Гершом бен Иеhуда из Майнца, "Светоч Диаспоры"

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
}}   
}}   
-
Рабейну '''Гершом бен Иеhуда''' из Майнца, по прозвищу '''Меор hа-гола''' (Светоч рассеяния) (около [[960]], [[Метц]]—[[1028]]?) — [[талмуд]]ист средневековой [[Германия|Германии]], духовный основатель [[ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].
+
Рабейну '''Гершом бен Иеhуда''' из Майнца, по прозвищу '''Меор hа-гола''' ('''Светоч диаспоры''') (около [[960]], [[Метц]]—[[1028]], Майнц ?) — [[талмуд]]ист средневековой [[Германия|Германии]], духовный основатель [[ашкеназы|ашкеназского]] направления в [[Галаха|Галахе]].
-
{{История иудаизма|имя=|960|68}}
+
{{История иудаизма|имя= Гершом бен Иеhуда из Майнца|960|68}}
-
== Биография ==
+
== Биография и учителя==
-
Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола (родился, по-видимому, в 960 г., Метц, – умер в 1028 г.?), талмудист средневековой Германии, духовный отец ашкеназского (см. Ашкеназы) направления в Галахе. Сведения о жизни Гершома бен Иехуды крайне скудны и имеют большей частью легендарный характер. Неизвестно, когда Гершом бен Иехуда переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву. Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием.
+
-
==Учителя==
+
Сведения о жизни Гершома бен Иеhуды крайне скудны. Неизвестно, когда он переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву.
-
Учился у последних [[гаон]]ов [[Вавилон]]ии. В [[Константинополь|Константинополе]] прославился, как выдающийся ювелир. Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, [[Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин]], который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы.  
+
 
 +
Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием.
 +
 
 +
Учился у последних [[гаон]]ов [[Вавилон]]ии.  
 +
 
 +
В [[Константинополь|Константинополе]] прославился, как выдающийся ювелир.  
 +
 
 +
Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.
 +
 
 +
В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, [[Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин]], который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы.  
== Ученики ==
== Ученики ==
-
Создал [[иешива|иешиву]] в [[Майнц]]е, который стал духовным центром еврейства Германии.
+
 
 +
Создал [[иешива|иешиву]] в [[Майнц]]е, которая стала духовным центром еврейства Германии.
 +
 
Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — [[Элиэзер бен Ицхак из Вормса]] (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), [[Яаков бен Якар]] (умер в 1064 г.) и [[Ицхак бен Иехуда]] из Майнца (двое последних — учителя [[Раши]]).  
Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — [[Элиэзер бен Ицхак из Вормса]] (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), [[Яаков бен Якар]] (умер в 1064 г.) и [[Ицхак бен Иехуда]] из Майнца (двое последних — учителя [[Раши]]).  
-
==Деятельность==
+
== Постановления ==
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[такканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины ([[Херем]]). Из них наиболее известны:  
Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда [[такканот]], нарушение которых каралось отлучением от общины ([[Херем]]). Из них наиболее известны:  
Строка 36: Строка 46:
*запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда;  
*запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда;  
*запрет читать чужую переписку.
*запрет читать чужую переписку.
 +
 +
==Другая еятельность==
Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], тосафистов ([[Тосафот]]), [[Меира бен Баруха из Ротенбурга]] и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.  
Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе [[Раши]], тосафистов ([[Тосафот]]), [[Меира бен Баруха из Ротенбурга]] и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.  
-
Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иехуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).
+
Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иеhуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).
 +
 
 +
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иеhуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом».  
-
По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иехуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом». Гершом бен Иехуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.
+
Гершом бен Иеhуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.

Версия 09:15, 22 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Рабейну Гершом бен Иеhуда из Майнца, по прозвищу Меор hа-гола (Светоч диаспоры) (около 960, Метц—1028, Майнц ?) — талмудист средневековой Германии, духовный основатель ашкеназского направления в Галахе.

Время деятельности Гершом бен Иеhуда из Майнца в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Содержание

Биография и учителя

Сведения о жизни Гершома бен Иеhуды крайне скудны. Неизвестно, когда он переселился в Майнц и в какие годы возглавлял там иешиву.

Предполагается, что плита, обнаруженная на старом еврейском кладбище в Майнце, на которой уцелели слова: «Твердыня воздвигнута в память рабби Гершома сына рабби..», — является его надгробием.

Учился у последних гаонов Вавилонии.

В Константинополе прославился, как выдающийся ювелир.

Из-за навета был вынужден бежать из Константинополя и обосноваться на родине.

В трудах раббену Гершома упомянут только один из его учителей, Иехуда бен Меир hа-Кохен Леонтин, который в последний период жизни стоял во главе майнцкой иешивы.

Ученики

Создал иешиву в Майнце, которая стала духовным центром еврейства Германии.

Наиболее известные ученики Гершома бен Иехуды — Элиэзер бен Ицхак из Вормса (он же Элиэзер hа-Гадол, то есть Великий), Яаков бен Якар (умер в 1064 г.) и Ицхак бен Иехуда из Майнца (двое последних — учителя Раши).

Постановления

Традиция приписывает Гершому бен Иехуде установление ряда такканот, нарушение которых каралось отлучением от общины (Херем). Из них наиболее известны:

  • запрет многоженства;
  • запрет развода против воли жены;
  • запрет укорять в отступничестве лиц, изменивших вере по принуждению, а затем вернувшихся к еврейству;
  • запрещение каких-либо отступлений от установленного текста Талмуда;
  • запрет читать чужую переписку.

Другая еятельность

Галахические решения и респонсы Гершома бен Иехуды (большей частью по вопросам гражданского права) приводятся в трудах средневековых еврейских ученых Франции и Германии, в том числе Раши, тосафистов (Тосафот), Меира бен Баруха из Ротенбурга и почти всех кодификаторов Галахи. Как правило, раббену Гершом обосновывал свои решения исключительно Торой и Талмудом и лишь изредка ссылался на мнения ранних гаонов. Судя по трудам Гершома бен Иехуды, он был знаком с гражданским правом Германии тех лет и испытал его влияние.

Постановления раббену Гершома принимались беспрекословно на протяжении нескольких веков, особенно учеными Франции и Германии, и оказали заметное влияние на развитие Галахи в этих странах. О почете, которым пользовался Гершом бен Иехуда у последующих поколений ученых, свидетельствует определение, данное ему Раши: «раббену Гершом... просветливший глаза всей диаспоры, на мнения которого мы все опираемся и учениками учеников которого является все еврейство, рассеянное в странах Германии и Рима». Отсюда, по-видимому, и почетный титул Гершома бен Иеhуды — Меор hа-Гола (Светоч Диаспоры).

По намекам, имеющимся в комментариях Раши и тосафистов к некоторым трактатам Талмуда (Раши к Сук. 40а; тосафот к Мен. 70а), Гершом бен Иеhуда уточнил текст Мишны и изготовил ее исправленный список. Такое же внимание уделил раббену Гершом Большой масоре, которая с его исправлениями часто упоминается в раввинистических источниках как «Большая масора, которую написал раббену Гершом».

Гершом бен Иеhуда является автором ряда слихот и пиютим, в которых сказалась скорбь по поводу страданий и гонений, выпавших на долю евреев его времени. Наиболее известен его пиют «Зхор брит» («Помни Завет»), во многих ашкеназских общинах включаемый в слихот кануна Рош hа-Шана.


Ссылки

pt:Guershom ben Juda

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕРШОМ БЕН ИЕХУДА МЕОР hа-ГОЛА в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках