Герцль, Теодор

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Наталья (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на ej:Герцль, Теодор)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Герцль, Теодор]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  [[Файл:Herzl.jpg|thumb|right|200px|<CENTER>'''''Теодор Герцль'''''</CENTER>]]
+
-
'''Теодор Герцль''' ({{lang-de|Theodor Herzl}}; '''Биньямин Зеев'''; [[2 мая]] [[1860]], [[Будапешт]] — [[3 июля]] [[1904]], [[Эдлах]], [[Австрия]], похоронен в [[Иерусалим]]е) — основоположник идеологии политического [[сионизм]]а, [[провозвестник]] еврейского государства и создатель [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]].
+
-
 
+
-
В честь Теодора Герцля назван город [[Герцлия]].
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
Рос в [[Будапешт]]е в [[Ассимиляция (социология)|ассимилированной]] семье, не чуждой, однако, [[иудаизм|еврейским традициям]]. Мать, Жанетт Герцль (урожд. Диамант), приобщала сына к [[немецкий язык|немецкой культуре и языку]].
+
-
С детства имел склонность к литературе, писал стихи, создал ученический литературный кружок.
+
-
Будучи в гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет.
+
-
Чуткий к проявлениям [[Антисемитизм|антисемитизма]], Герцль оставил реальную гимназию, оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя.
+
-
В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, и Герцль поступил на юридический факультет Венского университета.
+
-
В 1881 г. стал членом немецкого студенческого общества Альбия, но в 1883 г. вышел из него в знак протеста против проявлений антисемитизма.
+
-
В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом.
+
-
 
+
-
Подобно многим евреям того времени, он был сторонником ассимиляции и полагал, что идеи прогресса заставят человечество избавиться от антисемитизма.
+
-
В то же время столкновения с действительностью подрывали веру в спасительную силу [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] и прогресса.
+
-
Тяжелое впечатление произвела на Герцля антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе» (1881).
+
-
 
+
-
В 1884 г. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга.
+
-
В автобиографических заметках (1898) Герцль писал: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи.
+
-
Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией''».<ref name="KE_Herzl">{{ЭЕЭ|11133|Герцль Теодор}}</ref>
+
-
С 1885 г. Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов.
+
-
Некоторые его пьесы имели настолько громкий успех на сценах австрийских театров, что в своё время Герцль считался одним из ведущих австрийских драматургов<ref>[http://www.zman.com/news/2011/05/23/102059.html Герцль и театр]</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1889]] Герцль женился на Юлии Нашауэр (Julie Naschauer) (1868—1907). Их супружеская жизнь, однако, не сложилась, поскольку жена не понимала и не разделяла взглядов Герцля.
+
-
 
+
-
С октября [[1891]] по июль [[1895]] Герцль работал корреспондентом влиятельной либеральной [[Вена|венской]] газеты «Neue Freie Presse» в [[Париж]]е.
+
-
В ней он публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции.
+
-
Свои взгляды на политику Герцль изложил в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов).
+
-
 
+
-
В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания.
+
-
Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».
+
-
 
+
-
Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в [[1894]] г. под влиянием [[Дело Дрейфуса|дела Дрейфуса]]. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого [[евреи|еврейского]] государства.
+
-
 
+
-
В июне 1895 г. Герцль обратился за поддержкой к барону [[Гирш, Морис де|Морису де Гиршу]]. Однако, встреча не принесла результатов. В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство]]». В своём дневнике Герцль писал: «''Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…''»<ref name="KE_Herzl" />
+
-
 
+
-
Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля [[1896]] года. В том же году были опубликованы её переводы с [[немецкий язык|немецкого]] на [[иврит]], [[Английский язык|английский]], [[французский язык|французский]], [[русский язык|русский]] и [[румынский язык|румынский]] языки.
+
-
 
+
-
Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону ([[Нордау, Макс|М. Нордау]], [[Зангвил, Израэл|И. Зангвил]]).
+
-
Однако многие участники движения [[Ховевей Цион]] в Восточной Европе и сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии и других стран (в большинстве — выходцы из Восточной Европы) восприняли идеи Герцля с огромным энтузиазмом и призвали его руководить группами, готовыми посвятить себя осуществлению этого плана.
+
-
 
+
-
Общение с ними убедило Герцля в том, что для еврейских масс представление о еврейском государстве неотделимо от [[Эрец-Исраэль]].
+
-
Так движение стало сионистским. Возглавив его, Герцль развернул энергичную политическую деятельность.
+
-
 
+
-
Для распространения идей сионизма Герцль основал, редактировал и финансировал еженедельную газету на немецком языке [[«Вельт Ди»|«Ди Вельт»]], первый номер которой вышел 4 июня 1897 г.
+
-
 
+
-
29–31 августа 1897 г. в Базеле состоялся 1-й [[Сионистские Конгрессы|Сионистский конгресс]]  .
+
-
 
+
-
Он принял программу сионистского движения ([[Базельская Программа|Базельская программа]]) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти.
+
-
 
+
-
В те дни Герцль писал: «Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: “В Базеле я создал Еврейское государство!”»
+
-
 
+
-
Деятельность Герцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Герцль замечает в дневнике, что, работая над книгой «Еврейское государство», он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности «Еврейского общества» и «Еврейской финансовой компании». Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Герцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея.
+
-
 
+
-
Впервые в истории еврейской диаспоры Герцль создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе.
+
-
 
+
-
Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восхищение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у таких противников его политической концепции, как Ахад-hа-Ам, который после 1-го Сионистского конгресса писал, что Герцль воплотил на рубеже 19 в. и 20 в. величие пророков древнего Израиля. Еврейские массы Европы видели в нем «царственного трибуна», призванного вернуть народу величие древности. В глазах неевреев появление Герцля разрушало стереотип еврея, веками создававшийся в христианском и мусульманском мире. Поэтому властелины держав — турецкий султан, германский кайзер, вельможи и министры, папа римский принимали молодого венского журналиста как признанного представителя всего еврейского народа, несмотря на то, что у него не было и не могло быть никаких полномочий и почти никакой общественной опоры. Созданная им Всемирная сионистская организация представляла собой вначале незначительное меньшинство в еврейском народе. Одухотворенный идеей еврейского государства, Герцль силой своей логики и убежденностью сумел уверить многих, что антисемитизм является не только страшным злом для евреев, но и тяжким недугом, который не перестанет точить европейское общество до тех пор, пока у еврейского народа не будет на земле своего уголка, где он смог бы вновь творить духовные ценности и обогащать, как и в прошлом, культуру всего мира.
+
-
 
+
-
Активная политическая деятельность, ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «''Почему мы дурачим себя?.. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу''». Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и [[3 июля]] [[1904]] г. Герцль скончался.
+
-
 
+
-
В [[завещание|завещании]] Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в [[Земля Израиля|Землю Израиля]]. Останки Герцля были доставлены из Австрии в [[Иерусалим]] первым полётом авиакомпании [[Эль-Аль]] 14 августа [[1949]] г., вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на [[гора Герцля|горе Герцля]] в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по [[еврейский календарь|еврейскому календарю]] 20-й день месяца [[таммуз (месяц)|таммуз]] отмечают в Израиле как национальный день его памяти.
+
-
 
+
-
После его смерти [[Жаботинский, Владимир|В. Жаботинский]] писал: «''И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!''»
+
-
 
+
-
Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь [[самоубийство]]м, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял [[христианство]], а после смерти сестры застрелился на её могиле в [[Бордо]] ([[Франция]]). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в [[нацизм|нацистском]] [[концлагерь|концлагере]] [[Терезин]].
+
-
 
+
-
Государство Израиль было провозглашено в мае 1948 г., лишь немногим позже той даты, которую предсказал Герцль после 1-го Сионистского конгресса.
+
-
 
+
-
[[Файл: 11133_L.jpg|thumb|250px|left|[[Герцль, Теодор]] Т. Герцль.]]
+
-
 
+
-
 
+
-
== Основатель и вождь сионистского движения ==
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
В своей книге ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat) Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство. Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.<ref name="KE_Herzl" />
+
-
 
+
-
[[Файл:Herzl-balcony.jpg|thumb|200px|[[Теодор Герцль]] в 1901 году на балконе отеля [[Отель «Les Trois Rois»|«Les Trois Rois»]] ([[Базель]]) во время очередного Сионистского конгресса]]
+
-
Вместе с [[Марморек, Оскар|Оскаром Мармореком]] и [[Нордау, Макс|Максом Нордау]] Герцль организовал [[Всемирный сионистский конгресс]] (26 по 29 августа [[1897]]) в [[Базель|Базеле]] и был избран президентом «[[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]]».
+
-
 
+
-
Принятая там [[Базельская программа]] была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором [[Вильгельм II (германский император)|Вильгельмом II]] и турецким [[султан]]ом [[Абдул-Хамид II|Абдул-Гамидом II]]) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания государства [[Израиль]] (в [[1948]] г.). В [[1897]] Герцль опубликовал пьесу «''Новое гетто''» и создал в Вене «''Die Welt''», ежемесячник сионистского движения.
+
-
 
+
-
В [[1899]] Герцль создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в [[Палестина|Палестине]], которая тогда была частью [[Османская империя|Османской империи]]. [[Великобритания]] предложила Герцлю как представителю Всемирной сионистской организации землю в Британской Восточной Африке (часть территории современной [[Кения|Кении]] под названием Уганда; не путать с современным [[Уганда|государством Уганда]]) для организации там еврейского государства (так называемый [[план Уганды]]). Герцль сам готов был принять данное предложение, но этому воспротивились другие активисты движения в том числе весьма близкие к Герцлю. Угандийские планы провалились из-за того, что большинство сионистов рассматривали как возможную территорию для еврейского государства только Палестину; кроме того, представители конгресса сочли предложенную британским министром колоний [[Чемберлен, Джозеф|Джозефом Чемберленом]] территорию как непригодную для поселения.
+
-
 
+
-
[[Файл:Theodor Herzl Grab 20032005.JPG|thumb|right|200px|<CENTER>''могила '''Теодора Герцля'''''</CENTER>]]
+
-
В [[1900]] Герцль опубликовал «''Философские рассказы''». В своём [[Утопия|утопическом]] романе на немецком языке «''Altneuland''» («Старая новая земля» [[1902]], позже [[Соколов, Нахум|Нахумом Соколовым]] он был переведён на [[иврит]]), Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине. Герцль не предвидел [[Израильско-палестинский конфликт|арабско-еврейских конфликтов]] и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине [[арабы]] будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался ''Тель-Авив'' (то есть «весенний холм», название [[библия|библейского]] поселения); название будущего города [[Тель-Авив]] было навеяно романом Герцля.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{commons|Theodor Herzl}}
+
-
* {{ЭЕЭ|11133|Герцль Теодор}}
+
-
* [http://www.il4u.org.il/Keren/Library/History/HistoryStateOfIsrael/Herzl.htm Теодор (Биньямин Зеев) Герцль (1860—1904)]
+
-
* [http://www.rjews.net/gazeta/Lib/Hertzel/hertzel0.html Биография на русском языке]
+
-
* [http://www.booknik.ru/context/?id=26575 Статья. Сионизм как сублимация дендизма. Известный неизвестный Герцль.]
+
-
* [http://www.booknik.ru/reviews/non-fiction/?id=27775 Рецензия на книгу Теодора Герцля «Еврейское государство: Опыт современного решения еврейского вопроса».]
+
-
 
+
-
{{Сионизм}}
+
-
{{Выдающиеся деятели сионизма}}
+
-
{{ElevenCopyRight|11133|ГЕРЦЛЬ Теодор}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Сионизм]]
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Сионизм]]
+
-
[[Категория:Персоналии:Сионизм]]
+
-
[[Категория:Персоналии:История Израиля]]
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[af:Theodor Herzl]]
+
-
[[ar:ثيودور هرتزل]]
+
-
[[az:Teodor Hertsl]]
+
-
[[bg:Теодор Херцел]]
+
-
[[bs:Theodore Herzl]]
+
-
[[ca:Theodor Herzl]]
+
-
[[cs:Theodor Herzl]]
+
-
[[da:Theodor Herzl]]
+
-
[[de:Theodor Herzl]]
+
-
[[el:Τέοντορ Χερτσλ]]
+
-
[[en:Theodor Herzl]]
+
-
[[eo:Theodor Herzl]]
+
-
[[es:Theodor Herzl]]
+
-
[[et:Theodor Herzl]]
+
-
[[eu:Theodor Herzl]]
+
-
[[fa:تئودور هرتسل]]
+
-
[[fi:Theodor Herzl]]
+
-
[[fr:Theodor Herzl]]
+
-
[[gl:Theodor Herzl]]
+
-
[[he:בנימין זאב הרצל]]
+
-
[[hu:Herzl Tivadar]]
+
-
[[id:Theodor Herzl]]
+
-
[[it:Theodor Herzl]]
+
-
[[ja:テーオドール・ヘルツル]]
+
-
[[ka:თეოდორ ჰერცლი]]
+
-
[[kab:Theodor Herzl]]
+
-
[[ko:테오도어 헤르츨]]
+
-
[[la:Theodorus Herzl]]
+
-
[[lad:Theodor Herzl]]
+
-
[[lv:Teodors Hercls]]
+
-
[[ms:Theodor Herzl]]
+
-
[[nl:Theodor Herzl]]
+
-
[[nn:Theodor Herzl]]
+
-
[[no:Theodor Herzl]]
+
-
[[pl:Theodor Herzl]]
+
-
[[pt:Theodor Herzl]]
+
-
[[ro:Theodor Herzl]]
+
-
[[sk:Theodor Herzl]]
+
-
[[sq:Theodor Herzl]]
+
-
[[sv:Theodor Herzl]]
+
-
[[tr:Theodor Herzl]]
+
-
[[uk:Теодор Герцль]]
+
-
[[yi:בנימין זאב הערצל]]
+
-
[[zh:西奥多·赫茨尔]]{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:26, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Герцль, Теодор
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация