Гилельс, Эмиль Григорьевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 15: Строка 15:
| Подпись        =  
| Подпись        =  
| Полное_имя      =  
| Полное_имя      =  
-
| Дата_рождения  = [[19 октября]] [[1916]]
+
| Дата_рождения  = 19 октября 1916
| Место_рождения  = [[Одесса]]
| Место_рождения  = [[Одесса]]
-
| Дата_смерти    = [[14 октября]] [[1985]]
+
| Дата_смерти    = 14 октября 1985
| Место_смерти    = [[Москва]]
| Место_смерти    = [[Москва]]
| Годы            =  
| Годы            =  
Строка 38: Строка 38:
}}
}}
-
'''Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс''' ([[19 октября]] [[1916]], [[Одесса]] — [[14 октября]] [[1985]], [[Москва]]) — педагог, советский пианист, один из величайших пианистов XX века.
+
'''Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс''' (19 октября 1916, [[Одесса]] — 14 октября 1985, [[Москва]]) — педагог, советский пианист, один из величайших пианистов XX века.
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в музыкальной еврейской семье в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был [[Ткач, Яков|Яков Ткач]] (учился у него в 1921–1929 гг.). Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае [[1929 год]]а, исполняя сочинения [[Лист, Ференц|Листа]], [[Шопен, Фредерик|Шопена]], [[Скарлатти, Доменико|Скарлатти]] и других композиторов. В [[1930 год]]у Гилельс поступает в [[Одесская консерватория|Одесский Институт музыки]] (ныне [[Одесская консерватория]]) в класс [[Рейнгбальд, Берта Михайловна|Берты Рейнгбальд]](1897–1944) (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора [[Вилинский, Николай Николаевич|Н.Н.Вилинского]]), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], который одобрительно отзывается об его исполнении.  
+
Родился в музыкальной еврейской семье в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был [[Ткач, Яков|Яков Ткач]] (учился у него в 1921–1929 гг.). Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае [[1929 год]]а, исполняя сочинения [[Лист, Ференц|Листа]], [[Шопен, Фредерик|Шопена]], [[Скарлатти, Доменико|Скарлатти]] и других композиторов. В [[1930 год]]у Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс [[Рейнгбальд, Берта Михайловна|Берты Рейнгбальд]](1897–1944) (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора [[Вилинский, Николай Николаевич|Н.Н.Вилинского]]), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с [[Рубинштейн, Артур|Артуром Рубинштейном]], который одобрительно отзывается об его исполнении.  
   
   
-
Известность пришла к музыканту после его победы в [[1933 год]]у на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в [[1935]], Гилельс поступил в аспирантуру [[Московская государственная консерватория|Московской консерватории]] в класс [[Нейгауз, Генрих Густавович|Генриха Нейгауза]].  
+
Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс [[Нейгауз, Генрих Густавович|Генриха Нейгауза]].  
В 1931 г. участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов.
В 1931 г. участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов.
Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы. С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков. И. Смородинова. В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее врачей-вредителей (см. [[Врачей Дело|Врачей дело]]).
Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы. С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков. И. Смородинова. В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее врачей-вредителей (см. [[Врачей Дело|Врачей дело]]).
Строка 53: Строка 53:
== Годы Второй мировой войны ==
== Годы Второй мировой войны ==
-
В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью [[1943 год]]а дал концерты в [[Блокада Ленинграда|блокадном Ленинграде]], после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой [[Гилельс, Елизавета Григорьевна|Елизаветой Гилельс]], а также с Яковом Флиером. В [[1945 год]]у сформировал фортепианное трио вместе с [[Коган, Леонид Борисович|Леонидом Коганом]] (скрипка) и [[Ростропович, Мстислав Леопольдович|Мстиславом Ростроповичем]] (виолончель), а в [[1947]] — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в [[Италия|Италии]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Франция|Франции]] и странах [[Скандинавия|Скандинавии]].  
+
В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой [[Гилельс, Елизавета Григорьевна|Елизаветой Гилельс]], а также с Яковом Флиером. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с [[Коган, Леонид Борисович|Леонидом Коганом]] (скрипка) и [[Ростропович, Мстислав Леопольдович|Мстиславом Ростроповичем]] (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в [[Италия|Италии]], [[Швейцария|Швейцарии]], [[Франция|Франции]] и странах [[Скандинавия|Скандинавии]].  
== 50-е годы ==
== 50-е годы ==
С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами.
С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами.
-
В [[1955]] пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт [[Чайковский, Пётр Ильич|Чайковского]] с [[Филадельфийский оркестр|Филадельфийским оркестром]] под управлением [[Орманди, Юджин|Юджина Орманди]], а вскоре дал сольный концерт в [[Карнеги-холл]]е, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В [[1973]] г. он был удостоен [[Премия Роберта Шумана|Премии Роберта Шумана]] (ГДР). В [[1981 год]]у после одного из концертов в [[Амстердам]]е у него случился [[инфаркт]], от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре [[1985]] в [[Хельсинки]].
+
В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт [[Чайковский, Пётр Ильич|Чайковского]] с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в [[Карнеги-холл]]е, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в [[Амстердам]]е у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в [[Хельсинки]].
== Творчество ==
== Творчество ==
Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века.
Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века.
-
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи [[Музыка эпохи барокко|барокко]] ([[Бах, Иоганн Себастьян|Иоганн Себастьян Бах]], [[Скарлатти, Доменико|Доменико Скарлатти]]) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения [[Бетховен, Людвиг ван|Бетховена]]. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.
+
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.
В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу.
В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу.
-
Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, [[Шостакович, Дмитрий Дмитриевич|Д. Шостаковича]] и [[Вайнберг, Моисей Самуилович|М. Вайнберга]]. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, [[Владигеров, Панчо|П. Владигерова]].   
+
Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и [[Вайнберг, Моисей Самуилович|М. Вайнберга]]. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, [[Владигеров, Панчо|П. Владигерова]].   
Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), [[Елена Гилельс]].
Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), [[Елена Гилельс]].
-
За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — [[Сталинская премия]] ([[1946]]), звание [[Народный артист СССР|Народного артиста СССР]] ([[1954]])<ref>Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 год</ref>, два [[Орден Ленина|Ордена Ленина]] ([[1961]], [[1966]]), [[Ленинская премия]] ([[1962]]), французский Орден заслуг в культуре и искусстве ([[1967]]), бельгийский Орден Леопольда ([[1968]]) и др.
+
За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — [[Сталинская премия]] (1946), звание Народного артиста СССР (1954)<ref>Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 год</ref>, два Ордена Ленина (1961, 1966), Ленинская премия (1962), французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968) и др.
Был почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980).
Был почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980).
-
С [[1938]] по [[1974]] год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с [[1952]] — профессор), среди его учеников наиболее известны [[Афанасьев, Валерий Павлович|Валерий Афанасьев]] и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх [[Международный конкурс имени П. И. Чайковского|Международных конкурсах им. П. И. Чайковского]] ([[1958]], [[1962]], [[1966]], [[1970]]).
+
С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёхМеждународных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).
== Семья ==
== Семья ==

Версия 22:21, 1 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Эмиль Григорьевич Гилельс
Дата рождения

19 октября 1916

Место рождения

Одесса

Дата смерти

14 октября 1985

Место смерти

Москва

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

исполнитель, педагог

Инструменты

фортепиано

Награды
Файл:Hero of Socialist Labor medal.png
Орден Ленина | | Орден Ленина | | Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени | | Файл:Order friendship of peoples rib.png | | Файл:Order badge of honor rib.png
Народный артист СССР— 1954 | | Сталинская премия — 1946 | | Файл:Medal Lenin Prize.png
www.emilgilels.com

Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс (19 октября 1916, Одесса — 14 октября 1985, Москва) — педагог, советский пианист, один из величайших пианистов XX века.

Содержание

Биография

Родился в музыкальной еврейской семье в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был Яков Ткач (учился у него в 1921–1929 гг.). Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд(1897–1944) (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора Н.Н.Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.


Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. В 1931 г. участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов. Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы. С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков. И. Смородинова. В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее врачей-вредителей (см. Врачей дело). Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

Годы Второй мировой войны

В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс, а также с Яковом Флиером. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии.

50-е годы

С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами. В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в Хельсинки.

Творчество

Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля. В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу. Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, П. Владигерова.

Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), Елена Гилельс.


За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — Сталинская премия (1946), звание Народного артиста СССР (1954)[1], два Ордена Ленина (1961, 1966), Ленинская премия (1962), французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968) и др. Был почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980).

С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёхМеждународных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Семья

Елена Эмильевна Гилельс (1948–1996) — пианистка. Дочь Э. Гилельса. Окончила Московскую консерваторию по классу Я. Флиера. Лауреат Международного конкурса в Монтевидео (1972).


Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 год

Библиография

  • Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. — М.: Музыка, 1990;

Ссылки

Файл:Hero of Socialist Labor medal.png  Гилельс, Эмиль Григорьевич на сайте «Герои страны»


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГИЛЕЛЬС Эмиль в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация