Гамбург (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 10:28, 28 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Гамбург Сефардское кладбище в Альтоне. Фотография конца 19 в. Джуиш энциклопедия (1901–1912).


Гамбург - город в Гамбурге.

Содержание

Первые поселенцы

Первыми еврейскими поселенцами Гамбурга были марраны, прибывшие в конце 16 в. из Испании и Португалии.

Среди них были финансисты (некоторые приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.), кораблестроители, коммерсанты-импортеры, ткачи и ювелиры.

В Гамбурге марраны получили возможность открыто исповедовать иудаизм. В 1652 г. в Гамбурге была официально учреждена сефардская («португезская») община.

Движение Саббатая Цви настолько возбудило воображение евреев Гамбурга, что руководство сефардской (см. Сефарды) общины, уверенное в близком пришествии Мессии, назначило в 1666 г. общинные здания к продаже.

В 1697 г., когда налог, взимаемый с евреев Гамбурга, был увеличен в несколько раз, значительное число сефардских евреев переселилось из Гамбурга в Альтону и Амстердам.

XVII - XVIII вв.

В начале 17 в. в Альтоне и Вандсбеке, находившихся тогда под датским правлением, было разрешено селиться евреям-ашкеназам; с 1627 г. они начали селиться и в самом Гамбурге.

Некоторые евреи, бежавшие в 1648 г. от преследований на Украине и в Польше (см. Б. Хмельницкий), прибыли в Гамбург, где местные евреи оказали им помощь.

В 1656 г. здесь нашли убежище многие беженцы из Вильно (см. Вильнюс).

В 1671 г. ашкеназские общины Альтоны и Гамбурга объединились в конгрегацию, раввинат которой находился в Альтоне. Вскоре к ней присоединилась ашкеназская община Вандсбека.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618–1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были И. Эйбеншюц, Иехезкель Каценеленбоген (?–1749), Рафаэль Кохен (1722–1803) и Цви Гирш Замош (1740–1807).

В Гамбурге проживал также раввин, ученый и общественный деятель Я. Эмден.

Книгопечатание

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите. В 1686 г. христианин Томас Розе основал в Гамбурге типографию, печатавшую книги на иврите.

В 18 в. подобные типографии были основаны в Гамбурге и Альтоне евреями: наиболее значительная из них типография братьев Бонн, основанная в 1765 г., просуществовала до конца 19 века.

XIX в.

Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда Наполеон I включил Гамбург в состав французской империи, и евреям города было приказано создать единую консисторию, объединяющую как сефардов, так и ашкеназов.

Беспорядки хеп-хеп (1819) нанесли евреям Гамбурга значительный ущерб. В итоге борьбы за эмансипацию немецких евреев, в которой активно участвовал и Г. Риссер (уроженец Гамбурга), к 1850 г. евреи Гамбурга получили право гражданства.

Движение реформизма в иудаизме, начавшееся в Берлине, распространилось и на Гамбург.

Реформистская синагога была открыта в Гамбурге в 1818 г., что вызвало ожесточенную полемику в кругах немецкого еврейства.

В разное время в Гамбурге жили философ Уриэль Акоста, раввин и ученый Иосеф Шломо Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья), мемуаристка Гликель из Хамельна, поэт Н. Г. Вессели, историк искусства А. Варбург (1866–1929), философ Э. Кассирер, психолог В. Штерн, судовладелец и государственный деятель Альберт Баллин (1857–1918), банкиры и общественные деятели из семьи Варбург, финансист Карл Мельхиор (1871–1933).

XX в.

В начале 20 в. еврейская община Гамбурга занимала четвертое место по численности среди общин Германии (в 1900 г. — 17 949 человек).

В 1933 г. в Гамбурге проживало около двадцати тысяч евреев (1,5% населения города).

Приход нацистов к власти

В 1933–37 гг., после прихода Гитлера к власти, из Гамбурга эмигрировало свыше пяти тысяч евреев.

После «Хрустальной ночи» (с 9 на 10 ноября 1938 г.), во время которой было разграблено большинство синагог города, эмиграция значительно усилилась.

Период Катастрофы европейского еврейства

В период Катастрофы погибло приблизительно 7800 евреев Гамбурга.

Около города был создан концентрационный лагерь Нейенгамме.

Послевоенный период

3 мая 1945 г. Гамбург был занят британскими войсками.

18 сентября того же года возобновилась деятельность еврейской общины, которая вновь открыла дом престарелых, микве, больницу и восстановила еврейское кладбище.

В Гамбурге активно действует отделение Союза еврейских студентов. К 1979 г. в Гамбурге насчитывалось 1375 евреев.

Конец XX в. – 2000-e годы

В 1990–2000 гг. происходил быстрый рост еврейского населения Гамбурга, как за счет переселения евреев из других городов Германии, так и благодаря массовой эмиграции в страну евреев из государств СНГ и стран Балтии.

Например, в декабре 1994 г. еврейское население Гамбурга составляло 2359 человек, зарегистрированных в еврейской общине.

В последующие годы численность еврейского населения увеличивалась еще стремительнее.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГАМБУРГ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация