraine, 1941—1944 (London: Macmillan, 1999),
  8. 'Ukraine under Nazi Rule (1941—1944): Sources and Finding Aids [part 1 & part 2]' in: Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, vol. 45, nr. 1 & nr. 2, pp. 85-103, 273—309 , 1997
  9. Karel Berkhoff. Harvest of the Despair: Life and Death in the Ukraine under Nazi Rule. Cambridge / London: Harvard University Press, 2004
  10. in his final report on "The Solution of the Jewish Question in Galicia, " SS- Gruppenführer and General Lieutenant of the Police Fritz Katzmann singled out those who aided him in the difficult job of making the District of Galicia judenfrei. They were «the forces of the Security and Order Police, the Gendarmerie, the Special Service and the Ukrainian Police.» Kaztmann, SS- Gruppenführer und Generalleutnant der Polizei, "Lösung der Judenfrage in Galizien, " 30 Juni 1943, International Military Tribunal, Nьrnberg, German, USA Exhibit 277, L-18, p. 18

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация