Гамбург (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 26: Строка 26:
'''Гамбург''', город и порт в [[Германия|Германии]]. Расположен на обоих берегах Эльбы в 110 км от ее впадения в Северное море, в 1937 г. слился с городами Альтоной и Вандсбеком.  
'''Гамбург''', город и порт в [[Германия|Германии]]. Расположен на обоих берегах Эльбы в 110 км от ее впадения в Северное море, в 1937 г. слился с городами Альтоной и Вандсбеком.  
 +
== Первые поселенцы ==
 +
 +
Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были [[Марраны|марраны]], прибывшие в конце 16 в. из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].
 +
Среди них были финансисты (некоторые приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.), кораблестроители, коммерсанты-импортеры, ткачи и ювелиры.
-
Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были [[Марраны|марраны]], прибывшие в конце 16 в. из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].  
+
В Гамбурге марраны получили возможность открыто исповедовать [[Иудаизм|иудаизм]]. В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») [[Община Еврейская|община]].
 +
 
 +
Движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской (см. [[Сефарды]]) общины, уверенное в близком пришествии [[Мессия|Мессии]], назначило в 1666 г. общинные здания к продаже.
 +
 
 +
В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз, значительное число сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и [[Амстердам]].  
 +
 
 +
До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618–1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг.
 +
== Семнадцатый век ==
 +
 
 +
В начале 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-[[Ашкеназы|ашкеназам]]; с 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге.
 +
 
 +
Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований на [[Украина|Украине]] и в [[Польша|Польше]] (см. [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкий]]), прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь.
 +
 
 +
В 1656 г. здесь нашли убежище многие беженцы из Вильно (см. [[Вильнюс]]).
 +
 
 +
В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга объединились в конгрегацию, раввинат которой находился в Альтоне. Вскоре к ней присоединилась ашкеназская община Вандсбека.
 +
== Девятнадцатый век ==
 +
 
 +
Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда [[Наполеон I]] включил Гамбург в состав французской империи, и евреям города было приказано создать единую консисторию, объединяющую как сефардов, так и ашкеназов.  
-
Среди них были финансисты (некоторые приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.), кораблестроители, коммерсанты-импортеры, ткачи и ювелиры. В Гамбурге марраны получили возможность открыто исповедовать [[Иудаизм|иудаизм]]. В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») [[Община Еврейская|община]].
+
Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были [[Эйбеншюц|И. Эйбеншюц]], Иехезкель Каценеленбоген (?–1749), Рафаэль Кохен (1722–1803) и Цви Гирш Замош (1740–1807).  
-
Движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской (см. [[Сефарды]]) общины, уверенное в близком пришествии [[Мессия|Мессии]], назначило в 1666 г. общинные здания к продаже. В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз, значительное число сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и [[Амстердам]]. До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618–1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг.
+
В Гамбурге проживал также раввин, ученый и общественный деятель [[Эмден Яаков|Я. Эмден]].
-
В начале 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-[[Ашкеназы|ашкеназам]]; с 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге. Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований на [[Украина|Украине]] и в [[Польша|Польше]] (см. [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкий]]), прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь. В 1656 г. здесь нашли убежище многие беженцы из Вильно (см. [[Вильнюс]]). В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга объединились в конгрегацию, раввинат которой находился в Альтоне. Вскоре к ней присоединилась ашкеназская община Вандсбека.
+
Беспорядки [[Хеп-Хеп|хеп-хеп]] (1819) нанесли евреям Гамбурга значительный ущерб. В итоге борьбы за [[Эмансипация Евреев — Уравнение их в правах с остальным населением|эмансипацию]] немецких евреев, в которой активно участвовал и [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]] (уроженец Гамбурга), к 1850 г. евреи Гамбурга получили право гражданства.  
-
Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда [[Наполеон I]] включил Гамбург в состав французской империи, и евреям города было приказано создать единую консисторию, объединяющую как сефардов, так и ашкеназов. Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были [[Эйбеншюц|И. Эйбеншюц]], Иехезкель Каценеленбоген (?–1749), Рафаэль Кохен (1722–1803) и Цви Гирш Замош (1740–1807). В Гамбурге проживал также раввин, ученый и общественный деятель [[Эмден Яаков|Я. Эмден]].
+
Движение [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]], начавшееся в [[Берлин|Берлине]], распространилось и на Гамбург.  
-
Беспорядки [[Хеп-Хеп|хеп-хеп]] (1819) нанесли евреям Гамбурга значительный ущерб. В итоге борьбы за [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипацию]] немецких евреев, в которой активно участвовал и [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]] (уроженец Гамбурга), к 1850 г. евреи Гамбурга получили право гражданства. Движение [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]], начавшееся в [[Берлин|Берлине]], распространилось и на Гамбург. Реформистская синагога была открыта в Гамбурге в 1818 г., что вызвало ожесточенную полемику в кругах немецкого еврейства.
+
Реформистская синагога была открыта в Гамбурге в 1818 г., что вызвало ожесточенную полемику в кругах немецкого еврейства.
В разное время в Гамбурге жили философ [[Акоста|Уриэль Акоста]], раввин и ученый Иосеф Шломо Дельмедиго (см. [[Дельмедиго, семья]]), мемуаристка [[Гликель Из Хамельна|Гликель из Хамельна]], поэт [[Вессели|Н. Г. Вессели]], историк искусства А. Варбург (1866–1929), философ [[Кассирер, Эрнст|Э. Кассирер]], психолог [[Штерн, Вильям|В. Штерн]], судовладелец и государственный деятель Альберт Баллин (1857–1918), банкиры и общественные деятели из семьи [[Варбург]], финансист Карл Мельхиор (1871–1933).
В разное время в Гамбурге жили философ [[Акоста|Уриэль Акоста]], раввин и ученый Иосеф Шломо Дельмедиго (см. [[Дельмедиго, семья]]), мемуаристка [[Гликель Из Хамельна|Гликель из Хамельна]], поэт [[Вессели|Н. Г. Вессели]], историк искусства А. Варбург (1866–1929), философ [[Кассирер, Эрнст|Э. Кассирер]], психолог [[Штерн, Вильям|В. Штерн]], судовладелец и государственный деятель Альберт Баллин (1857–1918), банкиры и общественные деятели из семьи [[Варбург]], финансист Карл Мельхиор (1871–1933).

Версия 17:14, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Гамбург Сефардское кладбище в Альтоне. Фотография конца 19 в. Джуиш энциклопедия (1901–1912).


Гамбург, город и порт в Германии. Расположен на обоих берегах Эльбы в 110 км от ее впадения в Северное море, в 1937 г. слился с городами Альтоной и Вандсбеком.

Первые поселенцы

Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были марраны, прибывшие в конце 16 в. из Испании и Португалии.

Среди них были финансисты (некоторые приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.), кораблестроители, коммерсанты-импортеры, ткачи и ювелиры.

В Гамбурге марраны получили возможность открыто исповедовать иудаизм. В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») община.

Движение Саббатая Цви настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской (см. Сефарды) общины, уверенное в близком пришествии Мессии, назначило в 1666 г. общинные здания к продаже.

В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз, значительное число сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и Амстердам.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618–1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг.

Семнадцатый век

В начале 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-ашкеназам; с 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге.

Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований на Украине и в Польше (см. Б. Хмельницкий), прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь.

В 1656 г. здесь нашли убежище многие беженцы из Вильно (см. Вильнюс).

В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга объединились в конгрегацию, раввинат которой находился в Альтоне. Вскоре к ней присоединилась ашкеназская община Вандсбека.

Девятнадцатый век

Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда Наполеон I включил Гамбург в состав французской империи, и евреям города было приказано создать единую консисторию, объединяющую как сефардов, так и ашкеназов.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были И. Эйбеншюц, Иехезкель Каценеленбоген (?–1749), Рафаэль Кохен (1722–1803) и Цви Гирш Замош (1740–1807).

В Гамбурге проживал также раввин, ученый и общественный деятель Я. Эмден.

Беспорядки хеп-хеп (1819) нанесли евреям Гамбурга значительный ущерб. В итоге борьбы за эмансипацию немецких евреев, в которой активно участвовал и Г. Риссер (уроженец Гамбурга), к 1850 г. евреи Гамбурга получили право гражданства.

Движение реформизма в иудаизме, начавшееся в Берлине, распространилось и на Гамбург.

Реформистская синагога была открыта в Гамбурге в 1818 г., что вызвало ожесточенную полемику в кругах немецкого еврейства.

В разное время в Гамбурге жили философ Уриэль Акоста, раввин и ученый Иосеф Шломо Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья), мемуаристка Гликель из Хамельна, поэт Н. Г. Вессели, историк искусства А. Варбург (1866–1929), философ Э. Кассирер, психолог В. Штерн, судовладелец и государственный деятель Альберт Баллин (1857–1918), банкиры и общественные деятели из семьи Варбург, финансист Карл Мельхиор (1871–1933).

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите. В 1686 г. христианин Томас Розе основал в Гамбурге типографию, печатавшую книги на иврите. В 18 в. подобные типографии были основаны в Гамбурге и Альтоне евреями: наиболее значительная из них типография братьев Бонн, основанная в 1765 г., просуществовала до конца 19 века.

В начале 20 в. еврейская община Гамбурга занимала четвертое место по численности среди общин Германии (в 1900 г. — 17 949 человек). В 1933 г. в Гамбурге проживало около двадцати тысяч евреев (1,5% населения города). В 1933–37 гг., после прихода Гитлера к власти, из Гамбурга эмигрировало свыше пяти тысяч евреев. После «Хрустальной ночи» (с 9 на 10 ноября 1938 г.), во время которой было разграблено большинство синагог города, эмиграция значительно усилилась. В период Катастрофы погибло приблизительно 7800 евреев Гамбурга. Около города был создан концентрационный лагерь Нейенгамме.

3 мая 1945 г. Гамбург был занят британскими войсками. 18 сентября того же года возобновилась деятельность еврейской общины, которая вновь открыла дом престарелых, микве, больницу и восстановила еврейское кладбище. В Гамбурге активно действует отделение Союза еврейских студентов. К 1979 г. в Гамбурге насчитывалось 1375 евреев.

В 1990–2000 гг. происходил быстрый рост еврейского населения Гамбурга, как за счет переселения евреев из других городов Германии, так и благодаря массовой эмиграции в страну евреев из государств СНГ и стран Балтии. Например, в декабре 1994 г. еврейское население Гамбурга составляло 2359 человек, зарегистрированных в еврейской общине. В последующие годы численность еврейского населения увеличивалась еще стремительнее.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГАМБУРГ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация